МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАТАРСКО-КАНДЫЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАВЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
__________/ Валиуллина Р.Х./
Протокол № ___
от «____»______________2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Татарско-Кандызская СОШ»
_______________/ Халиуллина Р.Н. /
«____»____________2013 г.
| «Утверждено»
Директор
МБОУ «Татарско-Кандызская СОШ»
_____________/ Халиуллин И.Ш./
Приказ № ___ от «____»_____________ 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Химия – 9 класс» учителя биологии и химии 1 квалификационной категории Лукьянова Николая Алексеевича
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол №___от «____»______________2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
На 2012-2013 учебный год учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Татарско-Кандызская средняя общеобразовательная школа” Бавлинского муниципального района Республики Татарстан разработан на основе базисного и примерных учебных планов, «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования» утверждённого приказом МО и Н РТ № 4154/12 от 09.07.12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования», утверждённого приказом МО и Н РТ № 4165/12 от 10.07.12 года .
Базисный учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Базисной и Примерной программы основного общего образования по химии и Программы основного общего образования для 9 класса «Химия» автора О.С.Габриеляна //Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009. – 78с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект под редакцией О.С.Габриеляна. Содержание учебников полностью отвечают программе курса базового уровня, утвержденной МОРФ и нормативным документам.
Рабочая программа сохраняет тематическое количество часов, предложенное автором О.С.Габриеляном.
Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение химии в объёме 2 часа в неделю, нагрузка 70 часов в год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Основное содержание курса химии 9 класса составляют сведения их курса 8 класса. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Программа курса химии О.С.Габриеляна.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 267с.;
а также методических пособий для учителя:
1) Химия. 9 класс: Поурочное планы по учебнику О.С.Габриеляна / авт.-сост. В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 89с.;
2) Габриелян О.С. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9» / О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2005.
3) Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.– М.: Дрофа, 2009.-78с.;
4) Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2008. – 112с.
Требования к уровню подготовки обучающихся заканчивающих 9 класс.
Ученик должен знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; аллотропия; гидролиз, скорость химических реакций, химическое равновесие, катализаторы, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, полимеры, аминокислоты.
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан. Этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Ученик должен уметь:
называть химические элементы, соединения изученных классов; соединения неметаллов и металлов, органические соединения, изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Тематический план
№
п/п
|
Тема
| Кол-во часов
| В том числе
| Практические
работы
| Контрольные
работы
| 1
| Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
| 6
|
| 1
| 2
| Металлы
| 17
|
| 1
| 3
| Практикум № 1. Свойства металлов и их соединений
| 3
| 3
|
| 4
| Неметаллы
| 22
|
| 1
| 5
| Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений
| 3
| 3
|
| 6
| Органические соединения
| 11
|
| 1
| 7
| Обобщение знаний по химии за курс основной школы
| 8
|
|
|
| Итого
| 70
| 6
| 4
|
Календарно-тематический план в 9 классе
№ урока
|
Название темы
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Знания и умения учащихся
| Вид контроля за уровнем усвоенного, планируемый результаты
| Домашнее задание
| Тип урока
| Виды
учебной деятельности
|
Примечание
| план
| факт
| Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса – 6 часов
| |