Виды действий
| Содержание действий
| Критерий сформированности/оценки компонентов действий
| Последствия несформированности действий
| Типовые задания
| Типовые задания по предмету
|
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
|
|
Самооп-ределение (личност-ное, профессио-нальное, жизненное) самооценка
| - Самопознание и самооценивание.
- Оценка своих качеств и возможностей в деятельности и отношениях с другими.
| 1. Содержательный аспект самооценки характеризуется переориентацией на оценку моральных качеств, способностей и воли, взаимоотношения с товарищами
2.Осознание необходимости самосовершенствования.
3. Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
4. Эмансипация самооценки от внешних оценок, появление независимых эталонов самооценивания, самоотношения.
5. Критичность самооценки
| Неумение выбирать.
Неумение определить свою личностную позицию Импульсивность поведения
Нерешительность в поведении.
Неумение видеть слабые стороны своего поведения.
Неосознанность времени жизни и жизненной перспективы
Отсутствие стремления к саморазвитию, обывательская позиция.
| Задания на оценку собственного поведения.
Задания на оценку причин и последствий поведения.
Задания на определение значимости определённых событий с точки зрения жизненной перспективы и др.
Задания на выбор информации и поведения (относительно альтернатив выбора, критериев и их измерителей).
Форма контроля:
Задания на оценку рисков и потерь при отказе от невыбранных альтернатив.
Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (Формирование УУД в основной школе, 2010, с.45-48)
|
|
Смысло-образо-вание
мотивация учебной деятельности
| Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, самообразования, социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности
| 1. Сформированность познавательных мотивов.
2.Дифференциация отношения к разным учебным предметам
3. Интерес к новому опыту.
4. Сформированность социальных мотивов.
5. Стремление к социально значимой деятельности.
6. Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений за пределами школьной программы.
7. Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
| Низкий уровень осознания своего отношения к учению
Преобладание внешних мотивов (игрового, внешнего)
Формальное отношение к учебе
Безразличие к окружающему миру
Подверженность групповым установкам
| Игровое задание «Моя вселенная»
Задания на оценку полученной информации относительно своей личностной позиции.
Интервью и значимости темы для жизненных целей и задач, изучения темы урока
Задание на выбор целей из предложенного учителем списка
Задания на рефлексию личностных результатов учения (Формирование УУД в основной школе, 2010, с.49)
|
|
Нравст-венно-этическая ориента-ция
| - Умение выбирать информацию и поведение, оценивая с точки зрения просоциальных ценностей.
- Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы / следования моральной норме.
- Решение моральной дилеммы на основе децентрации.
- Оценка действий с точки зрения нарушения /соблюдения моральной нормы.
- Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.
- Ориентация в поведении на групповой «кодекс поведения».
| Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами
Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы.
Учет мотивов субъекта при нарушении нормы.
Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы.
Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы
| Отсутствие определённой культуры поведения
Рассогласованность знания моральных норм и поведения
Девиантное поведение
| Задание «Моральные дилеммы»
Задние «Моральный смысл»
Задание «Социальная реклама»
Задание «Кодекс моральных норм»
Задания на определение альтернатив, критериев выбора и способов их измерения.
Задания на оценку собственного поведения.
Форма контроля:
Задания на оценку причин и последствий поведения.
Задания на определение значимости определённых событий с точки зрения жизненной перспективы и др (Формирование УУД в основной школе, 2010, с.49-56)
|
|
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
|
|
Виды действий
| Содержание действий
| Критерий сформированности/оценки компонентов действий
| Последствия несформированности действий
| Типовые задания
|
|
Целепо-лагание
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
| Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней
Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы
| Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточных целей-требований) Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется
Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.
Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется
| Выполнение проекта (формулировка целей и задач проекта)
|
|
Планирование
| Определение последовательности промежуточных целей и задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Распределение работ во времени
Умение реалистически оценивать силы и время
| Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)
Соответствие планируемой деятельности сформулированным целям и задачам
| Импульсивный характер деятельности
Хаотичность действий
Неадекватность плана сформулированным целям и задачам
Невыполнение задания в намеченный им срок
| Выполнение проекта (разработка плана проекта)
|
|
Контроль
| Сличение (сопоставление) способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
| Самостоятельность, осознанность действия контроля.
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы.
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок.
Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы.
| Не контролирует учебные действия,
не замечает допущенных ошибок.
Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки
| Выполнение проекта (контроль за выполнением плана проекта)
|
|
Коррек-ция
| Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
| Обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений.
| Нет коррекции плана действий
Коррекция запаздывающая, не всегда адекватная
Коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.
| Выполнение проекта (коррекция выполнения проекта)
|
|
Прогно-зирование
| Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
| Умеет устанавливать приоритеты.
Умеет распределять время в зависимости от важности дела.
Умение реалистически оценивать силы и время для выполнения конкретного дела.
| Нет прогноза своих действий.
| Выполнение проекта (прогнозирование выполнения проекта)
|
|
Волевая регуляция
| Сохранение самообладания при появлении затруднений в работе
| Владение навыками саморегуляции (снижения эмоционального напряжения, поддержания необходимого уровня активации, мобилизации, обеспечивающих требуемый уровень работоспособности).
Отношение к ошибкам как нормальному явлению, стремление их исправить адекватным способом.
| Аффективные реакции (отказ, утрата упорядоченности, целенаправленности действий) при затруднениях
| Упражнения на релаксацию, снижение эмоционального напряжения
Задание на осознание действенных мотивов
Упражнение на действие с воображаемым мотивом
|
|
|
Виды действий
| Содержание действий
| Критерий сформированности/оценки компонентов действий
| Последствия несформированности действий
| Типовые задания
|
|
Обще-учебные действия
| - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно сжато выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
| Самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели на уроках (занятиях).
Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Делает предварительный анализ текста задачи, переводит текст на знаково-символический язык (вещи или графики).
Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
Строит модели и схемы,
работает с моделью и схемой, соотносит результаты, полученные на модели и схеме, с реальностью (текстом).
Проводит наблюдения и эксперимент под руководством учителя.
Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Умеет структурировать материал; обсуждать, объяснять, доказывать, защищать результаты, готовить, планировать сообщение о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих процесс исследования, его средства и результаты);
умеет давать оценку полученных результатов и применять их к новым ситуациям.
Умеет составлять вопросы к тексту, план, граф-схему, тезизы, сводные таблицы, комментировать текст и логически запоминать учебную информацию.
Умеет отвечать на контрольные вопросы; делать реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов; Умеет составлять сводные таблицы, рефераты и доклады по нескольким источникам.
Умеет определять главную тему, общую цель или назначения текста; умеет выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д.
Уметь находить информацию: пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Уметь оценивать содержание текста и его форму.
Умеет работать с метафорами — понимает переносный смысл выражений (метафор), понимает и употребляет обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
| Отсутствует самостоятельность в учебной деятельности
| Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
на сериацию, сравнение, оценивание;
на проведение эмпирического исследования;
на проведение теоретического исследования;
задачи на смысловое чтение (Формирование УУД в основной школе, 2010, с. 93-102)
|
|
Логичес-кие
| - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
| Используемые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.
Постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Осуществляет логические операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
Делает обобщение понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Осуществляет сравнения, сериации и классификации, делает самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций.
Строит классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
На основе общих посылок может строить гипотезы, проверять или опровергать их.
| Склонность к слишком “смелым аналогиям”, поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям.
| Сочинение историй, рассказов, сказок.
Постановка вопросов к тексту, озаглавливание текста
Задания для освоения приемов логического запоминания информации, извлеченной из текстов (Формирование УУД в основной школе, 2010,, с.117-131)
|
|
Действия постанов-ки и решения проблем
| - формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
| Умеет видеть проблему, аргументировать ее актуальность, ставить вопросы.
Умеет выдвигать гипотезы.
Умеет структурировать тексты.
Умеет давать определение понятиям.
Формулирует гипотезы исследования и раскрывает замысел.
Планирует ход решения проблемы, исследовательских (проектных) работ и выбирает необходимый инструментарий.
Осуществляет поиск решения проблемы, проводит исследование (проектную работу) с поэтапным контролем и коррекцией результатов.
Умеет делать выводы и умозаключения
Умеет классифицировать
Оформляет результаты деятельности, как конечного продукта, и представляет результаты исследования (продукта проектных работ) для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
|
|
|
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
|
|
Виды действий
| Содержание действий
| Критерий сформированности /оценки компонентов действий
| Последствия несформированности действий
| Типовые задания
|
|
Общение и взаимодействие
| Умение представлять и сообщать в устной и письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции
| Строит понятные для партнера высказывания, т.е. владеет вербальными и невербальными средствами общения.
Понимает возможности разных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Умеет обосновывать и доказывать свою точку зрения, позицию невраждебным для оппонентов образом.
Умеет задавать вопросы.
Умеет слушать собеседника.
Умеет позитивно относиться к процессу общения.
Умеет дружить, уступать, убеждать.
Проявляет спонтанность, уверенность в контактах.
| Эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях.
Покорность, подчинение (без внутреннего согласия) авторитету партнера.
Ярко выраженные индивидуалистические тенденции (упрямая настойчивость).
Неуверенное (либо агрессивное) поведение,
Неумение реагировать на критику, «задевающее поведение», провоцирующее поведение.
Неумение принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.
Неумение выражать свои чувства приемлемым образом.
| «Кто прав?» , «Общее мнение»
«Дискуссия»
«Компьютерная презентация» (Формирование УУД в основной школе, 2010, с.67-85)
|
|
Работа в группе
| Совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи.
Умение планировать общие способы работы.
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Умение брать инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Готовность реагировать на нужды других, в том числе оказывать эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности
Конструктивное разрешение конфликтов.
Соотнесение различных точек зрения на явления и события, высказывание собственной версии их смысла.
| Неумение устанавливать рабочие отношения в группе
|
|
|