Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики»





НазваниеЦели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики»
страница1/7
Дата публикации03.10.2013
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7



Цели и задачи дисциплины:

Дисциплина «Методика преподавания математики» имеет основной своей целью повышение профессиональной подготовки будущего учителя-дефектолога. Настоящий курс имеет целью дать студентам факультета специальной педагогики и психологии – будущим учителям-дефектологам – необходимую теоретическую, практическую и методическую подготовку к преподаванию математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Задачами дисциплины являются:

  • вооружение студентов практическими умениями и навыками использования знаний теоретических основ начальной математики при обучении умственно отсталых школьников;

  • формирование у студентов знаний, умений и навыков методики обучения математике учащихся специальной коррекционной школы VIII вида;

  • формирование у студентов - будущих олигофренопедагогов творческого подхода к решению образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных и практических задач обучения математике, как на уроках, так и во внеурочное время.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения дисциплины студенты должны знать:

  • методы научного исследования, применяемые при разработке вопросов методики математики;

  • цель и задачи преподавания математики в школах VIII вида;

  • особенности и трудности усвоения математики умственно отсталыми учащимися;

  • содержание учебного предмета «Математика» в школе для умственно отсталых учащихся, принципы построения учебной программы;

  • методы и приемы обучения математике и учета знаний учащихся, а также особенности их использования;

  • требования и особенности использования наглядных и технических средств обучения при изучении каждой математической темы;

  • требования к уроку и другим формам обучения математике;

  • содержание работы учителя при подготовке к урокам математики;

  • цель, задачи, систему и методику проведения пропедевтического периода в обучении математике;

  • цель, задачи, систему и методику изучения нумерации и арифметических действий с целыми числами, величин и единиц их измерения;

  • цель, задачи, систему и методику изучения дробных чисел и процентов, арифметических действий с дробями;

  • цель, задачи, систему и методику обучения решению арифметических задач;

  • цель, задачи, систему и методику изучения геометрического материала.


Студенты должны овладеть практическими умениями:

  • владеть методикой выявления, количественного и качественного анализа дочисловых и математических знаний;

  • анализировать программу и учебники по математике;

  • планировать урок и систему уроков математики по теме и разделу программы;

  • формулировать задачи урока;

  • разрабатывать фрагмент, план, конспект урока и внеклассного мероприятия по математике;

  • в зависимости от типа урока подбирать содержание, методы, приемы и средства обучения, формы работы с учащимися на каждом этапе урока с учетом дифференцированного и индивидуального подхода;

  • анализировать собственные уроки, уроки учителей и студентов;

  • изготавливать и использовать наглядные пособия;

  • использовать технические средства обучения на уроках математики;

  • осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи при обучении математике;

  • осуществлять связь преподавания математики с жизнью, будущей трудовой и практической деятельностью умственно отсталых учащихся с целью их социальной адаптации и реабилитации.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Анализ программ.


- вопросы для самостоятельного изучения,



10

- выполнение тестов,




Программа по ФЭМП у умственно отсталых детей дошкольного возраста.


- рефераты,


- защита рефератов,




Программа по математике школы 8 вида.


- вопросы для самостоятельного изучения,


- обсуждение на практическом занятии



Программа по математике для 1-3 (1-4) классов средней общеобразовательной школы.


- вопросы для самостоятельного изучения,


- обсуждение на практическом занятии



Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам усвоения математических знаний умственно отсталыми учащимися.


- вопросы для самостоятельного изучения,


4

- обсуждение на практическом занятии



Изучение особенностей усвоения математики умственно отсталыми школьниками.


- рефераты,


4

- защита рефератов,




Анализ и обобщение методических рекомендаций по подбору и использованию различных методов обучения математике в пособиях для учителей школы 8 вида.


- рефераты,


4

- защита рефератов,




Наблюдение и анализ использования методов обучения математике в школе 8 вида.


- рефераты,


4

- защита рефератов,




Анализ примерного тематического планирования по математике для одного класса школы 8 вида.


- вопросы для самостоятельного изучения,


4

- обсуждение на практическом занятии



Анализ структуры и содержания урока математики на основе наблюдений учебного процесса.


- вопросы для самостоятельного изучения,


4

- выполнение тестов,




Обсуждение конспекта внеклассного мероприятия по математике, подготовленного студентами.


- конспект

2

- обсуждение на практическом занятии



Анализ учебника математики для одного из классов школы 8 вида.


- вопросы для самостоятельного изучения,


4

- обсуждение на практическом занятии



Анализ наглядных пособий по математике для школы 8 вида.


- вопросы для самостоятельного изучения,


2

- обсуждение на практическом занятии



Изготовление наглядных пособий студентами.


- рефераты,


2

- защита рефератов,




Практическая работа с техническими средствами обучения.


- рефераты,


2

- защита рефератов,




Изучение состояния математических знаний учащихся, поступивших в 1 класс школ 8 вида (по схеме, предложенной преподавателем).


- анализ

4

- обсуждение на практическом занятии



Разработка фрагментов уроков по формированию представлений о размерах предметов (большой-маленький-равные, высокий-низкий-равные и т.д.).


- конспект

2

- обсуждение на практическом занятии



Подбор и разработка дидактических игр, занимательных упражнений, изготовление наглядных пособий к урокам пропедевтического периода на заданную преподавателем тему.


- рефераты,


4

- защита рефератов,




Наблюдение и анализ уроков в школе и/или по видеокассете.


- анализ

2

- обсуждение на практическом занятии



Разработка фрагментов или конспектов уроков по формированию представлений о размерах предметов, пространственных, количественных и др. представлений.


- конспект

2

- обсуждение на практическом занятии



Подбор системы упражнений, дидактических игр, наглядных средств обучения по разделам «Пропедевтика», «Первый десяток».

- рефераты,


4

- защита рефератов,




Разработка системы упражнений для уроков, посвященных изучению нумерации чисел в пределах 20, 100, 1 000, многозначных чисел.


- рефераты,


4

- защита рефератов,




Разработка фрагментов уроков по формированию новых знаний и закреплению нумерации в пределах 10, 20, 100, 1 000, многозначных чисел.


- конспект

2

- обсуждение на практическом занятии



Разработка фрагментов уроков, связанных с ознакомлением с новыми вычислительными приемами, закреплением и совершенствованием вычислительных умений и навыков в пределах 10, 20, 100, 1 000, многозначных чисел.


- конспект

2

- обсуждение на практическом занятии



Подбор и разработка наглядных пособий, дидактических игр, системы упражнений на сложение и вычитание в пределах 10, 20, 100, 1 000, многозначных чисел.


- рефераты,


4

- защита рефератов,




Разработка системы уроков по ознакомлению с табличным умножением и деление в школе 8 вида.

- рефераты,


4

- защита рефератов,




Разработка фрагментов уроков по ознакомлению учащихся с понятием “умножение”, “деление”.


- конспект

2

- обсуждение на практическом занятии



Разработка системы упражнений на закрепление и совершенствование знаний учащихся по табличному и внетабличному умножению и делению, делению с остатком.


- рефераты,


4

- защита рефератов,




Разработка фрагментов уроков по ознакомлению с новыми вычислительными приемами умножения и деления.


- конспект

2

- обсуждение на практическом занятии



Подбор видов упражнений для овладения алгоритмом умножения и деления, приемами письменных вычислений.


- рефераты,


4

- защита рефератов,




Изготовление и подбор наглядных пособий по данной теме.


- рефераты,


2

- защита рефератов,




Разработка конспектов или фрагментов уроков, посвященных ознакомлению с мерами измерения величин.


- конспект

4

- обсуждение на практическом занятии



Практическая работа с измерительными инструментами. Изготовление моделей единиц измерения и других наглядных пособий, используемых при изучении данной темы.


- рефераты,


2

- защита рефератов,




Разработка фрагментов уроков на ознакомление с новыми вычислительными приемами с числами, полученными при измерении.


- конспект

4

- обсуждение на практическом занятии



Разработка фрагментов или конспектов уроков, изготовление наглядных пособий, подбор игр, посвященных ознакомлению с единицами измерения времени и формированием навыков измерения времени.


- конспект

4

- обсуждение на практическом занятии



Разработка фрагментов уроков на ознакомление с обыкновенной дробью, преобразованием дробей, вычислительными приемами.


- конспект

4

- обсуждение на практическом занятии



Разработка системы упражнений на закрепление знаний о дробях и вычислительных приемов с дробями.


- рефераты,


4

- защита рефератов,




Наблюдение и анализ уроков в школе 8 вида по теме “Десятичные дроби”.


- анализ

4

- обсуждение на практическом занятии



Разработка конспектов или фрагментов уроков по теме “Десятичные дроби”.


- конспект

4

- обсуждение на практическом занятии



Подбор или разработка системы упражнений для закрепления знаний о десятичных дробях.


- рефераты,


4

- защита рефератов,




Наблюдение и анализ уроков по решению задач в школе 8 вида.


- анализ

4

- обсуждение на практическом занятии



Разработка фрагментов и конспектов уроков, изготовление наглядных пособий с образцами задач в различных формах записи задач и их решения.


- конспект

4

- обсуждение на практическом занятии



Наблюдение и анализ урока математики с включением геометрического материала или урока геометрии.


- анализ

4

- обсуждение на практическом занятии



Разработка фрагментов или конспектов уроков геометрии.


- конспект

4

- обсуждение на практическом занятии



Разработка и изготовление наглядных пособий для ознакомления или закрепления геометрического материала.

- конспект

4

- обсуждение на практическом занятии

ИТОГО:

160




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ Темы для самостоятельной работы:

  1. Методы научного исследования, используемые методикой преподавания математики, их классификация.

  2. История развития методики начального обучения арифметике в России.

  3. Поиск учителями новаторами эффективных путей обучения в начальной школе и школе для умственно отсталых учащихся.

  4. Связь методики преподавания математики с олигофренопедагогикой.

  5. Проведите сопоставительный анализ программы по математике и программы по одному из общеобразовательных предметов или труду. Покажите возможность осуществления межпредметных связей.

  6. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Особенности усвоения математических знаний учащимися школы 8 вида», «Особенности мышления школьников с нарушением интеллекта при решении задач», «Особенности решения арифметических задач учащимися школы 8 вида».

  7. Дидактические принципы обучения в специальной педагогике.

  8. Особенности использования методов обучения математике в специальной коррекционной школе 8 вида.

  9. Изобразите на схеме типы уроков математики.

  10. Проведите анализ урока, руководствуясь требованиями к различным структурным элементам урока.

  11. Орфографический режим при выполнении письменных работ по математике.

  12. Проверка знаний и умений по математике.

  13. Содержание устного счета в программе и учебниках по математике в школе 8 вида.

  14. Покажите на примере анализа содержания раздела «Нумерация» концентричность расположения материала в программе по математике.

  15. Содержание пропедевтического периода. Используя учебник математики и программу спланируйте систему уроков по теме «Длинный-короткий, длиннее-короче, равные».

  16. Наглядные пособия и дидактический материал при изучении первого десятка.

  17. Из учебника математики для 1 класса выпишите 8-10 упражнений на закрепление знаний последовательности отрезка числового ряда (1-5, 1-10). Укажите упражнения, направленные на развитие обобщений у учащихся.

  18. Составьте фрагменты урока по одной из тем: «Число и цифра 0», «Состав числа 5», «Сложение (вычитание) в пределах 5» и др. Подготовьте наглядные пособия к уроку.

  19. Система изучения чисел второго десятка и действий с ними в учебниках по математике. Наглядные пособия и дидактический материал при изучении второго десятка.

  20. Составьте не менее десяти последовательно усложняющихся упражнений для закрепления устной и письменной нумерации в пределах 20. На развитие и коррекцию каких мыслительных процессов они направлены?

  21. Составьте схему этапов изучения действий сложения и вычитания с числами до 20.

  22. Составьте фрагменты уроков, целью которых является ознакомление с новыми вычислительными приемами сложения и вычитания чисел второго десятка.

  23. Наглядный и дидактический материал при изучении сотни.

  24. Составьте тематический план изучения нумерации чисел первой сотни в 3 классе школы 8 вида.

  25. Составьте конспект урока, целью которого является ознакомление учащихся с алгоритмом письменного сложения или вычитания в пределах 100.

  26. Выпишите из учебника по математике для 3 класса 3-5 видов упражнений на развитие и коррекцию анализа и синтеза, сравнения. Составьте по 5-6 упражнений, направленных на решение аналогичных задач.

  27. Программные требования к изучению чисел в пределах 1 000.

  28. Составьте фрагмент урока на одну из тем: «Нумерация круглых сотен», «Устная нумерация трехзначных чисел», «Письменная нумерация трехзначных чисел». Изготовьте наглядные пособия к этим урокам.

