№ урока по порядку
| № урока по теме
|
Названия разделов и тем уроков
|
Лабораторная и контрольная работа, зачеты
|
Тип урока
|
ЗУМ
|
Дата
|
1
|
| Введение (1)
|
|
| Иметь представления о науке биология; узнать цели и задачи предмета «Общая биология»,ее связь с другими науками; практическое применение достижений современной биологии
|
|
|
| Эволюция живого на земле (19)
|
|
|
|
|
2
| 1
| Основные свойства живых организмов
|
|
| Понимать свойства живого, знать понятие жизнь
|
|
3
| 2
| Многообразие живых организмов
|
|
| Знать проявление признаков живого на разных уровнях организации; подчинение системы организации живого закону иерархии
|
|
4
| 3
| Развитие биологии в додарвинский период
|
|
| Знать взгляды различных ученых на проблему эволюции, становление систематики, знать роль Карла Линнея в создании систематики живых организмов
|
|
5
| 4
| Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка
|
|
| Знать роль Жанна Батиста Ламарка в развитии эволюционных взглядов в додарвинский период; почему первым эволюционистом считают Ж.Б.Ламарка
|
|
6
| 5
| Научные и социальные предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина
|
|
| Знать научные и социальные предпосылки создания эволюционной теории Ч. Дарвина
|
|
7+
| 6
| Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
|
|
| Знать сущность учения Ч. Дарвина об искусственном отборе как основе создания эволюционной теории.
|
|
8
| 7
| Учение Ч. Дарвина о естественном отборе
|
|
| Знать логику эволюционной теории Ч.Дарвина, знать механизмы эволюции и их роль в развитии органического мира: естественный отбор и формы его проявления
|
|
9
| 8
| Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
|
|
| Знать, что все типы приспособленности – это результат действия механизмов эволюции, то, что приспособленность носит относительный характер. Забота о потомстве
|
|
10
| 9
| Приспособленность организмов к среде обитания
| Лаб. р.–та №1
|
| Знать понятия приспособленности организмов, уметь выявлять черты приспособленности и определять среду обитания организма. Физиологическая адаптация, функциональные приспособительные изменения у животных
|
|
11
| 10
| Микроэволюция. Вид, его критерии и структура
|
|
| Знать понятие «микроэволюция», понятие «вид», его критерии и структура
|
|
12
| 11
| Морфологический критерий вида
| Лаб. р–та №2
|
| Знать морфологические критерии вида, уметь составлять морфологическую характеристику растений
|
|
13
| 12
| Макроэволюция. Главные направления эволюции
|
|
| Знать понятие «макроэволюция», главные пути макроэволюции, направления биологического процесса и их взаимосвязь
|
|
14
| 13
| Общие закономерности биологической эволюции
|
|
| Знать общие закономерности биологической эволюции на примере дивергенции и конвергенции
|
|
15
| 14
| Обобщающий урок по теме «Эволюция живого мира на Земле»
|
|
| Знать эволюцию органического мира на Земле, ее механизмах и результатах
|
|
16
| 15
| Современные представления о возникновении жизни на Земле
|
|
| Знать современные представления возникновения жизни на земле
|
|
17
| 16
| Жизнь в архейскую и протерозойскую эры
|
|
| Знать хронологию развития живой природы и основные ароморфозы, происходившие в царствах животных и растений в архейскую и протерозойскую эры
|
|
18
| 17
| Жизнь в палеозойскую эру
|
|
| Знать хронологию развития живой природы и основные ароморфозы, происходящие в царствах животных и растений в палеозойскую эру
|
|
19
| 18
| Жизнь в мезозойскую эру
|
|
| Знать хронологию развития живой природы и основные ароморфозы, происходящие в царствах животных и растений в мезозойскую эру
|
|
20
| 19
| Жизнь в кайнозойскую эру
|
|
| Знать хронологию развития живой природы и основные ароморфозы, происходящие в царствах животных и растений в кайнозойскую эру
|
|
|
| Структурная организация живых организмов (14)
|
|
|
|
|
21
| 1
| Клеточная теория строения организмов. Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот
|
|
| Знать этапы развития клеточной теории, ее основные положения. Знать принципиальные отличия в строении клеток прокариот и эукариот
|
|
22
| 2
| Изучение строения растительной и живой клетки под микроскопом
| Лаб. р-та №3
|
| Уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты и находить особенности строения клеток представителей разных царств
|
|
23
| 3
| Химическая организация клетки. Неорганические вещества
|
|
| Знать особенности химического состава объектов неживой и живой природы, знать роль неорганических веществ, входящих в состав клетки
|
|
24
| 4
| Органические вещества - углеводы, липиды
|
|
| Знать роль органических веществ в жизни клетки на примере углеводов и липидов
|
|
25
| 5
| Органические вещества – белки, строение и функции
|
|
| Знать роль белков в жизни клетки
|
|
26
| 6
| Органические вещества – нуклеиновые кислоты
|
|
| Знать особенности строения нуклеиновых кислот. Их разнообразие и функции
|
|
27
| 7
| Обобщающий урок по темам «Клеточная теория», «Химическая организация клетки»
|
|
| Знать значение положений современной клеточной теории и химический состав клетки
|
|
28
| 8
| Строение клетки эукариот. Цитоплазматическая мембрана, органоиды
|
|
| Знать об эукариотах, об особенностях строения и функционирования цитоплазматической мембраны и об органоидах клеток эукариот
|
|
29
| 9
| Ядро, строение, функции
|
|
| Знать строение ядра, его роль в хранении наследственной информации клетки и всего организма
|
|
30
| 10
| Строение клетки прокариот
|
|
| Знать о прокариотах, об особенностях строения и функционирования прокариотической клетки
|
|
31
| 11
| Обмен веществ и энергии. Пластический обмен. Биосинтез белка
|
|
| Знать об обмене веществ – основном признаке живого. Знать характеристику процесса ассимиляции, который обеспечивает клетку и организм в целом пластическим материалом
|
|
32
| 12
| Энергетический обмен у гетеротрофных организмов
|
|
| Знать об обмене веществ и энергии – основном признаке живого. Знать характеристику процесса диссимиляции, который обеспечивает организм универсальным источником энергии – АТФ, обеспечивающим все процессы жизнедеятельности
|
|
33
| 13
| Обмен веществ и энергии у автотрофных организмов
|
|
| Знать особенности обмена веществ и энергии у растений и способы получения энергии фототрофами и хематрофами
|
|
34
| 14
| Обобщающий урок по темам «Строение клетки», «Обмен веществ»
|
|
| Знать о строение клеток организмов разных царств и обменные процессы в клетках автотрофов и гетеротрофов
|
|
|
| Размножение и индивидуальное развитие организмов (6)
|
|
|
|
|
35
| 1
| Бесполое размножение организмов. Митоз
|
|
| Знать роль бесполого размножения в органическом мире, знать фазы митоза, основного типа деления соматических клеток организма
|
|
36
| 2
| Половое размножение. Мейоз
|
|
| Знать роль полового размножения в органическом мире, знать фазы мейоза - деления клеток, в результате которого образуются половые клетки организма
|
|
37
| 3
| Развитие половых клеток
|
|
| Знать развитие половых клеток, показать их сходства и различия в строении и функциях
|
|
38
| 4
| Онтогенез. Эмбриональный период развития
|
|
| Знать этапы онтогенеза, знать характерные особенности эмбриогенеза, служащие доказательством единства животного мира
|
|
39
| 5
| Онтогенез. Постэмбриональный период развития
|
|
| Знать разнообразие постэмбрионального развития и его биологический смысл
|
|
40
| 6
| Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
|
|
| Знать роль размножения в органическом мире и особенностях индивидуального развития организмов
|
|
|
| Наследственность и изменчивость организмов (12)
|
|
|
|
|
41
| 1
| Наука генетика. Основные понятия генетики
|
|
| Знать о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, знать основные понятия науки
|
|
42
| 2
| Гибридологический метод изучения наследования признаков организма. Первый закон Менделя – закон доминирования
|
|
| Знать о гибридологическом методе изучения наследования признаков у организмов предложенный Г.Мендель, знать закономерности моногибридного скрещивания
|
|
43
| 3
| Второй закон Менделя – закон расщепления. Явление неполного доминирования
|
|
| Знать закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании на примере неполного доминирования и второго закона Г.Менделя
|
|
44
| 4
| Решение генетических задач на моногибридное скрещивание
| Практ. р-та №1
|
| Знать о моногибридном скрещивании, уметь решать генетические задачи разной сложности на заданную тему
|
|
45
| 5
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
|
|
| Знать наследование признаков на примере дигибридного скрещивания, знать закон независимого расщепления
|
|
46
| 6
| Анализирующие скрещивание
|
|
| Знать наследование признаков на примере анализирующего скрещивания, позволяющего определять генотип неизвестной особи
|
|
47
| 7
| Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
|
|
| Знать хромосомное определение пола, его роль в практической биологии и наследование признаков человека, сцепленных с полом
|
|
48
| 8
| Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков»
|
|
| Знать закономерности наследования признаков организма, уметь решать генетические задачи
|
|
49
| 9
| Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. Мутации
|
|
| Знать о наследственной изменчивости – материальной основе эволюции
|
|
50
| 10
| Модификационная изменчивость. Норма реакции
|
|
| Знать изменчивости организмов на примере фенотипической (модификационной) изменчивости, знать ее приспособленный характер
|
|
51
| 11
| Изменчивость организмов
| Лаб. р-та № 4
|
| Знать об изменчивости организмов, уметь находить признаки изменчивости у натуральных объектов
|
|
52
| 12
| Селекция. Методы селекции растений и животных
|
|
| Знать о науке селекция, об ее роли для сельского хозяйства; разобрать основные методы селекции: гибридизацию и отбор, и их значение
|
|
|
| Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии (13)
|
|
|
|
|
53
| 1
| Наука экология
|
|
| Знать о науке экологии; знать влияние действия окружающей среды на организмы
|
|
54
| 2
| Биосфера, ее структура и функции
|
|
| Знать о биосфере, изучив ее структуру и функции
|
|
55
| 3
| Круговорот веществ в природе
|
|
| Знать о круговороте веществ – главной функции биосферы, знать взаимосвязь между оболочками Земли и живыми организмами
|
|
56
| 4
| Биогеоценозы. Влияние условий на формирование фауны и флоры
|
|
| Знать о биогеоценозе (экосистеме) и его структуре как об уровне организации
|
|
57
| 5
| Биоценозы
|
|
| Знать о биоценозе, его видовом разнообразии и структуре
|
|
58
| 6
| Абиотические факторы. Интенсивность действия факторов среды
|
|
| Знать о разнообразии экологических факторов, знать влияние абиотических факторов на организмы растений и животных
|
|
59
| 7
| Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами
|
|
| Знать о взаимоотношениях организмов в биоценозах
|
|
60
| 8
| Обобщающий урок по теме «Биосфера, ее структура и функции»
|
|
| Знать об уровнях организации живого в свете науки экологии, уметь применять полученные знания о влиянии абиотических и биотических факторов при изучении различных экологических систем
|
|
61
| 9
| Биосфера и человек. Антропогенные факторы
| Экскурсия
|
| Знать уровни организации на примере биосферы, знать влияние деятельности человека на живую природу, уметь распознавать отрицательное влияние антропогенных факторов на природные объекты
|
|
62
| 10
| Природные ресурсы и их использование
|
|
| Знать разнообразие природных ресурсов планеты, их роль в жизни человека, перспективы по добыче и восстановлению природных ресурсов
|
|
63
| 11
| Влияние антропогенных факторов на окружающую среду. Охрана природы
|
|
| Знать причины появления глобальных экологических проблем и их влияние на окружающую среду; знать способы охраны природы
|
|
64,65
| 12
| Обобщающий урок по теме «Основы экологии»
| Семинар
|
| Знать основы экологии и уметь применять их на практике
|
|
66 - 68
|
| Резервные уроки
|
|
|
|
|