Скачать 381.37 Kb.
|
ГОУ ВПО Московский государственный областной гуманитарный институт Факультет повышения квалификации Проект по теме: Разработка учебного проекта «Геометрия вокруг нас»
Орехово-Зуево, 2012 Содержание
- Общая характеристика метода проектов……………………..4-5 - Методика осуществления проекта……………………………6-7
- Разработка проекта «Геометрические кружева» по курсу геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных школ……….8-12 - Примерные темы и проблемные вопросы проекта «Геометрия вокруг нас»……………………………………13-14 - Рекомендации по организации самостоятельной деятельности учащихся в ходе реализации проекта………………………...15
- Памятка для учащихся по поиску информации в сети Интернет - План работы над проектом - Лист планирования работы в группе - Лист самооценки - Критерии оценивания работы в проекте «Геометрия вокруг нас» - Результаты работы учащихся над проектом «Геометрические кружева» Введение Одной из главных целей школьного образования становится формирование у учащихся умения учиться, то есть развитие способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Воспитать такого ученика может учитель, владеющий современными образовательными технологиями, инновационными формами и методами обучения. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающегося в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Применение метода проектов в обучении геометрии помогает формированию и развитию устойчивого интереса к предмету, развитию активности учащихся, способствующей формированию навыков самообразования, творчества, инициативы. Деятельность учащихся в рамках проекта опирается на предыдущий жизненный опыт учащихся, доступные для них формы деятельности. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Метод проектов – мощное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Метод проектов универсален, поэтому я применяю его и на уроках математики, и во внеурочной деятельности по предмету. Учащиеся отмечают, что работа над проектом способствует проявлению самостоятельности, независимости, творчества. Их привлекает активная, равноправная позиция в учебном процессе. Настоящая работа – результат моего педагогического опыта, практической реализации метода учебного проекта. Цель работы: разработать учебный проект «Геометрия вокруг нас». Задачи: - представить методику учебного проекта Н.Ю. Пахомовой; - разработать учебный проект «Геометрические кружева» по курсу «Геометрия» для учащихся 7 класса общеобразовательных школ; - проанализировать трудности, возникающие в процессе реализации проекта и составить рекомендации по их решению. Теоретическая часть Общая характеристика метода проектов Проект – это - замысел, план; предварительный текст какого-либо документа; - специально организованный и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными в принятии решений и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое знание и приобретая учебный и жизненный опыт. Метод проектов опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, отвечает требованию системности (т.е. представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций). Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям любой учебной дисциплины, а потому универсален. Использование метода проектов в школьной практике имеет следующую целевую ориентацию:
Основные требования к использованию метода проектов:
Таким образом, можно выделить основные этапы проекта:
Формы организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении могут быть представлена по следующим основаниям: • видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения); • содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; • количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); • длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта; • дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр. Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Примеры некоторых форм продуктов проектной деятельности: web-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, сказка, справочник, учебное пособие и т.д. Также необходимо выбрать форму презентации проекта. Это может быть, например, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических персонажей, игра с залом, научный доклад, реклама, соревнование, спектакль, экскурсия и т.д. Два плана учебного проекта
Методика осуществления проекта Методический анализ учебного проекта и его описание можно сделать по единой схеме. Это облегчит работу учителя по подготовке и реализации проекта и представлению его коллегам. Методический паспорт учебного проекта Адресация
Обеспечение
Предполагаемые приращения
- самостоятельной работы (с источниками информации, инструментами, технологиями) -самостоятельного принятия решений -коммуникативности (в информационном обмене, ролевом взаимодействии) -мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании и др.) -самоанализа и рефлексии
Статус учебного проекта
Этапы работы методом проектов
Практическая часть Разработка проекта «Геометрия вокруг нас» Методическое представление
Введение Идея этого проекта пришла ко мне во время изучения с семиклассниками темы «Деление окружности на равные части». Они обратили внимание, что в природе, окружающих нас предметах, зданиях много элементов, в основе которых лежит принцип деления окружности на равные части. Мои ученики привели примеры фрагментов ворот, ограды парка, окон в городах Ликино-Дулево и Орехово-Зуево, показали рисунки и фотографии в учебнике истории, попытались воспроизвести эти узоры. Так как геометрические построения сами по себе интересны учащимся, я решила реализовать эту тему для создания орнаментов и узоров в учебном проекте «Геометрические кружева». В ходе проекта учащиеся получили новые знания по геометрии, истории математики, познакомились с традициями в архитектуре. Практические навыки пригодятся им на уроках геометрии и технической графики. Проект дал возможность каждому ученику применить свои знания и умения, раскрыть свои способности и возможности. Общим итогом стали композиции, созданные учащимися на основе приближенных способов построения правильных многоугольников; памятка-чертеж «Деление окружности на равные части», подборка задач на построение. Методический паспорт проекта Предмет: геометрия (факультативный курс «Задачи на построение») Тема: Окружность. Деление окружности на равные части. Класс:7 Тип проекта: творческий, практико-ориентированный; Время выполнения проекта: 4 недели Режим работы: урочно-внеурочный; уроки геометрии (повторение учебного материала и контроль знаний), 4 занятия факультатива «Задачи на построение»; внеурочная деятельность (домашние задания и консультации) Результат: наглядный (эскизы оконных витражей, решеток и ворот) и дидактический материал (задачи на построение) по геометрии. Цели: Образовательные: знать определения окружности и ее элементов, правильного многоугольника и свойства его сторон и углов; уметь выполнять построения с помощью циркуля и линейки середины отрезка, параллельных и перпендикулярных прямых, правильных многоугольников. Развивающие: развивать фантазию, наблюдательность, умение анализировать и находить практическое применение изученным свойствам геометрических фигур; развивать речевые умения, математическое мышление; расширять кругозор. Воспитательные: воспитывать уважение к чужому мнению и доброжелательность к работе и усилиям одноклассников; умение работать в группе, давать объективную оценку собственным и чужим результатам; воспитывать аккуратность и эстетический вкус. Обеспечение: домашние компьютеры и компьютерный класс школы с выходом в Интернет; школьная библиотека; библиотека ДК «Тонар»; учебник геометрии для учащихся 7-9 классов и учебник черчения для учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ; мультимедийный проектор, сканер, принтер; дополнительно привлекаемые специалисты: учителя технологии, информатики, истории. Для работы над проектом учащиеся должны знать: - определения окружности, радиуса, хорды, диаметра, дуги, правильного многоугольника; - теоремы о двух прямых, перпендикулярных третьей; о длине перпендикуляра, проведенного из данной точки к данной прямой; уметь: - решать основные задачи на построение (построение середины отрезка; параллельных и перпендикулярных прямых; угла, равного данному; биссектрисы угла); - выполнять построения с помощью циркуля и линейки на нелинованной бумаге; - работать с поисковыми системами Интернет; - создавать презентации с помощью программы Power Point; - обрабатывать изображения с помощью программы Picture Manager. Мотивация к работе: - возможность представить результаты своего труда; - самостоятельность в организации своей деятельности; - самореализация; - личное участие в ролевой деятельности, коллективной работе; - применение знаний и умений для решения конкретной практической задачи и получение новых знаний. Предполагаемые приращения: в результате работы над проектом учащиеся будут знать: - свойства симметричных фигур; - правила деления окружности на равные части; - теорему Фалеса; познакомятся с историей архитектурных форм и традиций европейских стран и Российского государства в средние века; историей циркуля; фактами из жизни ученых-математиков. уметь: - выполнять геометрические построения с помощью циркуля, угольника, линейки; деление отрезка на равные части и в заданном отношении; - создавать орнаменты и узоры; получат развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных и мыслительных навыков, самоанализа и рефлексии. Статус проекта: Автор и руководитель: Ковалева Е.П., учитель математики Проект был представлен на школьном Дне Науки; отмечен дипломом III степени на научно-практической конференции «Шаг в будущее, Орехово-Зуевский район» и дипломом I степени на Всероссийском конкурсе «Первые шаги» в 2009 году. Работа над проектом Так как участие в проекте потребует от учащихся большего времени на самостоятельную работу, в том числе и на работу за компьютером, до начала проекта нужно заручиться поддержкой родителей. Начать проект можно с презентации учителя на актуализацию знаний по геометрии, затем с помощью презентации проходит заочная экскурсия по старинной Москве, в ходе которой учащиеся знакомятся с архитектурными сооружениями и предметами искусства и быта москвичей, содержащие элементы, созданные на основе способов деления окружности на равные части. Далее идет постановка проблемы. Учитель предлагает вопросы, направляющие процесс обучения. Основополагающий вопрос: Как создать орнаменты и узоры из правильных многоугольников? Проблемные вопросы: Какой формы снежинки? Какой предмет ценили древние Вавилоняне наравне с сокровищами? Зачем реставраторам геометрия? Какой инструмент применяют скульптор, врач, моряк и инженер? Зачем нужны витражи? Какое открытие сделало 19-летнего Карла Гаусса знаменитым на весь мир? Учебные вопросы: Как найти центр круга? Можно ли разделить отрезок длиной 9 см на 7 равных частей? Как построить квадрат по его стороне? Как построить прямую, параллельную данной? Учитель предлагает создать творческую мастерскую по созданию орнаментов и узоров. В совместном обсуждении формулируются Цель проекта: создать орнаменты и узоры с помощью способов деления окружности на равные части; Задачи:
Предлагает разделиться на группы и выбрать темы. Организует обсуждение и создание плана дальнейших действий в группах, возможные варианты представления результатов проекта (статья, презентация, рисунок, мультимедийный продукт и пр.).
Вместе с учителем участники проекта разрабатывают критерии оценки работы над проектом и его результатов (приложение 5). Учитель выдает учащимся необходимые материалы, которые помогут организовать дальнейшую самостоятельную работу: памятки для работы в сети Интернет (приложение 1); лист планирования работы в группе (приложение 4); лист самооценки (приложение 3). Желательно оформить информационный стенд со сроками выполнения проекта, графиком консультаций, режимом работы в компьютерном классе и т.д. Далее идет самостоятельная работа учащихся со справочными материалами, интернет ресурсами. Создаются чертежи и рисунки. Оформляются статьи. Корректируются результаты. Вносятся поправки и дополнения. По мере необходимости учащиеся обращаются за консультацией к учителям-предметникам. Наступает этап оформления результатов работы, подготовки сообщений, докладов, презентаций, макетов для защиты (приложение 6). Участники проекта оценивают результаты работы группы, делают выводы. Заключительный этап – представление результатов проекта на обсуждение (конференция, презентация и т.д.). Участники проекта обмениваются мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Руководитель проекта (компетентное независимое жюри) оценивает качество выполненной работы и представленного отчета. По итогам работы над проектом учащиеся сформулировали следующие Выводы:
Примерные темы и проблемные вопросы проекта «Геометрия вокруг нас» В этой главе я хочу представить темы проектов «Геометрия вокруг нас», которые разработали и реализовали на практике мои ученики. 5 класс Тема: «Дом моей мечты» Основополагающий вопрос: Какая форма дома самая безопасная и удобная? Проблемные вопросы: Почему кирпичи делают в форме параллелепипеда? Почему у посуды много деталей круглой формы, а у мебели прямоугольной? Почему в северных странах, например, в Ирландии городские дома выкрашивают в яркие теплые тона? Почему большинство домов имеют не плоские, а «треугольные» крыши? Психология и геометрия: как характер влияет на форму дома Какая форма жилища самая безопасная? 6 класс Тема: «Старинные русские меры» Основополагающий вопрос: Как измеряли на Руси в старину? Проблемные вопросы: Кто выше: Дюймовочка или Мальчик – с -пальчик? Может ли шестиклассник быть ростом в два вершка? Есть ли длина у точки и линии? Почему в русской армии в пушкари отбирали силачей? Опишите внешность конька-горбунка современным языком: «…Да игрушечку-конька ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами да с аршинными ушами» 8 класс Тема: «Измерения и построения на местности при ограничениях» Основополагающий вопрос: Как измерить интересующую величину на местности и сделать это точнее, пользуясь подручными средствами? Проблемные вопросы: Как Фалес посрамил гарпедонаптов? Какие «измерительные» инструменты всегда под рукой у военных топографов, геологов и строителей? Какой геометрический способ применили командиры пехоты в Битве за Москву в 1941 году? Какую геометрическую задачу решают разведчики и палеонтологи? Как измерить ширину реки, стоя на берегу? Как измерить высоту земляничного дерева в ботаническом саду, если прикасаться к нему нельзя? 10-11 классы Тема: «Геометрия вокруг нас» Основополагающий вопрос: Платоновы тела: мифы и реальность Проблемные вопросы: Почему правильных многогранников только пять? Почему не делают кубические чайники? Как вирусы решили геометрическую задачу? Алхимики и химики о многогранниках Что мы знаем о курносых «родственниках» Платоновых тел? Восьмиугольная звезда: шестое Платоново тело или провокация? Откуда берутся звездчатые «ежики» и «колючки»? Найдите шесть способов практического применения правильных многогранников в жизни человека Додекаэдро-икосаэдровая гипотеза строения Земли: случайные совпадения и любопытные факты Рекомендации по организации самостоятельной деятельности учащихся в ходе реализации проекта «Геометрия вокруг нас» При разработке проекта учителю необходимо учесть следующие важные моменты:
