Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока





Скачать 140.6 Kb.
НазваниеУрок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока
Дата публикации08.09.2013
Размер140.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Конкурс для учителей «Дистанционный урок - 2012»

Парнявская Н.Н. «Части слова и их «работа». Суффикс»

Подробный конспект урока.





Организационная информация

Тема урока

Части слова и их «работа». Суффикс.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Парнявская Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 МО «Барышский район» Ульяновской области

Федеральный округ России

Приволжский федеральный округ РФ

Методическая информация

Тип урока

Дистанционный урок изучения нового материала.

Цель урока

Ввести новое понятие «суффикс».

Научить находить в слове суффикс и образовывать родственные слова с помощью суффикса.

Определить роль суффикса в речи.

Задачи урока

Предметные:

  • обеспечить понимание понятия «суффикс», как о словообразующей части слова;

  • учить выявлять признаки каждой части слова и определять их роль в речи;

  • продолжить работу над словообразованием;

  • формировать умение разбирать слова по составу.

Метапредметные:

  • учить добывать информацию из текста, правила, видеофрагментов, ответов теста;

  • расширять словарный запас через развитие умения пользоваться ресурсами интернета;

  • формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

  • развивать умение анализировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

  • развивать навык работы на компьютере.

Личностные:

  • содействовать формированию интереса и любви к слову и речи, изучению русского языка;

  • способствовать развитию творческого потенциала ребенка и познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь);

  • формировать коммуникативные функции: умение слышать и слушать; умение вести учебный диалог; осуществлять самоконтроль; умение анализировать и оценивать свою работу.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии),

АМО (активные методы обучения; деятельностный подход; личностно-ориентированная технология, работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализирует ученик в ходе урока

В ходе работы над тестовым заданием, ребенок «добывает» знания по теме урока, используя знания, полученные на предыдущих уроках: об окончании, о корне, об отличительных признаках родственных слов.

Ученица работает с разными видами информации – онлайн толковый словарь, стихотворение с пропуском опорных слов, ресурсы ЦОР: схематический рисунок к правилу, таблица суффиксов, практические задания.

Ребенок учится выбирать из полученной информации главную мысль, формулировать свои суждения и делать выводы.

На уроке использованы активные формы и методы работы, которые позволяют развивать ключевые компетентности обучающегося: познавательные, научные, социальные, коммуникативные, которые помогут ребёнку ориентироваться в социуме.

На уроке созданы условия, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий:

  • включение учащейся в активную мотивирующую учебную деятельность;

  • ориентация на зону ближайшего развития;

  • ориентация на диалоговое взаимодействие;

  • активная работа с различными источниками информации;

  • организация рефлексии.

В связи с новыми требованиями к современному уроку, перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Это и попыталась отразить в представленном конспекте урока.


Ход и содержание урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Мотивирование к учебной деятельности.



Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта с ребенком.

Звонок ученице по Skype.

Здравствуй, Диана.

Я рада тебя видеть.

Какое у тебя сейчас настроение?

Выбери и пришли соответствующий смайлик.

Надеюсь, что настроение до конца урока у нас останется хорошим.


Здоровается с учителем, обменивается смайликами настроения по Skype.

Включить Skype, позвонить ученице.

II. Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала. Целеполагание.

Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.

Итак, начинаем урок русского языка.

Открой в i-классе 17 урок.

Прочитай его тему. (Части слова и их «работа»)

Как ты думаешь, что мы будем изучать сегодня? (Части слова.)
Мы не только повторим части слова, но и будем искать ответ на вопрос: Какая «работа» у каждой части слова.

Хочешь сама найти ответ на этот вопрос?

Открывает в i-классе 17 урок

Читает тему урока и прогнозирует и принимает цели урока.

http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=548


III. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.


Цель – закрепить знания ребенка об окончании.

Как обычно, проверим д.з., которое до урока ты отсканировала и прислала мне в виде файла.
Что нужно было выполнить дома? Посмотреть мультфильм про капитана Врунгеля и ответить на вопросы.

Сколько раз встретилось слово «белка»? 1

Прочитай написанные разные формы этого слова.(Белок , белки, белка, за белками. )

Какая часть слова изменялась в слове «белки»? (Окончание.)

Открой форум и прочитай, какой вывод о роли окончания в нашей речи ты записала? (Окончание образует разные формы слова и нужно для связи слов в предложении.)

Совпадает ли твой вывод с выводами ребят?

Молодец, вывод о «работе» окончания ты сделала верный.


Беседует с учителем о выполненном дома домашнем задании «Белки» и обосновывает собственные выводы, напечатанные дома на вопрос форума: «Какая работа у окончаний?».


http://iclass.home-edu.ru/mod/assignment/view.php?id=170159

Посмотреть присланный до урока файл с отсканированным домашним заданием.

Открыть форум урока

http://iclass.home-edu.ru/mod/forum/view.php?id=212236



IV. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.



Цель – закрепить знания ребенка по теме «Основа слова. Корень» и в ходе поиска ответа на проблемный вопрос, подготовить к восприятию новой темы.

Как называется часть слова без окончания? (Основа )

Из чего состоит основа слова?

Может быть, основа - это и есть корень слова. Или не только?..

Выскажи свое мнение.
Давай разберёмся, из чего состоит основа слов. Предлагаю выполнить тест «Из чего состоит основа слова?»
Читай задания теста и при выборе ответа, рассуждай вслух.
Выбирай, как найти основу и окончание. (Изменить слово по числам. )

Что такое корень слова? (Значимая часть слова )

Как найти в слове корень? (Подобрать однокоренные слова)

Какой корень в слове сестра? Друг? (Корень: сестр-, друж-г) (Конечные согл-е корня могут чередоваться.)
Может основа состоять только из корня? (Да, как в слове «сестра).

Может основа состоять еще и из других частей слова? (Да, как в слове «подружка».)
Прочитай вслух вывод:

Основа слова может состоять только из корня.

Но кроме корня, в основе могут быть другие части слова.

Часть слова перед корнем называется приставкой.

Часть слова после корня перед окончанием называется суффиксом.

Сегодня на уроке мы узнаем все о суффиксе.

У ребенка возникает проблемный вопрос «Из чего состоит основа слова?».

Тестовый материал прилагается.

Диана высказывает свои предположения и в ходе выполнения теста. ищет верный ответ на возникший вопрос.
Читает пошагово задания теста, выбирает варианты ответов , объясняя свой выбор.
Проверяет правильность своего ответа, нажимая на кнопку «Проверить».
(При возникновении затруднения в выполнении задания - учитель помогает наводящими вопросами.)

Делает вывод о том, из каких частей слова может состоять основа. Сверяет свой вывод с выводом, данным в конце теста на сайте.


Пройти по ссылке урока тест «Из чего состоит основа слова?»

http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/view.php?id=116801

(См. Приложение 1 . Из чего состоит основа слова.)

V. Двигательная физминутка.

Цель – реализация двигательной активности, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Перед этой работой отдохнем.

Хочешь выполнить танцевальную физминутку?

  1. Потягивание

  2. Руки на пояс. Приседание с поворотом в стороны.- 4 раза

  3. Руки на пояс. Наклоны головы.- 4 раза

  4. Грозим указательным пальчиком.

  5. Закрываем глаза ладошками с поворотами и разведением рук в стороны.

  6. Вращение кистями с подниманием рук вверх.

Включает музыку.

Выходит из - за стола.

Выполняет движение танца.

Выключает музыку.

См. Приложение2. Двигательная физминутка

VI. Изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Цель – формирование умения добывать информацию на образовательных страницах сети интернет; расширение кругозора учащейся.

Отдохнули, теперь продолжим работу.

Где можно найти толкование, значение любого слова? (В словаре.)

Открой закладку ГРАМОТА.РУ и в поисковике найди толкование слова суффикс.(От латинского «прикрепленный», находится между корнем и окончанием.)

К чему прикрепляется суффикс? (К корню)

Диана в закладках открывает сайт ГРАМОТА.РУ

В поисковике набирает «суффикс» и читает вслух значение и происхождение слова.

Открыть сайт ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru/slovari/

Предположи, для чего нужен суффикс?

Посмотри об этом мультфильм и проверь предположение.
(Просмотр правило по присланной по Skype - ссылке)

Что делает суффикс –ик- с основой дом? (Уменьшает.)

Что делает суффикс –ищ- с основой дом? (Увеличивает.)

Для чего же нужен суффикс? (Для образования новых слов.)

Проходит по ссылке на страницу ЦОР, делает выводы по схематическим рисункам и знакомится с правилом.

ЦОР 193755 правило

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf

Цель – в игровой форме развить умение образовывать слова с помощью суффиксов.

Поиграем в игру «Волшебники». Преврати с помощью этих суффиксов основу нас, кот. (Носик, носище, котик, котище)
Суффиксы меняют значение слова, значит какая это часть слова?( Значимая) Прочитай еще раз вслух правило и постарайся его запомнить.
Молодец, ты справилась с заданием.

В игровой форме ребенок, взмахивая «волшебной палочкой», образует однокоренные слова, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы.
Закрепляет вывод о суффиксе устным проговариванием правила ЦОР 193755.

ЦОР 193755 правило

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf

VII. Физминутка зрительная

Цель –профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Предлагаю отдохнуть, выполнив гимнастику для глаз.

Сядь удобно:

  • поморгай глазами;

  • сильно зажмурь глаза;

  • посмотри вдаль;

  • поморгай глазами;

  • выполни круговые движения по 4 раза в каждую сторону;

  • поморгай глазами;

  • закрой глаза ладошками, отдохни.

Выполняет зрительную гимнастику под фоновую мелодичную музыку.

СМ. Приложение3 Зрительная гимнастика.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Цель – проверить усвоение материала, вести учебный диалог, развитие речи, умение выражать свои мысли.

Проверим как ты усвоила тему урока.

Открой тест «Большое или маленькое?»

Чем похожи слова? (Корнем).

Что стоит после корня? (Суффикс)

Какое значение придает этот суффикс слову? (Уменьшительно- ласкательное.)

Проверь себя.
Выполни 2 задание. (Рыбка, мышка, репка, норка.)

Какая часть слова есть во всех напечатанных тобой словах? (Суффикс)
Какая «работа» у суффиксов «ок, к, ик?» (Уменьшают предмет, ласково его называют.)
Это уменьшительно-ласкательные суффиксы. Таких суффиксов в русском языке очень много.

Познакомься с ними, посмотрев об этом по ссылке ЦОР 193676.


Читает задание, проговаривает ответы и обосновывает свой выбор.

Проверяет свои ответы на сайте.

Делает вывод, что используются уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Просматривает ресурс ЦОР

СМ. Приложение4 «Большое или маленькое?»

http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/view.php?id=117651

ЦОР 193676

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/865bd372-7396-4475-8660-1da15b100f56/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BQN_009%5D.swf

IX. Коррекция знаний.

Цель – упражнение в узнавании новой части слова в словах, использование жизненного опыта, развитие навыка работы с компьютером.

А теперь поупражняемся в нахождении в слове суффикса.

Открой ЦОР№ 193370 Найди суффикс. Рассуждай вслух:
-к- (, кашка, щепка, горка)

-ок- (листок, молоток, сырок)

-онок-(бельчонок, ежонок, волчонок )
Обрати внимание на суффикс « - онок -».

Он образует название детенышей животных.

Сфотографируй экран, пришли файл «Снимок экрана» и пришли мне по Skypeу.

Как ты это сделаешь?

Находит и открывает задание ЦОР

Выполняет его, перемещая слова в столбик с соответствующим суффиксом.

ЦОР№ 193370. Найди суффикс.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a5c42eb-e617-495e-a50e-bfdf29a9290e/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BIP_010%5D.swf

X. Контроль и самоконтроль.

Поупражняемся в разборе слов по составу. Открой ЦОР193888 и выполни все задания, которые предлагает тебе гномик.

Молодец!


Пошагово на сайте ЦОР разбирает слова по составу (рыбаки, поездки), объясняя свой выбор, выполняет самопроверку.


ЦОР 193888, Разбор по составу

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f319a59e-a64e-4c5e-8ace-e0f8ec89e040/%5BNS-RUS_3-12%5D_%5BIG_150%5D.swf

XI. Итог урока

Цель – обобщение знаний по теме, выделение опорных слов правила, актуализация знаний, подведение итогов, формулирование вывода.

Давай подведем итог нашей работе.

С какой частью слова сегодня ты познакомилась?

Какие суффиксы ты запомнила?

Я тебе прислала файл «Секрет».

Интересно узнать, что за секрет в нем?

Распечатай его.
Вспомни о суффиксе все поможет стишок с пропусками:
Вспомни, Диана, снова,

что суффикс - ____________ основы.

Он всегда стоит только __________ корня.

И хоть корень — это глава,

Зато суффикс - _______________ новые ____________.

Ты сама сделала очень важное открытие на уроке о роли суффикса. Молодец!

Беседует и учителем.
Получает файл «Секрет» и распечатывает его на принтере.
Заполняет пропуски:


…часть…
…после…

…образует…

…слова.

Отправить файл «Секрет», см.Приложение5

XII.. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.

Понравился ли тебе урок?

Какое задание очень понравилось выполнять?

Какое задание оказалось трудным?

За что себя можешь похвалить?

Что себе хочешь пожелать?

Какое стало настроение после урока, пришли смайлик.

Беседа с учителем
Обмен смайликами



XIII.. Домашнее задание

  1. Выучить стишок о суффиксе.

  2. Посмотреть мультфильм про суффикс ЦОР 193410

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf

  1. Пройти по ссылке и познакомиться с суффиксами ЦОР № 193671 О чем говорят суффиксы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723bf58f-34f0-4ec7-908b-5ab60da7783d/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_008%5D.swf

  2. В уроке 17 выполнить тренажер ЦОР «Распредели слова».


Спасибо за работу. До свидания.


Выбирает из предложенных понравившиеся задания для домашней работы.


Задания присылаются по Skype и объясняются учителем
См Приложение 6, Домашнее задание.


Список литературы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)

 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

5. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения/ - (сост. Гришова Е. А., Горобец М. А., учителя информатики МОУ Лицей № 33, г. Комсомольск – на – Амуре)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconУрок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс)
Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения...
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconТема урока Тип урока
Части слова. Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Словарный диктант
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconПамятка к уроку
Существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог, части речи, части...
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconУрока: суффикс цели урока
Учащиеся должны знать, что суффикс – это часть основы, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс имеет...
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconТема: почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова? Цели урока
Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconУрок русского языка. Тема: Правописание суффиксов чик-щик -здравствуйте,...
А что такое «суффикс»? (значимая часть слова, которая служит для образования новых слов)
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ание русского языка ведется по учебнику авторов Зелениной Л. М. и Хохловой Т. Е. (1- я часть). На момент проведения урока учащиеся...
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconПлан-конспект урока информатики 13. 01. 10 Урок проводился на протяжении...
Цель урока: отработка навыков решения тестовых заданий части а и задач повышенной сложности части в при подготовке к егэ (демо-2009...
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconМетодическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова»
Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования...
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconУрок – игра по русскому языку в 6 классе
Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова...
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать представление о частях слова: приставка, корень, суффикс, окончание
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconРазработка открытого урока русского языка в 3 классе Учитель Миронова Татьяна Владимировна Тема
Развивать умение различать суффикс и часть корня, образовывать слова с помощью суффиксов
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова....
Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс Авт сост. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. М.: Просвещение,...
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconКонспект урока на тему: «Россия в Первой мировой войне» 9класс, история...
Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные)
Урок 2012» Парнявская Н. Н. «Части слова и их «работа». Суффикс» Подробный конспект урока iconУрок по русскому языку. 3 класс Тема: «Части речи»
Наша задача сегодня быть внимательным на уроке и в конце урока нам надо распределить эти слова на три группы. По каким признакам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск