Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)»





Скачать 43.26 Kb.
НазваниеКонспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)»
Дата публикации21.09.2013
Размер43.26 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Математика > План-конспект
План-конспект урока по алгебре и началам анализа

11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой)
Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к ЕГЭ)»
Учитель: Бурлакова Ирина Владимировна

МОУ СОШ №7 , г. Сочи Краснодарского края
Цели урока: 1) научить узнавать уравнения, которые можно решать методом оценки;

2) научить заменять сложные конструкции более простыми моделями;

3) научить решать уравнения методом оценки.
Ход урока

Учитель: Завершая изучение школьного курса алгебры и математического анализа, мы повторили и обобщили методы решения различных уравнений. Сегодня остановимся на одном из них – методе оценок. Вам придется с ним столкнуться на экзамене в задании С2.

Если уравнение f(x) = g(x) можно решить методом оценки, т.е. если можно оценить значения функций f(x) и g(x), то какими свойствами должны обладать данные функции?

Учащиеся: Они должны быть ограниченными.

Учитель: Совершенно верно. Приведите примеры ограниченных функций.

Учащиеся:


1) y = cos x ;

5) y = arcsin x ;

2) y = sin x ;

6) y = arcos x ;

3) y = ax2 + bx + c ;


7) y =

4)

8) y = f 2n(x).

Учитель: Вы правы, но не учли того, что если дана сложная функция, которая при сведении к элементарной, является неограниченной, а ее аргумент задан ограниченной функцией, то полученная функция будет ограниченной.

Например: Элементарная функция y = logaх является неограниченной, а сложная функция

y = loga(ax2 + bx + c) – ограничена, т.к. ее аргумент , элементарная квадратичная функция

t = ax2 + bx + c, ограничен. Таким образом ,можно сказать, что если неограниченная функция зависит от ограниченной, то она тоже становится ограниченной.

Итак, метод оценки используется в уравнениях вида f(x) = g(x) , где f(x) и g(x) – ограниченные функции, и на ОДЗ данного уравнения наибольшее значение (А) одной из них равно наименьшему значению (А) другой. Тогда исходное уравнение равносильно системе уравнений:

Выберите из предложенных уравнений те, которые можно попробовать решить методом оценки.

1) ;

5) log 1/3 x = x2 + x – 13 ;

2) 2x = x + 1 ;

6)

3)

7) cos x + sin = 1 ;

4) cos(2x) = x2 – 2x + 2;

8)

Учащиеся: 1, 4, 5 и 6 уравнения.

Учитель: Согласна с тем, что 2-е уравнение нельзя решить методом оценки, т.к. …?

Учащиеся: функция у = х + 1 неограниченна.

Учитель: Но не согласна с тем, что 5-е уравнение можно решить методом оценки, т.к. …?

Учащиеся: функция у = log1/3x неограниченна.
Учитель: А вот уравнения (3) и (7) можно попробовать решить этим способом, т.к. их можно свести к виду f(x) = g(x) , где f(x) и g(x) – ограниченные функции. В самом деле:

3)

7) cos x + sin = 1 ; cos x = - sin + 1.

Согласны? Кстати, неравенство (8), тоже можно решить данным методом.
Решим уравнение (4) ( решает учитель):
4) cos(2x) = x2 – 2x + 2 , модель: f(x) = g(x) , где f(x)= cos(2x) и g(x) = x2 – 2x + 2.

f(x)= cos(2x) - определена и непрерывна на R, Е( f ) = ;

g(x) = x2 – 2x + 2- определена и непрерывна на R, ;

наибольшее значение f(x )= 1 и наименьшее значение g(x) = 1, значит исходное уравнение равносильно системе уравнений: корнем второго уравнения является значение х=1, подставим данное число в первое уравнение: cos(2π∙1) = 1, cos(2π) = 1 – верно, значит х = 1 является решением системы, а следовательно и исходного уравнения.

Ответ: 1.
Учитель: Кто попробует решить уравнения (3) и (6)?

Примерный вариант решения:

3) составим упрощенную модель уравнения: . Очевидно, что и при всех допустимых значениях переменной х, т.е. наибольшее значение левой части равно нулю и равно наименьшему значению правой части, значит, уравнение равносильно системе уравнений:

х = 1 является решением второго уравнения . Проверкой убеждаемся, что х =1 –корень и второго уравнения.

Ответ: 1
(6)

Модель: рассмотрим функции и f = 3 + log14/2 (g).

E(y) = [0;3], E(f)[3; +) , т.к. E(log14/2 ( g ) )[0; +) (в данном случае можно не находить правую границу множества значений функции f(g) ). Наибольшее значение левой части равно трем и равно наименьшему значению правой части, следовательно, исходное уравнение равносильно системе уравнений:

Решим второе уравнение: log1/2(x2 –x + 1) = 0, x2 – x + 1 = 1, x2 – x = 0, x( x – 1) = 0,

Подставим найденные значения в первое уравнение:

х = 0, не является корнем исходного уравнения;

х = 1, - верно, значит, х = 1 – корень исходного уравнения.

Ответ: 1

Итак, уравнения следует решать методом оценки, если:

  • В уравнении присутствуют функции разной природы (тригонометрические и показательные, показательные и логарифмические и т.п.);

  • Эти функции ограничены;

  • На ОДЗ наибольшее значение одной из них равно наименьшему значению другой.



Примерная схема решения уравнений методом оценки:

  • Свести уравнение к виду f(x) = g(x);

  • Найти множества значений данных функций на ОДЗ уравнения;

  • Если наибольшее значение одной из них равно А и равно наименьшему значению другой, то составить систему уравнений

  • Решить наиболее простое из них и подставить полученные корни во второе уравнение, те значения переменной х , которые являются корнями двух уравнений одновременно и будут решениями исходного уравнения.

Запишите домашнее задание:

Задачник А.Г.Мордковича, алгебра и начала анализа, 10-11, № 1744(б) и неравенство (8).

Урок окончен. Всем спасибо.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconКонспект урока по алгебре и началам анализа. 10 класс. Тема: Решение...
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconРабочая программа по «Алгебре и началам анализа» учителя первой квалификационной категории
Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы, составитель Бурмистрова Т. А., М.,-Просвещение, 2009 и в соответствии с буп...
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconРазработка урока по алгебре и началам анализа в 10-м классе Тема:...
Учащиеся: При а?0 выражение ах не всегда имеет смысл, например, не имеют смысла выражения
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconКонспект урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа на тему:...
Выработать прочные навыки применения полученных знаний при решении уравнений графическим способом вычислении значения функции и выполнении...
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconРешение заданий из №128, 129 у доски по схеме
...
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconУрок-квн в 10 ом классе по алгебре и началам анализа Тема урока:...
Повторение и закрепление изученного материала по теме урока в процессе выполнения заданий
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconУрок по алгебре и началам анализа в 11-й классе Тема урока «Показательная функция»
Воспитательная – воспитывать потребность в объективной оценке результатов, умение работать в группе
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconТема: «Решение графических задач части а подготовка к егэ по обществознанию»
Цель урока: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – егэ; повторение темы, решение графических...
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconУрок по алгебре и началам анализа в 11 классе на основе кейс-метода....
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе на основе кейс-метода. Учебник под редакцией Ш. А. Алимов и др
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconУрок по алгебре и началам анализа и информатике Тема урока : «Функции...
Первичное повторение пройденного материала. Закрепление материала в ходе индивидуального опроса
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconРабочая программа по алгебре и началам анализа для 11 класса (профильный уровень)
Рабочая программа по алгебре для 11 класса полной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта...
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconРазработка урока по алгебре и началам анализа по теме «Иррациональные...

Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconКонспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях...
Развитие и обобщение знаний учащихся по теме Решение логарифмических уравнений и неравенств
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconУрок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «Логарифмы. Логарифмические уравнения»
Образовательная цель: обеспечить в ходе урока сознательное повторение определения логарифма и его свойств. Умение применять эти свойства...
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconУрок По алгебре и началам анализа 11 класс. Тема: «Тайны арифметической...
Развивать познавательные процессы : зрительную память, воображение, логическое мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность....
Конспект урока по алгебре и началам анализа 11 класс (гибкий состав класса, учащиеся интересующиеся математикой) Тема: «Решение уравнений методом оценки (подготовка к егэ)» iconКонспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск