УРОК 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема.
Значения суффиксов. Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.
Цели как деятельность учеников.
Л: осознание ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.
М/к: формулировать собственное мнение и учитывать мнение других, договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.
6/4ЛР: выделять суффиксы в словах, определять значение суффикса на основе лексического анализа слова, разграничивать синонимичные и омонимичные суффиксы; находить орфограммы в суффиксах (на стыке корня и суффикса), правильно писать слова с этими орфограммами.
8ЛР: развитие чувства языка на основе выявления отличия в смысловых оттенках, вносимых суффиксами в значение слова.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
| I. Оргмомент.
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
II. Языковая разминка.
| 1. Словарная работа: баян, гитара, пианино.
На столах – школьные орфографические словари. Учитель просит найти в словаре названные слова, выписать их в тетради, подчеркнуть орфограммынепроверяемые буквы гласных.
Затем 2–3 ученика записывают эти слова на доске с подчёркиванием орфограмм. Коллективная проверка.
– Что объединяет записанные слова? (Это названия музыкальных инструментов.)
– Образуйте однокоренные слова. Составьте сразу с тремя словами предложение.
2. Дополнительно (по желанию): письмо по памяти.
Бесшумно ведут хоровод мотыльки, и в бархатных травах резвятся жучки.
– Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.
– Слова с какими орфограммами есть в этом предложении? Объясните правописание этих слов графически.
– Разберите по составу слова: бархатных, жучки.
– Что общего в составе этих слов? (Есть корень, суффикс, окончание.)
|
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из словарей.
2. Анализировать, сравнивать, обобщать.
|
III. Введение в тему с формулированием основного вопроса урока.
| 1. Сегодня на уроке предметом нашего рассмотрения будет суффикс. Слово суффикс учитель записывает на доске, оно будет ключевым на уроке.
– Что вы знаете об этой морфеме?
Ответы учеников. Далее на доске учитель пишет словообразующие.
– Посмотрите на ключевые слова урока и сформулируйте его цель. (Установить, какие суффиксы являются словообразующими, какие значения они имеют, как используются в речи и т.д.)
2. Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем основной вопрос урока» (§18).
Ученики работают по заданиям в парах (группах), пробуют подобрать названия, опираясь на значение составных частей, сравнивают свои варианты слов с подсказкой (возможно, будут и другие варианты, это хорошо, так как позволит в дальнейшей работе осмыслить, как подбирали слова).
Определяя основной вопрос урока, ученики уточняют формулировку его цели. (Что помогает понять значение слова? Как определить значение суффиксов?)
|
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
3. Самостоятельно составлять план на основе предположений. Коммуникативные УУД
1. Договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре).
2. Оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.
|
IV. Актуализация изученного и углубление знаний по теме урока.
| 1. Упр. 182 – наблюдение по учебнику над значением суффиксов и их ролью в формировании лексического значения слова:
а) словообразующие суффиксы, которые меняют значение слова.
Ученики сравнивают значение слов кабарга, кабаржонок, кабаржиха и устанавливают те смыслы, которые передают суффиксы;
б) формообразующие, которые не меняют значение, а указывают на форму слова – неопределённую форму и форму прошедшего времени. В итоге наблюдений учащиеся делают вывод об отличии разных групп суффиксов.
2. Чтение учениками текста в рамке после упражнения и сравнение со своими выводами.
– Это новая для вас информация? (Нет, о том, что суффиксы не всегда образуют новые слова, ученики уже знают. Над этим они размышляли, когда в определении суффикса обращали внимание на слово обычно – «суффиксы обычно образуют новые слова».)
– Какие суффиксы изменяют лексическое значение слова? (Словообразующие.)
– Чем суффиксы как морфемы отличаются от приставок? Ответьте на основе той информации, которую содержит текст в рамке. (Суффиксы бывают словообразующими и формообразующими, а приставки – только словообразующими.)
3. Продолжение наблюдений над значением суффиксов.
Упр. 183 – наблюдение над разными суффиксами прилагательных (ов, ин), выражающими одно и то же значение «признака».
Ученики сравнивают слова в парах, отмечают отличия: вторые слова в парах – прилагательные, образованные от существительных, называют признаки. Но значение признака выражено разными суффиксами. Учитель может заострить этот момент: значение одно, а выражение значения (написание) – разное. Это явление в лексике называется синонимией. А в морфемике это будут грамматические синонимы.
Упр. 184 – наблюдение над одинаковыми суффиксами (тель), выражающими разное значение.
Ученики работают по заданиям и вопросам к упражнению, выделяют суффиксы, отмечают, что у суффикса тель между значением «лица по роду занятий» (воспитатель, исследователь) и значением «предмета» (распылитель, глушитель) нет никакого сходства.
Снова учитель обращает внимание на особенность: написание одно, а значения совершенно разные. Такое явление в лексике называется омонимией (в морфемике – грамматические омонимы).
4. Чтение текста в рамке после упр. 184 и обобщение наблюдений и выводов учеников.
|
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД
1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
| V. Развитие
учебноязыковых,
правописных
и речевых умений.
| Упр. 185 – развивается умение определять значение суффикса чик в словах, группировать слова по общности значения суффикса и подбирать слова в соответствии с заданным значением суффикса; формируется умение находить орфограмму в словах по опознавательному признаку – стечению согласных (резчик, переписчик и т.п.).
– Как называются суффиксы чик, которые встречаются в разных группах слов? (Омонимичные.)
Выполняется с комментированием сначала устно, затем письменно. Проверка коллективная.
Упр. 186 – развивается умение конструировать слова по образцу по заданным элементам.
Выполняется в группах (каждая группа записывает по два слова каждого вида). Проверка коллективная.
– Как называются суффиксы (тель, чик, ист, ник), которые вы выделили в записанных словах? (Синонимичные.)
– Как называются суффиксы к в разных группах слов? (Омонимичные.)
Упр. 188 – развивается умение образовывать слова по схемам с заданными параметрами, писать слова с орфограммамипроверяемыми буквами согласных и буквой ь.
Выполняется самостоятельно письменно. Самопроверка с доски.
|
Личностные результаты
1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.
2. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
|
VI. Итог урока.
| – О чём могут «рассказать» суффиксы? (О значении.)
– Посмотрите на суффиксы: ов, тель, ся. Что вы можете сказать о частях речи, в которых они употребляются? (Прилагательные, существительные, глаголы.)
– О чём же ещё «говорят» суффиксы? (О части речи.)
– Прочитайте ключевые слова, которые вы записали. Какими словами можно дополнить этот перечень? (См. тексты в рамках: значение, синонимичные, омонимичные суффиксы.) – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
|
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
|
VII. Домашнее задание.
|
1. Упр. 187.
2. Словарные слова записать в словарик.
|
|
© ООО «Баласс», 2012 Страница
|