Скачать 224.97 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ») Кафедра философии и культурологии УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры «19» июня 2014 г. Протокол № 11 Зав. кафедрой РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ Философская антропология Направление: 051000 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) Уровень образования: бакалавриат Профильная направленность: Производство продовольственных продуктов и потребительских товаров. Челябинск, 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина по выбору «Философская антропология» относится к вариативной части образовательной программы Блока 1. Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы. Подготовка бакалавра невозможна без определенного уровня развития личности. Именно общекультурное развитие определяет мотивацию личности и направленность ее социального воздействия. Актуальность курса обусловлена необходимостью хорошей общегуманитарной подготовки. Изучение антропологии должно обеспечить компетентность студентов в области антропологической проблематики: содействовать развитию у студентов способности к самостоятельной творческой работе в сфере профессиональной деятельности; формировать широкую эрудицию, способствовать пониманию процессов, протекающих в социокультурном пространстве России и мире, современных социокультурных проблем. Цель учебной дисциплины по выбору «Философская антропология» – способствовать обладанию учащимися следующими компетенциями: осознанием культурных ценностей, пониманием роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1); владением культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18); владением системой эвристических методов и приемов (ОК-29). Данная цель будет реализована при достижении следующих результатов обучения: знать:
уметь:
владеть:
Соотнесение целей и результатов обучения дисциплине «Философская антропология» представлено в Таблице 1. Таблица 1. Планируемые результаты обучения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Рабочая программа по дисциплине «Философская антропология» содержит учебные материалы для аудиторной и самостоятельной работы. Он состоит из двух разделов, каждый из которых дает целостное представление об определенной тематической области социальной философии. Изучение дисциплины предполагает следующие виды учебной деятельности: лекции с мультимедийным сопровождением; практические занятия в форме семинаров; самостоятельное изучение учебной и научной литературы с написанием соответствующего отчета, конспекта; просмотр художественных фильмов и их обсуждение; самостоятельное написание словаря терминов; подготовку электронной презентации по темам; зачет. Промежуточная аттестация проводится в два этапа. Первый этап проводится форме контрольного on-line тестирования. Второй этап – собственно зачет, который проводится на последнем занятии. Форма проведения зачета – или собеседование по вопросам дисциплины, или выставление зачета по результатам рейтинга и контрольного тестирования. Единый порядок начисления баллов для промежуточной аттестации устанавливается «Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в Челябинском государственном педагогическом университете». Во время зачетного мероприятия учащимся разрешается пользоваться всеми материалами, представленными в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» настоящей рабочей программы. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Таблица 2. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Таблица 3. Содержание Раздела 1
Таблица 4. Содержание Раздела 2
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ Раздел 1. Антропологические парадигмы в основных типах культуры 1.1. Подготовка к семинарским занятиям (11 ч.) Тема: Антропология как наука и как учебная дисциплина План: Учение о человеке в системе философского мировоззрения. Основные философско-антропологические проблемы. Сущностные родовые качества человека. Тема: Человек в индо–буддийской культуре План: Представления о карме и посмертной судьбе человека в индо – буддийской культуре. Индо-буддийские представления о сущности и строении человека. Йога как практическая основа философских воззрений Индии. Тема: Человек в конфуцианско-даосистской культуре План: Учение о совершенномудром человеке в даосизме. Учение о бессмертии и путях его достижения. Представления о строении человека и китайская медицина. Учение о совершенном человеке в конфуцианстве. Тема: Человек в христианской культуре План: Человек как результат творения, как образ Божий. Творение, грехопадение, перспективы спасения человека. Тело, душа, дух человека. Проблема источника греха и ответственности человека. Система ценностей христианства и ее особенности в православии, католицизме и протестантизме. Тема: Человек в мусульманской культуре План: Учение ислама о мире, Боге и человеке. Личность Мухаммеда как идеал человека в исламе. Система мусульманских нравственных ценностей. 1.2. Терминологический минимум (Диктант) (10 ч.) Антропогенез, антропология, этногенез, культурогенез, исторический тип культуры, язык и символы культуры, культурные коды, культурные ценности и нормы, инкультурация и социализация, культурно-исторический тип. Арии, Веды, брахманизм, йога, сансара, майя, карма, Брахман, брахман, буддизм, дхарма, нирвана, чань-буддизм, индуизм, реинкарнация, Аюрведа. Поднебесная, даосизм, дао, инь, ян, дэн, даосская алхимия, у- вэй, пять движений, совершенно-мудрый, цигун, Лао-Цзы, конфуцианство, цзюнь-цзи, жень, ли, сяо, «Дао дэ цзин». Иудаизм, скрижаль, грехопадение, Страшный суд, искупление, боговоплощение, обожение, богообщение и богопознание, благодать, Богочеловек, ипостась, триединство Бога, вознесение, спасение, Библия, Священное Писание, Священное Предание, Евангелие, апостол, Апокалипсис, католицизм, православие, протестантизм, соборность. Ислам, Аллах, Мекка, хиджра, Коран, Сунна, хадис, сура, Шариат, намаз, садака, хадж, умра, Кааба. 1.3. Темы докладов и презентаций по 1 разделу (10 ч.)
Раздел 2. Проблемы родового человека. Экзистенциальные проблемы. 2.1. Подготовка к семинарским занятиям (11 ч.) Тема: Проблема телесности в философской антропологии. План: Тело и телесность как природное явление и как совокупность культурных кодов. Дихотомический и холистический подход к телу. Здоровье и болезнь. Пол и гендер. Гендерные стереотипы, попытки их преодоления и современные гендерные проблемы. Тема: Рациональность человека и его внерациональные характеристики. План: Разум и рациональность как собственно – человеческие черты. Разум в классической и неклассической философии, в науке и эзотерике. Формы проявления рациональности в поведении человека. Нравственные проблемы рационалистического титанизма. Гносеологические и практические ограничения рациональности. Разум, воля и чувства человека. Воля к жизни и воля к власти. Сознательное и бессознательное в человеке. Основные концепции бессознательного (З.Фрейд, О. Ранк, К.Г. Юнг, К. Хорни, Адлер, Э.Фромм, Г. Маркузе, С. Гроф). Тема: Человек и общество. Человек и Другие. План: Человек как существо общественное. Формирование индивидуальности человека. Антропология межличностной коммуникации. Проблемы диалога. Человек и такие же. Человек толпы. Одиночество, его виды и способы преодоления. Тема: Ценности. Духовный опыт человечества. План: Потребности человека. Иерархия базовых потребностей. Ценности этические и эстетические. Экзистенциальные состояния человека – вера, надежда, любовь. Смысл жизни. 2.2. Терминологический минимум (Диктант) (10 ч.) Культурный код, дихотомизм, холизм, гендер, биокультурная этика, гештальт – терапия, Аюрведа, аскетизм, гедонизм, эвдемонизм, дарвинизм, феминизм, суфражистская революция. Рациональность, прагматизм, индукция, дедукция, анализ, синтез, понятие, суждение, умозаключение, рассудок, разум, целерациональность, ценностная рациональность, рационалистический титанизм, неявное знание, неравновесная ситуация, точка бифуркации, эзотерика, сциентизм, антисциентизм. Бессознательное, либидо, сублимация, эдипов комплекс, архетип, трансперсональная психология, воля к жизни, воля к власти. Культурные коды общения, коммуникация, интеракция, массовая культура, человек толпы, индивидуализация. Свобода, необходимость, произвол, воля, иррациональное, экзистенция, фортуна, карма, судьба. Этика, эстетика, экзистенция, ценность, аксиология, морализм, утилитаризм, интенциональность, феноменология. 2.3. Темы докладов и презентаций по 2 разделу (10 ч.)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Список основной и дополнительной учебной литературы Барулин В.С. Основы социально – философской антропологии/В.С. Барулин. – М.: Академкнига,2002.- (Новая философская серия). – 456 с. Губин В.Д. Философская антропология: учеб пособие для вузов/ В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, 2008.- 399 с. Гуревич П.С. Философская антропология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Nota bene, 2001. - 456 c. Золотухина – Аболина Е.В. Философская антропология: учеб пособие для вузов/ Е.В. Золотухина – Аболина. – М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2006. – (Учебный курс). – 232 с. Ильин В.В. Философская антропология: учеб. пособие/ В.В. Ильин– М.: КДУ, 2008.- 231 с. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Лань, 2007. – 372 с. Подорога В.А. Феноменология тела: введ. в филос. антропологию: Материалы лекц. курсов 1992 – 1994 гг./ В.А. Подорога.– М.: Ad. Marginem. 1995. – (Философия по краям: Международная коллекция современной мысли: Литература. Искусство. Политика).–(Серия «1/16) – 339 с. Столяренко В.Е. Антропология – системная наука о человеке: учеб. пособие для вузов/ В.Е. Столяренко, Л.Д. Столяренко. Ростов н/Дону: Феникс.2004.- (Высшее образование). - 379 с. Информационное обеспечение дисциплины Весь необходимый для учебной работы материал размещен на сайте http://borisovsv.webnode.com/ и включает в себя: Контрольный тест; Словарь понятий и терминов; Словарь персоналий с портретами философов; Электронные тексты философских произведений; Электронные тексты учебной литературы; Словари и энциклопедии по философии (электронные тексты); Список сайтов со специализированными (философскими) электронными библиотеками «Философия в сети». Фонд оценочных средств для проведения ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Таблица 5. Оценочные средства контроля формируемых компетенций
|
Рабочая программа дисциплины по выбору Учебная дисциплина по выбору «Социальная философия» относится к вариативной части образовательной программы Блока Трудоемкость дисциплины:... | Рабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры... Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «планирование на предприятии» ... | Рабочая программа учебной дисциплины помология для подготовки бакалавров... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока «Профессиональный цикл», вариативная часть, дисциплины по выбору... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «экономика природопользования» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части (дисциплины по выбору студента) естественнонаучного... | Рабочая программа учебной дисциплины «герпетология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «геоэкология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата... | Рабочая программа учебной дисциплины «цитогенетика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла б 3 ( 12 2) студентам очной формы обучения... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части естественнонаучного цикла Б. 2 студентам... | Рабочая программа учебной дисциплины «современные направления экологии» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла б 12 2 студентам очной формы полного... | ||
Рабочая программа дисциплины Управление качеством Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Вд. 8) студентам очной и заочной... | Рабочая программа учебной дисциплины «почвы оренбургской области» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору, включенной в вариативную часть профессионального цикла по... | Рабочая программа учебной дисциплины «геохимия биосферы» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла б 2 2 студентам... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Логистика» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла б з. 2 студентам... | Рабочая программа дисциплины ... |