Заключение Современный урок геометрии - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Геометрический материал является составляющей содержания курса математики, начиная с 5 класса основной школы. Способ его изложения опирается на предыдущий жизненный и геометрический опыт учащихся, доступные для детей формы деятельности, и особую роль при этом играет принцип наглядности. Считаю целесообразным привлекать учащихся к исследовательской работе, в частности, проектной деятельности. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям любой учебной дисциплины, а потому универсален. Использование метода проектов в школьной практике имеет следующую целевую ориентацию:
Исследовательская и проектная деятельность учащихся как системный компонент учебно-воспитательного процесса позволяет строить его на принципах проблемного и деятельностного подхода, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, а значит, повысить качество образования. Список литературы
Интернет ресурсы sites.google.com/site/geometriavokrugnas/ http://educate.intel.com/ru/ProjectDesign/Design/ http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/Геометрия_вокруг_нас mmogeo.ucoz.ru/publ/sistema_ocenivanija_proektnykh_rabot_uchashhikhsja Приложение 1 Памятка по поиску информации в сети Интернет
ПАМЯТКА правила безопасности во время работы в сети Интернет
Приложение 2 План работы над проектом
Приложение 3 |
Краткое содержание проекта Проект реализуется в рамках учебного предмета «Геометрия» Реализация данного проекта способствует углублению знаний учащихся по геометрии. Проект показывает учащимся использование многогранников... | Рабочая учебная программа (адаптированная) по... Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая... | ||
Проект по теме: «Пирамида». Возраст 11класс. Предмет: геометрия (учебник Погорелова ) Проект монопредметный, тематический, время проекта-26ч в том числе: 20ч классно-урочных занятий, 6ч домашних занятий | Урок по математике и информатике по теме «Геометрия вокруг нас» в 5 классе Цель урока: сформировать у учащихся начальное представление о геометрических фигурах, способах представления информации в графическом... | ||
Программа элективного курса «Законы физики вокруг нас» Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики... | Внеклассное занятие по математике в 1-м классе по теме: "Геометрия вокруг нас" Цели Различать многоугольники; углубить представления учащихся об использовании сведений из геометрии на практике; развивать логическое... | ||
Урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому предлагаю вам «Симметрия». В апреле месяце я планирую провести урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому... | Урок-проект по русскому языку по теме «Односоставные предложения» Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения | ||
Геометрия вокруг нас Однако, стоит осмотреться, и мы увидим, что многие предметы имеют форму, похожую на уже знакомые нам геометрические фигуры. Оказывается... | Конспект урока окружающего мира на тему: «Опасности вокруг нас»,... Цель: Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и на водоёме и как их избежать | ||
Проект урока предмет биология класс 7 Общечеловеческие: формирование гражданского сознания, ответственного отношения к природе, к окружающему миру, к живым существам вокруг... | Темы вашего учебного проекта Проект представляется на выпускном вечере. Проект позволяет раскрыть творческие способности учащихся, помочь им реализовать себя... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Химия вокруг нас» Программа «Химия вокруг нас» разработана Шашковой О. В. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации | Образовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас» Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,... | ||
О проведении районного заочного конкурса обучающихся «Математика вокруг нас» Провести районный заочный конкурс обучающихся «Математика вокруг нас» в сроки с 10. 01. 2014 г по 03. 2014 г | Дипломная работа на тему: Проект мероприятий по улучшению Целью дипломного проекта является разработка проекта мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия зао «дикси юг» |