Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема





Скачать 75.39 Kb.
НазваниеУрок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема
Дата публикации23.06.2014
Размер75.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок


УРОК 38.
Тема: Суффикс как словообразующая морфема.

Значения суффиксов.
Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

Л: осознание ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

М/к: формулировать собственное мнение и учитывать мнение других, договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.

6/4ЛР: выделять суффиксы в словах, определять значение суффикса на основе лексического анализа слова, разграничивать синонимичные и омонимичные суффиксы; находить орфограммы в суффиксах (на стыке корня и суффикса), правильно писать слова с этими орфограммами.

8ЛР: развитие чувства языка на основе выявления отличия в смысловых оттенках, вносимых суффиксами в значение слова.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.





II. Языковая разминка.


1. Словарная работа: баян, гитара, пианино.

На столах – школьные орфографические словари. Учитель просит найти в словаре названные слова, выписать их в тетради, подчеркнуть орфограммы­непроверяемые буквы гласных.

Затем 2–3 ученика записывают эти слова на доске с подчёркиванием орфограмм. Коллективная проверка.

– Что объединяет записанные слова? (Это названия музыкальных инструментов.)

– Образуйте однокоренные слова. Составьте сразу с тремя словами предложение.

2. Дополнительно (по желанию): письмо по памяти.

Бесшумно ведут хоровод мотыльки, и в бархатных травах резвятся жучки.

– Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.

– Слова с какими орфограммами есть в этом предложении? Объясните правописание этих слов графически.

– Разберите по составу слова: бархатных, жучки.

– Что общего в составе этих слов? (Есть корень, суффикс, окончание.)


Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словарей.

2. Анализировать, сравнивать, обобщать.




III. Введение в тему с формулированием основного вопроса урока.



1. Сегодня на уроке предметом нашего рассмотрения будет суффикс. Слово суффикс учитель записывает на доске, оно будет ключевым на уроке.

– Что вы знаете об этой морфеме?

Ответы учеников. Далее на доске учитель пишет словообразующие.

– Посмотрите на ключевые слова урока и сформулируйте его цель. (Установить, какие суффиксы являются словообразующими, какие значения они имеют, как используются в речи и т.д.)

2. Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем основной вопрос урока» (§18).

Ученики работают по заданиям в парах (группах), пробуют подобрать названия, опираясь на значение составных частей, сравнивают свои варианты слов с подсказкой (возможно, будут и другие варианты, это хорошо, так как позволит в дальнейшей работе осмыслить, как подбирали слова).

Определяя основной вопрос урока, ученики уточняют формулировку его цели. (Что помогает понять значение слова? Как определить значение суффиксов?)



Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно составлять план на основе предположений.
Коммуникативные УУД

1. Договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре).

2. Оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.



IV. Актуализация изученного и углубление знаний по теме урока.


1. Упр. 182 – наблюдение по учебнику над значением суффиксов и их ролью в формировании лексического значения слова:

а) словообразующие суффиксы, которые меняют значение слова.

Ученики сравнивают значение слов кабарга, кабаржонок, кабаржиха и устанавливают те смыслы, которые передают суффиксы;

б) формообразующие, которые не меняют значение, а указывают на форму слова – неопределённую форму и форму прошедшего времени.
В итоге наблюдений учащиеся делают вывод об отличии разных групп суффиксов.

2. Чтение учениками текста в рамке после упражнения и сравнение со своими выводами.

– Это новая для вас информация? (Нет, о том, что суффиксы не всегда образуют новые слова, ученики уже знают. Над этим они размышляли, когда в определении суффикса обращали внимание на слово обычно – «суффиксы обычно образуют новые слова».)

– Какие суффиксы изменяют лексическое значение слова? (Словообразующие.)

– Чем суффиксы как морфемы отличаются от приставок? Ответьте на основе той информации, которую содержит текст в рамке. (Суффиксы бывают словообразующими и формообразующими, а приставки – только словообразующими.)

3. Продолжение наблюдений над значением суффиксов.

Упр. 183 – наблюдение над разными суффиксами прилагательных (­ов­, ­ин­), выражающими одно и то же значение «признака».

Ученики сравнивают слова в парах, отмечают отличия: вторые слова в парах – прилагательные, образованные от существительных, называют признаки. Но значение признака выражено разными суффиксами. Учитель может заострить этот момент: значение одно, а выражение значения (написание) – разное. Это явление в лексике называется синонимией. А в морфемике это будут грамматические синонимы.

Упр. 184 – наблюдение над одинаковыми суффиксами (­тель), выражающими разное значение.

Ученики работают по заданиям и вопросам к упражнению, выделяют суффиксы, отмечают, что у суффикса ­тель между значением «лица по роду занятий» (воспитатель, исследователь) и значением «предмета» (распылитель, глушитель) нет никакого сходства.

Снова учитель обращает внимание на особенность: написание одно, а значения совершенно разные. Такое явление в лексике называется омонимией (в морфемике – грамматические омонимы).

4. Чтение текста в рамке после упр. 184 и обобщение наблюдений и выводов учеников.


Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие

учебно­языковых,

правописных

и речевых умений.


Упр. 185 – развивается умение определять значение суффикса ­чик в словах, группировать слова по общности значения суффикса и подбирать слова в соответствии с заданным значением суффикса; формируется умение находить орфограмму в словах по опознавательному признаку – стечению согласных (резчик, переписчик и т.п.).

– Как называются суффиксы ­чик, которые встречаются в разных группах слов? (Омонимичные.)

Выполняется с комментированием сначала устно, затем письменно. Проверка коллективная.

Упр. 186 – развивается умение конструировать слова по образцу по заданным элементам.

Выполняется в группах (каждая группа записывает по два слова каждого вида). Проверка коллективная.

– Как называются суффиксы (­тель, ­чик, ­ист, ­ник), которые вы выделили в записанных словах? (Синонимичные.)

– Как называются суффиксы ­к­ в разных группах слов? (Омонимичные.)

Упр. 188 – развивается умение образовывать слова по схемам с заданными параметрами, писать слова с орфограммами­проверяемыми буквами согласных и буквой ь.

Выполняется самостоятельно письменно. Самопроверка с доски.


Личностные результаты

1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

2. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.


VI. Итог урока.


– О чём могут «рассказать» суффиксы? (О значении.)

– Посмотрите на суффиксы: ­ов, ­тель, ­ся. Что вы можете сказать о частях речи, в которых они употребляются? (Прилагательные, существительные, глаголы.)

– О чём же ещё «говорят» суффиксы? (О части речи.)

– Прочитайте ключевые слова, которые вы записали. Какими словами можно дополнить этот перечень? (См. тексты в рамках: значение, синонимичные, омонимичные суффиксы.)
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.



Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


VII. Домашнее задание.



1. Упр. 187.

2. Словарные слова записать в словарик.








© ООО «Баласс», 2012 Страница


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconУрок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения...
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconУрока: суффикс цели урока
Учащиеся должны знать, что суффикс – это часть основы, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс имеет...
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconВ каком городе находится мост «Золотые ворота»?
Словообразовательный суффикс –ly это суффикс прилагательных или наречий? (наречий)
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconУрок русского языка. Тема: Правописание суффиксов чик-щик -здравствуйте,...
А что такое «суффикс»? (значимая часть слова, которая служит для образования новых слов)
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconОсновные типологические различия морфологической системы двух языков
Так, в английском языке подавляющее число слов, относящихся к зна­менательным частям речи, представляют собой одноморфемные обра­зования,...
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconТема урока Тип урока
Части слова. Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Словарный диктант
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconТема урока: «Суффикс»
Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,...
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconРазработка открытого урока русского языка в 3 классе Учитель Миронова Татьяна Владимировна Тема
Развивать умение различать суффикс и часть корня, образовывать слова с помощью суффиксов
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Суффикс как часть слова. Обозначение суффикса на письме”.(составила Бронникова Наталья Александровна)
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconУрок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока
Карта Лондона, картины с видами Лондона, телевизор,dvd плеер, документальный фильм о Лондоне
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учить самостоятельно формулировать вывод о том, как узнать, какой суффикс писать в слове :-ик или -ек
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconОрфограмма – морфема – буква
Ii. Типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания и причины их порождающие, и пути их преодоления
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconТема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных
...
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconТема: почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова? Цели урока
Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconУрок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов»
Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок)
Урок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема iconМетодическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова»
Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск