МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАТАРСКО-КАНДЫЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАВЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
-
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_______/Валиуллина Р.Х./
Протокол № ___
от «___» _____________ 2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МБОУ «Татарско-Кандызская СОШ»
___________/ Халиуллина Р.Н. /
«____» _________________ 2013 г.
| «Утверждено»
Директор МБОУ «Татарско-Кандызская СОШ»
_________________/ Халиуллин И.Ш./
Приказ № ___ от «____» _____________ 2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Биология. Общие закономерности» для 9 класса учителя биологии и химии 1 квалификационной категории Лукьянова Николая Алексеевича
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___ от «___» _______________ 2013 г.
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
На 2012-2013 учебный год учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Татарско-Кандызская средняя общеобразовательная школа” Бавлинского муниципального района Республики Татарстан разработан на основе базисного и примерных учебных планов, «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования» утверждённого приказом МО и Н РТ № 4154/12 от 09.07.12 года и базисного учебного плана «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования», утверждённого приказом МО и Н РТ № 4165/12 от 10.07.12 года.
Базисный учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Базисной и Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Биология. Общие закономерности» В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, на превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему базисному учебному плану, примерная рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю, нагрузка 70 часов в год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Базисной и Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как отношении контролируемого объема содержания, так в отношении проверяемых видов деятельности.
Принцип отбора основного содержания связана с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Базисной и Примерной программой.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Курс завершает урок обобщения и систематизация знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Общие закономерности» 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006 – 288с.;
а также методических пособий для учителя:
1) Т.А.Ловкова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности.9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности.9 класс». – М.: Дрофа, 2006. – 128с.
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138с.;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006. Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс
Учащиеся должны знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Учащиеся должны уметь
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений животных, в том числе и человека;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета. Тематическое планирование.
№ п/п
| Тема раздела
| Количество часов
|
| Введение
| 1
| Раздел 1
| Эволюция живого мире на Земле:
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
Развитие биологии в додарвиновский период.
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
Микроэволюция.
Макроэволюция.
Возникновение жизни на Земле.
Развитие жизни на Земле.
| 19
2
1
3
2
3
3
2
3
| Раздел 2
| Структурная организация живых организмов:
Химическая организация клетки.
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
Строение и функции клеток
| 14
4
3
7
| Раздел 3
| Размножение и индивидуальное развитие организмов:
Размножение организмов.
Индивидуальное развитие организмов.
| 5
2
3
| Раздел 4
| Наследственность и изменчивость организмов:
Закономерности наследования признаков.
Закономерности изменчивости.
Селекция растений, животных и микроорганизмов.
| 13
6
4
3
| Раздел 5
| Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии:
Биосфера, её структура и функции.
Биосфера и человек.
Обобщение.
| 11
7
4
5
| Итого
| По плану: 70 часов
Резерв:
| 68
2
| |