Скачать 293.91 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Комбинаторные алгоритмы Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 010400 Прикладная математика и информатика Автор: Ланина Н.Р., к.т.н., доцент кафедры М и ММЭ Рецензенты: Верещагин Б.М., к.ф.-м.н., доцент, Богомолов Р.А., к.ф.-м.н., доцент Цели освоения дисциплины Целью изучения курса «Комбинаторные алгоритмы» является подготовка студентов на уровне, необходимом и достаточном для:
Основными задачами изучения данной дисциплины являются:
В результате изучения курса студенты должны знать:
. должны уметь:
Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина). Общая трудоемкость дисциплины составляет 165 часов.
Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Содержание разделов дисциплины ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПОИСК § 1. Алгоритмы с возвратом и их свойства § 2. Задача о велосипедном замке § 3. Генерация комбинаторных объектов § 4. Задача о ходе коня § 5. Задача о восьми ферзях § 6. Задача о паросочетаниях § 7. Метод ветвей и границ на примере задачи оптимального выбора (о рюкзаке) § 8. Задача коммивояжера и её решение методом ветвей и границ § 9. Динамическое программирование на примере задачи о порядке перемножения цепочки матриц § 10. Дерево оптимального поиска. Построение дерева оптимального поиска § 11. Решение задачи коммивояжера методом динамического программирования § 12. Жадные алгоритмы применительно к труднорешаемым задачам АЛГОРИТМЫ НА ГРАФАХ § 1. Графы и способы их машинного представления. Сильно ветвящиеся деревья и способы их машинного представления § 2. Метод поиска в глубину в графе. Метод поиска в ширину в графе. Задачи, решаемые с помощью поиска в глубину § 3. Алгоритм нахождения эйлерова цикла в графе. Алгоритм нахождения гамильтонова цикла в графе. Нахождение в графе точек сочленения § 4. Остовное дерево наиманьшей стоимости. Алгоритмы Крускала и Прима построения остовного дерева § 5. Задача об изоморфизме графов и пути ее решения. Задача об изоморфизме двух деревьев, как частный случай задачи об изоморфизме графов § 6. Нахождение кратчайших путей в графе. Алгоритм Форда-Беллмана нахождения расстояний от вершины-источника до остальных вершин § 7. Алгоритм Дейкстры нахождения расстояний от вершины-источника до остальных вершин. § 8. Алгоритм Уоршаллла и Флойда нахождения расстояний между всеми парами вершин § 9. Восстановление по расстояниям кратчайшего пути § 10. Определение расстояний в бесконтурном графе с использованием топологической сортировки § 11. Сети. Потока в сетях. Теорема Форда-Фалкерсона о максимальном потоке § 12. Алгоритм нахождения максимального потока в сети NP-ПОЛНЫЕ ЗАДАЧИ § 1. NP-класс. Полиномиальная сводимость задач. Эквивалентность задач. NP–полная задача § 2. Примеры доказательства NP-полноты. Пути решения NP-полных задач Темы для самостоятельного изучения
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины Литература
1. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Структуры данных и алгоритмы. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2010.- 400 с. 2. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. Издательство: М.: ДМК Пресс, 2010. - 274 с. 3. Гудман С., Хидетниеми С. Введение в разработку и анализ алгоритмов. - М,.: Мир, 1981. 368 с. 4. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Том 1: Основные алгоритмы. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2010. - 720 с. 5. Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. Том 3: Сортировка и поиск. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2012. - 832 с. 6. Липский В. Комбинаторика для программистов. М.: Мир, 1988.
1. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. М.: Мир, 1979. - 536 с. 2. Браунси, Кен. Основные концепции структур данных и реализация в С++. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2002.- 320 с. 3. Дмитриева М.В., Кубенский А.А. Элементы современного программирования: Учебное пособие. Спб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1991. - 272 с. 4. Иванов Б.Н. Дискретная математика. Алгоритмы и программы. Расширенный курс.– М: Известия, 2011.– 512 с. 5. Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов. Спб: Питер, 2009. - 384 с.
Главная ссылка http://scintific.narod.ru/literature.htm#PhysMath Техническая библиотека http://techlibrary.ru Электронная библиотека попечительского совета МГУ http://lib.mexmat.ru/ VILennins Home Page http://www.vilenin.narod.ru/Mm/Books/Books.htm Физико-математическая библиотека EqWorld http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library.htm Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень вопросов к экзамену 1. Алгоритмы с возвратом и их свойства (с доказательством основного свойства) 2. Задача о велосипедном замке и методы её решения. Оценка максимальной сложности. Генерация всех подмножеств конечного множества 3. Генерация размещений, сочетаний, перестановок (с повторениями и без) 4. Генерация композиций, разбиений 5. Задача о ходе коня и методы её решения. Оценка максимальной сложности 6. Задача о восьми ферзях и методы её решения. Оценка максимальной сложности 7. Задача о паросочетаниях и методы её решения. Оценка максимальной сложности 8. Задача оптимального выбора (о рюкзаке) и методы её решения. Оценка максимальной сложности 9. Задача коммивояжёра и методы её решения. Оценка максимальной сложности 10. Задача о порядке перемножения цепочки матриц и методы её решения. Оценка максимальной сложности 11. Дерево оптимального поиска. Построение дерева оптимального поиска. Сложность алгоритма 12. Графы и способы их машинного представления. Сильно ветвящиеся деревья и способы их машинного представления 13. Метод поиска в глубину в графе. Метод поиска в ширину в графе. Задачи, решаемые с помощью поиска в глубину 14. Алгоритм нахождения эйлерова цикла в графе. Сложность алгоритма 15. Алгоритм нахождения гамильтонова цикла в графе. Сложность алгоритма. Нахождение в графе точек сочленения 16. Алгоритмы нахождения остовного дерева наиманьшей стоимости. Сложность алгоритмов 17. Задача об изоморфизме графов и пути ее решения. Оценка максимальной сложности. 18. Алгоритм Форда-Беллмана нахождения расстояний от вершины-источника до остальных вершин. Сложность алгоритма 19. Алгоритм Дейкстры нахождения расстояний от вершины-источника до остальных вершин. Сложность алгоритма 20. Алгоритм Уоршаллла и Флойда нахождения расстояний между всеми парами вершин Сложность алгоритма 21. Восстановление по расстояниям кратчайшего пути. Сложность алгоритма 22. Определение расстояний в бесконтурном графе с использованием топологической сортировки. Сложность алгоритма 23. Сети. Потока в сетях. Теорема Форда-Фалкерсона о максимальном потоке 24. Алгоритм нахождения максимального потока в сети 25. NP-класс. Полиномиальная сводимость задач. Эквивалентность задач. Задача о выполнимости. NP–полная задача 26. Примеры доказательства NP-полноты. Пути решения NP-полных задач Примерные варианты контрольных работ Контрольная работа №1. «Исчерпывающий поиск» 1. Решить задачу коммивояжера для пяти городов а) методом ветвей и границ; б) с помощью «жадного» алгоритма. Сравнить полученные решения
2. Методом динамического программирования построить дерево оптимального поиска по заданным частотам обращения к внутренним ключам: a1 = 5, a2 = 1, a3 = 3, a4 = 4, a5 = 2. Частоты обращения к внешним ключам считать равными 0. Контрольная работа №2. «Алгоритмы на графах. NP-полные задачи»
|
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура» | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |