Программа элективного курса по математике в 9-м классе по теме: "Математические законы красоты"
«Математик также, как и поэт или художник, создает узоры. И, если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей… Узоры математика также, как и узоры художника или поэта, должны быть прекрасны; идеи также, как цвета или слова, должны гармонически соответствовать друг другу. Красота есть первое требование: в мире нет места для некрасивой математики». (Г.Х. Харди)
Пояснительная записка
В окружающем мире прекрасное сложно и многообразно. Восприятие красоты предполагает знакомство с её простейшими, первичными элементами. Элективный курс «Математические законы красоты» должен стать непрерывным процессом воздействия на интеллект учащихся, на их волю, эмоции, эстетическое чувство и мораль. Такая постановка вопроса позволит ликвидировать кажущийся отрыв математики от реальности, поможет учащимся понять, что законы математики взяты из природы и объясняют природу. Кроме учебной цели достигаются и другие – воспитание эстетического вкуса, развитие элементов творчества.
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, рассчитана на 13 часов.
Элективный курс «Математические законы красоты» предполагают:
воспитание любопытства к красоте линий и форм;
изучения окружающего мира с точки зрения математики;
формирование у учащихся потребности не только воспринимать прекрасное, но и творить его.
Цели элективного курса:
реализация задачи внутрипредметных и межпредметных связей с биологией, физикой, историей, изобразительным искусством, музыкой;
углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов;
развитие у учащихся навыков графической культуры, умения обосновывать законы красоты с помощью математики;
воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира, умений ценить красоту собственного труда;
создание положительной мотивации обучения на выбранном профиле.
Теоретическая часть программы предполагает использовать каждую возможность привлечь внимание учащихся к любой особенности, черточке, штриху, ко всему тому, что способно расположить к математике. Это многое интересное и красивое в самой математике. Это различные примеры красоты из области техники, искусства, природы, к которым математика имеет самое непосредственное отношение. Формируемая таким образом идея красоты, как явления, общего для многих областей знаний, вместе с идеей о математическом характере законов красоты, сближает интерес к математике с интересами к другим областям науки и искусства, как бы переводит одно в другое, делая их единственными и неразрывными. Процесс формирования этих идей длительный. Поэтому необходимо последовательно формировать у учащихся потребность понимать, что многие фигуры и построения, служащие доказательству теории, представляют собой вещи красивые сами по себе, даже независимо от их математического содержания. Теоретическая часть программы способствует формированию у учащихся понятия о том, что красоты тем ярче, чем более богатое содержание она выражает. Красота геометрических форм неизмеримо обогащается, когда раскрывается её математическое содержание и значение.
Тема: Правильные многоугольники. Творчество и поиск красоты. 12 часов.
Тема знакомит с понятием, различными способами построения и применением правильных многоугольников в природе и окружающей обстановке.
Основная цель:
сформировать у учащихся понятие о том, что правильные многоугольники – это создание прекрасного для глаза человека, это искусство, которое украшает нашу жизнь;
воспитывать эстетические вкусы при выборе цвета и сочетания цветов;
развивать потребность в создании и применении в жизни элементов красоты.
Изучение элективного курса «Математические законы красоты» позволит:
выработать навыки исследования законов окружающей природы;
установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства им формул;
создавать красоту математических линий.
Результатом изучения является творческая работа «Красота и математика» (например, изготовление картин, каких-то дизайнерских вещей, где есть непосредственная связь с математикой, или создание свего вид паркета, проект «Построение цветочных клумб» и т. д)
занятия
| Тема занятия
| Форма
| Методические рекомендации, литература
| Правильные многоугольники. Творчество и поиск красоты. 13часов.
|
|
| 1
| Правильные многоугольники. Точное построение правильных многоугольников
|
|
| 2
| Приближенное построение правильных многоугольников
| Лабораторная работа «Правильные многоугольники»
|
| 3
| Снежинка или кривая Коха
| «Есть ли «Мир снежинок»: тайна формы или закономерность» исследование
| К. Левитин, Геометрическая рапсодия, М., Знание, 1984
| 4
| Решение занимательных задач на построение. Звезда шерифа.
| Практическая работа
| С. Коваль, От развлечения к знаниям, Варшава
| 5
| Геометрический способ решения квадратных уравнений
|
|
| 6
| Паркеты. Искусство укладки.
|
| Сообщение «Укладка паркета – искусство»
| 7
| Пчелиные соты и ботинки
|
|
| 8
| Пчела и экономная архитектура
|
| Проект «Пчелиная архитектура»
| 9
| Чудеса света. Пирамида Хеопса.
|
| Сообщение «Чудеса света»
| 10
| Лабиринты
| Практическая работа «Виды и тайны лабиринтов»
|
| 11
| Геометрия перегибания листа бумаги
|
|
| 12
| Золотое сечение и искусство цветоводства
| Практическая работа «Построение цветочных клумб»
|
| 13
| Заключительное занятие «В мире нет места для некрасивой математики»
| Творческая работа
| Проект «Красота и математика»
| Литература для учителя
Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. – М.: Наука, 1981.
Скопец З.А. Геометрические миниатюры. – М.: Просвещение, 1990.
Левитин К. Геометрические рапсодии. – М.: Знание, 1986.
Сергеев И.Н. Примени математику. – М.: Наука, 1989.
Коксетер Г.С. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука, 1978.
Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза. – М.: Знание, 1986.
Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.
Махов А. Леонардо да Винчи. – Ташкент: Чулпон, 1990.
Омар Хайям. Рубаи. – Ташкент, 1982.
Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1981.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. – М.: Просвещение, 1995.
Математика. Учебно-методическая газета. – М.: Издательский дом «Первое сентября».
Литература для учащихся
Коваль С. От развлечения к знаниям. – Варшава.
Перельман Я.И. Занимательная геометрия. – Екатеринбург, Тезис, 1994.
Я познаю мир. Математика. Детская энциклопедия. – М.: АСТ, 1995.
Занимательно о физике и математике. Библиотечка Квант. - М.: Наука, 1986.
Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. – М.: 1995.
Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. – Минск, Вышэйшая школа, 1978.
Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука, 19
|