Скачать 180 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Факультет электроники и телекоммуникаций Программа дисциплины «Методы и средства измерений и контроля» для направления 221400.62 «Управление качеством» подготовки бакалавра Автор программы: Юрин А.И., к.т.н., ayurin@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Микросистемной техники, материаловедения и технологий «___»____________ 20 г Зав. кафедрой В.П. Кулагин Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. «мЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ И КОНТРОЛЯ» 1. Цели освоения дисциплиныЦелью преподавания дисциплины «Методы и средства измерений и контроля» для направления 221400 является формирование у студентов понимания роли средств измерений и контроля в повышении качества продукции и услуг благодаря получению достоверной информации о качественных и (или) количественных характеристиках свойств продукции и услуг и их соответствии нормативной документации. Задачами изучения разделов указанной дисциплины являются:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриатаДанная дисциплина относится к вариативной (общепрофессиональной) части профессионального учебного цикла ООП подготовки бакалавров по направлению 221400 «Управление качеством». Освоение материала по дисциплине должно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей): «Математический анализ», «Физика», «Электротехника», «Радиоэлектроника», «Основы метрологии» и др., а также в ходе прохождения учебной практики. При освоении данной дисциплины обучающийся должен:
Измерения и контроль лежат в основе многих методов управления качеством. Непрерывное совершенствование качества продукции предполагает эффективное использование компьютерных измерительных технологий. Изучаемые в данной дисциплине основные прикладные программные средства и информационные технологии обеспечения современных промышленных предприятий представляют собой важную составляющую часть систем управления качеством. Поэтому, дисциплина «Методы и средства измерений и контроля» является одной из основных для успешного освоения ряда дисциплин базовой части профессионального цикла: «Средства и методы управления качеством», «Информационные технологии в управлении качеством и защита информации»; вариативной части профессионального цикла: «Компьютерные измерительные технологии», «Организация и технология испытаний». Таким образом, через дисциплину «Методы и средства измерений и контроля» реализуется постепенный переход от общих вопросов управления качеством к более прикладным, конкретизированным, непосредственно связанным с будущей профессиональной деятельностью обучающегося. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 221400 «Управление качеством»): ОК-12 – способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; ПК-2 – способность осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества; ПК-4 – способность применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач; ПК-11 – способность участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества; ПК-15 – способность выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат; ПК-18 – способность использовать основные прикладные программные средства и информационные технологии, применяемые в сфере профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)«Методы и средства измерений и контроля» 4.1. Объём дисциплины и виды учебной работыОбщая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц, 186 часов.
Условные обозначения: Л – лекции; ПЗ – практические занятия; С – семинары; ЛР – лабораторные работы; СРС – самостоятельная работа студентов; Р – реферат; Д – доклад; КонР – контрольная работа; Т – тестирование; ППЗ - приём практических заданий; З – зачёт; Э - экзамен. 4.3 . Содержание разделов дисциплиныРаздел 1. Введение в методы и средства измерений. Общие термины и определения. Измерение электрических величин основа всех направлений человеческой деятельности. Понятие, цели и особенности измерений и контроля. Роль измерений, испытаний и контроля в повышении качества продукции, услуг и производства. Методы измерений и контроля. Понятие средства измерений. Погрешности при измерениях. Классы точности приборов. Раздел 2. Определение и классификация средств измерений. Объекты измерений. Аналоговые и цифровые измерительные приборы. Основные характеристики средств измерений. Классификация СИ. Измерительные преобразователи. Классификация измерительных преобразователей: по назначению, по связи чувствительного элемента с изделием, по принципу преобразования, по физическому явлению, положенному в основу принципа действия. Измерительные цепи генераторных и параметрических преобразователей. Раздел 3. Сигналы измерительной информации. Виды сигналов. Кодирование измерительной информации. Модуляция сигналов. Аналого–цифровое преобразование сигналов. Параллельные АЦП, АЦП с двухтактным интегрированием, АЦП с последовательной аппроксимацией. Цифро-аналоговое преобразование сигналов. ЦАП с двоично – взвешенными сопротивлениями и ЦАП типа R – 2R. Раздел 4. Электромеханические измерительные приборы. Структурная схема, системы приборов и моменты, действующие в измерительном механизме. Уравнение шкалы. Чувствительность и вариация показаний прибора. Общие элементы, условные обозначения. Приборы магнитоэлектрической, электромагнитной, электродинамической, ферродинамической, электростатической и индукционной систем. Гальванометры. Логометры. Конструкции измерительных механизмов, принцип действия. Измерительные цепи, расчет электрических параметров амперметров, вольтметров и ваттметров. Схемы компенсации температурной погрешности. Отсчётные устройства Раздел 5. Методы и средства измерений сопротивлений, индуктивностей, емкостей. Прямые и косвенные методы. Мосты. Общая теория мостов постоянного тока. Одинарные и двойные мосты. Электрические схемы. Принцип действия. Мосты переменного тока. Общая теория мостов переменного тока. Измерение полных сопротивлений, ёмкости, индуктивности, взаимной индуктивности с помощью мостов переменного тока. Автоматические мосты. Электрические схемы. Принцип действия. Компенсаторы постоянного тока. Компенсационный метод измерения электрических величин. Принцип измерения, электрические схемы потенциометров. Раздел 6. Электронные приборы для измерения напряжения. Параметры напряжения. Общие сведения, структурные схемы вольтметров и их функциональные части. Вольтметры постоянного тока. Вольтметры переменного тока. Преобразователи амплитудного, действующего и среднего значений переменного напряжения. Универсальные вольтметры. Импульсные и селективные вольтметры. Цифровые электронные вольтметры. Измерение напряжений различной формы электронными вольтметрами. Источники основной и дополнительной погрешности. Раздел 7. Электронные приборы для измерения фазы и частоты. Общие сведения, структурные схемы и принцип действия. Емкостные и резонансные частотомеры. Электронно-счётный частотомер. Основные характеристики и параметры частотомеров и фазометров. Особенности применения приборов для измерения частоты и сдвига фаз. Раздел 8. Электронные приборы для измерения и анализа параметров сигнала и спектра. Электроннолучевые осциллографы. Общие сведения, структурные схемы и их функциональные части. Принцип получения осциллограммы. Специальные виды разверток - непрерывная, ждущая, круговая. Методы измерения частоты, фазы, временных интервалов, амплитуды напряжения, величины толков с помощью осциллографа. Определение параметров импульсных сигналов. Специальные электроннолучевые осциллографы (скоростные и стробоскопические). Понятие амплитудного и фазового спектра сигнала. Анализаторы спектра, анализаторы гармоник, измерители нелинейных искажений. Общие сведения, структурные схемы и функциональные части. Основные характеристики и практическое применение. Раздел 9. Измерительные генераторы, усилители и аттенюаторы. Общие сведения, классификация, основные типы измерительных генераторов. Структурные схемы и принципы построения. Выходные устройства генераторов. Области применения. Требования к усилителям, коэффициент усиления. Обратные связи в усилителях. Аттенюаторы. Основные типы, принцип действия. Метрологические характеристики. Раздел 10 Измерения в трёхфазных цепях. Основные понятия. Принципиальные схемы трёхфазных цепей. Измерение активной, реактивной и полной мощности в трёхфазных цепях. Раздел 11. Автоматизация измерений. Методы автоматизации измерительных и технологических процессов. Автоматизация измерений на основе микропроцессоров. Специализированное программное обеспечение. Автоматизация измерений на основе нестандартных средств измерений с использованием среды графического программирования LabView. 4.4. Лабораторный практикум
5. Образовательные технологии1. Для успешного освоения дисциплины используются различные образовательные технологии: лекции, практические занятия в компьютерных классах с использованием специализированного ПО, лабораторные работы, работа с рекомендуемой литературой, работа с Интернет-ресурсами, подготовка реферата, контрольные работы, тестирование. 2. Закрепление материала, изучаемого в дисциплине, должно проводиться при выполнении лабораторных работ. Лабораторные работы предполагают изучение конструкции, принципа действия, а также получение навыков работы с используемыми средствами измерений. 3. В часы самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя изучаются отдельные теоретические вопросы, которые не излагались на лекциях. Предполагается подготовка обзоров по темам, рекомендуемым преподавателем, изучение материалов лекций и подготовка ответов на контрольные вопросы, выполнение заданий с соответствующим оформлением, подготовка к выполнению лабораторных работ. 4. Самостоятельная работа предусматривает также:
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6.1. Темы курсовых проектов Не предусмотрено. 6.2. Примерные темы рефератов по разделам дисциплины
6.3. Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины В течение преподавания дисциплины в качестве форм текущей аттестации студентов используются такие формы, как заслушивание и оценка доклада по теме реферата, собеседование при приёме результатов практических работ, контрольные работы. По итогам обучения проводится экзамен. Контрольные вопросы и задания:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)а) основная литература: 1. Фремке А.В. Электрические измерения. Учебник для вузов, - Л.: «Энергия», 1980. 2. Душин Е.М. Основы метрологии и электрические измерения. Учебник для вузов, -Л.: Энергоиздат, 1987. 3. Орнатский П.П. Автоматические измерения и приборы. Учебник для вузов. - Киев, Вища школа, 1980. 4. Шляндин В.М. Цифровые измерительные устройства. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1981. б) дополнительная литература: 1. Преображенский А.А. Аналоговые электроизмерительные приборы. Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1979. 2. Спектор С. А. Электрические измерения физических величин. Методы измерений. Учебное пособие для вузов. – Л.: Энергоиздат, 1987. 3. Куликовский К.Л., Купер В.Я. Методы и средства измерений. Учебное пособие для вузов. – М.: Энергоиздат, 1986. 4. Гитис Э.И., Пискулов Е.А. Аналого-цифровые преобразователи. Учебное пособие для вузов. – М.: Энергоиздат, 1981. 5. Мирский Г.Л. Микропроцессоры в измерительных приборах. – М.: Радио и связь, 1984. 6. Харт X. Введение в измерительную технику. – М.: Мир, 1999. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)Для выполнения практических занятий используется центр компьютерных измерительных технологий кафедры МТМиТ. Для выполнения лабораторных работ используется оборудование лаборатории методов и средств измерений кафедры МТМиТ. Автор программы: __________________ /Юрин А.И./ |
Программа дисциплины «Средства и методы управления качеством» ... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины «Методы и средства измерений, испытаний и контроля»... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... «Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения | Программа дисциплины «Основы управления качеством» для направления... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62 «Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения | Программа дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление качеством" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Управление качеством»... | ||
Рабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины «Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы... | Рабочая программа дисциплины «история» Дисциплина "История" предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 221400. 62 «Управление качеством» (профиль «Управление... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины "Информационные технологии в управлении качеством и защита информации" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 221400.... | ||
Рабочая программа для студентов направления 221400. 62 «Управление качеством» ... | Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление качеством» | ||
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Примерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется... Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная... |