  29. Составьте примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 100 с возрастающей степенью трудности.

  30. Составьте схему последовательности изучения нумерации многозначных чисел.

  31. Изготовьте эскизы таблиц для изучения нумерации многозначных чисел, покажите методику их использования.

  32. Сравните алгоритмы умножения (деления) многозначного числа на одно-, дву-, трехзначное числа.

  33. Проанализируйте ошибки учащихся при выполнении четырех арифметических действий, определите их причины, наметьте пути их преодоления.

  34. Подготовьте сообщение на тему «Основные трудности формирования представлений о единицах измерений величин у школьников с нарушением интеллекта».

  35. Составьте фрагмент урока на одну из тем: «Монета – 1 к. (50 к., 10 к.)», «Меры длины – метр (сантиметр, дециметр и др.). Измерение».

  36. Подберите 10-12 упражнений на измерение величин. Продумайте возможности этих упражнений в целях коррекции познавательной деятельности учащихся и их социально-трудовой адаптации.

  37. Подберите несколько упражнений на преобразование чисел, полученных при измерении величин. Определите дидактические цели каждого упражнения.

  38. Составьте пример на умножение (деление) числа с двумя наименованиями мер на однозначное число и покажите методику объяснения решения этого примера учащимся.

  39. Проанализируйте виды заданий на закрепление умножения и деления с числами, полученными при измерении величин, в учебнике математики для 7 класса.

  40. Разработайте конспект урока, основной целью которого является ознакомление с получением дроби.

  41. Составьте фрагмент урока по ознакомлению учащихся с сокращением дробей. На каком свойстве дробей основано правило сокращения дробей?

  42. Новые подходы к содержанию обучения дробям в школе 8 вида.

  43. Составьте фрагмент одного из уроков, на котором учащиеся получают понятие о десятичной дроби, сокращении десятичной дроби, приведении десятичных дробей к наименьшему общему знаменателю.

  44. Составьте упражнения разных видов для закрепления навыков вычисления с десятичными дробями. Продумайте систему коррекционной работы при использовании этих упражнений.

  45. Особенности решения арифметических задач умственно отсталыми школьниками.

  46. Составьте схему классификации простых задач, решаемых в школе 8 вида, приведите примеры таких задач.

  47. Приведите примеры разных форм краткой записи задачи, сравните их. Выделите наиболее рациональную.

  48. Составьте конспект урока, основной целью которого является ознакомление учащихся с задачей определенного вида.

  49. Содержание и система расположения геометрического материала в учебниках по математике для младших и старших классах школы 8 вида.

  50. Составьте конспект урока на одну из тем: «Виды треугольников» (по длине сторон или величине углов), «Площадь. Единицы измерения площади», «Параллелограмм».

  51. Приведите примеры упражнений геометрического содержания, направленных на коррекцию недостатков мыслительной операции сравнения.



1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:

  1. тема;

  2. план;

  3. вопросы для коллективного обсуждения;

  4. задания для самостоятельной работы;

  5. литература (основная, дополнительная).

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconМетодические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики»
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconАннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология...
Дисциплина «История и методология прикладной математики и информатики» содействует формированию у студентов научного мировоззрения,...
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13 (ДС. 13, Дс 7)...
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела инспектирования, лицензирования, аттестации и государственной аккредитации...
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» icon1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
Рф как обязательная дисциплина. Учебный курс посвящен изучению гражданского права, устанавливающего и регулирующего имущественно-стоимостные...
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика преподавания психологии как научная и учебная дисциплина. Цель и задачи науки
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика преподавания психологии как научная и учебная дисциплина. Цель и задачи науки
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconПрограмма дисциплины философия гсэ. Ф. 10 Специальность: Теория и...
Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» icon1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины
Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4)
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconМетодика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества»
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» iconИстомина Н. Б. Мет-ка обучения мат-ке в нач кл Учеб пособ для студ...
«Методика преподавания математики» для студентов специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» icon1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» icon1. Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Цели и задачи дисциплины: Дисциплина «Методика преподавания математики» icon1. Цели и задачи освоения дисциплины биоэтика Цели
Дисциплина «Биоэтика» относится к профессиональному циклу ( В. Од. 13) бакалавриата по специальности «Социальная работа», изучается...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск