Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Левокумского района Ставропольского края
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы
Протокол №______ __________/Е.В. Моисеенкова/
__________/Е.В. Кириленко/
От «_____»_________2011 «_____»_________2011
«_____»___________2011
Руководитель МО
__________/Е.Е. Самарина/ Рабочая учебная программа
по предмету «Геометрия»
на 2011 – 2012 учебный год 8 класс
Составитель:
Самарина Елена Ефимовна
учитель первой квалификационной категории
п. Новокумский
2011-2012 уч.год
Пояснительная записка
При разработки рабочей учебной программы по геометрии для 8 класса учитель руководствовался:
- Федеральным Базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
- изменениями в Федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241;
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ от 05.03.2004. № 1089;
Данная рабочая учебная программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ – 6. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения. Изучение учебного материала по геометрии в 8 классе строится по следующим разделам: «Четырехугольники», «Площади фигур», «Подобные треугольники», «Окружность».
Формой промежуточной и итоговой аттестации являются:
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- диктант; тест.
Учитывая жесткий лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение задач проводится по готовым чертежам.
Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Развитие:
- логического мышления;
- творческой активности учащихся;
- интереса к предмету; логического мышления;
- активизация поисково-познавательной деятельности;
- развитие математической культуры;
- формирование и закрепление понятий доказательства.
Воспитание средствами геометрии культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Задачи программы:
- систематическое изучение свойств многоугольников;
- формирование умения применять полученные значения для решения практических задач, проводить доказательства;
- формирование умения логически обосновывать выводы.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая учебная программа ориентирована на преподавание по учебнику «Геометрия 7-9» под редакцией Л.С. Атанасяна, Москва «Просвещение», 2009г.
Тематическое и примерное поурочное планирование составлено в соответствии с учебником «Геометрия 7-9» под редакцией Л.С. Атанасяна, Москва «Просвещение», 2009г.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса геометрии 8 класса ученик должен уметь:
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- выполнять чертежи по условиям задач;
-изображать геометрические фигуры; осуществлять преобразования фигур;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения,
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычислений площадей фигур при решении практических задач.
Требования к ЗУН представлены и в тематическом плане по каждой теме.
Содержание учебного курса
№
| Тема
| Количество часов
| Контрольных работ
| 1
| Четырехугольники
| 14 ч
| 1
| 2
| Площади фигур
| 14 ч
| 1
| 3
| Подобные треугольники
| 19 ч
| 2
| 4
| Окружность
| 17 ч
| 1
| 5
| Повторение
| 4 ч
| 1
|
| Итого
| 68 ч
| 6
|
1.Четырехугольники, 14 ч
Понятие четырехугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм, его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
2.Площади фигур, 14 ч
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
3.Подобные треугольники, 19 ч
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
4.Окружность, 17 ч
Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
5. Повторение, 4 ч
Решение задач.
Критерии оценок по математике Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Список обязательных контрольных работ Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники»
Контрольная работа №2 по теме « Площадь»
Контрольная работа №3 по теме «подобные треугольники»
Контрольная работа №4 по теме « Подобные треугольники»
Контрольная работа №5 по теме « Окружность»
Итоговая контрольная работа Учебно-методическое обеспечение. Литература
Пособия для учащихся: 1.Геометрия, 7-9.Л. С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др.
М.: Просвещение, 2009г.
2.Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса, С.Атанасян, М.: Просвещение, 2010г.
3. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса.
М.: Просвещение, 2010г.
4. Звавич Л.И. Геометрия в таблицах. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2003г. Пособия для учителя: 1. Алтынов П.И. 2600 тестов. М.: Дрофа, 2000г.
2. Ершова А.П. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8-го класса. М.: Дрофа, 2003г.
3.Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. М.: Просвещение, 2010г.
4. Звавич Л.И. Геометрия в таблицах. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2003г.
5. Изучение геометрии в 7-9 классах, методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, - М.: Просвещение, 2003г.
6. Поурочные разработки по учебнику Атанасяна Л.С., Н.Ф.Гаврилова.
Москва «Вако» 2008.
7.Журнал «Математика в школе».
8. Учебно-методическая газета «Математика».
9. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы, составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2008г.
10. Электронные тренажёры. Образовательные диски. Интернет-ресурсы. ЦОР.
|