ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по физической культуре в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
на основе Примерной программы основного общего образования, программы курса по физической культуре для начальных классов ( авторы В.И Лях, Москва «Просвещение», 2011 год), с учетом федерального перечня учебников, рекомендованных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2013-2014 учебный год и рассчитана на преподавание по учебнику ««Физическая культура». 5 класс (авторы В.И Лях, М. Просвещение, 2010г.
Цель:
формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью
Задачи:
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;
- совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной общеприкладной и спортивно-рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
- воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивно-рекреационной деятельности;
- создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья, поддержки оптимального функционального состояния;
- обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии и гигиены физкультурной деятельности, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения;
- формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с различной функциональной и социально ориентированной направленностью
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование и способы деятельности.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части -базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету "Физическая культура"
Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. В 7-9 классах единоборства заменяются легкой атлетикой и кроссовой подготовкой. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время, как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный план для 5 классов общеобразовательных учреждений РТ предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования в 5 классе на базовом уровне в количестве 105 часов, из расчета 3 часа в неделю, что соответствует авторской программе под общ. ред. В.И.Лях. - М.: Просвещение, 2011г.
Содержание программы
-
№ п/п
| Вид программного материала
| Кол.ч.
| 1
| Базовая часть
| 78
| 1.1
| Основы знаний о физической культуре
| в пр. урока
| 1.2
| Спортивные игры (волейбол)
| 19
| 1.3
| Гимнастика с элементами акробатики
| 18
| 1.4
| Легкая атлетика
| 21
| 1.5
| Лыжная подготовка
| 19
| 2
| Вариативная часть
| 28
17
| 2.1
| Баскетбол
| 16
| 2.2
| Плавание
| 4
| 2.3.
| Футбол
| 4
| 2.4.
| Туризм
| 4
| Всего 105
Планируемые результаты:
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
№
| Физичес
кие способности
| Контрольное упражнение (тест)
| Возраст
| Уровень
| Мальчики
| Девочки
| низкий
| средний
| высокий
| Низкий
| средний
| высокий
| 1
| Скоростные
| Бег 30 м.с.
| 11 12
13
14
| 6.3 и выше
6.0
5.9
5.8
| 6.1-5.5 5.8-5.4
5.6-5.2
5.5-5.1
| 5.0 и ниже
4.9
4.8
4.7
| 6.4 и выше
6.3
6.2
6.1
| 6.3-5.7 6.2-5.5
6.0-5.4
5.9-5.4
| 5.1 и ниже
5.0
5.0
4.9
| 2
| Координацион
ные
| Челночный бег 3х10 м.с.
| 11 12
13
14
| 9.7 и выше
9.3
9.3
9.0
| 9.3-8.8 9.0-8.6
9.0-8.6
8.7-.8.3
| 8.5 и ниже
8.3
8.3
8.0
| 10.1 и выше
10.0
10.0
9.9
| 9.7-9.3 9.6-9.1
9.5-9.0
9.4-9.0
| 8.9 и ииже
8.8
8.7
8.6
| 3
| Скоростно-силовые
| Прыжки в длину с места (см)
| 11 12
13
14
| 140 и ниже
145
150
160
| 160-180 165-180
170-190
180-195
| 195 и выше
200
205
210
| 130 и ниже
135
140
145
| 150-175 155-175
160-180
160-180
| 185 и выше
190
200
200
| 4
| Выносли
вость
| 6-минутный бег (м)
| 11 12
13
14
| 900 и менее
950
1000
1050
| 1000-1100 1100-1200
1150-1250
1200-1300
| 1300 и выше
1350
1400
1450
| 700 и ниже
750
800
850
| 850-1000 900-1050
950-1100
1000-1150
| 1100 и выше
1150
1200
1250
| 5
| Гибкость
| Наклон вперед из положения сидя (см)
| 11 12
13
14
| 2 и ниже 2
2
3
| 6-8 6-8
5-7
7-9
| 10 и выше
10
9
11
| 4 и ниже
5
6
7
| 8-10 9-11
10-12
12-14
| 15 и выше
16
18
20
| 6
| Силовые
| Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз
На низкой перекладине из виса лежа (девочки) кол-во раз
| 11
12
13
14
11
12
13
14
| 1
1
1
2
| 4-5
4-6
5-6
6-7
| 6 и выше
7
8
9
|
4 и ниже
4
5
5
|
10-14
11-15
12-15
13-15
|
19 и выше
20
19
17
| |