Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс
От значения слова - к правильной букве Автор – составитель: Провоторова Валентина Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 р.п. Беково
Бековского района Пензенской области Тема урока: Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня Цели:
создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
познакомиться с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для названия предметов
учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью «родственника», привлечь внимание к значимости этого способа.
развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока – мультимедийная презентация Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс; тетрадь-задачник №2 к учебнику, мультимедийный проектор и экран, ноутбук; презентация. Ход урока
I этап: 1)Психологическая установка на урок.
- Ребята, давайте создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Как вы это сделаете (Улыбнемся друг другу)
- Я желаю вам плодотворно потрудиться и при этом относиться друг к другу всегда по-доброму.
2)Запись числа в тетрадь (Классная работа)
3)Минутка чистописания:
а) ор оз
б) мороз (слово закрыто)
- Назовите орфограммы в слове:
Мороз(Буква безударного гласного в корне;
буква парного согласного по глухости-звонкости.)
- Какую орфограмму можно проверить?
(Согласный по глухости-звонкости на конце слова.)
- Как быть с другой орфограммой?
(Посмотреть в словаре, как пишется слово.)
в) Дети пишут слово – мороз
- Придумайте, однокоренные слова:
(морозный, заморозить, морозец) - Назовите «секрет корней» однокоренных слов.
-Назовите синоним к слову: морозный (холодный).
- Назовите антоним к слову: холодный (теплый). II этап:1) Проверка домашнего задания.
- Были трудности при выполнении домашней работы?
2)Работа по карточкам
- Перед выполнением задания, посмотрим на экран.
- Это наша помощь. Слайд 2:
1. Какие главные орфограммы мы знаем?
а) буквы безударных гласных в корне слова.
б) буквы парных согласных по глухости-звонкости в корне слова. 2. Какими способами проверки вы воспользуетесь? Слайд 3:
3. Что значит решать орфографические задачи?
Слайд 4:
(После просмотра слайдов и ответов на вопросы учитель раздает карточки.)
Когда дети работают по карточкам, на экране слайд №5 (копия слайда №3) Слайд №5:
Карточка м.стыиндю. на ст.ле
л.стыэта. в ло.ке
тр.ваоши.кана д.ске
хв.стыули.каот слё.
гл.знойкры.каво дв.ре Проверил[а]:
- Вставьте в слова пропущенные буквы безударных гласных и парных согласных по глухости-звонкости и выделите корень в слове.
(Дети вставляют буквы ручкой с зеленой пастой)
- Если затрудняетесь, то оставляйте «окошко»; записывая выбор букв.
(обмен карточками, для проверки) III этап:1)Введение в тему урока
- Сегодня нам предстоит узнать еще один способ подбора проверочных слов среди однокоренных.
- Он, я думаю, будет очень часто помогать вам при выборе букв.
- Но, чтобы открыть этот способ, надо прочитать слова, которые записаны на доске, и ответить на вопрос: почему кого-то или что-то так назвали. 2)Знакомство с новым способом подбора однокоренного проверочного слова – путем объяснения значения проверяемого Слайд №6
На доске:Почему так назвали? -гр.знуля -кра.ка
-ч.стюля -ука.ка
-с.лач -к.нюшня
-сл.бак -к.фейник тот, кто…. то, чем…
то, где…
то, в чём - Помогут ли эти слова выбрать букву?
- Почему вы так считаете?
(В этих словах гласный звук в корне ударный)
(Два ученика работают у доски)
- Прочитаем в учебнике помощь (стр.44)
3) Чтобы… узнать букву в корне слова…, можно попробовать объяснить значение слова с помощью однокоренного:грязнуля – тот, кто грязный -Сравним по значению два слова (первое и второе)
грязный – чистый
грязнуля – чистюля
сильный – слабый
силач –слабак (как их назовёшь?) (Антонимы) Слайд №7:Физпауза (зарядка для глаз)
IV этап:Освоение нового способа. -Попробуем открытый нами способ проверки на других словах а) Выполнение упражнения №375 (стр.44).
с комментированием:
-Найдите упражнение №375.
- Прочитайте задание.
- Где работаем дальше?
(в тетради задачнике) - Откройте тетрадь-задачник на странице №30.
- Найдите здесь упражнение №375.
- Прочитайте задание.
- Комментируйте слова под вопросом:
Когда так говорят…………………… -Какую букву вставишь?
- Объясни: почему? -Комментирует слова под вопросом:
Почему так назвали? ........................ - Объясни, какую букву вставишь и почему? б)Выполнение заданий к упражнению №375. V этап:Обучение исправлению ошибок а) – Кто с нами познает тайны русского языка? (Антон, Том)
- Кому легче дается обучение? (Антону)
- А кому труднее? (Тому) Почему? - Том еще не научился объяснять значение слов , поэтому пишет с ошибками.
- Помогите их найти и исправить.
- Но сначала вспомните, как это нужно делать. - Вернемся на стр. №29 задачника и повторим порядок действий.
- Читает ……………...
- Читаем задание за первым квадратом. б)Самостоятельное выполнение упражнения № 376. в) Проверка.
- Какой способ подбора проверочных слов помог исправить ошибки? г)Читаем тему урока в тетради-задачнике. VI этап:Домашнее задание: (Устно)
- Дома выполните задание за 3-м квадратом упражнение №376
(Дети читают задание). VI этап:Обобщение: - Решая орфографические задачи, исправляя ошибки Тома, мы отвечали на вопросы: «Когда так говорят?», «Почему так называли?». 1) – Какой же способ подбора проверочных слов мы сегодня узнали? 2) Слайд №8
- Новый способ проверки такой важный, что авторы решили поместить его на первое место в таблице.
Как искать проверочные слова для корня?
1. Объясни значение словас помощью однокоренного
или
подбери другое однокоренное слово
- Объясняя значения слова, мы подбирали однокоренные слова для проверки безударных гласных и парных согласных по глухости-звонкости в корне слова. VI этап:Подведение итогов урока - Дорогие ребята, наш урок подошел к концу.
- Оцените с помощью одного из выражений уровень ваших знаний по теме урока Рефлексия: оценивание уровня знаний
Слайд №9
- Спасибо за урок! Слайд №10
Слайд №12:
|