Тема: Проверка написания гласной в суффиксах –ик, ек
Цели урока:
Формировать представление о написании суффиксов -ик, -ек.
Учить самостоятельно формулировать вывод о том, как узнать, какой суффикс писать в слове :-ик или -ек.
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм. Ход урока 1. Организационный момент Сегодня , ребята, у нас не обыкновенный урок, а урок-сказка! И конечно же ждут нас приключения и даже испытания, но, как в сказке водится- победит добро и знание! 2. Минутка чистописания Прописи,стр.22. - Рассмотрите букву "с".В какую группу букв она входит? - Расскажите все, что вам известно об этой букве. (Повторите по три раза образцы написания соединений на двух строках) - Прочтите предложение. Из какой сказки эти строки? (Запишите предложение , обратите внимание на знаки препинания, в родственных словах выделите корни) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. - Есть ли необходимость проверять гласную в этих корнях этих слов? (нет, т.к.они ударные) (Прочтите родственные слова, записанные ниже. Поставьте в них ударения, выделите корни) - От какого слова образовали эти слова?
сказка
рассказ
рассказчик - Каким способом образованы новые слова? 3.Словарная работа - Но вот и первое испытание! (На доске - словарные слова) ТОКПЛА РОДОГО НОКСУРИ ДАТСОЛ КАНСТА (ПЛАТОК ОГОРОД РИСУНОК СОЛДАТ СТАКАН) - Молодцы, ловко справились! Второе испытание- - Образуйте родственные слова при помощи суффиксов -ек и -ик! (Ребята работают по цепочке в тетрадках и у доски. Гласную в суффиксах не прописывают) ПЛАТОЧ- К, ОГОРОД- К , РИСУНОЧ- К , СОЛДАТ - К, СТАКАНЧ - К - Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный в нем гласный звук. - Совпадает или расходится произношение суффикса в слове с его обозначением на письме? - Сделайте вывод. ВЫВОД: в суффиксах -ек и -ик надо проверять на письме обозначение гласного звука 4.Работа по теме - Чтобы преодолеть третье испытание на ЗНАНИЕ , потребуется помощь друга! Презентация - 1 слайд. Из Лунного царства
Я к вам прилечу!
Ребят без ошибок
Писать научу! (Хоровое чтение) Презентация - 2 слайд. (Коллективная работа по таблице) - Сохранилась ли гласная в суффиксе при изменении формы слова КУЗНЕЧИК на множественное число? - Сохранилась ли гласная в суффиксе при изменении формы слова БАРАШЕК на множественное число? - Самостоятельно сделайте вывод, в каких случаях надо писать суффикс -ик, а в каких -ек. - Следуя выводу, вставь пропущенные гласные в суффикс . Упр.109-(Взаимопроверка в парах) 5. Физкультминутка 6. Продолжение работы по теме - Ребята, скажем "СПАСИБО!" нашему другу Лунтику за помощь! Как хорошо было, если бы ОН всегда был рядом! И в нашей сказке это чудо можете совершить вы сами! Презентация - 3 слайд. - На сказочной полянке можно "оживить" слова, поставив пропущенные гласные в суффиксы! Полянка совсем пустая, Лунтику скучно будет здесь жить! Поскорее, друзья, за дело! 7. Работа по развитию речи. Презентация - 4 слайд - А теперь-"Раз, два, три- полянка, оживи!" (Составление и запись в парах 3-4 предложений Чтение нескольких вариантов составленных предложений.) Домашнее задание Прописи, стр. 22, дописать тренировочные упражнения.Упр.110. Итог урока 1. Обобщение. - Как определить правильное написание суффиксов -ек и -ик? 2. Рефлексия. - Понравился ли вам урок-сказка? - Удалась ли работа в парах? - Какое настроение у ребят и почему? |