Рабочая программа дисциплины Управление качеством





Скачать 277.36 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Управление качеством
страница1/2
Дата публикации07.11.2014
Размер277.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА

Факультет менеджмента


УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________ Егоршева О.И.
«____» _________________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Управление качеством
Направление подготовки

080200 Менеджмент

Профиль подготовки

«Менеджмент организации»


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Волжский
2011

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "20" мая 2010г. № 544.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла (Б3.В.ВД.8) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» в 6 семестре.
Составители рабочей программы _______________к.э.н., доц. Н.В. Бессарабова

(подпись)
Программа одобрена на заседании кафедры менеджмента

(указать наименование кафедры)

от «_____»_____________ 201 года, протокол № _________________.


Рецензент

___________________________________________________________________



Подписи:

Зав. кафедрой менеджмента, к.ф.н. ________________________ (Попович А.Н.)
Декан факультета менеджмента, к.п.н., доц._______________(Киселева Н.А.)

(факультет, где разрабатывалась программа)
Декан факультета менеджмента, к.п.н., доц._________________ (Киселева Н.А.)

(факультет, где реализуется программа)

1. Цели освоения дисциплины

Цель изучения данного курса – формирование у студентов целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций.

Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основу конкурентоспособности продукции составляет ее качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятиях систем качества и подтверждается сертификацией продукции и систем качества.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Управление качеством» относится к профессиональному циклу, входит в дисциплины по выбору (Б3.В.ВД.8 (1)).

Управление качеством является одним из аспектов управления деятельности предприятия в целом и поэтому примыкает к изучению менеджмента (стратегического менеджмента, управления персоналом, проектами, производством, финансового менеджмента, экологического менеджмента, инновационного менеджмента), так как деятельность современного менеджера достаточно многогранна и предполагает решения значительного спектра задач, изучаемых в рамках перечисленных дисциплин.

Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любой компании.

Управление качеством, как всякое управление, не может осуществляться без соответствующей информации о качестве выпускаемой продукции, а также достижениях науки, техники и потребностях рынка, поэтому настоящая дисциплина связана с изучением дисциплин «Основы менеджмента», «Производственный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Маркетинг» и др. Управление качеством связано также со стандартизацией и обязательно требует знание действующего законодательства и нормативных документов в области качества для усвоения производителями и потребителями своих прав, обязанностей и ответственности, связанных с обеспечением качества продукции. Изучение конкретных методов контроля качества, сбора и обработки информации включает изучение статистических методов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Управление качеством» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

  • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

  • пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

  • способность разрабатывать локальные поверочные схемы и выполнять проверку и отладку систем и средств автоматизации технологических процессов, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством, а также их ремонт (ПК-23);

  • способность проводить оценку уровня брака продукции, выполнять анализ причин его появления, разрабатывать предложения по его предупреждению и устранению, совершенствованию продукции (ПК-24);

  • способность проводить сертификацию продукции, технологических процессов и средств автоматизации, контроля, диагностики, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством, экологическими системами предприятия (ПК-25);

  • способность осваивать средства программного обеспечения автоматизации и управления, их сертификации (ПК-26);

  • способность выполнять работы по экспертизе технической документации, надзору и контролю за состоянием технологических процессов, систем и средств автоматизации и управления, оборудования, выявлять их резервы, определять причины недостатков и возникающих неисправностей при эксплуатации, осуществлять меры по их устранению и повышению эффективности использования (ПК-27);

  • способность организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-30);

  • способен разрабатывать мероприятия по проектированию процессов разработки, изготовления, контроля и внедрения продукции, средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством, их эффективной эксплуатации (ПК- 31);

  • способность выбирать технологии, инструментальные средства и средства вычислительной техники при организации процессов проектирования, изготовления, контроля и испытания продукции, средства и системы автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-32);

  • способность выполнять работу по организации управления информационными потоками на всех этапах жизненного цикла продукции, ее интегрированной логистической поддержки (ПК-33);

  • способность проводить мероприятия по повышению качества продукции, производственных и технологических процессов, техническому и информационному обеспечению их разработки, испытаний и эксплуатации, планированию работ по стандартизации и сертификации систематизации и обновлению применяемой регламентирующей документации (ПК-34);

  • способность участвовать в разработке и практическом освоении средств, систем автоматизации и управления производством продукции, ее жизненным циклом и качеством, подготовке планов освоения новой техники, составлении заявок на проведение сертификации (ПК-35).

В результате освоения дисциплины «Управление качеством» обучающийся должен:

Знать:

  • – основные понятия управления качеством, различные виды систем обеспечения качеством;

  • методы осуществления контроля и анализа качества в производственных и сервисных системах;

  • методы организации работы по совершенствованию качества;

  • основные виды затрат на качество;

  • методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем;

  • рекомендации российских и международных стандартов серии ИСО 9000 по обеспечению качества продукции;

  • современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции сложной техногенной продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла: от этапов её проектирования, разработки и создания, опытных образцов до серийного производства и эксплуатации;

  • процедуры сертификации продукции и систем управления качеством.

Уметь:

  • – использовать вероятностно-статистические методы оценки уровня качества сложных систем и изменения качества в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла;

  • правильно производить выбор вероятностно- статистических законов распределения для корректных оценочных расчетов уровня качества и надежности работы различных систем;

  • использовать методы обеспечения заданного качества и надежности сложных систем на различных этапах - от проектирования до серийного производства продукции;

  • применять методы обеспечения заданного качества и надежности сложных систем на различных этапах: от проектирования до серийного производства продукции;

  • проводить структурный и функциональный анализ качества сложных систем с различными схемами построения;

  • применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных систем;

  • проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов;

  • решать практические задачи по управлению качеством в производственной и сервисной компании;

  • применять статистические методы управления качеством для анализа проблем качества и их решения.

Владеть:

  • категориальным аппаратом управления качеством на уровне понимания и свободного воспроизведения;

  • методикой расчета наиболее важных экономических показателей, важнейшими методами анализа;

  • навыками работы с экономической литературой, информационными источниками, учебной и справочной литературой по проблемам управления качеством;

  • приемами ведения дискуссии и публичных выступлений;

  • потребностью в постоянном продолжении образования.


4. Структура и содержание дисциплины «Управление качеством»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа.



п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы теку-щего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего

Лек-ции

Прак-тич

Сам.

раб.




1.

Сущность качества и управление им

8

1-2

15

4

4

7

Доклады, рефераты

2.

Основные методы управления качеством

8

3

10

2

2

6

Доклады, рефераты

3.

Система управления качеством на предприятии

8

4

11

2

2

7

Доклады, рефераты

4.

Организация технического контроля на предприятии

8

5

10

2

2

6

Доклады, рефераты

5.

Метрологическое обеспечение качества продукции

8

6

11

2

2

7

Доклады, рефераты

6.

Стандартизация продукции в России

8

7

10

2

2

6

Доклады, рефераты

7.

Сертификация продукции

8

8

11

2

2

7

Доклады, рефераты

8.

Защита прав потребителей товаров и услуг

8

9

10

2

2

6

Доклады, рефераты

9.

Планирование качества

8

10

11

2

2

7

Доклады, рефераты

10

Всеобщее управление качеством

8

11

10

2

2

6

Доклады, рефераты

11

Деятельность государственных организаций в области качества

8

12

11

2

2

7

Доклады, рефераты

























Экзамен




Всего







144

24

12

72

36



Содержание учебной дисциплины
Тема 1 Сущность качества и управление им.

Понятие качества. Эволюция качества. Показатели качества: унификации и стандартизации, экономические показатели, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели надежности, ремонтопригодности, долговечности и др.
Тема 2 Основные методы управления качеством.

Классификация и сферы приложения методов управления качеством. Организационно-распорядительные методы. Инженерно-технологические методы. Экономические методы. Социально-психологические методы
Тема 3 Система управления качеством на предприятии

Международные стандарты, и их применение на российских предприятиях. Петля качества. Основные составляющие качества для потребителей
Тема 4 Организация технического контроля на предприятии

Сущность и объекты технического контроля Виды технического контроля Методы количественной оценки уровня качества. ОТК как самостоятельное структурное подразделение предприятия.
Тема 5 Метрологическое обеспечение качества продукции

Метрологическое обеспечение и его цели. Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения
Тема 6 Стандартизация продукции в России

Понятие и виды стандарта Государственная система стандартизации (ГСС) РФ. Экономические проблемы стандартизации. Государственное управление стандартизацией в РФ. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
Тема 7 Сертификация продукции

Понятие и классификация признаков сертификации продукции. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Сертификация третьей стороной. Система сертификации. Понятие сертификата соответствия. Знак соответствия.
Тема 8 Защита прав потребителей товаров и услуг

Понятийный аппарат в области защиты прав потребителя. Зарубежный опыт регулирования защиты прав потребителя. Правовое обеспечение защиты прав потребителя в Российской Федерации. Государственное регулирование защиты прав потребителя в РФ. Общества защиты прав потребителя. Судебная защита потребителей. Виды юридической ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителя.
Тема 9 Планирование качества

Планирование как процесс управления качеством. Системный подход к планам качества. Средства планирования.
Тема 10 Всеобщее управление качеством

Основные этапы формирования принципов всеобщего управления качеством (TQM). Содержание концепции всеобщего управления качеством. Комплексное и тотальное управление качеством.
Тема 11 Деятельность государственных организаций в области качества
Роль государства в обеспечении качества продукции, работ, услуг. Деятельность и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Деятельность и функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
5. Образовательные технологии

В целях реализации компетентностного подхода аудиторные занятия планируются в рамках такой образовательной технологии, как личностно-ориентированный подход. Это позволяет учитывать как исходный уровень знаний студентов, так и существующие на факультете технические возможности обучения. Практические занятия проводятся в активной и интерактивной форме.

Модуль дисциплины формируется как лекционные занятия, работа в семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения экономических задач, анализа проблемных ситуаций, дистанционные занятия. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу бакалавров и руководство этой работой со стороны преподавателей.

Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, решение экономических задач, аналитическое изучение, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, создание перечня возможных экономических рисковых ситуаций и рекомендаций по разрешению этих рисков, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем. Итоговый контроль – зачет и экзамен.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

К самостоятельной работе студентов по дисциплине «Управление качеством» относятся их подготовка к практическим занятиям и написание докладов, рефератов (студентам предоставляется выбор) по каждой изученной теме.

Темы докладов и рефератов

1. Интеллектуальная собственность в системе менеджмента качества и конкурентоспособности.

2.Нематериальные факторы в обеспечении качества и конкурентоспособности: маркировка товаров, штриховое кодирование.

3. Российская премия в области качества.

4. Зарубежный опыт конкурсов и премий в области качества.

5. Особенности управления качеством в Японии.

6. Вклад К. Исикава в деятельность по обеспечению качества.

7. Опыт ведущих зарубежных фирм в области обеспечения и управления

качеством.

8. Управление качеством окружающей среды.

9. Применение международных стандартов ИСО серии 9000 на отечественных предприятиях.

10.Информационное обеспечение системы сертификации продукции.

11. Гражданско–правовые аспекты качества при изготовлении продукции.

12.Американские подходы к проблеме качества.

13.Опыт разработки и внедрения систем качества на отечественных предприятиях.

14.Информационное обеспечение потребителя по вопросам качества.

15.История стандартизации в России.

16. Экологическая сертификация.
Тесты

1. Все виды потребностей человека должны быть удовлетворены последовательно, от нижнего иерархического уровня ко все более высоким - это:

  1. прогресс

  2. принцип дефицита

  3. принцип прогрессии

  4. принцип иерархии


2. Факторы, обуславливающие большую неудовлетворенность, в основном связаны с внешними моментами по отношению к работнику, на которые он реально не может повлиять - это:

  1. безопасность

  2. заработная плата

  3. мотиваторы

  4. факторы гигиены

3. Создание продукции такого уровня качества, который удовлетворяет определенным требованиям, потребностям, запросам потребителя - это:

  1. управление качеством

  2. система менеджмента качества

  3. цель управления качеством

  4. жизненный цикл продукта

4. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы - это:

  1. процесс

  2. агрегат

  3. производство

  4. планирование

5. Модель оценки организации, претендующей на Премию Правительства РФ в области качества, состоит из следующих основных блоков - это:

  1. Возможности - Результаты

  2. Руководство – Процессы – Деловые результаты

  3. Объем производства - Выручка

  4. Ни одно из перечисленых

6. Объектом качества может быть:

  1. деятельность или процесс

  2. продукция

  3. организация, система или отдельное лицо

  4. любое из вышеперечисленных понятий

7. Совокупность ожидаемых потребителем параметров качества необходимого ему продукта и их значения, удовлетворяющие запросам потребителя, и будет составлять:

  1. ценность продукта

  2. стоимость продукта

  3. цену продукта

  4. потребительские свойства продукта

8. Несоответствие какого-либо параметра качества продукта требованиям потребителя - это:

  1. неисправность

  2. брак

  3. дефект

  4. поломка

9. Является ли индекс удовлетворенности потребителя инструментом для целенаправленного управления качеством:

  1. нет не является, т.к. не показывает потребительскую ценность продукции

  2. да является, т.к. помогает фокусировать внимание на совершенствовании продукции и услуг

  3. мог бы, если бы позволял оценить реальную структуру конкуренции

  4. нет, это не цифровой показатель

10. Самые общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией и выполняются процессы управления, называется:

  1. управлением инновационной деятельностью

  2. технологией управления

  3. системой управления

  4. философией управления

11. Цикл управления проектом включает следующую последовательность этапов:

  1. разработка концепции проекта - реализации проекта

  2. выявление инновационной проблемы - поиск решения

  3. целеполагание - осуществление проекта

  4. планирование проектных мероприятий - контроль за ходом выполнения проекта

12. Сеть взаимосвязанных элементов внутри рассматриваемого объекта, которые работают совместно для достижения цели, стоящей перед объектом - это:

  1. конструкция

  2. система

  3. производственный процесс

  4. ни одно из перечисленного

13. Структура доходов и затрат производителя продукта на качество, описывается тремя основными моделями. Какая модель из нижепредставленых не является основной - это:

  1. «потери для общества»

  2. «планируй, проверяй, действуй»

  3. «стоимость процесса»

  4. «предотвращение, оценка, отказ»

14. Затраты на соответствие, представляющие собой расходы на выполнение процесса со 100%-ной эффективностью, т.е. минимальные затраты на выполнение процесса в соответствии с техническими условиями - это:

  1. производственные затраты

  2. неконформные затраты

  3. конформные затраты

  4. непроизводственные затраты

15. Согласно принципу «падение ради взлета» в каждой эволюции между двумя последовательными стадиями располагается «размытый период» который имеет три ключевых компонента. Итак: Критический период, когда дела идут все хуже, а фундаментальная ошибка ещё не известна - это:

  1. стадия подъема

  2. точка перелома

  3. стадия спада

  4. ни один из указанных

16. Совокупность характеристик объекта, имеющая отношение к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые требования потребителя - это:

  1. качество

  2. стандарт

  3. потребительские свойства

  4. товар

17. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 - это:

  1. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

  2. Система менеджмента качества. Требования.

  3. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

  4. Руководство по управлению экономикой качества.

18. Подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены - это:

  1. валидация

  2. испытание

  3. анализ

  4. верификация

19. Системы менеджмента качества (СМК) - это:

  1. все перечисленные

  2. система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству

  3. комплекс четко взаимосвязанных административных процедур (правил организации), разработанных в соответствии с государственными стандартами в области качества, охватывающий все сферы деятельности организации, обеспечивающий бездефектное её функционирование.

  4. управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.

20 Основой современной философии качества может считаться – программа менеджмента качества выдвинутая Э.Демингом - в:

  1. 1950 году

  2. 1942 году

  3. 1992 году

  4. 1928 году

Ключ к тестам


вопроса

Правильный ответ

вопроса

Правильный ответ

1

3

11

1

2

4

12

2

3

3

13

2

4

1

14

3

5

1

15

3

6

4

16

1

7

1

17

3

8

3

18

4

9

2

19

2

10

4

20

1



Контрольные вопросы
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconРабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки
Управление качеством: рабочая программа / авт сост. Стефанова Т. Г. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 16 с
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы...
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconРабочая программа дисциплины «история»
Дисциплина "История" предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 221400. 62 «Управление качеством» (профиль «Управление...
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconУчебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии»
«Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством»....
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconПрограмма дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении...
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconПримерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется...
Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная...
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62
«Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconРабочая программа для студентов направления221400. 62 «Управление качеством»
Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентовнаправления221400. 62«Управление качеством»...
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение для специальности...
Составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности 221413 «Техническое...
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconРабочая программа по дисциплине «управление качеством» для специальности...
Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» компонента в цикла ен составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconРабочая программа составлена на основе
«Стандартизация и управление качеством продукции», утвержденной решением кафедры управления качеством от 21. 12. 2010 г. №6
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconПрограмма дисциплины «Основы управления качеством»  для направления...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconРабочая программа по дисциплине «Управление качеством услуг в туризме»
Рабочая программа по дисциплине «Управление качеством услуг в туризме» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 «Туризм»...
Рабочая программа дисциплины Управление качеством iconПрограмма дисциплины «Средства и методы управления качеством» ...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск