Урока: дать понятие о собирательных числительных





Скачать 90.83 Kb.
НазваниеУрока: дать понятие о собирательных числительных
Дата публикации18.09.2013
Размер90.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: Собирательные числительные
Цели урока: - дать понятие о собирательных числительных;

Учебные задачи:

  • - сформировать умение правильно писать и употреблять

  • в речи собирательные числительные;

  • систематизировать знания о количественных числительных;

  • развивать умение работать в индивидуальной форме;

  • Повторить морфологические признаки существительных

Ход урока.


  1. Организационный момент.


- Запишите число и тему урока в тетради. Сегодня мы продолжим говорить о разрядах количественных числительных и познакомимся с новым разрядом – собирательными числительными. Выясним, почему их вынесли в отдельный разряд, научимся правильно употреблять собирательные числительные в речи и на письме.

А сейчас мы проверим домашнее задание. Вы должны были подготовить рассказ о животном с использованием числительных.

(заслушиваются 2 ученика)

- Скажите, пожалуйста, о каком разряде мы говорили на предшествующем уроке? (дробные числительные)

- Как они склоняются? (при склонении дробных числительных склоняются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе. Например: к трём пятым).

- Хорошо. Далее мы будем работать вместе. Я буду помогать при необходимости вам, а вы друг другу. Сейчас обратите внимание на слайд №3 и выполните задание.

Слайд №3.

  • Запишите словами числительные:

6/5

158

16,875

11,913

62,09


  • Просклоняйте устно числительные

16,3

158

(шесть пятых, сто пятьдесят восемь, шестнадцать целых восемьсот семьдесят пять, одиннадцать целых девятьсот тринадцать, шестьдесят две целых девять сотых.

  1. И.п. шестнадцать целых три десятых

Р.п. шестнадцати целых трёх десятых

Д.п. шестнадцати целым трём десятым

В.п. шестнадцать целых три десятых

Т.п. шестнадцатью целыми тремя десятыми

П.п. шестнадцати целых трёх десятых

И.п. сто пятьдесят восемь

Р.п. ста пятидесяти восьми

Д.п. ста пятидесяти восьми

В.п. сто пятьдесят восемь

Т.п. ста пятьюдесятью восьмью

П.п. ста пятидесяти восьми)

Ответы троих учащихся оцениваются).

  1. Объяснение нового материала.


- Итак, сегодня мы знакомимся с собирательными числительными. Они неслучайно вынесены в отдельный разряд количественных числительных. А почему стоят отдельно в ряду количественных числительных, вы скажете мне в конце урока.

Слайд №4 (на слайде показано, с какими существительными употребляются собирательные числительные)

Задание: прочитайте и скажите, с какими существительными употребляются в речи собирательные числительные.

Собирательные числительные

Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются:

  • а) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных:

четверо мальчиков

пятеро медвежат;

  • б) с существительными, употребляющимися только во множественном числе:

двое саней

трое ножниц

  • Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе:

с четверыми медвежатами.

Слайд №5 (показывает особенности употребления в речи числительных ОБА- ОБЕ-)

Собирательные числительные оба (обе)

  • Собирательные числительные оба (обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу обо-. А в женском роде – обе- .

3. Закрепление нового материала.

- Теперь мы закрепим полученную информацию.

Устное задание: Приведите примеры словосочетаний с числительными в форме ОБА-, ОБЕ-.

(Примеры: оба мальчика, обе девочки, обоих медвежат, обеих учениц).

Слайд №6 (на слайде картинки с подписями. Их должны объяснить устно учащиеся).

  • Рисунок с лисятами. Подписан: два лисёнка, двое лисят.

  • Рисунок с книгами. Подписан: три книги и ________.

  • Рисунок с балеринами. Подписан: четыре балерины, ________.

  • Рисунок с дельфинами. Подписан: восемь дельфинов, _________.

  • Рисунок с волчатами. Подписан: четыре волчонка, четверо волчат.

Задание: Почему под одной картинкой две подписи, а под другой – одна?

( им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных употребляются только с целыми числительными).

Слайд №7 (на слайде 7 письменное практическое задание. Учащиеся выполняют его в тетрадях).

Практические задания:

  • Составьте предложения, используя числительные:

обе, трое, пятеро, оба, вчетвером .

  • Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.

(проверяется фронтально выполнение заданий).

Слайд № 8 (данное задание выполняется учащимся индивидуально на ПК. Остальные дети проверяют и исправляют допущенные ошибки))

Задание: Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе.

  • За партой обычно сидят по …. (двое)

  • Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось …. (трое)

  • Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки. (обе)

  • сына были похожи на папу. (оба)

Слайд № 9 (задание выполняется индивидуально на ПК. Остальные дети проверяют и исправляют допущенные ошибки).

Задание: Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах:

  • Р.п. семер* конькобежц*, Тв.п. семер* конькобежц*;

  • Д.п. пятер* товарищ*,

Пр. п. о пятер* товарищ*;

  • Р.п. четвер* велосипедист*,

Д.п. четвер* велосипедист*;

  • Тв.п. тро* лисят*,

Пр.п. о тро* лисят*;

  • Д.п. семер* козлят*.

Р.п. семер* козлят*,

- Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме. Теперь вы сможете сказать, почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?

Слайд № 10 Итог урока

  • Подумайте, является ли собирательным числительным слово несколько?

  • Объясните, почему вы так считаете.

  • Почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?

  • - Запишите домашнее задание: (слайд №11) п ­____________у ____________-

- В оставшееся время выполните творческое задание:

Используя числительные, составьте задачи на сказочные темы, которые начинались бы так:

1. Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…

Имя числительное. Повторение. Морфологический разбор.

Цели:

  • Закрепить понятие о числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи.

  • Закрепить умения учащихся о правописании числительных; развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы; обозначать их графически и объяснять их правописание; повторить правописание ь знака в числительных.

  • Уметь разграничивать числительные количественные и порядковые; простые, составные и сложные; целые, дробные и собирательные; отличать их от других частей речи.

  • Развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).

Ход урока

1. Организационный момент

Запись числа, темы урока в тетради.

3. «Теоретическая». Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить на них, поднимая руку.

Чем отличается имя числительное от других частей речи?

На какие 2 группы делятся числительные по значению?

Назовите разряды количественных числительных.

Чем отличаются простые числительные от составных?

С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные?

В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

Как склоняются дробные числительные?

Как склоняются составные количественные числительные?

Какие числительные имеют только две падежные формы?

В каких числительных пишется Ь знак в середине?

(За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл).

4. «Синтаксическая»

Вам предлагается произвести синтаксический разбор предложений, чтобы увидеть, чем в предложении может быть имя числительное.

Два да два – четыре.

Разделите шесть на три.

Мы живем на втором этаже.

Занятия спортивной секции начинается в три часа.

(Подчеркнуть числительное так, каким членом предложения оно является).

5. «Морфологическая»

- Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи: существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, записывая начальную букву в строчку через запятую.

«Пятерка» за ответ, пять товарищей, пятиместная палатка, упятерить усилия, пятый по списку, пять деревьев, пятилетний сын, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

(С, Ч, П, Г, Ч, Ч, П, С, С, С, Ч, Ч, П) – ответы.

- Предлагаю прослушать предложение, выписать из него числительное и произвести морфологический разбор его.

Петя выучил пятнадцать английских слов.

Пятнадцать – сколько?- числительное, н.ф. пятнадцать, количественное, простое, целое, В.п., дополнение.

(Один работает у доски, остальные – в тетрадях)

6. «Морфемная» (словообразовательная)

Здесь мы проверим, знаете ли вы строение числительных: если простое – поднимаем правую руку, составное – левую, сложное – обе руки.

2, 25,12, 200,221,

двухтысячный, двухэтажный, тысяча, двухсотый,

10,18, 173, третий, 333, 557, 40, 100.

(Результат заносится в маршрутный лист, если нет ошибок – один балл, есть ошибки – ноль.)

7. «Творческая»

2008 год объявлен годом семьи, поэтому я предлагаю вам ответить письменно на несколько вопросов; числительные записывая словами.

a) В каком году вы родились?

b) Сколько лет вы проучились в данной школе?

c) Сколько лет вашей маме, папе?

d) В какой квартире и в каком доме вы живете?

e) Сколько детей в вашей семье?

(Проверяем ответы, проверка выборочно у тех, кто к данному заданию набрал наименьшее количество баллов)

Работа с учебником – выполните упражнение № 464 – первую часть; письменно в тетради (если будет хватать времени).

Цифры 15, 40, 581 – образовать сначала количественное числительное, затем порядковое и записать их в форме Р.п. и П.п. (один у доски, остальные – в тетради, если позволит время)

Тест «Имя числительное»

1. Укажите имя числительное:

а) семь;

б) семерка;

в) удвоить.

2. В каком ряду расположены количественные числительные?

а) сто, двести, семьсот;

б) девятый, трехсотый, тысячный.

3. Определите составное имя числительное:

а) десять;

б) семнадцать;

в) тридцать восемь.

4. В числительных 5-20 и 30 мягкий знак пишется:

а) на конце числительного;

б) в середине числительного.

5. Числительные 40, 90, 100 имеют падежных форм:

а) три;

б) четыре;

в) две.

6. Числительное полтораста имеет падежных форм:

а) три;

б) две;

в) четыре.

7. При склонении дробных числительных изменяется:

а) обе части;

б) первое слово.

8. Найдите ошибку в разборе имени числительного по составу:

а) пят-ер-о;

б) тр–о(й)–э;

в) семе-ро.

9. Найдите ошибку в сочетании числительных оба-обе :

а) обеими подругами;

б) обеими окнами.

10. Выберите правильное написание:

а) к празднику 8 Марта;

б) к празднику 8 марта.

(Ответы: 1-а, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-б, 7-а, 8-в, 9-б, 10-а.)

9. «Орфоэпическая»

Предлагается игра «Я диктор!». Диктор, выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. У каждого из вас на столе лежит текст, ваша задача - прочитать его правильно вслух.

- Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1898 года между Петербургом и Москвой.

- В этом крае намолотили свыше 6250 тысяч тонн зерна.

- Он взял эту высоту – планка была поднята на 198 сантиметров.

- Наибольшая глубина Балтийского моря - около 459 метров, а Азовского - не более 14.

- В Мировом океане обитает свыше 1800 видов рыб.

- Длина этого участка около 840 метров.

- Свыше 1,5 тысяч подписей собрали активисты этого движения.

- Берега 68 рек, каналов, проливов, пересекающих город Петербург, соединяют более 300 мостов.

- Первой печатной книгой в России является «Апостол»- церковная книга, выпущенная в Москве Иваном Федоровым в 1564 году.

- Печатание первой книги начиналось19апреля 1563года и было завершено 1марта 1564 года.

- В русских летописях первые сведения о погодных условиях относятся к 860году.

- В 1881году во время извержения вулкана на островах Индонезии образовалась волна, достигавшая 35 метров в высоту и 148 километров в длину.

- Самая глубокая скважина нашей планеты не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли около 6370 километров.

10. Подведение итогов урока

11. Оценки

12. Домашнее задание

Имя числительное часто встречается в различных пословицах, поговорках, а также известно много фразеологических оборотов и русских народных сказок, где присутствуют имена числительные. Ваша задача – записать в тетрадь несколько примеров. Можно составить сказку о числительном. Подойдите к заданию творчески.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: дать понятие о собирательных числительных iconУрок русского языка Тема урока: Метафора, её роль в художественном...
Сообщение учащегося по теме исследования «Метафора – словесное изобразительное средство»
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconУрок физики с использованием компьютерных технологий 7 класс Провела...
Цели урока : дать понятие равномерного инеравномерного движения; дать понятие скорости и записать формулу для ее расчета. Выразить...
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconПорядковые числительные. Склонение порядковых числительных
Отработать навык правильного написания, склонения и употребления числительных в речи
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconУрока по русскому языку в 8 классе Тема урока: Обстоятельства, выраженные...
Цель: Расширить представления учеников об обстоятельстве, его видах; повторить понятие о деепричастном обороте и дать понятие об...
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconКонспект урока «Понятие о глаголе» (6 класс) Цели: дать понятие о...
Исходная компетенция учителя (владение икт и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным...
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconКонспект урока назывные предложения (Тема урока) фио (полностью) Казимирова Оксана Викторовна
Цель урока: дать понятие о назывных предложениях,показать их значение, сферу их употребления
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconСидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы...
Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconПлан урока тема урока «Нефть»
...
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconАктивизация мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока
Цель урока: дать понятие о назывных предложениях,показать их значение, сферу их употребления
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи: изучить устройство пылесоса, дать понятие о принципах его работы, дать понятие о правилах пользования; развивать техническое...
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: показать необходимость читательского труда; дать понятие о литературе как искусстве слова; показать связь литературы с другими...
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: дать понятие о реакциях замещения. Дать понятие об электрохимическом ряде напряжения и его использование для прогнозирования...
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconУрока: Обучающая
Дать понятие об объектах ос widows: файлах, папках, логических дисках, окнах, ярлыка и др
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconУрока: Обучающая
Дать понятие об основных терминах текстового редактора Word, вложенном меню «Таблицы»
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconУрока Организационный момент
Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании
Урока: дать понятие о собирательных числительных iconУрока: 26. 02. Тема урока: «Мягкий знак в середине и на конце числительных»
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, карточки с заданиями, чистый лист


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск