Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе:
БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.
Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Письма Департамента образования Ярославской области № 244/01-10 от 31.01.2006 «О переходе на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта»
Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году»
( Составитель:Л.А.Харитонова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО)
Цели курса:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах Отечественной и Всемирной истории, в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, в участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
В рабочей программе отражены особенности планирования:
Предмет «История» преподается двумя отдельными курсами – «История России» и «Всеобщая история». Сначала изучается «Всеобщая история», затем «История России» (Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году»
( Составитель:Л.А.Харитонова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО)
Преподавание двух курсов осуществляется по:
Федеральной примерной программе основного общего образования по истории Министерства образования Российской Федерации
Учебникам:
- Всеобщая история – Н.В. Загладин. Новейшая история, XXвек. 9 класс. – М.: Русское слово, 2010
- История России - Данилов А.А.,Косулина Л.Г. История России, XX-начало XXIвека.9 класс - М.: Просвещение, 2007
Количество учебных часов в году:
- Всеобщая история – 24;
- История России – 46.
10 часов резервного времени взяты для изучения истории России.
Контроль за усвоением знаний осуществляется в ходе предварительной, текущей проверки
Требования к уровню знаний выпускников основной школы: В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Список литературы
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
Великая Отечественная война. 1941-1945. -.М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
Всеобщая история. Справочник школьника. История древнего мира. Средние века. Новое и новейшее время. – М.: Филологическое общество «Слово» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. ТКО АСТ, 1996.
История Отечества. Справочник школьника. - М.: Филологическое общество «Слово» Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. ТКО АСТ, 1996.
Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. _ М.: ЦентрКом, 1997.
Школьная энциклопедия «Руссика». – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
Тематическое планирование курса «Всеобщая история»
№ п/п
| Название разделов, тем
| Кол-во часов
| Дата
| 1
| Введение
| 1
|
| 2
| Мир в 1920-1930-е гг.
| 8
|
| 3
| Вторая мировая война
| 3
|
| 4
| Мировое развитие во второй половине ХХ в.
| 7
|
| 5
| Мир на рубеже ХХ-XXI вв.
| 2
|
| 6
| Культурное наследие ХХ в.
| 2
|
| 7
| Повторение
| 1
|
|
| Итого
| 24
|
|
Тематическое планирование курса «История России»
№ п/п
| Название разделов, тем
| Кол-во часов
| Дата
| 1
| Россия в годы революции и гражданской войны
| 6
|
| 2
| СССР в 1920-е гг.
| 6
|
| 3
| СССР в 1930-е гг.
| 5
|
| 4
| Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
| 6
|
| 5
| Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
| 3
|
| 6
| СССР в 1953-1964 гг.
| 4
|
| 7
| СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.
| 4
|
| 8
| Советское общество в 1985-1991 гг.
| 3
|
| 9
| Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.
| 6
|
| 10
| Повторительно-обобщающие уроки
| 3
|
|
| Итого
| 46
|
| |