Скачать 63.9 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе Тема: Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. 1. Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. 2. Сформировать умение выделять словосочетание из предложения. 3. Познакомить с видами словосочетаний. Ход урока 1.Организационный момент. - Добрый день, ребята. Сегодня на уроке присутствуют гости. Я попрошу вас повернуться и поприветствовать их. - Я надеюсь, что вы пришли в школу с хорошим настроением и к 3 уроку его не растеряли. Я попрошу вас просигнализировать мне о вашем настроении специальной карточкой. (зелёная – хорошее настроение, красная – плохое). - Как обычно на уроке мы работаем с инсертом, который вы заполняете в течение урока. 2. Актуализация знаний. - Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, подскажите. - Молодцы! Это словосочетание. Тема нашего сегодняшнего урока «Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании». Запишите в тетрадь. 3. Словарная работа - Я предлагаю вам поработать со словосочетанием. - Что же вы должны сделать? -Записать слова, вставить пропущенные буквы. Ш…л по д…роге Кудрявые берё…ки Ж…лтые листья М…р…сящий дож..ь Осв…щается со…нцем Самопроверка. Оценивание. - Передайте друг другу тетради и оцените свою работу. Критерии оценивания перед вами. - Кто получил оценку «5»? Кто «4»? Кто совсем не справился с работой? Таких нет. Замечательно. 4. Постановка проблемы. Снежная зима Спелые ягоды Грибы растут Смелые розы - Можно ли утверждать, что данные слова являются словосочетанием? Докажите. Что же такое словосочетание? Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. - Если словосочетание состоит из двух слов, значит, одно слово… , а второе…? - Давайте определим в данных словах главное и зависимое слово. - Откройте учебники на странице 123. Обратите внимание на упражнение 321. Какое задание здесь предлагается? На выполнение этого упражнения я даю вам 3 минуты. 5. Работа с текстом - Ребята, как вы думаете, в тексте словосочетания играют важную роль? -Да. -Вот сейчас мы с вами об этом и узнаем. Я предлагаю вам поработать с текстом. (На парте у учащихся текст) - Внимательно прочитайте текст. В богатом Новгороде жил молодец по имени Садко, а по-уличному прозвался Садко – гусляр. Жил бобылём, с хлеба на соль перебивался – ни кола, ни двора. Имел Садко кудри шелковистые, очи чёрные да голос звонкий. Звали Садко и в боярские терема дубовые, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах играть, дорогих гостей потешать. - Откуда взят этот отрывок? - Былина «Садко». 6. Межпредметная связь (мотивация учащихся) - О каком знаменитом городе говорится в этом тексте? - Новгороде -Нижний Новгород – старинный город, он был основан в 1221 году (в 13 веке). - А вот Нижний Новгород в настоящее время - Какие слова вам незнакомы в тексте? - Гусляр, бобыль. -Давайте объясним толкование этих слов. (Работа со словарём) 7. Работа с текстом - Назовите из текста словосочетания. - Боярские терема, дорогие гости, очи черные, голос звонкий, купеческие хоромы, кудри шелковистые. -Ребята, в тексте мы встретили словосочетания «сущ. + прил.». Измените их в словосочетания «сущ. + сущ.». Например, крестьянский двор - двор крестьянина Царская дочь – Шёлковый невод – Новгородские купцы – Девичья коса – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Сегодня её проводит Колесников Виктор Спал цветок ( закрыть глаза, помассировать веки). И вдруг проснулся (поморгать глазами). Больше спать не захотел (руки поднять вверх, посмотреть на руки). Встрепенулся, потянулся, (руки развести в стороны) Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево). - Мы встретились со словосочетаниями «сущ. + сущ.», «сущ. + прил.». Как вы думаете, как называются словосочетания, в которых главное слово является существительным? -Именные Задание: (работа в группах) I вариант: Существительные: поле, речи, дорога Прилагательные: сладкий, чистое, дальняя -Чистое поле, дальняя дорога. II вариант: Существительные: молодец, девица, водица Прилагательные: добрый, студёная, красная - Добрый молодец, красная девица, студеная водица. Постановка проблемы: - Всегда ли два слова могут составить словосочетание? - Можно ли составить словосочетания из слов добрый и девица? - Нет, они не согласованы в роде. - Слова сладкий и речи можно назвать словосочетанием? - Нет, они не согласованы в числе. - Что нужно сделать, чтобы соединить слова сладкий и речи? - Изменить окончание слова сладкий. - С помощью чего выражается грамматическая связь в словосочетании? - С помощью окончания и предлога, связи слов в роде и числе. - Обратимся к тексту. Найдите в тексте предложение, в котором приглашают куда-то главного героя Садко. - Звали Садко и в боярские терема дубовые, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах хорошо играть, дорогих гостей потешать. - Назовите словосочетания в этом предложении. Устно. Боярские терема, терема дубовые, купеческие хоромы, хоромы белокаменные, дорогих гостей, хорошо играть, гостей потешать. - А все ли словосочетания отражают структуру «сущ. + сущ.», «сущ. + прил.» ? - В этом предложении есть словосочетания, структура которых «глаг. + сущ.» и «глаг. + нареч.». - Какое слово является главным? - Глагол. - Как вы думаете, как называются словосочетания, в которых главное слово «глагол»? -Глагольные - Я предлагаю вам следующее задание. Из данного отрывка выписать в первый столбик именные словосочетания, во второй- глагольные. ( ученик читает) Отвечает ветер буйный, - Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов… - Именные: ветер буйный, речкой тихоструйной, высокая гора, глубокая нора, во тьме печальной, хрустальный гроб. - Почему же данные словосочетания называются именными? - Главное слово- существительное. - Назовите глагольные словосочетания. - Глагольные: есть за речкой, качается на цепях, не видать следов. - Почему данные словосочетания называются глагольными? - Главное слово – глагол. - Откуда взяты эти строки? -А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 8. Итог. Оценивание -Ребята, давайте обратимся к инсерту. Что же сегодня на уроке узнал(а)……… - А что же хотел(а) бы узнать………… - Ребята, у нас с вами еще будут исследования. Мы будем продолжать изучать на уроках русского языка разные объекты. И я надеюсь, что вы будете такими же любопытными и активными, как сегодня на уроке. -Выставление оценок. - Домашнее задание: записать как можно больше прилагательных, которые могут сочетаться со словом рябина 9. Рефлексия Дети, на сегодняшнем уроке мне с вами было интересно и комфортно. Вы порадовали меня, поэтому я поднимаю зеленую карточку. А вам комфортно было на уроке? Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которую считаете нужной. |
Урок с игровыми моментами, с использованием компьютерных технологий.... «… у каждого человека есть свои звезды. Одним – тем кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки.... | План урока Цели урока Организационный момент приветствие и объяснение целей урока/ Good morning, children. I’m glad to see. I hope you are fine and feel... | ||
Урока математики в 1 классе ... | Урока I. Организационный момент Этот урок? Что нового вы узнали? | ||
Урока. I. Организационный момент Цель урока: систематизировать и проконтролировать качество знаний учащихся по разделу «Средневековый город в Западной и Центральной... | Тема урока. Повторение изученных орфограмм (Урок №80, блок «Правописание») Организационный момент. Сообщение темы урока. Запись даты. Работа со словами из словаря | ||
Занятия Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока | Учитель Желубенкова Н. А Организационный момент: настроить учащихся на урок, объяснить цель и задачи урока | ||
Урок биологии в 6 классе Тема урока: Растворимые и нерастворимые в воде вещества Организационный момент: объявление темы, цели урока, распределение учащихся по лабораториям (перед уроком) | Уроки православной куьтуры Организационный момент(приветствие, запись и озвучание темы урока, фиксация отсутствующих) | ||
Урока: Организационный момент Цели: Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране | Ход урока Организационный момент Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула | ||
Ход урока Организационный момент Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях | Ход урока организационный момент Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную | ||
Конспект урока. Организационный момент Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук | Ход урока: I. Организационный момент. Слово учителя Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |