Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека»





Скачать 182.94 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Экология и здоровье человека»
Дата публикации04.11.2014
Размер182.94 Kb.
ТипРабочая программа курса
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа курса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено на Принята педагогическим Согласовано сУтверждаю:

заседании МО советом протокол № 1 зам. директора по ВР Директор школы

протокол № 1 от «30»августа2013г « 29» августа2013г. Самарская Т.Н.

от « 30» августа2013г. _____________

Руководитель МО_________ Ванина Е. Л.______________


Рабочая программа курса

« Экология и здоровье человека»

класс 10
количество часов в год - 35

в неделю - 1
Составлена на основе авторской программы Чиграй Е. А.
Составитель: Чиграй Елена Анатольевна

_________________

подпись


г. Шахты

2013/2014 учебный год

Пояснительная записка
Программа данного курса рассчитана на 34 академических часа, предназначена для учащихся 10-х классов (16-17 лет).
1.Актуальность программы
Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20-25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья.

В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему

поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у него мотивов здоровья.

Содержание школьного биологического образования не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни, факторов влияющих на состояние здоровья человека.

Программа данного элективного курса предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Курс является важным фактором в плане формирования мировоззрения у подрастающего поколения, ответственного к здоровью, формированию культуры здоровья.
1.1. Цели и задачи курса

В основе данного курса лежат принцип:

- «Здоровье через образование»

- гуманизация образования

  • осуществление целостного подхода к воспитанию

  • соответствие содержания возрастным особенностям учащихся

  • деятельностный подход в обучении


Основным составляющими программы элективного курса являются цели:

  • отношению к здоровью как к ценности.

  • формирование представления о себе как здоровом человеке.

  • переживание возможности утраты здоровья (мысль об этом должна порождать - тревогу).

  • способность использовать поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причём «энергия опасения» должна преобразовываться в «энергию действия».

  • овладение знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды угрожающих здоровью человека

  • понимание необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья

  • понимания причин ухудшения здоровья населения страны

  • формирование культуры здоровья

  • понимание потребности здорового образа жизни

  • развивать умение работать с различными источниками информации

  • развивать умение выполнять практические, лабораторные работы, наблюдения, исследования


Главная задача курса:

- сочетание развития склонностей и способностей подростков в воспитании у них культуры здоровья, гигиенической и экологической культуры.
При изучении материала данного курса особое внимание должно уделяться расширению представлений о влиянии факторов среды на здоровье человека опираясь на конкретные факты, интересную информацию. При подборе необходимо удерживать разумный баланс между примерами отрицательного воздействия антропогенной среды на человека и примерами возможных выходов из создавшегося положения (не стоит перегружать детей негативной информацией). В противном случае может сформироваться впечатление безысходности ситуации и нежелание предпринимать какие – либо действия для изменения положения.

Лучшему усвоению материала способствует различные диаграммы, карты, ТСО, использование краеведческого материала.

1.2. Организация учебного процесса
В основе организации учебного процесса в ходе реализации курса лежат следующие принципы:

  • заинтересованность к изучению курса

  • добровольность и готовность к диалогу

  • взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения

  • активное участие


Методы работы:

  • поисково-исследовательских метод (работа по выполнению заданий исследовательского характера)

  • метод самореализации (подготовка проектов, выступления )

  • метод комплексного подхода к образованию и воспитанию (единство нравственного, экологического, эстетического воспитания)

Формы работы:

  • беседы, семинары, дискуссии, практические и лабораторные работы, теоретические занятия


При изучении материала курса предусмотрено использование наглядных пособий, таблиц, видеоматериалов, краеведческого материала, различных исследований.
1.3. Прогнозируемый результат и форма отчётности.

Создание проекта «Моя система здоровья»


  • написание рефератов

  • пропаганда здорового образа жизни



2. Тематическое наполнение программы
Блок I. «Здоровье человека»
Здоровье человека как состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье как медико-биологическая и социальная категория. Социальная значимость, возможность самореализации в общественно полезной деятельности – важнейшее условие жизни и здоровья человека. Социальная значимость проблем здоровья, их сопряжённость с задачами охраны окружающей среды. Системы здорового образа жизни. Древнеиндийская медицина, Тибетская медицина. Научные основы здорового образа жизни.
Блок II. «Естественная среда и здоровье человека»
Природная среда как фактор здоровья. Лечебные и болезнетворные факторы среды. Связь здоровья человека с разными природно-климатическими и производственными условиями. Влияние техногенных факторов на здоровье человека. Медицинские и гигиенические требования урбанизации в эпоху НТП. Влияния ускоренного и регламентированного ритма жизни, усиление нервно-эмоциональных нагрузок, химического и физического загрязнения на здоровье человека. Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды. Техногенные вещества, поглощение их человеком с воздухом, водой, пищей. Техногенные болезни, пути профилактики. «Болезни цивилизации (сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства и др.) и их профилактика. Человек и физические загрязнители среды (вибрация, радиоактивные излучения, электромагнитные поля, шум и т. д.), их влияние на психическое и физическое здоровье. «Химизация» организма человека, её последствия. Культура пользования химическими средствами, их рациональный выбор. Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарства. Проблема качества воды: свойства воды, бактериальный и химический состав. Стандарты качества воды. Методы улучшения качества воды.
Блок III. «Я и моё здоровье»
Современная наука гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья. Задачи современной гигиены. Зарождение гигиены как науки. Гигиена как набор практических рекомендаций, обычаев и навыков существования в древнем Риме, Индии, Китая, Египта. Разделы гигиены «Гигиена труда», «Гигиена питания», «Школьная гигиена» и др. Личная гигиена – комплекс рекомендаций, направленных в адрес каждого человека. Связь гигиены с науками о человеке (анатомия и физиология) Гигиена кожи, защитные и рецепторные функции кожи их значение для здоровья. Рациональный выбор косметических средств, для ухода за кожей и волосами. Гигиена одежды и обуви её рациональный выбор. Сезонные требования к одежде и обуви.

Гигиена жилища. Микроклимат жилых помещений. Естественное и искусственное освещение и вентиляция воздуха. Пути оптимизации микроклимата жилища. Фитодизайн.

Дыхание и здоровье. Оптимальный режим дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика, её влияние на организм человека. Влияние запахов на организм человека. Влияние запаха растений на некоторые функции организма человека. Аэрофитотерапия, ароматерапия.

Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни человека. Рациональное питание. Основные правила питания. Сбалансированное питание.

Витамины, их значение для организма, минеральные вещества. Биологическая ценность - кальция, калия, фосфора, магния и др. Роль микроэлементов (йода, фтора, меди, цинка и др.). Нормы минеральных веществ в пищевых рационах. Факторы определяющие усвояемость пищи. Влияние НТП на характер питания. Влияние алкоголя, никотина, наркотический и др. веществ на состояние здоровья. СПИД – мифы и реальность. Организмы переносчики и возбудители болезней. Инфекционные болезни признаки, предупреждение и борьба с ними.

Блок IV. «Научные основы труда и отдыха»
Режим труда и отдыха. Работоспособность - важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течении дня, недели, месяца, года, нескольких лет. Стресс и работоспособность.

Физическая активность как условие нормального протекания жизненных процессов. Культура физической активности. Последствия малоподвижного образа жизни (гиподинамия). Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушения сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиена умственного труда. Приёмы, способствующие повышенную продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий.

Закаливание как один из факторов здоровья, путей устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды. Понятие закаливание. Способы закаливания. Целебные силы природы и их воздействие на организм человека. Фитотерапия.

Психогигиена. Особенности ВНД, критические периоды в развитии психики. Психологическая разгрузка, самозащита, саморегуляция.

Психогигиена общения.
Блок V. Проведение исследований
На проведение исследований связанных со здоровьем человека в программе отводится 10 часов.

Темы для исследования:

  • Питание подростков

  • Возможности человека

  • Влияние автотранспорта на здоровье человека

2.1 Календарно - тематический план




Дата

Название разделов и тем курса

Кол-во

часов

Форма занятий

Форма контроля

Задание на дом







Блок I. «Здоровье человека»

2










1.




Здоровье человека, что под этим понимать?

1

Беседа, просмотр видеофильма.




Сообщения по теме урока.

2.




Системы здорового образа жизни.

1

Беседа.




Сообщения по теме урока.







Блок II. Естественная среда и здоровье человека

8










3.




Природная среда, как фактор здоровья человека.

1

Беседа, просмотр видеофильма.




Сообщения по теме урока.

4.




Здоровье человека в эпоху НТП.

1

Беседа.




Сообщения по теме урока.

5.




Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды.

1

Семинар, просмотр видеофильма.




Сообщения по теме урока.

6.




«Болезни цивилизации».

1

Беседа.




Сообщения по теме урока.

7.




Человек и физические загрязнители.


1

Беседа.




Сообщения по теме урока, конспект.

8.




Химизация быта человека.

Пр. р. № 1 «Распознавание знакомых веществ».

1

Беседа, практическая работа.

Отчётное задание.

Сообщения по теме урока, конспект.

9.




Проблемы качества воды.


1

Семинар, просмотр видеофильма.




Сообщения по теме урока.

10.




Пр. р. № 2 «Определение физических свойств воды»,

Пр. р. №3

«Методы очистки и обеззараживание воды».

1

Беседа, практическая работа.

Отчётное задание.

Сообщения по теме урока, конспект.







Блок III. «Я и моё здоровье»

15










11.




Задачи современной гигиены.

1

Беседа.




Сообщения по теме урока.

12.




Личная гигиена.

1

Беседа, просмотр видеофильма.




Сообщения по теме урока.

13.




Гигиена одежды и обуви.

1

Беседа.




Сообщения по теме урока.

14.




Гигиена жилища.

1

Беседа.




Сообщения по теме урока.

15.




Дыхание и здоровье.


1

Беседа.




Сообщения по теме урока.

16.




Гигиена питания.

2

Беседа.




Сообщения по теме урока, конспект.

17.




Пр. р. № 4

«Составление дневного рациона школьника».

1

Практическая работа.

Отчётное задание.

Сообщения по теме урока, конспект.

18.




Пр. р. № 5

«Вычисление энергетической ценности продуктов».

1

Практическая работа.

Отчётное задание.

Сообщения по теме урока, конспект.

19.




Витамины и здоровье.


1

Беседа.




Сообщения по теме урока, конспект.

20.




Влияние минеральных веществ и микроэлементов на здоровье человека.

1

Беседа.




Сообщения по теме урока, конспект.


21.




Влияние технического прогресса на характер питания.

1

Беседа.




Сообщения по теме урока.

22.




Влияние алкоголя, никотина, наркотических и др. веществ на состояние здоровья.

1

Беседа, просмотр видеофильма.




Сообщения по теме урока.

23.




СПИД – мифы и реальность.

1

Беседа, просмотр видеофильма.




Сообщения по теме урока.

24.




Живые вещества переносчики и возбудители болезней.

1

Беседа.




Сообщения по теме урока.







Блок IV. Научные «Основы труда и отдыха»

9










25.




Режим труда и отдыха.

Работоспособность.

1

Круглый стол.




Сообщения по теме урока.

26.




Физическая активность, как условие нормативного протекания жизненных процессов.

Пр. р. № 6 «Измерении АД и пульса при разных физических нагрузка».

1

Беседа, практическая работа.

Отчётное задание.

Сообщения по теме урока, конспект.

27.




Сон и работоспособность.

1

Беседа.




Сообщения по теме урока.

28.




Гигиена умственного труда

Пр. р. №7 «Составление режима школьника».

1

Семинар.

Отчётное задание.

Сообщения по теме урока, конспект.

29.




Закаливание как фактор здоровья.

1

Беседа, просмотр видеофильма.




Сообщения по теме урока.

30.




Целебные силы природы.

Пр. р. №8 «Приготовление отваров и настоев лекарственных трав».

1

Беседа, практическая работа.

Отчётное задание.

Сообщения по теме урока, конспект.

31.




Психогигиена.

1

Беседа.




Сообщения по теме урока.

32- 33.




Работа над проектом:

«Моя система здоровья»

2

Круглый стол.

Защита проекта.




34-35.




Резервное время

2















Литература для учащихся





  1. Банк рефератов. Лучшие рефераты по экологии. Ростов-на-Дону: Феникс – 2002г.

  2. Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. - Почему это опасно. – Москва: Просвещение – 1989 г.

  3. А. Шевелев. Спид-загадка века. – Москва: Советская Россия – 1988 г.

  4. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – Гигиена и здоровье. – Пособие для учащихся – Москва: Просвещение – 1983 г.

  5. М.М. Амосов. - Раздумье о здоровье – Москва: Физкультура и спорт – 1987 г.

  6. И.П. Берёзин, Ю.В. Дергачёв. – Школа здоровья. – Москва. «Московский рабочий» - 1989 г.

  7. Г.П. Зарубин. - Окружающая среда и здоровье. – Москва:

Знание – 1977 г.

  1. И.Д. Зверев - «Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиена человека» - Москва: Просвещение – 1971г.

  2. М.Д. Аксёнова. – Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. – 5е издание. – «Аванта +» - 1998г.


Список литературы для педагога





  1. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. - Биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград. Учитель – 2001г.

  2. М.В. Высоцкая. – Элективные курсы. Экология. - Волгоград. Учитель – 2001г.

  3. Б.Т. Величковский, В.П. Кирпичев, Н.Т. Суравегина. – Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие – М. – новая школа – 1997г.

  4. О.А. Ерёмина. – Экология и здоровье: викторина для 10х классов. – Биология 1 сентября: газ. – 2001 – № 7.

  5. В.Н. Кузнецов. – Экология дома: Биология 1 сентября: газ. – 1990 - № 31

  6. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – Город без отходов: – Биология в школе: журнал – 2005г. - № 13

  7. В.А. Самкова – Экологический практикум. «Город в котором я живу». – Биология в коле: журнал – 2001г. - № 5,7.

  8. М. Фёдорова. – Комнатные лекарственные растения. – Биология 1 сентября газ. – 2001г. № 42.

  9. Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш. – Методика проведения опытов и наблюденй по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М Просвещение – 1983г.

  10. Библиотека «1 сентября» - Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя. – Москва: Первое октября – 2000г.

  11. А.Г. Хрипкова, А.В. Комсов. – Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся. – Москва. Прсвещение – 1983г.

  12. И.К. Сивохина. – Питание и здоровье. – Москва. Медицинская газета – 1990г.

  13. А. Шевелёв. – Спид-загадка века. – Советская Россия – 1988г.

  14. Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. – Почему это опасно. – Москва. Просвещение – 1989г.

  15. Р.Д. Маш, Н.А. Пуга, А.Г. Драгомилов. – Биология – 8. Человек. Методическое пособие для учителя. – Москва: Аркти – 1998г.

  16. Д. Брайен. – Серёзный разговор – алкоголь. – Москва: Махаон – 1998г.

  17. В.Р. Пикеринг. – Биология человек в диаграммах. – Москва: Астрель.АСТ – 2003г.

  18. Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. – Биология в 3х томах. – Москва: Мир – 2002г.

  19. Т. Уэстон. – Анатомический атлас. – Лондон: Маршал Кэвендиш . Лимитед – 1998г.

  20. И. Цуцуми. – Массаж для красоты и здоровья. – Москва: Приада-литера – 1994г.

  21. Банк рефератов. Лучшие рефераты по экологии. – Ростов-на-Дону: Феникс – 2002г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда»
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconРабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами...
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconРабочая программа Дисциплины «Экологическое проектирование и овос»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconСодержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека
...
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconТематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная...
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconРабочая программа Основного общего образования по курсу «экология»
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconРабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс
Программа рассмотрена и рекомендована к реализации на заседании городского методического объединения учителей биологии
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экология человека» разработана...
Экология человека [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 24 с
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда...
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о...
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconПрограмма состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека»
Министерством образования Российской Федерации: М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина Экология человека. Культура здоровья:...
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека»
Рабочая программа учебной дисциплины гигиена и экология человека разработана на основе государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconРабочая программа учебного курса «Экология»
Рабочая программа учебного курса «Экология» для обучающихся 5-х классов по фгос второго поколения
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconРабочая программа дисциплины экология Факультативная дисциплина по...
Изучение курса позволит будущим специалистам оценивать свою профессиональную деятельность с экологических позиций
Рабочая программа курса «Экология и здоровье человека» iconПрограмма «экология и здоровье человека»
Данный курс предлагается для учащихся 10-11 классов, проявляющих интерес к экологическим проблемам, стоящих перед человечеством


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск