Скачать 119.41 Kb.
|
МОУ ГИМНАЗИЯ № 74УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 9 КЛАСС «ХИМИЯ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» 16 часов СОСТАВИТЕЛЬ: СКОРОЩЕКА Н. В. 2005 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдно из важнейших направлений современного образования – разработка и внедрение валеологического подхода в школьном образовании и воспитание. В рамках этой концепции образования встает проблема воспитания у учащихся потребности в здоровье формирования у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального валеологически обоснованного поведения. Совсем недавно, встречаясь, наши предки говорили «Здравия желаю». Не правда ли, приятно осознавать, что твое здоровье кого - то интересует? Может быть, настало время, когда каждый должен задуматься над своим здоровьем и не только своим? Знания, полученные в школе, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее именно этот предмет может стать источником знаний о нашем здоровье, т. к. только при изучении химии мы знакомимся с составом вещества на нашей Земле. Благодаря ему мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени. Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой. Целью данного курса является формирование у учащихся знаний о здоровом образе жизни. Задачи курса:
Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой. В данном курсе химические элементы и их соединения рассматриваются в соответствии с расположением в Периодической системе Д. И. Менделеева. В связи с вышеизложенным разработан данный курс, предназначенный для учащихся 9 классов. Возможные формы работы с данным содержанием – индивидуальная работа, сочетание коллективной и индивидуальной работы. Содержание учебно-тематического плана включает в себя проведение проб, помогающих в самоопределении школьников. Средствами для осуществления данной работы является – создание авторских разработок, схем, заданий , а также, творческих работ – рефераты, доклады – на основе материалов и сведений, собранных самостоятельно. 2.Учебно – тематический план
3.Содержание тем
1.Организационное занятие. Знакомство учащихся с темой учебного курса, целями и задачами. II. Влияние химических элементов на здоровье человека II. 1. I группа главная подгруппа Общая характеристика. Натрий и здоровье человека. Биологическая роль натрия. Реакция организма на избыток и недостаток натрия. Общая характеристика элементов побочной подгруппы I группы. Медь и здоровье человека. Биологические функции меди. Лечебное применение меди и ее препаратов. Реакция организма на избыток и недостаток меди. Серебро и здоровье человека. Лечебное применение серебра. Реакция организма на избыток серебра. Вид проб тема «Элементы I группы ПСХЭ Д. И. Менделеева» Задача 1. В любой аптечке обязательно должна быть пищевая сода – гидрокарбонат натрия NaHCO. Еще в 1845 г. немецкий врач Бульрих обнаружил, что питьевая сода устраняет изжогу – чувство жжения в нижней части пищевода при повышенной кислотности желудочного сока. Раствор, содержащий 5 г NaHCO в 200 мл воды, избавит от неприятных ощущений, связанных с изжогой. Рассчитайте объем газообразного диоксида углерода, который может выделиться при реакции 5г гидрокарбоната натрия с соляной, входящей в состав желудочного сока. Задача 2. Желудочный сок – это бесцветная жидкость, имеющая кислую реакцию благодаря присутствию соляной кислоты HCl, которая относится к числу сильных кислот, нацело диссоциирующих в водном растворе. Рассчитайте рН желудочного сока, если массовая доля HCl в нем составляют 0,5 %. Плотность желудочного сока практически равна плотности воды. Задача 3. При наружном применении питьевая сода нейтрализует действие кислот, попавших на кожу ( при укусах муравьев или ожогах крапивой это муравьиная кислота HCOOH). Какая масса муравьиной кислоты может быть нейтрализована с помощью гидрокарбоната натрия, содержащегося в 10 мл его 2% - го раствора? Плотность такого раствора 1013 г/л. Задача 4. Почему место муравьиного укуса чешется и болит? От Муравьиной кислты HCOOH, которая попадает в ранку. Это кислота – слабая, в водном растворе она диссоциирует не полностью, а частично. Рассчитайте рН в 5% - м растворе муравьиной кислоты, если степень ее диссоциации составляет 0,01%, а плотность раствора равна 1012 г/л. Задача 5. В результате реакции гидролиза гидрокарбоната натрия в его растворе создается слабощелочная среда. Рассчитайте рН раствора, содержащего 10 г гидрокарбоната натрия в 200 мл воды, если степень гидролиза равна 0,01%. Считайте объем раствора равным объему воды. Задача 6. Поваренная соль недаром служит важным компонентом пищи: это вещество в растворенном состоянии входит в состав крови и межклеточной жидкости. При сильных кровотечениях объем циркулирующей крови восполняют изотоническим раствором – 0,9%- м раствора хлорида натрия. Рассчитайте массу катионов натрия и хлорид – ионов в 10 мл изотонического раствора. Плотность раствора равна 1005 г/л. Вид проб II. 2.Элементы II группы ПСХЭ Д. И. Менделеева Общая характеристика. Магний и здоровье человека. Источники поступления магния в организм человека. Биологическая роль магния. Реакция организма на избыток магния. Применение магния в медицине. Тест на содержание магния в организме. Кальций и здоровье человека. Биологическая роль кальция. Потребность в кальции. Источники поступления кальция в организм человека. Снижение уровня кальция в организме. Приготовление пищи и кальций. Реакция организма на недостаток кальция. Ртуть и здоровье человека. Токсические свойства ртути. Нахождение ртути в живых организмах. Помощь при острых отравлениях ртути. Цинк. Кадмий. Задача 1. Ортофосфат кальция составляет минеральную основу костей и зубов. Другие соединения кальция участвуют в нервной и мышечной деятельности, входят в состав тканевой жидкости, ядер и стенок клеточной ткани живого организма. Суточная потребность кальция составляет от 0,8 до 2г, а источники этого элемента – молоко и кефир, творог, сыр, рыба и т. д. Обеспечит ли суточную потребность организма в элементе кальции добавлении в пищу 1 г карбоната кальция (считая, что он усваивается полностью)? Задача 2. Магний наряду с кальцием в виде ортофосфата образует костную ткань. Ешьте, свежую зелень, и вы обеспечите потребность своего организма в магнии, составляющую ежесуточно 0,4 г. Сколько ортофосфата магния (в граммах) отвечает потребляемой человеком каждый день массе элемента магния? Задача 3. Зубные пасты – это сложные системы, чаще всего содержащие карбонат кальция (мел). Природный мел нельзя использовать для изготовления. Карбонат кальция для зубных паст получают химическим осаждением из раствора гидроксида кальция: Ca(OH)+ NaCOCaCO+2NaOH. Рассчитайте массу гидроксида кальция, который требуется для получения 85 кг карбоната кальция этим способом, если выход продукта в технологическом прцессе осаждения равен 94%. Питьевая вода содержит растворимые соли ионов Ca2+ и Mg2+ - сульфаты и карбонаты, обуславливающие ее жесткость. Повседневное употребление такой воды может привести к ряду заболеваний пищеварительного тракта. Какие из перечисленных ниже веществ могут быть применены для снижения жесткости воды: а) карбонат калия; б) поваренная соль; в) фосфат натрия. Дайте обоснованный ответ, приведя уравнения соответствующих реакций. Вид проб II.3. Элементы III группы ПСХЭ Д. И. Менделеева. Бор и здоровье человека. Алюминий и здоровье человека. Биологическая роль алюминия. Источники поступления алюминия в организм человека. Реакция организма на избыток алюминия. Применение соединений алюминия в медицине. Задача 1. Борная кислота – это белое кристаллическое вещество применяется в виде 2% -х растворов для промывания слизистых оболочек глаза и обработки пораженных инфекций участков кожи. Рассчитайте молярную концентрацию В(ОН) в ее 1% - м растворе . Плотность раствора равна 1002, г/л. Вид проб II. 4. Элементы IV группы ПСХЭ Д. И. Менделеева. Общая характеристика. Углерод и здоровье человека. Влияние на организм человека. Кремний и здоровье человека. Биологическая роль кремния. Источники поступления кремния в организм человека. Реакция организма на избыток и недостаток кремния. Влияние титана, циркония и гафния на организм человека. Источники поступления. Задача 1.Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)? Задача 2. Растения поглощают минеральные вещества и углекислый газ и под действием ультрафиолета синтезируют глюкозу, выделяя кислород. Задача 3. Какой объем CO2 усвоили зеленые листья сахарной свеклы для получения 100 г сахарозы, из которой можно изготовить 10 конфет (одна конфета содержит примерно 10 г сахара)? Задача 4. Прозрачные зубные пасты на основе гелия диоксида кремния и некоторых полимеров могут содержать любые лечебные и вкусовые добавки. Для получения геля диоксида кремния SiO газообразный диоксид углерода пропускают через раствор, ортосиликат натрия NaSiO. Определите количество (в молях) выделившегося диоксида кремния, если на реакцию пошло 44, 8 л (н.у.), а потери диоксида углерода составляют 10%. Задача 5. Для ухода за кожей рук рекомендуют использовать эмульсионные кремы на основе вазелинового масла, в которых содержится до 14% пчелиного воска, 35% воды 1% тетрабората натрия NaBO. Рассчитайте массу декагидрата тетрабората натрия NaBO 10НО, который требуется для приготовления 60 г такого крема. Вид проб II. 5. Элементы V группы ПСХЭ Д. И. Менделеева Азот и здоровье человека. Соединения азота. Нитраты. Отравление нитратами. Фосфор и здоровье человека. Биологическая роль. Мышьяк и здоровье человека. Биологическая роль мышьяка и висмута. Ванадий и здоровье человека.
NHHCO NH + НО + CO2 Рассчитайте объем при (н. у.) газообразных продуктов разложения 0.5 г гидрокарбоната натрия. Вид проб II. 6. Элементы VI группы ПСХЭ Д. И. Менделеева. Кислород и здоровье человека. Биологическая роль кислорода. Реакция организма на избыток и недостаток кислорода. Применение кислорода в медицине. Сера и здоровье. Биологическая роль серы. Хром, молибден и здоровье человека. Биологическая роль хрома и молибдена. Реакция организма на избыток и недостаток хрома, молибдена. Задача 1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона O3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного жителя? Задача 2.Одинаковое ли (и какое именно) число молекул содержится в 1г воды и в 1г кислорода? Какова роль этих веществ в биосфере Земли? Вид проб II.7. Элементы VII группы ПСХЭ Д. И. Менделеева. Фтор и здоровье человека. Биологическая роль фтора. Бром и здоровье человека. Биологическая роль брома и его соединений. Источники поступления брома в организм человека. Применение брома и его соединений. Йод и здоровье человека. Биологическая роль йода. Источники поступления йода в организм. Человека. Реакция организма на недостаток йода. Хлор и здоровье человека. Применение хлора. Соляная кислота и здоровье человека. Железо и здоровье человека. Источники поступления железа в организм человека. Круговорот железа в организме. Реакция организма на недостаток и избыток железа. Тест « Порядок ли у вас с железом?» Задача 1.Фторсодержащие добавки, которые вводят в профилактических целях в зубные пасты, замедляют образование и распространение бактериального налета на зубах – причины грозного кариеса. Определите массовую долю фтора в зубной пасте, содержащей 0.5 % фторида олова SnF 0.25 % NaF. Задача 2. Зубная паста "Crest" производства США содержит, как указано на упаковке , 0.454 % фторида олова (II); зубная паста «FM extra DENT» производства Болгарии содержит 0, 8% монофторфосфата натрия NaF NaPO. Какая из этих паст более эффективна для профилактики кариеса? 4.Литература для учителя:
Литература для учащихся:
|
Программа элективного курса «Твердые тела» 10 класс Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с... | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | Календарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования... | ||
Программа элективного курса по химии «строение и свойства кислородсодержащих... Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса... Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | ||
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | ||
Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов |