Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





Скачать 293.91 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/3
Дата публикации17.09.2013
Размер293.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Математика > Методические рекомендации
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Комбинаторные алгоритмы

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

010400 Прикладная математика и информатика

Автор: Ланина Н.Р., к.т.н., доцент кафедры М и ММЭ
Рецензенты: Верещагин Б.М., к.ф.-м.н., доцент, Богомолов Р.А., к.ф.-м.н., доцент
Цели освоения дисциплины

Целью изучения курса «Комбинаторные алгоритмы» является подготовка студентов на уровне, необходимом и достаточном для:

  • усвоения материала специальных дисциплин;

  • практической работы по специальности;

  • формирования умения исследовать математическую задачу, выбрать для её решения необходимую структуру данных и программно реализовать алгоритм решения этой задачи.


Основными задачами изучения данной дисциплины являются:

  • изучение применяемых в программировании математических методов, позволяющих разрабатывать эффективные алгоритмы;

  • изучение структур данных, их спецификации и реализации, алгоритмов обработки данных и анализ этих алгоритмов, взаимосвязь алгоритмов и структур данных;

  • формирование целостной системы знаний о классических алгоритмах программирования, области их применения;

  • формирование у студентов математической культуры и развитие логического мышления;

  • обучение решению прикладных задач математическими методами;

  • развитие способности творчески подходить к решению профессиональных задач.


В результате изучения курса студенты

должны знать:

  • об основных методах решения «труднорешаемых» задач, т.е. задач, имеющих более чем полиномиальную сложность;

  • об основных алгоритмах на графах и псевдографах, их теоретической сложности.

.

должны уметь:

  • разрабатывать программы, используя изложенные в курсе общие схемы, методы и приемы построения алгоритмов;

  • доказывать корректность составленного алгоритма и оценивать основные характеристики его сложности;

  • реализовывать алгоритмы и используемые структуры данных средствами языков программирования высокого уровня (например, С++);

  • экспериментально (с помощью компьютера) исследовать эффективность алгоритма и программы.


Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 165 часов.


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт. форме (из ауд.)

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Часы на СРС

(для дисц. с экзаменом включая часы на экзамен)




1

010200 Прикладная математика и информатика

5

9

165

92

-

46

46

-

73

экзамен


Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

для специальности 010200 «Прикладная математика и информатика»

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.раб.

1

ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПОИСК

44

22

22



36

2

АЛГОРИТМЫ НА ГРАФАХ

40

20

20



34

3

NP-ПОЛНЫЕ ЗАДАЧИ

8

4

4



3




ИТОГО

92

46

46



73


Содержание разделов дисциплины
ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПОИСК

§ 1. Алгоритмы с возвратом и их свойства

§ 2. Задача о велосипедном замке

§ 3. Генерация комбинаторных объектов

§ 4. Задача о ходе коня

§ 5. Задача о восьми ферзях

§ 6. Задача о паросочетаниях

§ 7. Метод ветвей и границ на примере задачи оптимального выбора (о рюкзаке)

§ 8. Задача коммивояжера и её решение методом ветвей и границ

§ 9. Динамическое программирование на примере задачи о порядке перемножения цепочки матриц

§ 10. Дерево оптимального поиска. Построение дерева оптимального поиска

§ 11. Решение задачи коммивояжера методом динамического программирования

§ 12. Жадные алгоритмы применительно к труднорешаемым задачам
АЛГОРИТМЫ НА ГРАФАХ

§ 1. Графы и способы их машинного представления. Сильно ветвящиеся деревья и способы их машинного представления

§ 2. Метод поиска в глубину в графе. Метод поиска в ширину в графе. Задачи, решаемые с помощью поиска в глубину

§ 3. Алгоритм нахождения эйлерова цикла в графе. Алгоритм нахождения гамильтонова цикла в графе. Нахождение в графе точек сочленения

§ 4. Остовное дерево наиманьшей стоимости. Алгоритмы Крускала и Прима построения остовного дерева

§ 5. Задача об изоморфизме графов и пути ее решения. Задача об изоморфизме двух деревьев, как частный случай задачи об изоморфизме графов

§ 6. Нахождение кратчайших путей в графе. Алгоритм Форда-Беллмана нахождения расстояний от вершины-источника до остальных вершин

§ 7. Алгоритм Дейкстры нахождения расстояний от вершины-источника до остальных вершин.

§ 8. Алгоритм Уоршаллла и Флойда нахождения расстояний между всеми парами вершин

§ 9. Восстановление по расстояниям кратчайшего пути

§ 10. Определение расстояний в бесконтурном графе с использованием топологической сортировки

§ 11. Сети. Потока в сетях. Теорема Форда-Фалкерсона о максимальном потоке

§ 12. Алгоритм нахождения максимального потока в сети

NP-ПОЛНЫЕ ЗАДАЧИ

§ 1. NP-класс. Полиномиальная сводимость задач. Эквивалентность задач. NP–полная задача

§ 2. Примеры доказательства NP-полноты. Пути решения NP-полных задач
Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения

самостоятельной работы

Количество часов

1

ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПОИСК

Контрольная работа № 1

Проверка контрольной работы

36

2

АЛГОРИТМЫ НА ГРАФАХ

Контрольная работа № 2

Проверка контрольной работы

34

3

NP-ПОЛНЫЕ ЗАДАЧИ

Контрольная работа № 2

Проверка контрольной работы

3


Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины

Литература

  • основная литература



1. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Структуры данных и алгоритмы. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2010.- 400 с.

2. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. Издательство: М.: ДМК Пресс, 2010. - 274 с.

3. Гудман С., Хидетниеми С. Введение в разработку и анализ алгоритмов. - М,.: Мир, 1981. 368 с.

4. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Том 1: Основные алгоритмы. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2010. - 720 с.

5. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Том 3: Сортировка и поиск. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2012. - 832 с.

6. Липский В. Комбинаторика для программистов. М.: Мир, 1988.


  • дополнительная литература



1. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. М.: Мир, 1979. - 536 с.

2. Браунси, Кен. Основные концепции структур данных и реализация в С++. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2002.- 320 с.

3. Дмитриева М.В., Кубенский А.А. Элементы современного программирования: Учебное пособие. Спб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1991. - 272 с.

4. Иванов Б.Н. Дискретная математика. Алгоритмы и программы. Расширенный курс.– М: Известия, 2011.– 512 с.

5. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов. Спб: Питер, 2009. - 384 с.

  • электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


Главная ссылка

http://scintific.narod.ru/literature.htm#PhysMath
Техническая библиотека http://techlibrary.ru

Электронная библиотека попечительского совета МГУ http://lib.mexmat.ru/

VILennins Home Page http://www.vilenin.narod.ru/Mm/Books/Books.htm

Физико-математическая библиотека EqWorld http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library.htm
Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • персональные компьютеры

  • программное обеспечение: Microsoft Visual Studio С++ либо другая аналогичная среда программирования.

  • электронный конспект лекций

  • пакет демонстрационно-обучающих программ по темам: «Исчерпывающий поиск», «Алгоритмы на графах»

  • двадцать четыре варианта индивидуальных заданий в электронном виде


Перечень вопросов к экзамену

1. Алгоритмы с возвратом и их свойства (с доказательством основного свойства)

2. Задача о велосипедном замке и методы её решения. Оценка максимальной сложности. Генерация всех подмножеств конечного множества

3. Генерация размещений, сочетаний, перестановок (с повторениями и без)

4. Генерация композиций, разбиений

5. Задача о ходе коня и методы её решения. Оценка максимальной сложности

6. Задача о восьми ферзях и методы её решения. Оценка максимальной сложности

7. Задача о паросочетаниях и методы её решения. Оценка максимальной сложности

8. Задача оптимального выбора (о рюкзаке) и методы её решения. Оценка максимальной сложности

9. Задача коммивояжёра и методы её решения. Оценка максимальной сложности

10. Задача о порядке перемножения цепочки матриц и методы её решения. Оценка максимальной сложности

11. Дерево оптимального поиска. Построение дерева оптимального поиска. Сложность алгоритма

12. Графы и способы их машинного представления. Сильно ветвящиеся деревья и способы их машинного представления

13. Метод поиска в глубину в графе. Метод поиска в ширину в графе. Задачи, решаемые с помощью поиска в глубину

14. Алгоритм нахождения эйлерова цикла в графе. Сложность алгоритма

15. Алгоритм нахождения гамильтонова цикла в графе. Сложность алгоритма. Нахождение в графе точек сочленения

16. Алгоритмы нахождения остовного дерева наиманьшей стоимости. Сложность алгоритмов

17. Задача об изоморфизме графов и пути ее решения. Оценка максимальной сложности.

18. Алгоритм Форда-Беллмана нахождения расстояний от вершины-источника до остальных вершин. Сложность алгоритма

19. Алгоритм Дейкстры нахождения расстояний от вершины-источника до остальных вершин. Сложность алгоритма

20. Алгоритм Уоршаллла и Флойда нахождения расстояний между всеми парами вершин Сложность алгоритма

21. Восстановление по расстояниям кратчайшего пути. Сложность алгоритма

22. Определение расстояний в бесконтурном графе с использованием топологической сортировки. Сложность алгоритма

23. Сети. Потока в сетях. Теорема Форда-Фалкерсона о максимальном потоке

24. Алгоритм нахождения максимального потока в сети

25. NP-класс. Полиномиальная сводимость задач. Эквивалентность задач. Задача о выполнимости. NP–полная задача

26. Примеры доказательства NP-полноты. Пути решения NP-полных задач
Примерные варианты контрольных работ
Контрольная работа №1. «Исчерпывающий поиск»

1. Решить задачу коммивояжера для пяти городов

а) методом ветвей и границ;

б) с помощью «жадного» алгоритма.

Сравнить полученные решения


Cij

I

II

III

IV

V

I



27

11

9

18

II

36



43

13

25

III

30

16



20

24

IV

14

12

26



17

V

15

25

30

12




2. Методом динамического программирования построить дерево оптимального поиска по заданным частотам обращения к внутренним ключам: a1 = 5, a2 = 1, a3 = 3, a4 = 4, a5 = 2.

Частоты обращения к внешним ключам считать равными 0.


Контрольная работа №2. «Алгоритмы на графах. NP-полные задачи»


01

1. Составить упорядоченные по алфавиту списки смежности графа; затем, начиная с вершины «k», выполнить обходы «в глубину» и «в ширину» (в обоих случаях пронумеровать вершины в порядке их прохождения; составить множества древесных Т и обратных В рёбер).

01

2. В данном нагруженном орграфе:
а) с помощью алгоритма Форда-Беллмана найти расстояния от вершины-источника «1» до остальных вершин;
б) по известным расстояниям восстановить кратчайший путь от вершины-источника «1» до вершины «6».

01

3. В данном нагруженном орграфе:
а) с помощью алгоритма Дейкстры найти расстояния от вершины-источника «1» до остальных вершин;
б) по известным расстояниям восстановить кратчайший путь от вершины-источника «1» до вершины «5».


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск