Орфограмма – морфема – буква





Скачать 273.79 Kb.
НазваниеОрфограмма – морфема – буква
страница1/3
Дата публикации11.11.2014
Размер273.79 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3

КУЗЬМЕНКО ИРИНА ПЕТРОВНА
учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1
муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края, стаж работы 24 года.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию реферат:"Активизация познавательных интересов на уроках русского языка и математики."



Содержание.

План работы……………………………………………………….… 1

Введение…. ………………………………………………………….. 2

Глава I. Понятие орфографической зоркости и

принципы русской орфографии……………………………….…..4

Глава II. Типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания и причины их порождающие, и пути их преодоления…………………………………………….…...6

Глава III. Факторы, способствующие формированию грамотного письма. ……………………………………….…….….13

Заключение…………………………………………………………..16

Приложение 1.

Дополнительные тесты по формированию орфографической зоркости учащихся 2 и 4 классов…………………………………18

Приложение 2.

Дополнительные упражнения по формированию орфографической зоркости учащихся начальной школы……25

Приложение 3.

Дидактический материал по русскому языку………………….31

Приложение 4.

Словарь и его работа в формировании орфографической зоркости учащихся………………………………………………….33

ВВЕДЕНИЕ.

Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Актуальность этой темы проявляется ещё и в том, что в практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

В настоящее время в отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного, ведущего принципа русской орфографии: морфологический и фонематический.

Традиционная методика разработана в русле морфологического направления, которое ориентировано непосредственно на письмо, на определение буквенного состава слов. Анализ имеет целью выявление способов письменного обозначения фонем в разных фонетических условиях: для гласных ударных – безударных, согласных перед гласными и в других позициях. В центре внимания явления самого письма, закрепляющего различные особенности соотношения между произношением и написанием: прямое (дом), посредством графики (мел), посредством орфографии (вода). Определение написания реализуется по схеме: орфограмма – морфема – буква.

Одна из особенностей фонематического подхода заключается в том, что он позволяет воспроизвести в обучении последовательность действий, которые выполняет человек, впервые записывающий услышанное слово. Поскольку письмо есть не что иное, как кодирование устной речи, пишущий идёт от звучания слова к его буквенной форме. Как утверждают представители Московской фонологической школы, звуки ''как единицы устной речи связаны с буквами, единицами письменной речи, через посредство мельчайших незнаковых единиц языка – фонем''.

Что же даёт обучение на фонемной основе для методики обучения орфографии? Прежде всего, фонематический принцип не просто позволяет установить связь между отдельными правилами правописания, но вскрывает их общую природу, их основания.

Глава I.

Понятие орфографической зоркости и принципы русской орфографии.

Ни для кого не секрет, что орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах и преодоления затруднений при усвоении основ правописания? На основании чего можно успешно применять большую практическую базу упражнений по формированию орфографического навыка? Значимость этих вопросов и определила выбор темы для исследования проблемы формирования орфографического навыка у учащихся и организации правильного преподавания орфографии учителями.

Итак, формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.

По словам Д. Н. БОГОЯВЛИНСКОГО, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”.

Понятие орфографической зоркости включает в себя понятие орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость и на этой основе идет становление умения находить орфограмму в слове на слух.

Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.

Глава II.

Типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания и причины, их порождающие, и пути их преодоления.

1. Нередко в школе мало проявляется забота о мотивации в правописании. Орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, усваивается она нелегко. Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя. Отрицательные эмоции переносятся на весь предмет “Русский язык”. Таким образом, отсутствие учета мотивации орфографической работы является одним из затруднений, с которым сталкиваются школьники при усвоении основ правописания.

Мотивация орфографической работы реализуется через:

  1. развитие познавательных интересов;

  2. использование занимательных материалов, увлекательных и современных форм и методов работы;

  3. повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

  4. положительную самооценку (убеждать детей в успехе);

  5. гибкую и тактичную систему контроля и оценки знаний, умений и навыков.

2. В лингвистике различают следующие принципы русской орфографии: фонематический, морфологический, традиционный, принцип дифференциации значений, фонетический.

Морфологический принцип предполагает единообразное написание морфем независимо от фонетических изменений (безударные гласные в корне слова, в окончаниях словоформ, парные звонкие и глухие согласные в приставках, суффиксах, на стыке морфем, перенос слов с одной строки на другую и т. д.)

Фонематический принцип объясняет в основном те же случаи правописания, что и морфологический, но с другой точки зрения. Он более определенно обосновывает, почему при написании, скажем, безударной гласной надо ориентироваться на сильную позицию фонемы.

Традиционный принцип. Есть в русском языке слова, которые пишутся так, как принято: либо в соответствии с традицией русского языка, либо сохраняют написание по языку-источнику. Такие слова усваиваются запоминанием, а проверяются при помощи словаря.

Принцип дифференциации значений. Этот принцип применяется тогда, когда пишущий хочет с помощью правописания передать свою мысль, разграничить понятия. Дифференцирующая роль принадлежит Ь после шипящих в именах существительных типа “рожь”, “дочь”. К числу дифференцирующих написаний принадлежит определенная часть слитных и раздельных написаний “полетел вверх”, “попал в верх доски”, а так же употребление имен собственных “надежда – Надежда”. Дифференцирующие принципы демонстрируют учащимся значение орфографии во взаимопонимании читающего и написавшего.

Фонетический принцип. Его суть – в максимальном соответствии звуковому составу письма звуковому составу слова. Приставки на – з, приставка -роз- и ее варианты.

Система русской орфографии трудна, малопонятна для младших школьников. Зачастую они не могут воспринять каждое отдельное правило орфографии как звено общей системы, не видят каждую орфограмму во взаимосвязях всех сторон языка. Можно сделать вывод, что возникновение ошибок порождается многообразием принципов, регулирующих написание в русской орфографии.

Это приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвоению орфограмм. Очевидно, что морфологический принцип предполагает создания прочной грамматической, словообразовательной основы в работе по правописанию; фонематический принцип – свободного оперирования фонемами, их сильными и слабыми позициями; традиционный – осмысленного запоминания.

3. В ходе исследования детям задавался вопрос: “Что такое орфограмма?”. В большинстве случаев был дан ответ: “Буква, которая пишется не так, как слышится”. Сразу же напрашивается вывод: ошибки допускаются потому, что дети не знают состава русских орфограмм.

Сущность орфографии не в расхождении с произношением, а в характере фонетических условий, ставящих пишущего перед необходимостью вначале найти сильную позицию, или опереться на специальное правило, а потом уже писать.

Усвоение опознавательных признаков орфограмм наилучшим образом происходит в процессе моделирования орфографических понятий или действий.

В работе с моделями проводятся следующие упражнения:

  • составление моделей под руководством учителя или самостоятельно;

  • воспроизведение орфографического правила или способа орфографического действия по готовой модели;

  • дополнение модели недостающими элементами;

  • конкретизация модели примерами из текста.

В процессе моделирования учащиеся овладевают умениями обобщать орфографические факты, фиксировать опознавательные признаки и каждый этап действия, соотносить обобщенное представление об орфограмме с ее конкретной реализацией в слове.

4. Следующее типичное затруднение, которое испытывают ребята при усвоении основ правописания – это неумение ставить пред собой орфографическую задачу.

Лингвисты, психологи, методисты постоянно подчеркивают зависимость результатов обучения правописанию от того, насколько развита способность ставить орфографические задачи.

5. Неумение поставить орфографическую задачу, т.е. увидеть орфограмму, определить ее тип, порождает следующее затруднение: неумение решать орфографическую задачу или ее неправильное решение. Умение сознательно, путем рассуждений решать орфографические задачи – одна из необходимых предпосылок грамотности.

6. Постановка орфографической задачи и ее решение – это ступени орфографического действия. Структура орфографического действия довольно сложна для младших школьников. Трудность состоит в том, что ученик должен сам пройти шаги орфографического действия:

  • найти орфограмму;

  • определить ее тип;

  • наметить способ решения;

  • определить последовательность шагов решения задачи;

  • выполнить намеченную последовательность действий;

  • написать слово в соответствии с решением орфографической задачи;

  • осуществить самоконтроль.

Каким образом можно научить ребенка успешно проходить все шаги орфографического действия? Ответ очевиден: использовать упражнения, способствующие формированию умения решать орфографические задачи.

В школьной практике орфографические упражнения одновременно характеризуются с двух сторон:

  • по форме выполнения (списывание, диктант, творческая работа);

  • по характеру решаемой задачи (орфографическое упражнение или комплексного типа).

Большая часть орфографических упражнений носит комплексный характер, т.е. направлена на отработку умения ставить и решать орфографические задачи.

Обучающие диктанты. Писать под диктовку дети начинают еще в период обучения грамоте. Сначала учитель ограждает детей от ошибок, подбирая слова, написание которых не расходится с произношением. Кроме того, мы применяем целую систему подсказок. Такой способ не помогает школьникам осознать специфику этого вида письма. Научить писать под диктовку – это значит научить переводить орфоэпическую форму предложения в орфографическую. Интересен диктант “Проверяю себя” Детям предоставляется право пропускать сомнительные для них орфограммы, что способствует развитию самоконтроля. Для эффективности этого вида работы важно на предыдущих этапах обучения использовать письмо с пропуском орфограмм по объективным признакам (только проверяемые безударные гласные, парные согласные и т.д.) Данный диктант может использоваться и как обучающий, и как проверочный. В последнем случае он позволяет контролировать фактическую грамотность класса и анализировать степень сформированности орфографических умений.

Комментируемое письмо. Объяснение текста с орфографической точки зрения производится в процессе самого письма. Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, отдельными словами-комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила. Комментируемое письмо выступает одним из приемов работы по профилактике ошибок, приучает школьника к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментируемое письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция.

Списывание. Психологи, изучавшие это учебное действие, составили наиболее точный и полный алгоритм операций, которые обеспечивают безошибочность списывания и в то же время превращают его в эффективное средство развития орфографической зоркости.

  • Внимательно прочитай предложение.

  • Повтори его, не заглядывая в текст.

  • Подчеркни в предложении все орфограммы.

  • Прочитай предложение орфографически.

  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

  • Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы.

  • Сверь написанное с текстом. Особое внимание обрати на орфограммы.

К каждому из формируемых орфографических навыков предусмотрены три основных этапа работы:

  • Ознакомление с сущностью правила, его содержанием и структурой.

  • Применение правила по образцу.

  • Творческое применение правила в новых, усложненных условиях.

Усложнение условий происходит из-за того, что учащиеся наряду с орфографической задачей решают еще и специальные речевые задачи: восстановление деформированных текстов и предложений, ответы на вопросы к тексту, написание изложений и сочинений, вычленение предложений из потока речи, редактирование, конструирование. Все эти упражнения преследуют грамматические, орфографические, пунктуационные задачи и способствуют развитию навыка по выполнению орфографического действия.

7. Следующее типичное затруднение, с которым сталкивается ученик при овладении основами правописания – это сложный состав правил-регуляторов. Выделяют три группы правил: одновариантные, альтернативные, правила-рекомендации. Правила 2 и 3 групп более сложны, т.к. их применение связано с умением ставить и решать орфографическую задачу.

8. Если школьника научили правильно, а он делает ошибки, то следует предположить о несформированности познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления. В начальной школе произвольное внимание у детей 1-го класса составляет минимум 3 минуты, 2 –го класса – 10 минут, 3-4 классов – 15-20 минут. Учитель призывает школьников сосредоточиться, но этого не происходит, т.к. ребенок не может удержать внимание на том, что ему непонятно. Поэтому, чтобы этого не происходило, необходимо трудное, непонятное делать приятным и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.

9. В свою очередь сформированное произвольное внимание требует, чтобы у учащихся был развит навык самоконтроля. Отсутствие навыков самоконтроля приводит к тому, что школьник, разобравшись, какую букву надо писать, самостоятельно не может использовать свои знания при написании проверочных работ.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Орфограмма – морфема – буква iconОрфограммы. Выбор букв Ы, и после Ц
Цель освоения учебного содержания: сделать вывод, что если сочетание [цы] находится в конце слова – пишется буква ы, если сочетание...
Орфограмма – морфема – буква iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Орфограмма – морфема – буква iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами
Орфограмма – морфема – буква iconУрок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Буква Я"
Я, дать представление о том, что буква я в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [йа]
Орфограмма – морфема – буква iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Особенный житель в городе букв. Звук (ш), буква «ш». Строчная буква ш
Орфограмма – морфема – буква iconРазработка урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Ударные и безударные гласные в слове
На минутке чистописания мы повторим, как пишутся заглавная буква м и строчная буква м. Подготовим наши пальчики к работе
Орфограмма – морфема – буква iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква ш. Строчная согласная буква ш". Урок 48-49
Орфограмма – морфема – буква iconУрок 38. Тема: Суффикс как словообразующая морфема
Л: осознание ценности русского языка и богатства его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли
Орфограмма – морфема – буква iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласные звуки [Н], [Н,], буква н. Чтение слогов и слов с буквой н. Строчная буква н, соединения с различными буквами, написание...
Орфограмма – морфема – буква iconТема раздела
Оборудование: наборное полотно, касса букв, карточки с буквами В, в, «Азбука в картинках», Чиполлино, картинка «На что похожа буква...
Орфограмма – морфема – буква iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторение изученного в нач школе. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма
Орфограмма – морфема – буква iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Орфограмма. Место орфограммы в словах. Опознавательные признаки орфограмм. Части слова
Орфограмма – морфема – буква icon¬ (Первая буква имени гласная → Четвертая буква имени согласная)?...
А представляет собой двоичную запись числа 226, столбец значений аргумента в – числа 154, столбец значений аргумента с – числа 75....
Орфограмма – морфема – буква iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, посмотрите на вопросы, которые мы задавали к глаголам и скажите, какая орфограмма может зависеть от вопроса?
Орфограмма – морфема – буква iconРеферат Переменные звёзды
Для обозначения переменных звезд используются латинские буквы с указанием созвездия, в котором звезда расположена. В пределах одного...
Орфограмма – морфема – буква iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Заглавная буква в именах собственных. №1 в теме: «Заглавная буква в именах собственных»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск