Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством»





Скачать 111.31 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством»
Дата публикации19.04.2015
Размер111.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики Национального

исследовательского университета "Высшая школа экономики"
Факультет электроники и телекоммуникаций

Программа дисциплины

«Основы управления качеством»


для направления 221400.62 «Управление качеством» подготовки бакалавра

Автор программы:

Скачко Ю.В., к.т.н., struna1204@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры Микросистемной техники,

материаловедения и технологий

«___»____________ 20 г.

Зав. кафедрой В.П. Кулагин
Рекомендована профессиональной коллегией УМС по электронике

«___»____________ 20 г.

Председатель С.У. Увайсов
Утверждена Учёным советом МИЭМ

«___»_____________20 г.

Ученый секретарь В.П. Симонов ________________________

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

«Основы управления качеством»

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Преподавание дисциплины «Основы управления качеством» имеет целью ознакомить студентов с решением глобальной проблемы, связанной с управлением качеством продукции на современном этапе развития человечества, с решением практических проблем и задач при создании и использовании систем управления качеством.

В ходе изучения данной дисциплины студенты знакомятся с историей создания систем управления качеством, разработанных в различных странах мира начиная с середины 50-х годов ХХ века.

В программе дисциплины также имеются разделы, посвященные квалиметрии и основным принципам управления.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Студенты должны четко усвоить исторические этапы контроля качества продукции, переход от контроля качества к его управлению на основе системного подхода.

Студенты должны знать основные термины и определения, связанные с качеством, основные этапы по созданию систем управления качеством и знать основные модели систем управления качеством (Фейгенбаум, Эттингер и Ситтиг, отечественные модели, Джуран, японские модели, МС ИСО 9000, TQM).

Также студенты должны знать методы оценки качества (квалиметрия) и основные принципы управления.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Модуль

1

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

32

32

Лекции

16

16

Практические занятия (ПЗ)

16

16

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

и (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

76

76

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

и (или) другие виды самостоятельной работы

76

76

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

(или С)

ЛР

1.

Глобальный характер проблемы качества.

Статистические методы и качество продукции.

2

2

-

2.

Качество продукции. Основные термины.

Семь элементарных методов. Диаграмма Парето.

2

2

-

3.

Уравнение оценки качества изделия потребителем.

Схема Исикавы – «рыбий скелет».

2

2

-

4.

Исторические этапы контроля качества.

Гистограммы. Порядок построения.

2

2

-

5.

Системный подход к управлению качеством.

Точечный график. Диаграммы разброса.

2

2

-

6.

Модели систем управления качеством.

Табличный результат контроля.

2

2

-

7.

Управление качеством в Японии.

Семь новых методов. Диаграмма сродства.

4

2

-

8.

Отечественные системы управления качеством.

Диаграмма зависимости.

7

2

-

9.

Международные стандарты серии ИСО 9000.

Системная диаграмма.

8

2

-

10.

Требования и рекомендации по разработке элементов.

Матричная диаграмма

2

2

-

11.

Модель процессов менеджмента качества.

Стрелочная диаграмма.

2

2

-

12.

Восемь принципов менеджмента качества.

Диаграмма планирования оценки процесса.

2

2

-

13.

Теоретическая квалиметрия.

Анализ матричных данных.

2

2

-

14.

Основные принципы квалиметрии.

Показатели точности и стабильности техпроцессов.

2

2

-

15.

Оценка технического уровня и качества продукции.

Четыре аспекта качества и их реализация.

2

2

-

16.

Развитие науки об организации и управлении.

Роль процессов в обеспечении качества. ИСО 9004.

2

2

-

17.

Основные принципы в управлении.

Обработка элементов внутренней системы качества.

2

2

-

18.

Иерархические системы в управлении.

2

-

-

19.

Формула успешной работы. «Пять почему?» в управлении.

2

-

-

4.2. Содержание разделов дисциплины


  1. Глобальный характер проблемы качества. Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством в настоящее время. Экологическая проблема, демографический взрыв населения в ХХ веке, энергетическая проблема. Глобальная проблема с качеством промышленной продукции во второй половине ХХ века.

  2. Качество продукции. Основные термины и определения. Продукция, ее классификация. Потребительная стоимость. Стоимость. Качество как философская категория.

  3. Уравнение оценки качества изделия потребителем. Оптимальное качество продукции. Оптимальное качество по Эттингеру и Ситтигу. Оптимальное качество по Джурану.

  4. Исторические этапы контроля качества. Появление товара и товарно-денежных отношений в древнем мире. Цеховые формы промышленного производства в средневековье. Промышленная революция в ХIХ веке. Особенность развития промышленного производства в ХХ веке. Научно-техническая революция в середине ХХ века.

  5. Системный подход к управлению качеством. Определение понятия «система». Шесть этапов по созданию системы управления качеством по Фейгенбауму.

  6. Модели систем управления качеством. Модель системы управления качеством продукции Дж. ван Эттингера и Дж. Ситтига. Цикл или петля качества (7 элементов) данной модели. Назначение и особенности каждого элемента цикла. Модель системы управления качеством продукции по Джурану. Спираль качества, 14 основных элементов в модели Джурана. Необходимость связи изготовителей продукции с поставщиками исходных материалов.

  7. Управление качеством продукции в Японии во второй половине ХХ века. Образование японского союза ученых и инженеров. Закон о стандартизации. Знак качества для продукции, поставляемой на экспорт. Изучение и освоение японцами идей Деминга и Джурана. Исикава и кружки контроля качества. Динамическая модель системы управления качеством японской фирмы «Янмар Дизель».

  8. Отечественные системы управления качеством продукции. Саратовская система, система КАНАРСПИ, система НОРМ, управление качеством в электронной промышленности, Львовский вариант Саратовской системы. Единая система управления качеством промышленной продукции.

  9. Международные стандарты на системы качества. История разработки международных стандартов серии ИСО 9000. МС ИСО 8402-86, МС ИСО 9000-87, МС ИСО 9001-87, МС ИСО 9002-87, МС ИСО 9003-87 и МС ИСО 9004-87. Новые версии международных стандартов ИСО серии 9000, разработанные в 1994 году. Три рабочие группы по проведению пересмотра ИСО /ТК 176. Серия международных стандартов в области систем экологического менеджмента (ИСО 14000). Третья версия разработки международных стандартов ИСО 9000:2000.

  10. Требования и рекомендации по разработке элементов системы качества: ответственность руководства, системы качества, периодический анализ контракта, управление проектированием, действия по управлению документацией, закупки сырья, материалов и комплектующих, идентификация продукции и прослеживаемость, управление процессами, контроль и проведение испытаний, контрольное, измерительное и испытательное оборудование, статус контроля и испытания, действия по управлению несоответствующей продукцией, корректирующие воздействия, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и доставка, регистрация данных о качестве, внутренняя проверка качества, подготовка кадров, техническое обслуживание, статистические методы.

  11. Модель процесса менеджмента качества по новой версии международного стандарта ИСО 9004:2000. Цикл улучшения Plan → Do → Check →Akt (Планирование → осуществление → проверка → корректирующие воздействия).

  12. Принципы менеджмента качества по новой версии МС ИСО 9004:2000: ориентация на потребителя, роль руководства, вовлечение работников, подход к процессу, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, метод при принятии решения, основанный на фактах, взаимоотношение с поставщиками.

  13. Наука о качестве продукции. Теоретическая квалиметрия. Предмет и области науки о качестве продукции. Исследование природы качества продукции.

  14. Основные принципы квалиметрии. Иерархическое дерево свойств продукции, входящих в ее качество.

  15. Оценка технического уровня и качества продукции. Получение количественных значений каждого свойства изделия, проведение оценки каждого свойства и нахождение весомости (значимости) свойства продукции, входящей в ее качество.

  16. Развитие науки об организации и управлении производством. Система Ф.У. Тейлора. 12 принципов производительности Х. Эммерсона. Методы контроля качества А. Шухарта.

  17. Основные принципы управления. Схема принятия решения. Субъекты и объекты в управлении. Особенности управляемой системы. Целевая функция в управлении. Информационные барьеры в управлении.

  18. Иерархические структуры в управлении. Линейная структура. Функциональная структура. Функционально-штабная структура. Матричная структура в управлении.

  19. Формула успешной работы. «Пять почему?» в управлении по В.И. Терещенко. Экономика организационных «мелочей». Отрицательные факторы, оказывающие влияние на качество принимаемых решений.

5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ


Не предусмотрен.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература


а) основная литература:

1. М.Кане, Б.В. Иванов. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2009. – 560 с.

2. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.

3. Мазур И.И. Управление качеством. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2005.

4. Т.А. Салимова. Управление качеством. Учебник. Омега-Л, 2008. – 414 с.

б) дополнительная литература:

  1. Стандарты ГОСТ Р/ИСО 9000-2001, 9001-2001,9004-2001.

  2. Мишин В.М. Управление качеством. М.: Юнити-Дана, 2005. – 463 с.

  3. Азаров В.Н. Управление качеством. М.: ЕЦК, 2000



6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Комплект учебно-методического обеспечения дисциплины включа­ет: комплекты заданий для текущего, рубежного и итогового контроля зна­ний студентов, комплекты заданий для самоконтроля студентов.

7. Материально-техническое обеспечение
дисциплины


Для промежуточной проверки усвоения материалов используется тестовое программное обеспечение на базе дисплейного класса ВЦ МИЭМ и кафедры МиС.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Лекционный курс построен на основе иллюстративно-объяснительного метода с применением проблемного изложения материала отдельных тем.

_________________________Скачко Ю.В.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Средства и методы управления качеством» ...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62
«Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление качеством"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Управление качеством»...
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconРабочая программа дисциплины «история»
Дисциплина "История" предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 221400. 62 «Управление качеством» (профиль «Управление...
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины "Информационные технологии в управлении качеством и защита информации"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 221400....
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconПримерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется...
Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная...
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы...
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа
Воронцова А. В., Рыбка А. Г. Международный стандарт управления качеством учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Методы и средства измерений и контроля» ...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...

Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconРабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки
Управление качеством: рабочая программа / авт сост. Стефанова Т. Г. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 16 с
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconУчебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии»
«Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством»....
Программа дисциплины «Основы управления качеством»  для направления 221400. 62 «Управление качеством» iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск