Т. В. Будилина, В. И. Юрьев*





НазваниеТ. В. Будилина, В. И. Юрьев*
страница1/3
Дата публикации21.06.2014
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3

Т.В. Будилина, В.И. Юрьев*




Фашизм как крайняя форма

антидемократического режима
Рассматривая государство только с точки зрения форм правления и государственного устройства, мы никогда не получим его полной характеристики, так как это внешние формы организации государства. Важнее всего знать, как на самом деле функционирует государство, как осуществляется государственная власть, каким способам и методам властвования отдается предпочтение, какова при этом роль личности, социальных групп и общества в целом во влиянии на государство, и наоборот, какова степень участия в политических процессах отдельного гражданина. Поэтому ошибочно оценивать государство только с позиции форм государственного правления и устройства. Привлекая категорию «политический режим», можно получить наиболее полное представление о конкретном государстве.

Для характеристики этих процессов применяется понятие «политический режим». Политический режим в большей степени открывает социально-политическую, глубинную сущность и назначение государства. Форма политического режима дает ответ на вопрос, какие политические взаимоотношения существуют между властью и населением.

Что касается характеристик, которые служат основанием для определения принадлежности режима к демократической или антидемократической разновидности, то в современных исследованиях их набор выглядит весьма классическим, тогда как реальность всегда была более разнообразна.

Понятно, что в чистом виде ни один из политических режимов в действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования.

Кроме того, достаточно сложно дать представление о формировании механизма той или иной разновидности политического режима.

История развития западноевропейских государств XX в. показала, что наиболее жестоким и антигуманным явился фашизм, как крайняя форма антидемократического режима.




* © Т.В. Будилина, В.И. Юрьев, 2002.
Не претендуя на завершенность, можно выделить отличительные черты фашизма:

- претворение в жизнь идей антикоммунизма, шовинизма, расизма, милитаризма;

- максимальный контроль фашистской партии над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей;

- применение крайних форм насилия для подавления инакомыслия и оппозиций;

- агрессивная захватническая внешняя политика;

- широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики;

- крикливая демагогия в целях маскировки ее истинного содержания;

- способность путем националистической и социальной демагогии политически активизировать население;

- наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев.

Исследуя эту сложную разновидность антидемократического политического режима, важно выявить его исторические корни и проанализировать, что позволило ему в дальнейшем превратиться в идеологию миллионов.

Фашизм (итал. Fasciosmo, fascio - пучок, связка, объединение) - правоэкстремистское тоталитарное политическое течение, возникшее в европейских странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил. Фашизм у власти - открыто террористическая диктатура наиболее реакционных сил общества. Это, прежде всего, шовинизм, антикоммунизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики. Внешняя политика фашизма - политика захватов.

Термин впервые использован организацией «Фашио ди комбаттименто» в Италии в 1919 г. Муссолини превратил фашизм в мощную политическую силу в стране. К концу 1930-х гг. фашистские режимы утвердились в Испании (фалангисты), Португалии, Австрии, в Балканских странах, Франции, в государствах Латинской Америки и Японии.

В Англии в 1932 г. был создан Британский союз фашистов во главе с Мосли, который в 1934-19З6 гг. приобрел резко антисемитскую направленность. Акт об общественном порядке 1936 г., запретивший частные военизированные формирования, а также носить униформы участникам политических движений в Великобритании («чернорубашечники»), существенно снизил возможность превращения фашизма в активную политическую силу в стране.

После прихода фашистов к власти в Италии (1922 г.), Германии (1933 г.) и Испании (1939 г.) начали складываться полицейские тоталитарные государства. После Второй мировой войны фашистские методы правления характерны для военных диктатур в Парагвае, Чили, для южно-африканских расистов.

Идеологию фашизма правильнее всего охарактеризовать как «собирательную» идеологию. В борьбе за создание массовой социальной основы фашизм выдвинул систему взглядов, использовавшую в значительной мере реакционные учения и теории, сложившиеся до его появления (расистские идеи, антидемократические концепции Ницше, Шпенглера, Джентиле; антисемитизм, геополитика, пангерманизм и др.).

Идеологи фашизма и национал-социализма объявили Ф. Ницше своим предтечей. Обходя те аспекты ницшеанского учения, которые явно расходились с фашистской и национал-социалистической идеологией, рассчитанной на массовое движение, они акцентировали внимание на моментах общности и преемственности между ницшеанством и собственной идеологией. Ряд идей Ницше (о расе господ, новом порядке, о национальной миссии немцев, сверхчеловеке, воле к власти и т.д.) получили соответствующую интерпретацию и модификацию в духе идеологии национал-социализма. Национал-социализм (нацизм) - наиболее радикальный из известных в истории этого типа движений и режимов вариант тоталитарного господства и агрессивности на международной арене. Он является выражением неадекватной правоконсервативной реакции определенных слоев германского общества на результаты Первой мировой войны и кризисные процессы в стране в послевоенный период. Эта реакция выразилась в конструировании особой нацистской идеологии, в центре которой - конгломерат идей военной экспансии, расового неравенства, национализма, «классовой гармонии» (теории «народного сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»), всевластия государственной машины («теория тотального государства»).

Фашистские идеологи также использовали выгодные им аспекты теории элит В. Парето и концепции политического класса Г. Моска. Оба итальянских мыслителя исходили из идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп - правящих и управляемых. Они утверждали, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде политического класса (Г. Моска) или «правящей элиты» (В. Парето). Элита в широком смысле весьма сходна по значению с аристократией (власть лучших) или, в более современной формулировке, с меритократией (власть достойных). Все общества отличаются друг от друга в основном вследствие различий, коренящихся в природе своих элит. В результате меньшинство управляет большинством, прибегая к двум разновидностям приемов и средств - силы и хитрости. Политические элиты подразделяются на два семейства, названия которых восходят к Макиавелли. Предпочитающие насилие - «элита львов», а предпочитающие изворотливость - «элита лис».

К следующему идеологическому источнику немецкого национал-социализма можно отнести труды X.С. Чемберлена. Он впервые соединил концепцию исконного неравенства рас, их деления на «полноценные» и «неполноценные», идею борьбы «благородных» рас против «неполноценных» как содержания всемирной истории с «германством».

Переработанный в свою пользу «мыслительный материал», который использовали немецко-фашистские идеологи, вобрал в себя самые худшие с точки зрения общечеловеческих ценностей продукты в истории не только немецкой, но и мировой культуры. При этом использовались любые средства и приемы, несмотря на их низость и предосудительность. На основе такого исходного материала национал-социалисты развивали свои представления о политике, господстве, государстве.

В наиболее концентрированном виде все эти идеи были выражены в книге А. Гитлера «Meine Kampf» (1925 г.). В политическом плане они отразились в создании тоталитарной политической партии (НСДАП), которая реализовала данную идеологию на практике в виде всепроникающей партийно-государственной диктатуры. Весьма существенная черта фашистской идеологии - крикливая демагогия в целях маскировки ее истинного содержания. Этой цели служило, в частности, спекулятивное использование фашизмом популярности идей социализма в массах. Возникнув как реакция на революционный подъем, наступление которого возвестила революция в России (октябрь 1917 г.), фашизм превратился в ожесточенного и опасного противника всего прогрессивного человечества.

От других форм реакционной диктатуры фашизм отличается широкими связями с определенной, достаточно многочисленной частью населения, не относящейся к правящим классам, способностью мобилизовать и политически активизировать ее в интересах эксплуататорского строя. Фашизм опирается на мелкую и среднюю буржуазию, деклассированные и преступные элементы, отсталые слои трудящихся.

Таким образом, идеология фашизма - крайний антикоммунизм, расизм, шовинизм, тоталитаризм, вождизм, экспансионизм и агрессия в сочетании с безудержной социальной демагогией.

При определенном различии установившихся в 1920-1940-х гг. в странах Европы фашистских диктатур их основные характеристики совпадают, поскольку одинаковой являлась классовая сущность этих режимов - антикоммунизм, террористическое подавление инакомыслия и оппозиций, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни людей, милитаризация экономики, подготовка и проведение агрессивных войн.

Фашистское движение и фашистские режимы возникли в основном в Европе после Первой мировой войны как наиболее агрессивные формы реакции в борьбе против революционного движения. Фашизм - порождение империализма. Монополистическая буржуазия, а в ряде стран и немонополистическая, напуганная ростом революционного и национально-освободительного движения под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции, санкционирует насилие в таких масштабах и формах, которые не укладывались в рамки обычных представлений о консервативном типе политики. Фашизм как политический метод становится реальным воплощением нового, экстремистского варианта империалистической политики.

Эта тенденция была прослежена В.И. Лениным еще задолго до появления первых фашистских групп и диктатур, когда еще понятия «фашизм» не существовало. В его труде «Империализм как высшая стадия капитализма» были раскрыты закономерности, присущие государственно-монополистическому капитализму, которые ведут к подобным диктатурам. В.И. Ленин показал неразрывную связь усиления государственной машины империализма с неслыханным ростом ее чиновничьего и военного аппарата, предназначенного для репрессий против широких народных масс, пролетариата как в монархических, так и в «свободных» республиканских странах. Ленин писал: «...Бешеная защита империализма, всевозможное приукрашивание его - знамение времени»1.

В других работах он отмечал, что «европейская буржуазия судорожно цепляется за военщину и реакцию из страха перед рабочим движением»2, что она «готова продать любому авантюристу всю свою «цивилизацию» за меры «строгости» против рабочих или за лишний пятак на рубль прибыли»3.

В отличие от других буржуазных партий, замалчивавших кризис капиталистической системы, фашисты «смело» критиковали ее, предлагали свой выход из кризиса и даже демагогически заявляли о ликвидации классов и классовых различий, о введении социального равенства. Спекулируя на стремлении народных масс к социализму, они называли себя «революционерами», социалистическим движением («национал-социалистами», сторонниками «корпоративного общества» и т.п.). Поэтому в ряды фашистской партии вступали не только открытые прислужники монополистического капитала: чиновники, военщина, полицейские агенты, но и опутанные ими широкие слои мелкой буржуазии и даже часть рабочих, испытавших тяжелые последствия наступления крупного капитала, экономического кризиса. Захватывая власть и выполняя социальный заказ буржуазии, фашисты стремились прежде всего истребить передовую часть рабочего класса, его организации, применяя самое грубое беззаконие и насилие. Следует еще раз заметить, что фашизм повсюду опирался на национализм, расизм, шовинизм, милитаризм, а в ряде стран (особенно в Германии) и на реваншизм.

Разоблачая социал-демократов, утверждавших, что фашизм - это якобы власть восставшей мелкой буржуазии, стоящей над пролетариатом и буржуазией, Георгий Димитров на VII конгрессе Коминтерна говорил: «Фашизм - это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм - это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике - это шовинизм в самой грубой форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов»4.

Последующие исторические события полностью подтвердили правильность этих выводов.

Приход фашизма к власти в Италии, Германии и других странах не был обыкновенной заменой одного буржуазного правительства другим. «Это означало смену одной государственной формы классового господства буржуазии - буржуазной демократии другой его формой - открытой террористической диктатурой»5.

Фашизм приходил к власти во взаимной, подчас острой борьбе со старыми буржуазными партиями или определенной частью их, борьбе разных групп монополистической буржуазии, борьбе в самом фашистском лагере, которая иногда доходила до вооруженных столкновений. Однако во всех случаях путь фашизма к власти прокладывали правящие круги буржуазии.

Вся внутренняя и внешняя политика фашизма определялась интересами монополий, особенно тех, которые были связаны с военным производством. Магнаты тяжелой индустрии и «пушечные короли» энергично подталкивали развитие милитаризма как во внутренней, так и во внешней его форме, а в фашизме видели наиболее пригодный инструмент для укрепления своей власти и осуществления своих корыстных планов завоевания мирового господства.

Везде милитаризм служил постоянной опорой для авторитарно-диктаторских устремлений внутри господствующих классов, создавал атмосферу национал-шовинистического угара. Он готовил кадры, способные на любые преступления. Не случайно почти вся фашистская «элита» в той или иной мере прошла казарменную школу военщины.

В.И. Ленин отметил: «...преступнейшая и реакционнейшая империалистическая война 1914-1918 гг. воспитала во всех странах и выдвинула на авансцену политики во всех даже самых демократических республиках именно десятки и десятки тысяч реакционных офицеров, готовящих террор и осуществляющих террор...»6.

Из их рядов и вышли многие фашистские лидеры: Хорти в Венгрии, Антонеску в Румынии, Пилсудский в Польше, Франко в Испании и многие другие. Муссолини и Гитлер также прошли хорошую выучку у милитаристов.

Специфика условий установления тоталитарного режима, особенности идеологии накладывают свой отпечаток на облик возникающего общества, в чем нетрудно убедиться на конкретных примерах Италии, Германии, Испании, Болгарии, Румынии, Польши, Японии и других государствах, не случайно попавших под «пресс» фашизма.

Фашистское движение в Италии, возглавленное Муссолини, возникло в 1919 г. на периферии политической жизни: у его истоков стояли романтически настроенные интеллигенты, мечтавшие о «Великой Италии», маргиналы социалистического движения. Здесь национальная идея была соединена с требованиями социальной справедливости. Открыто шла спекуляция на ущемленных национальных чувствах (Италия, понесшая значительные потери в мировой войне, получила от союзников значительно меньше, чем рассчитывала). Резкой критике подвергалось государство и правящие политические партии за неспособность обеспечить преодоление экономического спада, решить проблему безработицы, резкого снижения жизненного уровня. Одновременно осуждалось ориентирующееся на коммунистов и социалистов рабочее движение - за забастовки, наносящие удары по экономике нации. Выдвигались популистские лозунги типа «Земля тому, кто ее обрабатывает». Формировался культ сильной личности - Муссолини, якобы способного вывести страну из кризиса.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconОрганизация внеурочной исследовательской деятельности школьников,...
Абрагина Ольга Дмитриевна, учитель иностранного языка мбоу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского», г. Юрьев-Польский...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconВладимир, Муром, Гусь-Хрус­тальный, Юрьев-Польский, Александров,...
...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconА. И. Юрьев Решение заседания
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconА. И. Юрьев Решение заседания
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconПроекта
Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, мбоу «Энтузиастская оош», Юрьев-Польский район, Владимирская область,...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconУчебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Философия»
Составитель: В. А. Юрьев – преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин сф рпа минюста России
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Юрьев-Польского
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconРеферат по дисциплине «Английский язык и литература» на тему «Лимерик...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя обшеобразовательная школа №1 Г. Юрьев-польского»
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О проведении мероприятий, посвященных Дню Героев Отечества, на территории муниципального образования Юрьев-Польский район
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconМетодические рекомендации по оформлению и оценке рефератов и докладов
Юрьев-Польский финансово-экономический колледж – филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* icon«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» методические...
Юрьев – Польский финансово-экономический колледж – филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconДепартамент образования прика з «20» июля 2004 г. №533 Об итогах тематического инспектирования
«Организационно-управленческая деятельность органов управления образованием администраций Гусь-Хрустального, Собинского, Юрьев-Польского...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одно из следствий этого- ослабление крепостнического режима и самовольное восстановление в ряде мест крестьянского “выхода”, т е...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Текст] : учебник для студентов высш учеб заведений, обуч по специальностям 060101 "Леч дело", 060103 "Педиатрия", 060201"Стоматология"...
Т. В. Будилина, В. И. Юрьев* iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В целях совершенствования работы с ветеранами войны в Афганистане, семьями воинов, погибших при выполнении интернационального долга,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск