Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами





Скачать 153.86 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Дата публикации07.01.2015
Размер153.86 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка

География. Начальный курс


(6 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по географии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014учебный год»;

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы по географии, авторской программы Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 6-9 классов-М: Русское слово, 2008)

Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 35 часов.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков с проведением ИКТ (урок-презентация, компьютерное тестирование), проведение экскурсий, практических занятий, обобщающих уроков, диспутов и др..

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью индивидуального и фронтальных и индивидуальных опросов, тестирования, географических диктантов, практических работ, защитой рефератов. Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает вопросы по всем разделам.
Содержание рабочей программы:

Материал курса сгруппирован в 7 разделов.

Введение (2 часа)

знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

«Земля как планета» (5 часов) не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

«Способы изображения земной поверхности» (4 часа) знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. Реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

«Географические оболочки Земли» (20 часов) все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Раздел «Почва и географическая оболочка» (3 часа) призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема (глава)

Количество часов

1

Введение

2

2

Земля как планета

6

3

Способы изображения земной поверхности

3

4

Литосфера

6

5

Атмосфера

8

6

Гидросфера

4

7

Биосфера

2

8

Почва и геосфера

3

9

Обобщающее повторение

1

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков с проведением ИКТ (урок-презентация, компьютерное тестирование), проведение экскурсий, практических занятий, обобщающих уроков, диспутов и др..

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью индивидуального и фронтальных и индивидуальных опросов, тестирования, географических диктантов, практических работ, защитой рефератов. Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает вопросы по всем разделам.

Средства контроля:
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

1

 ПР.№1 Определение географических координат.

1

 

2

ПР.№2 Определение направлений и расстояний на карте.

1

 

3

 ПР.№3 Определение сторон горизонта и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности .

1

 

4

ПР. №4 Определение по карте г.п. островов, равнин, низменностей.







5

ПР.№4 Составление схемы различия гор по высоте.

1

 

6

ПР.№5 Определение географического положения гор и равнин.

1

 

7

П.Р. №7 Определение и объяснения изменений земной коры под хозяйственной деятельности человека.







8

ПР.№8 Построение розы ветров,диаграмм облачности и осадков .Выявление причин изменения погоды.

1

 

9

 ПР.№9 Наблюдение за облаками и облачностью.Погода своей местности.Выявление причин изменения погоды.

1

 

10

ПР.№10 «Круговорот воды в природе.Описание « путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды».

1

 

11

ПР.№11 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

1

 

12

ПР. №12 Определение на карте окраинных и внутренних морей







13

ПР.№13Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

1

 

14

Пр. №14 Ознакомление с наиболее распространенными растениями своей местности.

1




15

ПР.№15 Изучение строения почвы.

1

 

16

 ПР.№16 Описание природных зон Земли по географическим картам. Описание изменений природы в результате хоз. Деятельности.

1

 

ИТОГО: 16 часов, оценочных-8

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

1

Итоговое тестирование за курс 6 класса

1

 


Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.




Литература и средства обучения:
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 232 с.: ил.
2. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 104 с.
3. Географический атлас по географии: География. Планета Земля. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2010
4. Контурные карты по географии: География. Планета Земля. 6 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2010

5. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 112 с.







Приложение №1

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.


Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
Календарно-тематическое планирование

Физическая география 6 класс




раздел

Тема урока

Элементы
обязательного
минимума
образования


Кол
-во
ча-
сов


Дата проведения

1


Введение

Что такое география


Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности.

2




2




Из истории географических открытий

Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического про-странства.




3

Земля как планета


Планеты Солнечной системы


Солнце — источник жизни на Земле.



5




4




Форма, размеры и движение Земли.

Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.




5




Система географиических координат. П.Р. №1Определение по карте географических координат различных географических объектов.







6




Времена года.







7




Пояса освещенности







8

Способы изображения земной поверхности

Масштаб карты. П.Р. №2 Определение направлений и расстояний по карте.


Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; Градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.


4




9




Виды условных знаков




10




Стороны горизонта. П.Р.№3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности







11




Изображение рельефа на карте.

12

Литосфера

Строение земного шара. П.Р. №4 Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей

Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли

Разнообразие форм рельефа

Движения земной коры

Главные формы рельефа

Рельеф дна океанов

Человек и земная кора

6




13

Виды горных пород.




14

Полезные ископаемые




15

Движения земной коры

Выветрива-ние горных пород. П.Р. №5 Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).




16

17




Рельеф суши и дна океана. П.Р. №6 Составление схемы различий гор и равнин по высоте.








18

Атмосфера

Строение атмосферы. П.Р.№7 . Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределения тепла и влаги на поверхности Земли.

7




19

Температура воздуха





20




Атмосферное давление
















21




Движение воздуха. П.Р. №8 Построение розы ветров, диаграммы облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин

изменения погоды.







22




Вода в атмосфере




23




Погода




24




Климат




25

Гидросфера

. Единство гидросферы . П.Р.№9 Описание «путешествия ка-пельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды.

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его

роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли

4




26




Мировой океан. П.Р. №10 Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей




27




Воды суши: реки и озера. П.Р.№11 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы




28




Воды суши: подземные воды и природные льды. П.Р.№12 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер её течения, использование человеком.




29

Биосфера

Царства живой природы

Биосфера: распро-странение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами геогра-фической оболочки и способы адаптации рас-тений и животных к среде обитания.

2




30




Биосфера и охрана природы П.Р. №13 Ознакомление с наиболее рас-пространенными растениями и животными своей местности




31

Почва и геосфера

Почва. П.Р.№14 Изучение строения почв на местности.

Почва как особое приро-дное образование и усло-вия формирования почв различного типа. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высот-ная зональность, роль климата и рельефа в формировании природ-ных комплексов, изме-нение природных комп-лексов в результате хоз-яйственной деятельности человека

3




32




Природный комплекс .П.Р.№15 Описание природных зон Земли по
географическим картам.




33




Природные зоны.П.Р №16Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.




34


Обобщающее повторение

Итоговое тестирование за курс 6 класса.География Земли




2




35

Попторение изученного в 6 классе.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconРабочая программа по русскому языку для 5-9 класса Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПриказ №133
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПодпись учителя
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка рабочая программа по литературе разработана...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconУтверждено Согласовано Рассмотрено
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconБаранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. 10-е изд
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconБаранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. 10-е изд
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconАттестационно-педагогические измерительные материалы
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconПояснительная записка рабочая программа по физической культуре разработана...
Рабочая программа по физической культуре разработана для 1 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconИ. П. Цыбулько гиа-2013, вариант 23 Часть 2
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconА. Жвалевский, Е. Пастернак Время всегда хорошее
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconВиды заданий: тесты, вопросы, задачи
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconТема: "Сказка Розовой звезды" Цель
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами iconHttp :// schools keldysh ru / info 2000/ index htm
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск