Скачать 90.83 Kb.
|
Тема урока: Собирательные числительные Цели урока: - дать понятие о собирательных числительных; Учебные задачи:
Ход урока.
- Запишите число и тему урока в тетради. Сегодня мы продолжим говорить о разрядах количественных числительных и познакомимся с новым разрядом – собирательными числительными. Выясним, почему их вынесли в отдельный разряд, научимся правильно употреблять собирательные числительные в речи и на письме. А сейчас мы проверим домашнее задание. Вы должны были подготовить рассказ о животном с использованием числительных. (заслушиваются 2 ученика) - Скажите, пожалуйста, о каком разряде мы говорили на предшествующем уроке? (дробные числительные) - Как они склоняются? (при склонении дробных числительных склоняются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе. Например: к трём пятым). - Хорошо. Далее мы будем работать вместе. Я буду помогать при необходимости вам, а вы друг другу. Сейчас обратите внимание на слайд №3 и выполните задание. Слайд №3.
6/5 158 16,875 11,913 62,09
16,3 158 (шесть пятых, сто пятьдесят восемь, шестнадцать целых восемьсот семьдесят пять, одиннадцать целых девятьсот тринадцать, шестьдесят две целых девять сотых.
Р.п. шестнадцати целых трёх десятых Д.п. шестнадцати целым трём десятым В.п. шестнадцать целых три десятых Т.п. шестнадцатью целыми тремя десятыми П.п. шестнадцати целых трёх десятых И.п. сто пятьдесят восемь Р.п. ста пятидесяти восьми Д.п. ста пятидесяти восьми В.п. сто пятьдесят восемь Т.п. ста пятьюдесятью восьмью П.п. ста пятидесяти восьми) Ответы троих учащихся оцениваются).
- Итак, сегодня мы знакомимся с собирательными числительными. Они неслучайно вынесены в отдельный разряд количественных числительных. А почему стоят отдельно в ряду количественных числительных, вы скажете мне в конце урока. Слайд №4 (на слайде показано, с какими существительными употребляются собирательные числительные) Задание: прочитайте и скажите, с какими существительными употребляются в речи собирательные числительные. Собирательные числительные Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются:
четверо мальчиков пятеро медвежат;
двое саней трое ножниц
с четверыми медвежатами. Слайд №5 (показывает особенности употребления в речи числительных ОБА- ОБЕ-) Собирательные числительные оба (обе)
3. Закрепление нового материала. - Теперь мы закрепим полученную информацию. Устное задание: Приведите примеры словосочетаний с числительными в форме ОБА-, ОБЕ-. (Примеры: оба мальчика, обе девочки, обоих медвежат, обеих учениц). Слайд №6 (на слайде картинки с подписями. Их должны объяснить устно учащиеся).
Задание: Почему под одной картинкой две подписи, а под другой – одна? ( им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных употребляются только с целыми числительными). Слайд №7 (на слайде 7 письменное практическое задание. Учащиеся выполняют его в тетрадях). Практические задания:
обе, трое, пятеро, оба, вчетвером .
(проверяется фронтально выполнение заданий). Слайд № 8 (данное задание выполняется учащимся индивидуально на ПК. Остальные дети проверяют и исправляют допущенные ошибки)) Задание: Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе.
Слайд № 9 (задание выполняется индивидуально на ПК. Остальные дети проверяют и исправляют допущенные ошибки). Задание: Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах:
Пр. п. о пятер* товарищ*;
Д.п. четвер* велосипедист*;
Пр.п. о тро* лисят*;
Р.п. семер* козлят*, - Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме. Теперь вы сможете сказать, почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд? Слайд № 10 Итог урока
- В оставшееся время выполните творческое задание: Используя числительные, составьте задачи на сказочные темы, которые начинались бы так: 1. Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки… Имя числительное. Повторение. Морфологический разбор. Цели:
Ход урока 1. Организационный момент Запись числа, темы урока в тетради. 3. «Теоретическая». Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить на них, поднимая руку. Чем отличается имя числительное от других частей речи? На какие 2 группы делятся числительные по значению? Назовите разряды количественных числительных. Чем отличаются простые числительные от составных? С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные? В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни? Как склоняются дробные числительные? Как склоняются составные количественные числительные? Какие числительные имеют только две падежные формы? В каких числительных пишется Ь знак в середине? (За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл). 4. «Синтаксическая» Вам предлагается произвести синтаксический разбор предложений, чтобы увидеть, чем в предложении может быть имя числительное. Два да два – четыре. Разделите шесть на три. Мы живем на втором этаже. Занятия спортивной секции начинается в три часа. (Подчеркнуть числительное так, каким членом предложения оно является). 5. «Морфологическая» - Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи: существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, записывая начальную букву в строчку через запятую. «Пятерка» за ответ, пять товарищей, пятиместная палатка, упятерить усилия, пятый по списку, пять деревьев, пятилетний сын, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом. (С, Ч, П, Г, Ч, Ч, П, С, С, С, Ч, Ч, П) – ответы. - Предлагаю прослушать предложение, выписать из него числительное и произвести морфологический разбор его. Петя выучил пятнадцать английских слов. Пятнадцать – сколько?- числительное, н.ф. пятнадцать, количественное, простое, целое, В.п., дополнение. (Один работает у доски, остальные – в тетрадях) 6. «Морфемная» (словообразовательная) Здесь мы проверим, знаете ли вы строение числительных: если простое – поднимаем правую руку, составное – левую, сложное – обе руки. 2, 25,12, 200,221, двухтысячный, двухэтажный, тысяча, двухсотый, 10,18, 173, третий, 333, 557, 40, 100. (Результат заносится в маршрутный лист, если нет ошибок – один балл, есть ошибки – ноль.) 7. «Творческая» 2008 год объявлен годом семьи, поэтому я предлагаю вам ответить письменно на несколько вопросов; числительные записывая словами. a) В каком году вы родились? b) Сколько лет вы проучились в данной школе? c) Сколько лет вашей маме, папе? d) В какой квартире и в каком доме вы живете? e) Сколько детей в вашей семье? (Проверяем ответы, проверка выборочно у тех, кто к данному заданию набрал наименьшее количество баллов) Работа с учебником – выполните упражнение № 464 – первую часть; письменно в тетради (если будет хватать времени). Цифры 15, 40, 581 – образовать сначала количественное числительное, затем порядковое и записать их в форме Р.п. и П.п. (один у доски, остальные – в тетради, если позволит время) Тест «Имя числительное» 1. Укажите имя числительное: а) семь; б) семерка; в) удвоить. 2. В каком ряду расположены количественные числительные? а) сто, двести, семьсот; б) девятый, трехсотый, тысячный. 3. Определите составное имя числительное: а) десять; б) семнадцать; в) тридцать восемь. 4. В числительных 5-20 и 30 мягкий знак пишется: а) на конце числительного; б) в середине числительного. 5. Числительные 40, 90, 100 имеют падежных форм: а) три; б) четыре; в) две. 6. Числительное полтораста имеет падежных форм: а) три; б) две; в) четыре. 7. При склонении дробных числительных изменяется: а) обе части; б) первое слово. 8. Найдите ошибку в разборе имени числительного по составу: а) пят-ер-о; б) тр–о(й)–э; в) семе-ро. 9. Найдите ошибку в сочетании числительных оба-обе : а) обеими подругами; б) обеими окнами. 10. Выберите правильное написание: а) к празднику 8 Марта; б) к празднику 8 марта. (Ответы: 1-а, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-б, 7-а, 8-в, 9-б, 10-а.) 9. «Орфоэпическая» Предлагается игра «Я диктор!». Диктор, выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. У каждого из вас на столе лежит текст, ваша задача - прочитать его правильно вслух. - Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1898 года между Петербургом и Москвой. - В этом крае намолотили свыше 6250 тысяч тонн зерна. - Он взял эту высоту – планка была поднята на 198 сантиметров. - Наибольшая глубина Балтийского моря - около 459 метров, а Азовского - не более 14. - В Мировом океане обитает свыше 1800 видов рыб. - Длина этого участка около 840 метров. - Свыше 1,5 тысяч подписей собрали активисты этого движения. - Берега 68 рек, каналов, проливов, пересекающих город Петербург, соединяют более 300 мостов. - Первой печатной книгой в России является «Апостол»- церковная книга, выпущенная в Москве Иваном Федоровым в 1564 году. - Печатание первой книги начиналось19апреля 1563года и было завершено 1марта 1564 года. - В русских летописях первые сведения о погодных условиях относятся к 860году. - В 1881году во время извержения вулкана на островах Индонезии образовалась волна, достигавшая 35 метров в высоту и 148 километров в длину. - Самая глубокая скважина нашей планеты не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли около 6370 километров. 10. Подведение итогов урока 11. Оценки 12. Домашнее задание Имя числительное часто встречается в различных пословицах, поговорках, а также известно много фразеологических оборотов и русских народных сказок, где присутствуют имена числительные. Ваша задача – записать в тетрадь несколько примеров. Можно составить сказку о числительном. Подойдите к заданию творчески. |
Урок русского языка Тема урока: Метафора, её роль в художественном... Сообщение учащегося по теме исследования «Метафора – словесное изобразительное средство» | Урок физики с использованием компьютерных технологий 7 класс Провела... Цели урока : дать понятие равномерного инеравномерного движения; дать понятие скорости и записать формулу для ее расчета. Выразить... | ||
Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных Отработать навык правильного написания, склонения и употребления числительных в речи | Урока по русскому языку в 8 классе Тема урока: Обстоятельства, выраженные... Цель: Расширить представления учеников об обстоятельстве, его видах; повторить понятие о деепричастном обороте и дать понятие об... | ||
Конспект урока «Понятие о глаголе» (6 класс) Цели: дать понятие о... Исходная компетенция учителя (владение икт и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным... | Конспект урока назывные предложения (Тема урока) фио (полностью) Казимирова Оксана Викторовна Цель урока: дать понятие о назывных предложениях,показать их значение, сферу их употребления | ||
Сидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы... Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола | План урока тема урока «Нефть» ... | ||
Активизация мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока Цель урока: дать понятие о назывных предложениях,показать их значение, сферу их употребления | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи: изучить устройство пылесоса, дать понятие о принципах его работы, дать понятие о правилах пользования; развивать техническое... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: показать необходимость читательского труда; дать понятие о литературе как искусстве слова; показать связь литературы с другими... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: дать понятие о реакциях замещения. Дать понятие об электрохимическом ряде напряжения и его использование для прогнозирования... | ||
Урока: Обучающая Дать понятие об объектах ос widows: файлах, папках, логических дисках, окнах, ярлыка и др | Урока: Обучающая Дать понятие об основных терминах текстового редактора Word, вложенном меню «Таблицы» | ||
Урока Организационный момент Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании | Урока: 26. 02. Тема урока: «Мягкий знак в середине и на конце числительных» Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, карточки с заданиями, чистый лист |