Организационная информация
|
Тема урока
| Части слова и их «работа». Суффикс.
|
Предмет
| Русский язык
|
Класс
| 3 класс
|
Автор урока (ФИО, должность)
| Парнявская Наталья Николаевна, учитель начальных классов
|
Образовательное учреждение
| Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 МО «Барышский район» Ульяновской области
|
Федеральный округ России
| Приволжский федеральный округ РФ
|
Методическая информация
|
Тип урока
| Дистанционный урок изучения нового материала.
|
Цель урока
| Ввести новое понятие «суффикс».
Научить находить в слове суффикс и образовывать родственные слова с помощью суффикса.
Определить роль суффикса в речи.
|
Задачи урока
| Предметные:
обеспечить понимание понятия «суффикс», как о словообразующей части слова;
учить выявлять признаки каждой части слова и определять их роль в речи;
продолжить работу над словообразованием;
формировать умение разбирать слова по составу.
Метапредметные:
учить добывать информацию из текста, правила, видеофрагментов, ответов теста;
расширять словарный запас через развитие умения пользоваться ресурсами интернета;
формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
развивать умение анализировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
развивать навык работы на компьютере.
Личностные:
содействовать формированию интереса и любви к слову и речи, изучению русского языка;
способствовать развитию творческого потенциала ребенка и познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь);
формировать коммуникативные функции: умение слышать и слушать; умение вести учебный диалог; осуществлять самоконтроль; умение анализировать и оценивать свою работу.
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
| ИКТ (информационно-коммуникативные технологии),
АМО (активные методы обучения; деятельностный подход; личностно-ориентированная технология, работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.)
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализирует ученик в ходе урока
| В ходе работы над тестовым заданием, ребенок «добывает» знания по теме урока, используя знания, полученные на предыдущих уроках: об окончании, о корне, об отличительных признаках родственных слов.
Ученица работает с разными видами информации – онлайн толковый словарь, стихотворение с пропуском опорных слов, ресурсы ЦОР: схематический рисунок к правилу, таблица суффиксов, практические задания.
Ребенок учится выбирать из полученной информации главную мысль, формулировать свои суждения и делать выводы.
На уроке использованы активные формы и методы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающегося: познавательные, научные, социальные, коммуникативные, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме.
На уроке созданы условия, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий:
включение учащейся в активную мотивирующую учебную деятельность;
ориентация на зону ближайшего развития;
ориентация на диалоговое взаимодействие;
активная работа с различными источниками информации;
организация рефлексии.
В связи с новыми требованиями к современному уроку, перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Это и попыталась отразить в представленном конспекте урока.
|
Ход и содержание урока
|
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Примечание
|
I. Мотивирование к учебной деятельности.
| Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта с ребенком.
|
Звонок ученице по Skype.
Здравствуй, Диана.
Я рада тебя видеть.
Какое у тебя сейчас настроение?
Выбери и пришли соответствующий смайлик.
Надеюсь, что настроение до конца урока у нас останется хорошим.
| Здоровается с учителем, обменивается смайликами настроения по Skype.
| Включить Skype, позвонить ученице.
|
II. Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала. Целеполагание.
| Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.
|
Итак, начинаем урок русского языка.
Открой в i-классе 17 урок.
Прочитай его тему. (Части слова и их «работа»)
Как ты думаешь, что мы будем изучать сегодня? (Части слова.) Мы не только повторим части слова, но и будем искать ответ на вопрос: Какая «работа» у каждой части слова.
Хочешь сама найти ответ на этот вопрос?
| Открывает в i-классе 17 урок
Читает тему урока и прогнозирует и принимает цели урока.
| http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=548
|
III. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
| Цель – закрепить знания ребенка об окончании.
|
Как обычно, проверим д.з., которое до урока ты отсканировала и прислала мне в виде файла. Что нужно было выполнить дома? Посмотреть мультфильм про капитана Врунгеля и ответить на вопросы.
Сколько раз встретилось слово «белка»? 1
Прочитай написанные разные формы этого слова.(Белок , белки, белка, за белками. )
Какая часть слова изменялась в слове «белки»? (Окончание.)
Открой форум и прочитай, какой вывод о роли окончания в нашей речи ты записала? (Окончание образует разные формы слова и нужно для связи слов в предложении.)
Совпадает ли твой вывод с выводами ребят?
Молодец, вывод о «работе» окончания ты сделала верный.
| Беседует с учителем о выполненном дома домашнем задании «Белки» и обосновывает собственные выводы, напечатанные дома на вопрос форума: «Какая работа у окончаний?».
| http://iclass.home-edu.ru/mod/assignment/view.php?id=170159
Посмотреть присланный до урока файл с отсканированным домашним заданием.
Открыть форум урока
http://iclass.home-edu.ru/mod/forum/view.php?id=212236
|
IV. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
| Цель – закрепить знания ребенка по теме «Основа слова. Корень» и в ходе поиска ответа на проблемный вопрос, подготовить к восприятию новой темы.
|
Как называется часть слова без окончания? (Основа )
Из чего состоит основа слова?
Может быть, основа - это и есть корень слова. Или не только?..
Выскажи свое мнение. Давай разберёмся, из чего состоит основа слов. Предлагаю выполнить тест «Из чего состоит основа слова?» Читай задания теста и при выборе ответа, рассуждай вслух. Выбирай, как найти основу и окончание. (Изменить слово по числам. )
Что такое корень слова? (Значимая часть слова )
Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова)
Какой корень в слове сестра? Друг? (Корень: сестр-, друж-г) (Конечные согл-е корня могут чередоваться.) Может основа состоять только из корня? (Да, как в слове «сестра).
Может основа состоять еще и из других частей слова? (Да, как в слове «подружка».) Прочитай вслух вывод:
Основа слова может состоять только из корня.
Но кроме корня, в основе могут быть другие части слова.
Часть слова перед корнем называется приставкой.
Часть слова после корня перед окончанием называется суффиксом.
Сегодня на уроке мы узнаем все о суффиксе.
| У ребенка возникает проблемный вопрос «Из чего состоит основа слова?».
Тестовый материал прилагается.
Диана высказывает свои предположения и в ходе выполнения теста. ищет верный ответ на возникший вопрос. Читает пошагово задания теста, выбирает варианты ответов , объясняя свой выбор. Проверяет правильность своего ответа, нажимая на кнопку «Проверить». (При возникновении затруднения в выполнении задания - учитель помогает наводящими вопросами.)
Делает вывод о том, из каких частей слова может состоять основа. Сверяет свой вывод с выводом, данным в конце теста на сайте.
| Пройти по ссылке урока тест «Из чего состоит основа слова?»
http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/view.php?id=116801
(См. Приложение 1 . Из чего состоит основа слова.)
|
V. Двигательная физминутка.
| Цель – реализация двигательной активности, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
|
Перед этой работой отдохнем.
Хочешь выполнить танцевальную физминутку?
Потягивание
Руки на пояс. Приседание с поворотом в стороны.- 4 раза
Руки на пояс. Наклоны головы.- 4 раза
Грозим указательным пальчиком.
Закрываем глаза ладошками с поворотами и разведением рук в стороны.
Вращение кистями с подниманием рук вверх.
| Включает музыку.
Выходит из - за стола.
Выполняет движение танца.
Выключает музыку.
| См. Приложение2. Двигательная физминутка
|
VI. Изучение новых знаний и первичное их закрепление.
| Цель – формирование умения добывать информацию на образовательных страницах сети интернет; расширение кругозора учащейся.
|
Отдохнули, теперь продолжим работу.
Где можно найти толкование, значение любого слова? (В словаре.)
Открой закладку ГРАМОТА.РУ и в поисковике найди толкование слова суффикс.(От латинского «прикрепленный», находится между корнем и окончанием.)
К чему прикрепляется суффикс? (К корню)
| Диана в закладках открывает сайт ГРАМОТА.РУ
В поисковике набирает «суффикс» и читает вслух значение и происхождение слова.
| Открыть сайт ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru/slovari/
|
Предположи, для чего нужен суффикс?
Посмотри об этом мультфильм и проверь предположение. (Просмотр правило по присланной по Skype - ссылке)
Что делает суффикс –ик- с основой дом? (Уменьшает.)
Что делает суффикс –ищ- с основой дом? (Увеличивает.)
Для чего же нужен суффикс? (Для образования новых слов.)
| Проходит по ссылке на страницу ЦОР, делает выводы по схематическим рисункам и знакомится с правилом.
| ЦОР 193755 правило
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf
|
Цель – в игровой форме развить умение образовывать слова с помощью суффиксов.
|
Поиграем в игру «Волшебники». Преврати с помощью этих суффиксов основу нас, кот. (Носик, носище, котик, котище) Суффиксы меняют значение слова, значит какая это часть слова?( Значимая) Прочитай еще раз вслух правило и постарайся его запомнить. Молодец, ты справилась с заданием.
| В игровой форме ребенок, взмахивая «волшебной палочкой», образует однокоренные слова, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы. Закрепляет вывод о суффиксе устным проговариванием правила ЦОР 193755.
| ЦОР 193755 правило
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf
|
VII. Физминутка зрительная
| Цель –профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
|
Предлагаю отдохнуть, выполнив гимнастику для глаз.
Сядь удобно:
поморгай глазами;
сильно зажмурь глаза;
посмотри вдаль;
поморгай глазами;
выполни круговые движения по 4 раза в каждую сторону;
поморгай глазами;
закрой глаза ладошками, отдохни.
| Выполняет зрительную гимнастику под фоновую мелодичную музыку.
| СМ. Приложение3 Зрительная гимнастика.
|
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой .
| Цель – проверить усвоение материала, вести учебный диалог, развитие речи, умение выражать свои мысли.
|
Проверим как ты усвоила тему урока.
Открой тест «Большое или маленькое?»
Чем похожи слова? (Корнем).
Что стоит после корня? (Суффикс)
Какое значение придает этот суффикс слову? (Уменьшительно- ласкательное.)
Проверь себя. Выполни 2 задание. (Рыбка, мышка, репка, норка.)
Какая часть слова есть во всех напечатанных тобой словах? (Суффикс) Какая «работа» у суффиксов «ок, к, ик?» (Уменьшают предмет, ласково его называют.) Это уменьшительно-ласкательные суффиксы. Таких суффиксов в русском языке очень много.
Познакомься с ними, посмотрев об этом по ссылке ЦОР 193676.
| Читает задание, проговаривает ответы и обосновывает свой выбор.
Проверяет свои ответы на сайте.
Делает вывод, что используются уменьшительно – ласкательные суффиксы. Просматривает ресурс ЦОР
| СМ. Приложение4 «Большое или маленькое?»
http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/view.php?id=117651
ЦОР 193676
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/865bd372-7396-4475-8660-1da15b100f56/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BQN_009%5D.swf
|
IX. Коррекция знаний.
| Цель – упражнение в узнавании новой части слова в словах, использование жизненного опыта, развитие навыка работы с компьютером.
|
А теперь поупражняемся в нахождении в слове суффикса.
Открой ЦОР№ 193370 Найди суффикс. Рассуждай вслух: -к- (, кашка, щепка, горка)
-ок- (листок, молоток, сырок)
-онок-(бельчонок, ежонок, волчонок ) Обрати внимание на суффикс « - онок -».
Он образует название детенышей животных.
Сфотографируй экран, пришли файл «Снимок экрана» и пришли мне по Skypeу.
Как ты это сделаешь?
| Находит и открывает задание ЦОР
Выполняет его, перемещая слова в столбик с соответствующим суффиксом.
| ЦОР№ 193370. Найди суффикс.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a5c42eb-e617-495e-a50e-bfdf29a9290e/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BIP_010%5D.swf
|
X. Контроль и самоконтроль.
| Поупражняемся в разборе слов по составу. Открой ЦОР193888 и выполни все задания, которые предлагает тебе гномик.
Молодец!
| Пошагово на сайте ЦОР разбирает слова по составу (рыбаки, поездки), объясняя свой выбор, выполняет самопроверку.
| ЦОР 193888, Разбор по составу
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f319a59e-a64e-4c5e-8ace-e0f8ec89e040/%5BNS-RUS_3-12%5D_%5BIG_150%5D.swf
|
XI. Итог урока
| Цель – обобщение знаний по теме, выделение опорных слов правила, актуализация знаний, подведение итогов, формулирование вывода.
|
Давай подведем итог нашей работе.
С какой частью слова сегодня ты познакомилась?
Какие суффиксы ты запомнила?
Я тебе прислала файл «Секрет».
Интересно узнать, что за секрет в нем?
Распечатай его. Вспомни о суффиксе все поможет стишок с пропусками: Вспомни, Диана, снова,
что суффикс - ____________ основы.
Он всегда стоит только __________ корня.
И хоть корень — это глава,
Зато суффикс - _______________ новые ____________.
Ты сама сделала очень важное открытие на уроке о роли суффикса. Молодец!
| Беседует и учителем. Получает файл «Секрет» и распечатывает его на принтере. Заполняет пропуски:
…часть… …после…
…образует…
…слова.
| Отправить файл «Секрет», см.Приложение5
|
XII.. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.
|
Понравился ли тебе урок?
Какое задание очень понравилось выполнять?
Какое задание оказалось трудным?
За что себя можешь похвалить?
Что себе хочешь пожелать?
Какое стало настроение после урока, пришли смайлик.
| Беседа с учителем Обмен смайликами
|
|
XIII.. Домашнее задание
| Выучить стишок о суффиксе.
Посмотреть мультфильм про суффикс ЦОР 193410
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf
Пройти по ссылке и познакомиться с суффиксами ЦОР № 193671 О чем говорят суффиксы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723bf58f-34f0-4ec7-908b-5ab60da7783d/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_008%5D.swf
В уроке 17 выполнить тренажер ЦОР «Распредели слова».
Спасибо за работу. До свидания.
| Выбирает из предложенных понравившиеся задания для домашней работы.
| Задания присылаются по Skype и объясняются учителем См Приложение 6, Домашнее задание.
|