ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по физической культуре в 6 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
на основе Примерной программы основного общего образования, программы курса по физической культуре для начальных классов ( авторы В.И Лях, Москва «Просвещение», 2011 год), с учетом федерального перечня учебников, рекомендованных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2013-2014 учебный год и рассчитана на преподавание по учебнику ««Физическая культура». 6 класс (авторы В.И Лях, М. Просвещение, 2010г.
Цель:
формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью
Задачи:
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;
- совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной общеприкладной и спортивно-рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
- воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивно-рекреационной деятельности;
- создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья, поддержки оптимального функционального состояния;
- обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии и гигиены физкультурной деятельности, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения;
- формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой с различной функциональной и социально ориентированной направленностью
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование и способы деятельности.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части -базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету "Физическая культура"
Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. В 7-9 классах единоборства заменяются легкой атлетикой . Для прохождения теоретических сведений можно выделять время, как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти.
Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный план для 6 классов общеобразовательных учреждений РТ предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования в 6 классе на базовом уровне в количестве 105 часов, из расчета 3 часа в неделю, что соответствует авторской программе под общ. ред. В.И.Лях. - М.: Просвещение, 2011г.
Содержание программы
-
№ п/п
| Вид программного материала
| Кол.ч.
| 1
| Базовая часть
| 78
| 1.1
| Основы знаний о физической культуре
| в пр. урока
| 1.2
| Спортивные игры (волейбол)
| 19
| 1.3
| Гимнастика с элементами акробатики
| 18
| 1.4
| Легкая атлетика
| 21
| 1.5
| Лыжная подготовка
| 19
| 2
| Вариативная часть
| 28
17
| 2.1
| Баскетбол
| 16
| 2.2
| Плавание
| 4
| 2.3.
| Футбол
| 4
| 2.4.
| Туризм
| 4
| Всего 105
Планируемые результаты:
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Контрольные упражнения
| пол
| 6 класс
| низкий
| средний
| высокий
| Бег 30 м, (сек)
| юноши
| 6.0
| 5.8-5.4
| 4.9
| девушки
| 6.3
| 6.2-5.5
| 5.0
| 6–ти мунутный бег,
(м)
| юноши
| 950
| 1100-1200
| 1350
| девушки
| 750
| 900-1050
| 1150
| Тест на гибкость
(наклон вперед из положения сидя, ноги врозь, см)
| юноши
| 2
| 6-8
| 10
| девушки
| 5
| 9-11
| 16
| Прыжок в длину с места
(см)
| юноши
| 145
| 165-180
| 200
| девушки
| 135
| 155-175
| 190
| Челночный бег 3х10 м
(сек)
| юноши
| 9.3
| 9.0-8.6
| 8.3
| девушки
| 10.0
| 9.6-9.1
| 8.8
| Поднимание и опускание туловища из положения лежа
за 1 мин, (кол –во раз)
| юноши
| 30
| 36
| 40
| девушки
| 20
| 28
| 30
| Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
(раз)
| юноши
| 19
| 28
| 33
| девушки
| 6
| 10
| 13
| Подтягивание
на высокой перекладине
(мальчики), (раз)
| юноши
| 1
| 4-6
| 7
| девушки
| 4
| 11-15
| 20
| Прыжки через скакалку за 1 мин, (кол-во раз)
| юноши
| 70
| 80
| 90
| девушки
| 40
| 60
| 100
| Прыжок в длину с разбега
(см)
| юноши
| 260
| 300
| 320
| девушки
| 220
| 260
| 300
| Бег 60м (сек) (5-9 класс)
| юноши
| 11.2
| 10.6
| 10.0
| девушки
| 11.4
| 10.8
| 10.4
| |