Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения темы « Основа слова и окончание». Урок проводится в классе гетерогенного состава, в котором обучаются ученики с разным уровнем учебных возможностей.
Ценность урока в использовании деффериенцированных групповых и индивидуальных заданий.
Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения. Данная технология относится к числу личностно-ориентированных и позволяет включить в учебный процесс каждого ученика класса. Открытие новых знаний проводится путём постановки проблемного вопроса и выдвижением гипотез детьми. В процессе урока используется разноуровневый дидактический материал. Ведущие формы организации обучения, используемые на уроке: фронтальная, которая наиболее эффективна для формирования базовых знаний, и индивидуальная, направленная на развитие индивидуально-личностных качеств младших школьников. После выполнения групповых разноуровневых заданий и индивидуальных заданий учащиеся проводят самооценку. Обязательным элементом является подведение итога урока вместе с учащимися, в ходе которого дети соотносят степень усвоения материала с поставленными целями. Домашнее задание разноуровневое, по выбору учащихся.
Роль учителя заключается в мотивации учащихся на учебно-познавательную деятельность, через проблемные ситуации; формирование у детей умение ставить цели; дифференцирование учебного материала по степени сложности и трудности; дозирование меры помощи при выполнении заданий; формирование умения самооценки результатов учебной деятельности.
Образовательные комплексы, использованные при подготовке урока: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – Русский язык, 3 класс,
Iчасть.
Урок русского языка в 3 классе Информационная карта урока
Тема урока: Суффикс и его роль в слове.
Цель урока:
формирование знаний о суффиксе и его роли в слове.
Задачи:
сформировать знания о словообразовательной роли суффикса в русском языке;
формировать умение различать суффикс и часть корня, образовывать слова с помощью суффиксов;
развивать умение работать с учебником.
развивать коммуникативные качества личности - толерантность, ответственность, самостоятельность
Тип урока: урок формирования знаний и умений Ход урока
Учебная ситуация
| Микроцели учебной ситуации
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методы, приёмы
| Формы
| 1. Вхождение в урок
| -создать эмоциональный настрой на урок
| Игра «Улыбка»
Я вижу, что у вас хорошее настроение и вы готовы к открытиям. Урок русского языка.
| По цепочке передают друг другу улыбку
| игра
|
| 2. Актуализация знаний.
| -повторить словарные слова
| Картинный диктант
Учитель показывает рисунки предметов.
- Запишите название предмета и ещё одно однокоренное слово, обозначьте орфограммы.
- Проверьте себя.
-Прочитайте однокоренные слова, которые вы записали самостоятельно.
- При помощи какой части слова образовали эти слова?
| Записывают слова топор, корзина, карандаш, лимон, стакан и обозначают орфограммы.
Проверяют свою работу по демонстрационным карточкам
Читают вслух слова и отвечают на вопросы:
-Эти слова образовались с помощью суффикса.
|
словарная работа
самопроверка по образцу подводящий диалог
|
Фронтальная
| 3. Целеполагание.
| сформулировать цели урока и замотивировать учащихся на предстоящую работу
|
- Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала: «С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три» -Правильно, это суффикс.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Итак, мы сегодня на уроке… (озвучивают вместе цели урока по метаплану на доске)
- закрепим знания о суффиксе и узнаем о его роли в слове;
- научимся различать суффикс и часть корня;
- будем образовывать новые слова с помощью суффикса;
- будем учиться работать дружно, прислушиваться к мнению товарищей.
- Где нам могут пригодиться знания о суффиксе?
|
- Так рассказал о себе суффикс.
Формулируют тему урока.
Высказывают предположения о целях урока
Вместе с учителем формулируют и озвучивают цели урока
Высказывают мнения:
-чтобы правильно писать слова;
-чтобы научиться разбирать слова по составу
| побуждающий диалог
|
фронтальная
| 4.Открытие новых знаний
| -познакомить с ролью суффикса в слове
| Работа с демонстрационной таблицей.
- Прочитайте слова.
- Что у них общего?
- А чем они отличаются?
- Что обозначает каждое слово?
-Спишите слова, выделите в них окончания и основу, а затем корень.
- Какое явление в корне можно наблюдать?
-
-Какую работу в словах выполнил суффикс?
- Одинаковое или разное значение у этих слов?
- Какую же роль ещё сыграл суффикс? Что он изменил?
|
Сравнивают и высказывают мнение:
-Слова имеют одинаковый корень. Во всех словах говорится о реке, но смысл, вложенный в каждое слово, отличает их друг от друга. Записывают слова:
река
речушка
реченька
речная (рыба)
Выделяют в словах основу и окончание, затем корень.
- Корень -рек-, -реч-.
- В корне можно наблюдать чередование согласных. - Благодаря суффиксу образовались новые слова.
- Значение слов разное. Вывод: Суффикс служит не только для образования новых слов, но и изменяет значение слова.
| подводящий диалог
комментирован
ное письмо
выдвижение гипотез
поиск решения
|
фронтальная
| 5.Первичное закрепление
| -включить новое знание о суффиксе в систему имеющихся знаний -формировать умение применять изученное правило на практике
| - Расскажите всё, что вы знаете о суффиксе по опорной схеме: СУФФИКС – это….
- находится…
- служит…
- изменяет…
-Откройте учебник на странице 131. Прочтите и объясните задание к упражнению 194
-Это упражнение будем выполнять с комментированием.
- Следующее упражнение №195 вы выполните самостоятельно. Прочтите и объясните задание к упражнению 195
- Как назовут эту книгу гномик, мальчик и великан? Одинаковой ли она им кажется?
-Запишите, как они её назовут. Разберите слова по составу.
- Сверьте свою работу с образцом.
Проверяем правильность выполнения задания по образцу на доске.
- У кого не было ошибок при выполнении?
-Какие ошибки были допущены?
|
Учащиеся рассказывают о суффиксе:
СУФФИКС - это часть слова;
- находится в основе слова
за корнем;
- служит для образования новых слов;
- изменяет значение слова.
Открывают учебники, читают задание и объясняют, как будут выполнять упражнение Выписывают слова с уменьшительно –ласкательными суффиксами, объясняют , какое значение вносят суффиксы в эти слова, разбирают слова по составу.
Самостоятельно выполняют задание в тетради. Сравнивают записанные предложения с образцом
Анализируют выполненную работу
|
работа с опорной схемой
работа с учебником
комментированное письмо самостоятельная работа
Самопроверка
|
фронтальная
индивидуаль
ная работа
| 6. Обратная связь
| - совершенство
вать умения и навыки по теме -проверить индивидуальное усвоение темы и умение применить полученные знания на практике
| Работа по разноуровневым карточкам (Приложение1)
Приготовьтесь к работе в группах.
- Из конверта достаньте карточку, изучите её. Выполните задание, обсуждая его вместе.
Подготовьте выступление.
Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 2) Самопроверка по проверочным листам на доске. -Ребята, проверьте правильность выполненной вами работы по листам самопроверки. Рядом, возле задания поставьте себе оценку. Анализ выполнения самостоятельной работы.
–Какие задания не вызвали затруднений? - Что далось с трудом? - Кто оценил свою работу на «5», «4»
|
Учащиеся читают задание, обсуждают и выполняют его совместно.
Выступающий от каждой группы представляет результат работы.
Индивидуальная работа по карточкам Самопроверка и самооценка
Анализируют выполненную работу
|
Самостоятель-
ная работа
Самоконтроль учебной деятельности
|
работа в группах
индивидуаль
ная работа
| 7. Рефлексия
| -подвести итоги урока
| -Наш урок подходит к концу.
- Что нового узнали на уроке?
Какие цели мы ставили в начале урока? Насколько их достигли? (обращаемся к метаплану на доске)
Дополните предложения на доске.
Мне понравилось на уроке…
Мне удалось…
Я хочу поблагодарить… за…
Я могу похвалить себя за…
| Формулируют выводы, сделанные на уроке.
Учащиеся делают вывод по достижению поставленных целей.
Анализируют учебную деятельность
|
Беседа
|
фронтальная
| 8. Домашнее задание
| -закрепить полученные знания и умения
| по выбору: упр. 6 или 7 с.140
| Записывают домашние задание в дневник
|
|
|
Приложение 1.
1 группа - задание «По следам суффиксов» (уч-ся с высокими учебными возможностями)
Расшифровать слова. Найти только слова с суффиксами. Доказать, что это суффикс, а не часть корня.
Разобрать их по составу
| RГVОLРWОJДОSК КZУЛNАSК GРЕSЗИНWА QСУLДАWК ZШТJАНИWНRА
|
2 группа - задание «Суффикс – волшебник» (уч- ся со средними учебными возможностями)
Хочешь стать волшебником? Тогда образуй новые слова с помощью суффиксов (-иц-, -ушк-, -ёнок-, -ят-, -ов-, -ник-, -ик)
| КОТ СЛОН САД БОРОДА СЕСТРА БЕГЕМОТ
|
3 группа – задание «Рассыпанные слова»
(уч- ся с низкими учебными возможностями)
Когда злой тролль разбил волшебное зеркало, его осколки разлетелись по всему свету. Слова тоже рассыпались: суффиксы отлетели от корней. Соберите слова - соедините части слов стрелками. Найдите «лишнее» слово.
|
ШАХТ ИСТ ФОКУС ЧИК ТАНК ЯК ЛЁТ ЁНОК МОР ЁР АИСТ НИК
|
Приложение 2.
Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах. 1 вариант
| вода
| воды
| водица
| водичка
| водяной
| водопад
| Самооценка
|
| Оценка учителя
|
|
Найди слова с суффиксами, обозначь суффикс в словах.
2 вариант
| снег
| снега
| снежок
| снежная
| снежинки
| снегопад
| Самооценка
|
| Оценка учителя
|
|
|