Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)





Скачать 114.07 Kb.
НазваниеУрок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)
Дата публикации23.08.2014
Размер114.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения темы « Основа слова и окончание». Урок проводится в классе гетерогенного состава, в котором обучаются ученики с разным уровнем учебных возможностей.

Ценность урока в использовании деффериенцированных групповых и индивидуальных заданий.

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения. Данная технология относится к числу личностно-ориентированных и позволяет включить в учебный процесс каждого ученика класса. Открытие новых знаний проводится путём постановки проблемного вопроса и выдвижением гипотез детьми. В процессе урока используется разноуровневый дидактический материал. Ведущие формы организации обучения, используемые на уроке: фронтальная, которая наиболее эффективна для формирования базовых знаний, и индивидуальная, направленная на развитие индивидуально-личностных качеств младших школьников. После выполнения групповых разноуровневых заданий и индивидуальных заданий учащиеся проводят самооценку. Обязательным элементом является подведение итога урока вместе с учащимися, в ходе которого дети соотносят степень усвоения материала с поставленными целями. Домашнее задание разноуровневое, по выбору учащихся.

Роль учителя заключается в мотивации учащихся на учебно-познавательную деятельность, через проблемные ситуации; формирование у детей умение ставить цели; дифференцирование учебного материала по степени сложности и трудности; дозирование меры помощи при выполнении заданий; формирование умения самооценки результатов учебной деятельности.

Образовательные комплексы, использованные при подготовке урока: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – Русский язык, 3 класс,

Iчасть.


Урок русского языка в 3 классе
Информационная карта урока

Тема урока: Суффикс и его роль в слове.

Цель урока:

  • формирование знаний о суффиксе и его роли в слове.

Задачи:

  • сформировать знания о словообразовательной роли суффикса в русском языке;

  • формировать умение различать суффикс и часть корня, образовывать слова с помощью суффиксов;

  • развивать умение работать с учебником.

  • развивать коммуникативные качества личности - толерантность, ответственность, самостоятельность

Тип урока: урок формирования знаний и умений
Ход урока


Учебная ситуация

Микроцели учебной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приёмы

Формы

1. Вхождение в урок


-создать эмоциональный настрой на урок

Игра «Улыбка»

Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы готовы к открытиям. Урок русского языка.

По цепочке передают друг другу улыбку


игра




2. Актуализация знаний.

-повторить словарные слова

Картинный диктант

Учитель показывает рисунки предметов.

- Запишите название предмета и ещё одно однокоренное слово, обозначьте орфограммы.

- Проверьте себя.


-Прочитайте однокоренные слова, которые вы записали самостоятельно.

- При помощи какой части слова образовали эти слова?


Записывают слова топор, корзина, карандаш, лимон, стакан и обозначают орфограммы.

Проверяют свою работу по демонстрационным карточкам


Читают вслух слова и отвечают на вопросы:

-Эти слова образовались с помощью суффикса.




словарная работа


самопроверка по образцу
подводящий диалог




Фронтальная


3. Целеполагание.

сформулировать цели урока и замотивировать учащихся на предстоящую работу



- Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала: «С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три»
-Правильно, это суффикс.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Итак, мы сегодня на уроке… (озвучивают вместе цели урока по метаплану на доске)

- закрепим знания о суффиксе и узнаем о его роли в слове;

- научимся различать суффикс и часть корня;

- будем образовывать новые слова с помощью суффикса;

- будем учиться работать дружно, прислушиваться к мнению товарищей.

- Где нам могут пригодиться знания о суффиксе?



- Так рассказал о себе суффикс.

Формулируют тему урока.


Высказывают предположения о целях урока


Вместе с учителем формулируют и озвучивают цели урока

Высказывают мнения:

-чтобы правильно писать слова;

-чтобы научиться разбирать слова по составу

побуждающий диалог




фронтальная

4.Открытие новых знаний


-познакомить с ролью суффикса в слове

Работа с демонстрационной таблицей.

- Прочитайте слова.

- Что у них общего?

- А чем они отличаются?

- Что обозначает каждое слово?

-Спишите слова, выделите в них окончания и основу, а затем корень.

- Какое явление в корне можно наблюдать?

-

-Какую работу в словах выполнил суффикс?

- Одинаковое или разное значение у этих слов?

- Какую же роль ещё сыграл суффикс? Что он изменил?


Сравнивают и высказывают мнение:

-Слова имеют одинаковый корень. Во всех словах говорится о реке, но смысл, вложенный в каждое слово, отличает их друг от друга.
Записывают слова:

река

речушка

реченька

речная (рыба)

Выделяют в словах основу и окончание, затем корень.

- Корень -рек-, -реч-.

- В корне можно наблюдать чередование согласных.
- Благодаря суффиксу образовались новые слова.

- Значение слов разное.
Вывод: Суффикс служит не только для образования новых слов, но и изменяет значение слова.


подводящий диалог

комментирован

ное письмо


выдвижение гипотез

поиск решения



фронтальная

5.Первичное закрепление


-включить новое знание о суффиксе в систему имеющихся знаний
-формировать умение применять изученное правило на практике



- Расскажите всё, что вы знаете о суффиксе по опорной схеме:
СУФФИКС – это….

- находится…

- служит…

- изменяет…

-Откройте учебник на странице 131. Прочтите и объясните задание к упражнению 194

-Это упражнение будем выполнять с комментированием.

- Следующее упражнение №195 вы выполните самостоятельно. Прочтите и объясните задание к упражнению 195

- Как назовут эту книгу гномик, мальчик и великан? Одинаковой ли она им кажется?

-Запишите, как они её назовут. Разберите слова по составу.

- Сверьте свою работу с образцом.

Проверяем правильность выполнения задания по образцу на доске.

- У кого не было ошибок при выполнении?

-Какие ошибки были допущены?


Учащиеся рассказывают о суффиксе:

СУФФИКС - это часть слова;

- находится в основе слова

за корнем;

- служит для образования новых слов;

- изменяет значение слова.

Открывают учебники, читают задание и объясняют, как будут выполнять упражнение
Выписывают слова с уменьшительно –ласкательными суффиксами, объясняют , какое значение вносят суффиксы в эти слова, разбирают слова по составу.


Самостоятельно выполняют задание в тетради.
Сравнивают записанные предложения с образцом

Анализируют выполненную работу


работа с опорной схемой

работа с учебником

комментированное письмо
самостоятельная работа

Самопроверка



фронтальная

индивидуаль

ная работа

6. Обратная связь

- совершенство

вать умения и навыки по теме
-проверить индивидуальное усвоение темы и умение применить полученные знания на практике

Работа по разноуровневым карточкам (Приложение1)

Приготовьтесь к работе в группах.

- Из конверта достаньте карточку, изучите её. Выполните задание, обсуждая его вместе.

Подготовьте выступление.

Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 2)
Самопроверка по проверочным листам на доске.
-Ребята, проверьте правильность выполненной вами работы по листам самопроверки. Рядом, возле задания поставьте себе оценку.
Анализ выполнения самостоятельной работы.

–Какие задания не вызвали затруднений? - Что далось с трудом? - Кто оценил свою работу на «5», «4»



Учащиеся читают задание, обсуждают и выполняют его совместно.

Выступающий от каждой группы представляет результат работы.

Индивидуальная работа по карточкам
Самопроверка и самооценка


Анализируют выполненную работу


Самостоятель-

ная работа

Самоконтроль учебной деятельности


работа в группах


индивидуаль

ная работа

7. Рефлексия


-подвести итоги урока

-Наш урок подходит к концу.

- Что нового узнали на уроке?

Какие цели мы ставили в начале урока? Насколько их достигли? (обращаемся к метаплану на доске)

Дополните предложения на доске.

Мне понравилось на уроке…

Мне удалось…

Я хочу поблагодарить… за…

Я могу похвалить себя за…

Формулируют выводы, сделанные на уроке.

Учащиеся делают вывод по достижению поставленных целей.

Анализируют учебную деятельность


Беседа



фронтальная

8. Домашнее задание


-закрепить полученные знания и умения

по выбору: упр. 6 или 7 с.140

Записывают домашние задание в дневник









Приложение 1.

1 группа - задание «По следам суффиксов» (уч-ся с высокими учебными возможностями)

Расшифровать слова. Найти только слова с суффиксами. Доказать, что это суффикс, а не часть корня.

Разобрать их по составу



RГVОLРWОJДОSК КZУЛNАSК GРЕSЗИНWА QСУLДАWК ZШТJАНИWНRА




2 группа - задание «Суффикс – волшебник» (уч- ся со средними учебными возможностями)

Хочешь стать волшебником? Тогда образуй новые слова с помощью суффиксов (-иц-, -ушк-, -ёнок-, -ят-, -ов-, -ник-, -ик)


КОТ СЛОН САД БОРОДА СЕСТРА БЕГЕМОТ



3 группа – задание «Рассыпанные слова»

(уч- ся с низкими учебными возможностями)

Когда злой тролль разбил волшебное зеркало, его осколки разлетелись по всему свету. Слова тоже рассыпались: суффиксы отлетели от корней. Соберите слова - соедините части слов стрелками. Найдите «лишнее» слово.



ШАХТ ИСТ ФОКУС ЧИК
ТАНК ЯК ЛЁТ ЁНОК
МОР ЁР АИСТ НИК




Приложение 2.


Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах.
1 вариант

вода

воды

водица

водичка

водяной

водопад

Самооценка




Оценка учителя






Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах.

2 вариант

снег

снега

снежок

снежная

снежинки

снегопад

Самооценка




Оценка учителя





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«суффикс» и его роль в слове, научить образовывать новые слова с помощью суффикса
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка по теме «Наречие»
Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой «н» в слове «неваляшка»; в слове «Настя»
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема
Л: осознание ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка "Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения" (6-й класс)
Осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В
Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация....
Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Осознавать роль русского языка в жизни общест­ва и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство,...
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconТехнологическая карта урока русского языка. Класс
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка
...
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка. Тема: Правописание суффиксов чик-щик -здравствуйте,...
А что такое «суффикс»? (значимая часть слова, которая служит для образования новых слов)
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего...
Урок русского языка по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка». 2-й класс
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: овладеть исследовательским навыком «систематизация научного материала по заданной теме»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск