Урока Организационный момент





НазваниеУрока Организационный момент
Дата публикации26.08.2014
Размер63.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 5 классе

Тема: Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.

1. Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

2. Сформировать умение выделять словосочетание из предложения.

3. Познакомить с видами словосочетаний.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Сегодня на уроке присутствуют гости. Я попрошу вас повернуться и поприветствовать их.

- Я надеюсь, что вы пришли в школу с хорошим настроением и к 3 уроку его не растеряли. Я попрошу вас просигнализировать мне о вашем настроении специальной карточкой. (зелёная – хорошее настроение, красная – плохое).

- Как обычно на уроке мы работаем с инсертом, который вы заполняете в течение урока.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, подскажите.

- Молодцы! Это словосочетание. Тема нашего сегодняшнего урока «Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании». Запишите в тетрадь.

3. Словарная работа

- Я предлагаю вам поработать со словосочетанием.

- Что же вы должны сделать?

-Записать слова, вставить пропущенные буквы.

Ш…л по д…роге

Кудрявые берё…ки

Ж…лтые листья

М…р…сящий дож..ь

Осв…щается со…нцем

Самопроверка. Оценивание.

- Передайте друг другу тетради и оцените свою работу. Критерии оценивания перед вами.

- Кто получил оценку «5»? Кто «4»? Кто совсем не справился с работой? Таких нет. Замечательно.

4. Постановка проблемы.

Снежная зима

Спелые ягоды

Грибы растут

Смелые розы

- Можно ли утверждать, что данные слова являются словосочетанием? Докажите.

Что же такое словосочетание?

Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически.

- Если словосочетание состоит из двух слов, значит, одно слово… , а второе…?

- Давайте определим в данных словах главное и зависимое слово.

- Откройте учебники на странице 123. Обратите внимание на упражнение 321. Какое задание здесь предлагается? На выполнение этого упражнения я даю вам 3 минуты.

5. Работа с текстом

- Ребята, как вы думаете, в тексте словосочетания играют важную роль?

-Да.

-Вот сейчас мы с вами об этом и узнаем. Я предлагаю вам поработать с текстом.

(На парте у учащихся текст)

- Внимательно прочитайте текст.

В богатом Новгороде жил молодец по имени Садко, а по-уличному прозвался Садко – гусляр. Жил бобылём, с хлеба на соль перебивался – ни кола, ни двора. Имел Садко кудри шелковистые, очи чёрные да голос звонкий. Звали Садко и в боярские терема дубовые, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах играть, дорогих гостей потешать.

- Откуда взят этот отрывок?

- Былина «Садко».

6. Межпредметная связь (мотивация учащихся)

- О каком знаменитом городе говорится в этом тексте?

- Новгороде

-Нижний Новгород – старинный город, он был основан в 1221 году (в 13 веке).

- А вот Нижний Новгород в настоящее время

- Какие слова вам незнакомы в тексте?

- Гусляр, бобыль.

-Давайте объясним толкование этих слов.

(Работа со словарём)

7. Работа с текстом

- Назовите из текста словосочетания.

- Боярские терема, дорогие гости, очи черные, голос звонкий, купеческие хоромы, кудри шелковистые.

-Ребята, в тексте мы встретили словосочетания «сущ. + прил.». Измените их в словосочетания «сущ. + сущ.».

Например, крестьянский двор - двор крестьянина

Царская дочь –

Шёлковый невод –

Новгородские купцы –

Девичья коса –

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Сегодня её проводит Колесников Виктор

Спал цветок ( закрыть глаза, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся,

(руки развести в стороны)

Взвился вверх и полетел.

(потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

- Мы встретились со словосочетаниями «сущ. + сущ.», «сущ. + прил.». Как вы думаете, как называются словосочетания, в которых главное слово является существительным?

-Именные

Задание: (работа в группах)

I вариант:

Существительные: поле, речи, дорога

Прилагательные: сладкий, чистое, дальняя

-Чистое поле, дальняя дорога.

II вариант:

Существительные: молодец, девица, водица

Прилагательные: добрый, студёная, красная

- Добрый молодец, красная девица, студеная водица.

Постановка проблемы:

- Всегда ли два слова могут составить словосочетание?

- Можно ли составить словосочетания из слов добрый и девица?

- Нет, они не согласованы в роде.

- Слова сладкий и речи можно назвать словосочетанием?

- Нет, они не согласованы в числе.

- Что нужно сделать, чтобы соединить слова сладкий и речи?

- Изменить окончание слова сладкий.

- С помощью чего выражается грамматическая связь в словосочетании?

- С помощью окончания и предлога, связи слов в роде и числе.

- Обратимся к тексту. Найдите в тексте предложение, в котором приглашают куда-то главного героя Садко.

- Звали Садко и в боярские терема дубовые, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах хорошо играть, дорогих гостей потешать.

- Назовите словосочетания в этом предложении.

Устно. Боярские терема, терема дубовые, купеческие хоромы, хоромы белокаменные, дорогих гостей, хорошо играть, гостей потешать.

- А все ли словосочетания отражают структуру «сущ. + сущ.», «сущ. + прил.» ?

- В этом предложении есть словосочетания, структура которых «глаг. + сущ.» и «глаг. + нареч.».

- Какое слово является главным?

- Глагол.

- Как вы думаете, как называются словосочетания, в которых главное слово «глагол»?

-Глагольные

- Я предлагаю вам следующее задание. Из данного отрывка выписать в первый столбик именные словосочетания, во второй- глагольные.

( ученик читает)

Отвечает ветер буйный, -

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов…

- Именные: ветер буйный, речкой тихоструйной, высокая гора, глубокая нора, во тьме печальной, хрустальный гроб.

- Почему же данные словосочетания называются именными?

- Главное слово- существительное.

- Назовите глагольные словосочетания.

- Глагольные: есть за речкой, качается на цепях, не видать следов.

- Почему данные словосочетания называются глагольными?

- Главное слово – глагол.

- Откуда взяты эти строки?

-А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

8. Итог. Оценивание

-Ребята, давайте обратимся к инсерту. Что же сегодня на уроке узнал(а)………

- А что же хотел(а) бы узнать…………

- Ребята, у нас с вами еще будут исследования. Мы будем продолжать изучать на уроках русского языка разные объекты. И я надеюсь, что вы будете такими же любопытными и активными, как сегодня на уроке.

-Выставление оценок.

- Домашнее задание: записать как можно больше прилагательных, которые могут сочетаться со словом рябина

9. Рефлексия

Дети, на сегодняшнем уроке мне с вами было интересно и комфортно. Вы порадовали меня, поэтому я поднимаю зеленую карточку. А вам комфортно было на уроке? Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которую считаете нужной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Организационный момент iconУрок с игровыми моментами, с использованием компьютерных технологий....
«… у каждого человека есть свои звезды. Одним – тем кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки....
Урока Организационный момент iconПлан урока Цели урока
Организационный момент приветствие и объяснение целей урока/ Good morning, children. I’m glad to see. I hope you are fine and feel...
Урока Организационный момент iconУрока математики в 1 классе
...
Урока Организационный момент iconУрока I. Организационный момент
Этот урок? Что нового вы узнали?
Урока Организационный момент iconУрока. I. Организационный момент
Цель урока: систематизировать и проконтролировать качество знаний учащихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной...
Урока Организационный момент iconТема урока. Повторение изученных орфограмм (Урок №80, блок «Правописание»)
Организационный момент. Сообщение темы урока. Запись даты. Работа со словами из словаря
Урока Организационный момент iconЗанятия
Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока
Урока Организационный момент iconУчитель Желубенкова Н. А
Организационный момент: настроить учащихся на урок, объяснить цель и задачи урока
Урока Организационный момент iconУрок биологии в 6 классе Тема урока: Растворимые и нерастворимые в воде вещества
Организационный момент: объявление темы, цели урока, распределение учащихся по лабораториям (перед уроком)
Урока Организационный момент iconУроки православной куьтуры
Организационный момент(приветствие, запись и озвучание темы урока, фиксация отсутствующих)
Урока Организационный момент iconУрока: Организационный момент
Цели: Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране
Урока Организационный момент iconХод урока Организационный момент
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Урока Организационный момент iconХод урока Организационный момент
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Урока Организационный момент iconХод урока организационный момент
Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную
Урока Организационный момент iconКонспект урока. Организационный момент
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук
Урока Организационный момент iconХод урока: I. Организационный момент. Слово учителя
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск