Скачать 247.48 Kb.
|
Поурочные разработки к учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой Урок 1. Литература - искусство слова Цели: показать необходимость читательского труда; дать понятие о литературе как искусстве слова; показать связь литературы с другими видами искусства; познакомить учеников со структурой учебника-хрестоматии; дать понятие об основных художественных приемах — тропах. Оборудование: выставка книг; учебник литературы (в двух частях). Ход урока I. Организационная пятиминутка Поздравление с началом учебного года, знакомство, сообщение об объеме курса литературы в 5 классе: три урока в неделю. II. Вступительное слово учителя Вы уже окончили начальную школу, освоили азы, т. е. начала наук: русского языка, математики, истории, наук, изучающих природу. Теперь вам предстоит новый этап: более углубленное изучение того, что накоплено человечеством за время его существования. И одна из важнейших задач — изучение литературы. Со словом «литература» связаны представление вообще о письменности (литера — буква) и представление о любом письменном произведении. Художественную литературу называют искусством слова. А без знания литературы, знания слова невозможно изучение любых других наук. В давние времена науки и искусства были нераздельны. Великие ученые древности были и писателями, и философами, и математиками, и астрономами. Даже в мифологии отражено единство науки и искусства. В мифологии Древней Греции, колыбели современной цивилизации, рассказывается о музах – дочерях Зевса и богини памяти Мнемосины. Они известны как покровительницы поэзии, искусств и науки. Среди девяти сестер-муз Эвтерпа - муза лирики, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии. Человек, владеющий словом, способен овладеть многим из того, что узнало и поняло человечество за несколько тысячелетий своей истории. Для этого надо много трудиться и прежде всего прилагать усилия читательские. Мы будем учиться читать внимательно, вдумчиво, творчески. По словам С.Я. Маршака, «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели». Наша задача — развивать в себе талант читателя. Это задача не только на школьные годы, но и на всю жизнь. В 5 классе мы познакомимся с истоками литературного процесса, с основами литературоведческих знаний, т. е. заложим базу для дальнейшего успешного изучения литературы. III. Беседа о книгах, прочитанных летом
IV. Знакомство с учебником-хрестоматией 1. Слово учителя. Книга, по которой мы будем заниматься, называется «учебник-хрестоматия». Хрестоматия - сборник избранных произведений или отрывков из них. Мы будем учиться на лучших произведениях русской и мировой литературы. Наш учебник-хрестоматия состоит из двух частей. 2. Беседа.
Заглянем на страницы оглавлений, узнаем содержание учебной книги.
Комментарии учителя Каждый раздел сопровожден вступительной статьей, в которой есть сведения об авторе, о жанре произведения, воспоминания современников писателей, дополнительные сведения, вопросы и задания разного уровня сложности. Для выполнения некоторых заданий понадобятся словари, энциклопедии, различные дополнительные материалы и книги. В конце обеих частей помещены справочные материалы, в том числе краткий словарь литературоведческих терминов — он одинаков в обеих частях книги, Это сделано для удобства работы с учебником. Обратим внимание на сноски в нижней части многих страниц. Они содержат пояснения незнакомых для вас слов или необычных значений известных слов, а также некоторые энциклопедические сведения. Важное приложение к учебнику - цветные вклейки, помещенные между с. 224—225 в обеих частях хрестоматии. 3. Чтение вступительной статьи учебника-хрестоматии (с. 3-4). V. Чтение и обсуждение статьи учебника «Художественные приемы» (с. 4-6) Примечание. После чтения и пояснений учителя ученики записывают в тетради определения тропов, отвечают на вопросы и выполняют задания 1—6 (с. 6—7). Школьники с помощью учителя знакомятся с литературоведческими словарями и справочниками, сравнивают определения основных тропов: эпитета, сравнения, метафоры — в учебнике и в словарях; выявляют общее, основное в этих определениях. Главное - не вызубрить определение тропа, а понять его суть, уметь находить тропы в тексте и определять их роль. Домашнее задание
МИФЫ Урок 2. Мифы и мифология Цели: познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»; показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира; дать представление об активном шшянии мифов на культуру человечества; дать представление 0 календарных мифах. Оборудование: сборники мифов; книги: «Мифологический словарь» (М.: Просвещение, 1993); Зурабова К.А., Сухачевский И. В. «Мифы и предания» (М.: Терра, 1993); иллюстрации к мифам. Ход урока I. Проверка домашнего задания
II. Понятие о мифе и мифологии 1. Слово учителя. Слово «миф» — греческое по происхождению. Mythos— «слово», «предание», «сказание». Мифы - это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних людей о происхождении мира, о явлениях природы. Древний человек наделял окружающий мир — явления природы, животных, предметы — свойствами, которыми обладали сами люди. В его представлениях живым было все существующее: растения и камни, вода и небо. Он ощущал тесную взаимосвязь с природой и отражал свои представления в мифах. Человеку всегда было важно определить свое место в мире. Мифы помогали ему в этом. Тематика мифов разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев. Совокупность мифов называется мифологией. Так же именуется наука, изучающая мифы, их происхождение, влияние на жизнь древнего человека. Своя мифология, так же, как и своя история, есть у любого народа - это разветвленная система богов, отвечающих за природные явления, это свои герои, память о которых древние считали необходимым передать потомкам. Сушествуют греческие, арабские, индийские, славянские и другие мифы. Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Как от них уберечься? Кто нам может помочь? Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна и полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит на нас слепящее солнце — то ласковое, согревающее, то обжигающее. Небо, как человек, может улыбаться или хмуриться, а иногда и гневаться — тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью — звезды складываются воображением человека в созвездия — картины, напоминающие земную жизнь. Во всех явлениях природы человек видит себя или похожие на себя существа, только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе как же объяснить мир? Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только еще предстояла. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивности и мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы. 2. Беседа и комментарии учителя.
Вопросы происхождения мира, человека, вопрос о сущности мира, вопросы добра и зла, вопросы границ возможностей человека. Поэтому и интересны нам мифы древних народов. Эти мифы рассказывают нам, как жили, во что верили наши далекие предки, как объясняли и понимали мир.
Сказка, как и миф, — произведение устного народного творчества. И сказка, и миф созданы фантазией народа. Мифы создавались как правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка же создавалась с установкой на вымысел, сказка сознательно создавала новую, фантастическую, выдуманную реальность. Мифологические образы и представления так прочно вошли в нашу жизнь, наш язык, Что чаще всего мы не замечаем, что пользуемся этими образами. Например, имена римских богов носят планеты Солнечной системы: Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, а греческих богов — Уран и Плутон. Имя древнейшей богини, родоначальницы почти всех греческих богов-олимпийцев, матери Земли Геи, является составной частью названий наук о Земле: географии, геологии, геометрии, геофизики и т. д. В названиях календарных месяцев — январь, март, май, июнь — скрываются боги римской мифологии Янус, Марс, Майя, Юнона. III. Понятие о календарных мифах
Кстати, среди разнообразных по содержанию мифов (о творении Вселенной, о создании человека, о происхождении вещей и природных объектов, о богах и героях) существуют так называемые календарные мифы. По названию понятно, что эти мифы связаны с календарем, т. е. с периодическими изменениями в природе.
Человек наблюдал и наблюдает смену дня и ночи, сезонов (времен года), связанную с движением Солнца. Можно наблюдать и такие редкие явления природы, как затмения Солнца и затмения Луны. Конечно, для древнего человека затмения не предвещали ничего хорошего, их связывали с приближающимися несчастьями, а то и с концом света. 3. Чтение статьи учебника «Календарные мифы» (с. 11—12). Домашнее задание
Урок 3. Календарные мифы. Масленица Цели: развить представление о календарных мифах; познакомить с историей праздника Масленицы. Оборудование: мифологические словари; иллюстрации, посвященные празднованию Масленицы. Ход урока I. Проверка домашнего задания Беседа по вопросам и заданиям 1, 2 (с. 13). Дополнительные вопросы
II. Слово учителя. Понятие о календарных мифах Слово «календарь» имеет латинское происхождение: са1епdае (календы) - «первый день месяца». Родственный глагол са1аrе означает «выкликать»: в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Издревле люди замечали периодичность смены дня и ночи, фаз Луны, сезонов года и создавали системы счисления времени -календари. С календарями были связаны многие мифы, обряды, праздники, которые зависели от традиционных занятий людей в том или ином районе земли. Главным занятием восточных славян было земледелие, поэтому мифология, обрядовость носила в основном земледельческий характер. Зависимость от природы заставляла земледельца внимательно изучать окружающий его мир, улавливать закономерности и связи природных явлений. До сих пор в народе живы правила, приметы, основанные на многолетних наблюдениях за родной природой: «Солнце на лето — зима на мороз» (после зимнего солнцестояния 22 декабря, когда продолжительность светлого времени суток начинает понемногу увеличиваться, обычно устанавливаются холода); «Если галки большой стаей летают - к ненастью, садятся высоко на деревья — к морозу, низко — к оттепели»; «Ласточки летают низко - к дождю»; «Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки начинают квакать». Многие приметы приняли характер пословиц, поговорок: «Коси коса, пока роса; роса долой - и мы домой». Народ давно заметил переменчивый, неустойчивый нрав русской природы: «Бабушка надвое сказала: либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет»; «Год на год не приходится». Многие крестьянские обряды и поверья связаны с деревьями: дубом (воплощением силы), вербой, рябиной, березой, которая первой распускается весной и обладает, видимо, особой жизненной энергией. Живыми, одушевленными были в глазах древнего человека не только земля, растения, водоемы, явления природы (град, мороз и т. д.), но и сам годовой круг с составляющими его единицами времени. Календарь в народе назывался месяцесловом — все его части (сезоны, месяцы, недели, дни, посты, праздники и др.) были поименованы. В народном календаре причудливо сосуществуют языческие и христианские представления. До сих пор имеют собственные имена многие недели: пестрая, всеядная, сырная, зеленая; посты: голодный, великий; даже морозы: введенские, Никольские, крещенские и пр. С христианскими обрядами связаны и названия дней по именам из святцев — церковной книги, содержащей календарь с полным перечнем святых по дням, в которые их чествуют, поминают: Никола зимний, Петров день, Ильин день. Некоторые дни имели также особые определения: Великий четверг, Чистый понедельник, Светлое воскресенье, Красная горка, Радуница, родительский день и т. д. Названия месяцев в народном календаре говорят об их обычной погоде, характерных приметах, приуроченных к ним обрядах: декабрь - студень, студный, стужайло; январь — просинец, перелом зимы, перезимье; февраль — снежень, бокогрей, широкие (кривые) дороги; март — зимобор, протальник, сухий, березозол; апрель — снегогон, зажги снега, заиграй овражки; май — травник, травень; июнь — скопидом, хлеборост; июль — страдник, сенозарник, макушка лета; август — жнивень, разносол, густоед; сентябрь - хмурень, ревун, зорёвник; октябрь — позимник, листопад, гряздник, свадебник; ноябрь — листогной, полузимник, грудень. Кстати, сейчас во многих славянских языках сохранились старинные народные названия месяцев. Следы славянской мифологии сохранились в отдельных преданиях, поверьях, обрядах; народная память донесла до наших дней имена древних богов. Живы и некоторые древние обряды. Например, связанный с зимним солнцестоянием обряд колядования, языческий праздник проводов зимы и встречи весны -Масленица, III. Слово учителя. Праздник Масленицы Примечание. Эту часть урока в виде небольших сообщений, иллюстрированных рисунками, могут подготовить сами ученики под руководством учителя. Масленица - один из самых веселых и шумных праздников, любимых народом. Он связан с мифологическими преданиями, в которых говорилось о борьбе тепла с холодом, весны с зимой, солнца с тьмой. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. С приходом на Русь христианства этот языческий праздник не исчез. Масленица празднуется на последней неделе перед Великим постом. Встречу и проводы Масленицы отмечают весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным угощением, обязательными блинами. Для Масленицы у народа находятся ласковые слова: «честная масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка» — и шуточные имена: Авдотьюшка, Акулина Саввишна и т. д. Каждый день Масленицы имеет свое название. Понедельник — встреча. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Вторник — заигрыш. С этого дня начинались развлечения: катание на санях, народные гулянья, представления, катание с ледяных гор. В балаганах давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. Большие группы ряженых разъезжали по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках. Среда — лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. Четверг — разгул, перелом, широкий четверг. На этот день приходится середина игр и веселья. Возможно, в этот день в давние времена проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, которые берут свое начало в Древней Руси. По правилам кулачных боев нельзя было, например, закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, вдвоем нападать на одного, бить ниже пояса или по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенку на стенку» (коллективные бои) или «сам на сам» (один на один). Пятница масленичной недели — тещины вечерки. Не только тещи угощали зятьев, но и зятья в этот день потчевали тещ. Суббота — золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных. Воскресенье — это проводы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В воскресенье «сударыню-Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, и в воскресенье чучело торжественно сжигали на костре, приговаривая: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Ритуальное сжигание соломенного чучела Масленицы тоже имело древний языческий смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для его новой жизни в колосе. IV. Беседа по вопросам 3,4 (с. 13) Дополнительный вопрос — Почему слово «масленица» можно встретить в написании с прописной и строчной буквы? (Это слово означает и название праздника, и действующее лицо славянской мифологии.) Домашнее задание Ответить на вопросы повышенной сложности 1—3 (с. 13—14). Сделать рисунки на темы календарных праздников (по желанию). Урок 4. Мифы о сотворении мира Цели: дать представление о космогонических мифах (мифах о сотворении Вселенной); показать общие корни в мифах разных народов. Оборудование: иллюстрации к мифам; рисунки учеников. Ход урока I. Проверка домашнего задания Ответы на вопросы 1—3 (с. 1З—14). II. Слово учителя. Мифы о сотворении мира Мифы создавал каждый народ, потому что человек нуждается не только в пище и тепле, но и в объяснении мира и себя самого. Откуда взялось все в мире? Кто управляет всем? Почему все в мире повторяется и в то же время неповторимо? Что такое время? Как появился человек? Зачем он живет? Эти и многие другие вопросы волнуют человека именно потому, что он человек. Особое место в мифологии человечества занимают мифы о сотворении мира. Часто описание сотворения мира начинается с того, что было до появления земли и неба. Например, древние финны считали, что землю сотворил бог из яйца, снесенного уткой: из скорлупы был создан небесный свод, из желтка — земля, а из белка — вода. Родственные финнам народы (удмурты, манси, коми) верили в то, что бог приказал утке нырнуть на дно мирового океана и достать щепотку земли, из которой он сотворил землю. Скандинавы же полагали, что мир возник из взаимодействия огня и инея. В греческой мифологии утверждается: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос». Это напоминает начало славянского мифа о Солнце: «Мертва была Земля — ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения». В древнеиндийских мифах рассказывается о том, что сначала появился бог Брахма — из золотого яйца, рожденного стихиями. Брахма сотворил Вселенную: разбил яйцо, образовав небо и сушу; поместил между ними воздушное пространство; создал страны света и определил начало времени. Каждый народ вносит в собственную мифологию те особенности, которые определяют его жизнь: природные и климатические условия, сложившиеся общественные отношения. Мы познакомимся с одним из древнейших мифов о сотворении мира — египетским. III. Чтение и обсуждение египетского мифа «Сотворение мира»
IV. Чтение статьи учебника «Древнегреческие мифы» (с. 15-16) Примечание. После чтения учитель просит подробнее рассказать о богах, упомянутых в статье. Обычно всегда находятся дети, увлекающиеся древнегреческой мифологией. Домашнее задание 1. Написать небольшое рассуждение: «Какова, на ваш взгляд, жизнь древних мифов сегодня?» 1. Прочитать миф «Золотые яблоки Гесперид» (с. 16—18). 3. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о Геракле и его подвигах. Урок 5. Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид» Цели: раскрыть многозначность понятия «герой» в древнегреческих мифах; показать, как складывается образ положительного героя в мифах о Геракле; вызвать интерес учеников к древнегреческим мифам. Оборудование: выставка книг (Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»; В.В. Смирнова «Герои Эллады»; В.В. и Л.В. Успенские «Мифы Древней Греции: "Золотое Руно", "12 подвигов Геракла"»; Р. Грейвс «Мифы Древней Греции»; Р. Менар «Мифы в искусстве старом и новом»); иллюстрации к мифам. Ход урока I. Проверка домашнего задания
II. Вступительное слово учителя Древнегреческая мифология — сокровищница мировой культуры. До наших времен в огромном количестве дошли источники древнегреческой литературы, откуда мы черпаем сведения о греческой мифологии. Главные источники — поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается Гомер, собиратель легенд и преданий. На протяжении веков греческие мифы изучались и творчески перерабатывались, мифологические образы обрели вторую жизнь в произведениях литературы, живописи, скульптуры, театра, прикладного искусства. Греческая мифология оказала огромное влияние на развитие культуры и цивилизации в целом. Один из самых известных мифологических персонажей — Геракл. В мифах других народов есть «двойники», подобные Гераклу боги-герои. У римлян — Геркулес, у вавилонян — Гильгамеш, у финикийцев — Мелькарт (бог). Эти герои, подобно Гераклу, ходили на край света, совершали великие подвиги, страдали, побеждали. III. Работа со словарем Геракл — герой, особенно любимый и почитаемый древними греками. А каково значение слова «герой»? В Толковом словаре С.И. Ожегова у слова «герой» четыре значения: «1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности... 2. Главное действующее лицо литературного произведения... 3. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды... 4. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление)»1*. — Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения всех значений? (Да, можно.) Но есть еще одно значение слова «герой», кстати, греческого по происхождению, которое было распространено в Древней Греции: «Герой — это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделен сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия.2*. — Как по-вашему, на чем основано такое определение? (Герой – человек с необычными возможностями, такие люди встречаются редко. И объяснить их дарования иначе как божественным происхождением трудно.) Комментарии учителя Получается, что Гераклу подходят все определения значения слова «герой»: он сын бога Зевса и земной женщины Алкмены; он главное действующее лицо одного из самых популярных циклов мифов; он необычен по своей храбрости, доблести — он совершает двенадцать подвигов, побеждая чудовищ, препятствия, непреодолимые трудности, наконец, самого себя. IV. Сообщения учеников о Геракле (реализация индивидуальных заданий) Примерное содержание сообщений. Геракл происходил из славного рода Персея; он величайший герой греческих мифов и любимый национальный герой всего греческого народа; он представляет образ человека, обладающего большой физической силой, непобедимой храбростью и огромной силой воли. Исполняя самые тяжелые работы, он, с сознанием своего долга, покорно переносил жестокие удары судьбы. Он воевал и побеждал темные силы природы, боролся с неправдой и несправедливостью. Он сын Зевса и земной женщины Алкмены, а значит, он смертный. Подобно всем смертным, он подвержен всем страстям и заблуждениям, но в его человеческой, а потому и слабой природе лежит божественный источник доброты и божественного великодушия, делающего его способным на великие подвиги. Подобно тому как он побеждает великанов и чудовищ, побеждает он в себе все дурные инстинкты и достигает божественного бессмертия. О его происхождении рассказывают следующее. Зевс, повелитель богов, пожелал дать богам и людям великого героя, который защищал бы их от разных бед. Он сошел с Олимпа и стал искать женщину, достойную стать матерью такого героя. Выбор его пал на Алкмену, супругу Амфитриона. (Амфитрион — царь Фив, внук Персея.) Но так как Алкмена любила только своего мужа, Зевс принял образ Амфитриона и вошел в его дом. Сын, родившийся от этого союза, был Геракл, которого в мифологии называют то сыном Амфитриона, то сыном Зевса. Вот почему Геракл обладает двойственной натурой человека и бога. Когда пришло время появиться на свет сыну Алкмены, Зевс не мог удержаться, чтобы не похвастаться на собрании богов, что в этот день в роду персеидов (из рода Персея) родится великий герой, призванный властвовать над всеми народами. Гера, обидевшись на Зевса, решила отомстить. Она заставила его подтвердить эти слова клятвой и, как богиня родов, устроила так, что первым в этот день родился не Геракл, а Эврисфей, также потомок Персея. И таким образом Гераклу пришлось повиноваться Эврисфею, служить ему и исполнять по его повелению разные трудные работы. Юный Геракл получил прекрасное воспитание. Амфитрион научил его управлять колесницей, Кастор (тоже сын Зевса) — стрелять из лука и носить вооружение, кентавр Хирон — борьбе и разным наукам, а Лин (сын Аполлона) — игре на лире. Но Геракл оказался не очень способным к искусствам; он, подобно всем людям, у которых физическое развитие преобладало над умственным, трудно усваивал музыку и легче натягивал тетиву лука, нежели перебирал нежные струны лиры. Рассердившись на своего учителя, который вздумал сделать ему замечание по поводу его игры, он ударом лиры убил его. Зевс, опасаясь, чтобы он не натворил новых бед, послал его на гору Киферон пасти стада. Геракл убивает там огромного Киферонского льва, а шкуру его надевает на плечи в виде плаща. До 18-летнего возраста Геракл занимался тем, что пас стада или охотился на диких зверей. Затем Эврисфей потребовал его к себе на службу. Геракл должен был, по назначению Зевса, совершить для него 12 подвигов, чтобы заслужить бессмертие. Дельфийский оракул, к которому обратился Геракл с вопросом, должен ли он повиноваться, ответил, что герой должен немедленно отправляться на службу, и назвал его Гераклом, что значит «герой, добывающий славу из-за преследований Геры» (до этого Геракла звали Алкидом). V. Чтение и обсуждение мифа «Золотые яблоки Гесперид» В основе — вопросы (с. 18). Дополнительные вопросы
Домашнее задание
Урок внеклассного чтения (см. приложение 1) Приложение 1. Урок внеклассного чтения «Викторина по мифам Древней Греции» Цели: активизировать знания учащихся; развивать интерес к литературе, потребность в дополнительном чтении. Оборудование: рисунки учеников. Ход урока I. Вопросы викторины
6. Титан, который похитил с Олимпа огонь и принес его людям. (Прометей.) 7. Чудовище, обитавшее в лабиринте на острове Крит. (Минотавр.)
II. Подведение итогов викторины Вариант урока внеклассного чтения «Викторина по мифам Древней Греции»3* Цели: активизировать знания учащихся; побудить их к углубленному чтению; развивать творческие способности. Оборудование: выставка репродукций на мифологические темы, выставка рисунков учеников «Подвиги Геракла». Ход урока I. Вступительное слово учителя-ведущего Ведущий-учитель объявляет форму и тему урока, желает всем удачи, представляет жюри (библиотекарь, старший ученик, болельщик от каждой команды). II. Проведение викторины 1. Приветствие команд, представление названий и эмблем. Приветствие первой команды Слушайте, добрые люди, про то, Что свершилось когда-то! Древним сказаньям внимая, Последуйте верным примерам, Каждый, рожденный для жизни, Быть может смелым и трусом, Зло от добра отличать научиться Должны мы сызмала! Приветствие второй команды Слушайте ж, добрые люди, Рассказы неспешные старцев, Каждый, кто в мире родится, Свой подвиг исполнить обязан. В жизни и вы поплывете, Как плыли в морях аргонавты, — Пусть же попутные ветры Несут вас к намеченной цели! 2. Конкурс художников. Художники выбирают конверты с заданиями и работают 20 мин. Задания
Вопросы задаются поочередно каждой команде.
4. Конкурс капитанов. Капитаны письменно на доске отвечают на вопросы, полученные в конверте. Вопросы капитану первой команды
Вопросы капитану второй команды
Эрудиты должны дать по два правильных ответа.
6. Конкурс знатоков подвигов Геракла. Расположить по порядку рисунки, иллюстрирующие подвиги Геракла (на время; другой знаток отворачивается). 7. Конкурс библиофилов. Библиофилы работают с мифологическим словарем. Кто быстрее найдет толкование слов «амазонки», «аргонавты». 8. Конкурс болельщиков.
9. Конкурс художников (продолжение). Художники по рисунку противника отгадывают его задание. III. Подведение итогов Участники игры награждаются закладками с рисунками, изображающими древнегреческих богов. 1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2001. С. 129 2 См.: Распаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1996 3Разработка урока подготовлена Н.В. Щураковской. См.: Литература. 1996. № 17. |