Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве





Скачать 57.24 Kb.
НазваниеУрок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве
Дата публикации23.06.2014
Размер57.24 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок русского языка по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс

От значения слова - к правильной букве
Автор – составитель: Провоторова Валентина Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 р.п. Беково

Бековского района Пензенской области
Тема урока: Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня
Цели:

  • создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

  • познакомиться с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для названия предметов

  • учить подбирать проверочные слова, объясняя значение проверяемого с помощью «родственника», привлечь внимание к значимости этого способа.

  • развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока – мультимедийная презентация
Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. «К тайнам нашего языка», 2 класс; тетрадь-задачник №2 к учебнику, мультимедийный проектор и экран, ноутбук; презентация.
Ход урока

I этап: 1)Психологическая установка на урок.

- Ребята, давайте создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Как вы это сделаете (Улыбнемся друг другу)

- Я желаю вам плодотворно потрудиться и при этом относиться друг к другу всегда по-доброму.

2)Запись числа в тетрадь (Классная работа)

3)Минутка чистописания:

а) ор оз

б) мороз (слово закрыто)

- Назовите орфограммы в слове:

Мороз(Буква безударного гласного в корне;

буква парного согласного по глухости-звонкости.)

- Какую орфограмму можно проверить?

(Согласный по глухости-звонкости на конце слова.)

- Как быть с другой орфограммой?

(Посмотреть в словаре, как пишется слово.)

в) Дети пишут слово – мороз

- Придумайте, однокоренные слова:

(морозный, заморозить, морозец)
- Назовите «секрет корней» однокоренных слов.

-Назовите синоним к слову: морозный (холодный).

- Назовите антоним к слову: холодный (теплый).
II этап:1) Проверка домашнего задания.

- Были трудности при выполнении домашней работы?

2)Работа по карточкам

- Перед выполнением задания, посмотрим на экран.

- Это наша помощь.
Слайд 2:


1. Какие главные орфограммы мы знаем?

а) буквы безударных гласных в корне слова.

б) буквы парных согласных по глухости-звонкости в корне слова.
2. Какими способами проверки вы воспользуетесь?
Слайд 3:


3. Что значит решать орфографические задачи?

Слайд 4:

(После просмотра слайдов и ответов на вопросы учитель раздает карточки.)

Когда дети работают по карточкам, на экране слайд №5 (копия слайда №3)
Слайд №5:





Карточка
м.стыиндю. на ст.ле

л.стыэта. в ло.ке

тр.ваоши.кана д.ске

хв.стыули.каот слё.

гл.знойкры.каво дв.ре
Проверил[а]:

- Вставьте в слова пропущенные буквы безударных гласных и парных согласных по глухости-звонкости и выделите корень в слове.

(Дети вставляют буквы ручкой с зеленой пастой)

- Если затрудняетесь, то оставляйте «окошко»; записывая выбор букв.

(обмен карточками, для проверки)
III этап:1)Введение в тему урока

- Сегодня нам предстоит узнать еще один способ подбора проверочных слов среди однокоренных.

- Он, я думаю, будет очень часто помогать вам при выборе букв.

- Но, чтобы открыть этот способ, надо прочитать слова, которые записаны на доске, и ответить на вопрос: почему кого-то или что-то так назвали.
2)Знакомство с новым способом подбора однокоренного проверочного слова – путем объяснения значения проверяемого
Слайд №6


На доске:Почему так назвали?
-гр.знуля -кра.ка

-ч.стюля -ука.ка

-с.лач -к.нюшня

-сл.бак -к.фейник
тот, кто…. то, чем…

то, где…

то, в чём
- Помогут ли эти слова выбрать букву?

- Почему вы так считаете?

(В этих словах гласный звук в корне ударный)

(Два ученика работают у доски)

- Прочитаем в учебнике помощь (стр.44)

3) Чтобы… узнать букву в корне слова…, можно попробовать объяснить значение слова с помощью однокоренного:грязнуля – тот, кто грязный
-Сравним по значению два слова (первое и второе)

грязный – чистый

грязнуля – чистюля

сильный – слабый

силач –слабак (как их назовёшь?) (Антонимы)
Слайд №7:Физпауза (зарядка для глаз)

IV этап:Освоение нового способа.
-Попробуем открытый нами способ проверки на других словах
а) Выполнение упражнения №375 (стр.44).

с комментированием:

-Найдите упражнение №375.

- Прочитайте задание.

- Где работаем дальше?

(в тетради задачнике)
- Откройте тетрадь-задачник на странице №30.

- Найдите здесь упражнение №375.

- Прочитайте задание.

- Комментируйте слова под вопросом:

Когда так говорят……………………
-Какую букву вставишь?

- Объясни: почему?
-Комментирует слова под вопросом:

Почему так назвали? ........................
- Объясни, какую букву вставишь и почему?
б)Выполнение заданий к упражнению №375.
V этап:Обучение исправлению ошибок
а) – Кто с нами познает тайны русского языка? (Антон, Том)

- Кому легче дается обучение? (Антону)

- А кому труднее? (Тому) Почему?
- Том еще не научился объяснять значение слов , поэтому пишет с ошибками.

- Помогите их найти и исправить.

- Но сначала вспомните, как это нужно делать.
- Вернемся на стр. №29 задачника и повторим порядок действий.

- Читает ……………...

- Читаем задание за первым квадратом.
б)Самостоятельное выполнение упражнения № 376.
в) Проверка.

- Какой способ подбора проверочных слов помог исправить ошибки?
г)Читаем тему урока в тетради-задачнике.
VI этап:Домашнее задание: (Устно)

- Дома выполните задание за 3-м квадратом упражнение №376

(Дети читают задание).
VI этап:Обобщение:
- Решая орфографические задачи, исправляя ошибки Тома, мы отвечали на вопросы: «Когда так говорят?», «Почему так называли?».
1) – Какой же способ подбора проверочных слов мы сегодня узнали?
2) Слайд №8

- Новый способ проверки такой важный, что авторы решили поместить его на первое место в таблице.




Как искать проверочные слова для корня?

1. Объясни значение словас помощью однокоренного

или

подбери другое однокоренное слово

- Объясняя значения слова, мы подбирали однокоренные слова для проверки безударных гласных и парных согласных по глухости-звонкости в корне слова.
VI этап:Подведение итогов урока
- Дорогие ребята, наш урок подошел к концу.

- Оцените с помощью одного из выражений уровень ваших знаний по теме урока
Рефлексия: оценивание уровня знаний

Слайд №9


- Спасибо за урок!
Слайд №10


Слайд №12:




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconРазмышления автора об уроках русского языка по учебнику «К тайнам...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconУчебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебная тетрадь,...
Средства организации учебной деятельности школьников: учебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебная тетрадь, (для учащихся),...
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве icon«Утверждаю» директор гбоу сош №289 Спирина М. А
Учебная программа по русскому языку «К тайнам нашего языка» 4 класс. Авторы: М. С. Соловейчик, И. С. Кузьменко
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconУрок развития речи с использованием исследовательской технологии,...
Автор: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык. К тайнам нашего языка 4 класс в 2-х частях, 2010 г
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconРабочая программа курса по выбору «К тайнам мысли и слова» 9 класс
Учебная программа курса по выбору "К тайнам мысли и слова" (8 ч.) содержит материал о лексическом богатстве русского языка, способствует...
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconУрока: дать понятие о собирательных числительных
Средства организации учебной деятельности школьников: учебник М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», учебная тетрадь, (для учащихся),...
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. С. Соловейчик,Н. С. Кузьменко русский язык «К тайнам нашего языка» Смоленск «Ассоциация XXI века» 2012 г
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconУрок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения...
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconУрок русского языка в 5 классе на конкурс «Мой лучший урок» Учитель...
Цели: Упорядочить знания учащихся о морфемах как значимых частей слова, учить обоснованно выделять морфемы, различать разные формы...
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconТематическое планирование уроков русского языка по учебнику «Русский...
Уметь записывать слова под диктовку, соотносить звуковую оболочку слова с его написанием
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconУрок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши
Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconУрок русского языка класс: 3 Тема урока : Чередование согласных в корне слова закрепление
Так что работаем дружно и очень активно. Но сначала постарайтесь узнать тему нашего урока
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать о функциях русского языка как языка межнационального значения, государственного языка рф, мирового языка
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс От значения слова к правильной букве iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск