Авторы:
ФИО
| 1. Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Энтузиастская ООШ», Юрьев-Польский район, Владимирская область, с.Энтузиаст
| 2. Сомова Екатерина Андреевна, ученица 7 класса, МБОУ «Энтузиастская ООШ»
| Визитка
Описание проекта
| Название проекта
| «Нам нужны «крылатые выражения» в жизни?» (о фразеологизмах)
| Краткая аннотация проекта
| Самое интересное и яркое в языке – это фразеологизмы. Фразеологию образно называют жемчужиной русской речи. Современные фразеологизмы охватывают широкий круг проблем, связанных с их семантикой, структурой и составом, особенностями и правилами их функционирования. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать, ведь только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Что обозначает тот или иной фразеологизм, каковы его особенности? На эти вопросы дает ответ вышедший в 1967 году «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. По существу, это первый фразеологический словарь в точном смысле слова. Он содержит свыше 4000 словарных статей. Чтобы показать, как фразеологизм употребляется в речи, каждое его значение иллюстрируется цитатами из произведений художественной и публицистической литературы. (Знакомство со словарём).
В течение проекта учащиеся : повторяют и расширяют знакомство с устойчивыми выражениями, продолжают знакомство с их историей и происхождением.
Также пополняют словарный запас фразеологическими синонимами и антонимами.
Кроме этого развивают связную речь, внимание, мышление.
Главное : воспитывают в себе умение работать в группе, тактичность в общении, взаимовыручку.
| Предмет(ы)
| Русский язык – основной предмет. Темы, начиная с простых и заканчивая более сложными, с 1 по 9 классы.
Литература – в художественных произведениях
История – в исторических документах
И другие предметы, где используются крылатые выражения (математика – в задачах), природоведение (в описании природы), иностранные языки, обществознание (употребление в речи)
| Классы
| Могут участвовать все желающие (дошкольники, школьники, родители, преподаватели, просто неравнодушные к языку люди)
| Приблизительная продолжительность проекта
| 1 урок – знакомство с целями и задачами проекта, его положением, выбор работы по направлениям( организация команды, распределение ответственных)
2-6 уроки – работа над проектом (фото, рисунки, сказки, презентации, рассказы)
7-9уроки – защита проектных заданий
10 урок – подведение итогов, награждение, рекомендации по использованию проектных материалов
| Основания проекта (Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения)
|
| В процессе проектной деятельности учащиеся смогут :
Цель: Определить как важно употребление фразеологизмов в нашей речи, как благодаря их свойствам: образности, экспрессивности и слитности значения,– наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней.
Задачи:
Проявить интерес к родному языку, его истории.
Сформировать учебно-языковых фразеологические умения.
Развить умение работы с учебной информацией, с компьютерными технологиями.
Активизировать общение среди учителей, родителей и между собой.
Развить навыки творческой работы.
| После завершения проекта учащиеся смогут:…
- охарактеризовать фразеологизмы как средство выразительности языка;
- обогатить речь образными фразеологическими выражениями; употреблять правильно их в своей речи.
- чётко работать с учебной информацией, с компьютерными технологиями;
- активно общаться со сверстниками и людьми разного возраста;
- применять свои знания и активность в других конкурсах.
| Вопросы, направляющие процесс обучения
| Основополагающий вопрос
| Для чего каждое поколение людей создаёт в речи свои, только ему свойственные и необходимые фразеологизмы?
| Проблемные вопросы
| Без фразеологизмов наша речь станет бедной, невыразительной, необразной?
Какие крылатые выражения вы чаще всего употребляете в речи? При каких условиях?
Зачем вам необходимы фразеологизмы в речи?
С какой литературой необходимо ознакомление по данной теме?
| Учебные вопросы
| Что такое фразеологизмы? Какая наука изучает «крылатые выражения речи»?
Для чего они необходимы в речи?
Как они образуются?
Каково их лексическое значение?
Почему они могут быть многозначными?
Можно ли подобрать синонимы к фразеологизмам?
| План оценивания (График оценивания)
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектами и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| 1.Предложить тему проекта.
2.Познакомить с целями и задачами проекта, его положением.
3.Подумать над выбором работы по направлениям (организация команды, распределение ответственных)
| Направления и потом оценка работы: (по данным критериям, требованиям)
Конкурс презентаций
Литературный конкурс
Конкурс лингвистических сказок
Конкурс рисунков
Конкурс фотографий
Во всех работах прослеживается:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- работа над проектированием и конструированием развивающей образовательной среды;
-организация учителем (руководителем) активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
| Учащиеся должны ответить на вопросы:
- Понравился ли проект?
- Какие этапы проекта были самыми сложными? Почему?
- Что удалось лучше всего?
- Какие эмоции вы испытали, знакомя со своей работой других участников?
- Чему научились, работая над проетом?
- Будете ли вы участвовать в других проектах?
|
| Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
| Печатные материалы
| «Фразеология современного русского языка» Шанский Н. М.: Высшая школа, 1985.
Архангельский В.Л. О задачах изучения фразеологического состава русского языка // Проблемы русской фразеологии: Республ. сборник. – Тула, 1975.
В. Виноградов. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 2-е испр. изд. М., 1972.
Интервью с лидером группы «ДДТ» Ю. Шевчуком (Статья «Не бояться будущего»- «АИФ» №10 2013г., стр. 3)
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1988
Купалова А.Ю. Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2010
Молотков А. И. Фразеологический словарь русского языка, М.: 1967.
| Интернет-ресурсы Ссылки (URLs) на нужные для проекта ресурсы
| Интервью с Президентом http://rabbit-show.ru/interesnoe-intervyu-s-putinym/
Интервью с известным теле-радиоведущим Владимиром Рудольфовичем Соловьёвым http://www.peoples.ru/tv/soloviev/interview7.html
| Другие ресурсы Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения проекта (экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители и т.д.)
| http://shkola.lv/index.php?mode=lesson&lsnid=504
http://www.proshkolu.ru/user/Tatyana-Primorie/file/977260/
http://festival.1september.ru/articles/520845/
http://rabbit-show.ru/interesnoe-intervyu-s-putinym/
http://ru.calameo.com/read/001281082813cbb019bf6
http://ru.calameo.com/read/0012810820022395fcb10
http://www.openclass.ru/node/361788
http://ru.calameo.com/read/00128108293cfe0a360b2
http://www.openclass.ru/node/361790
http://www.calameo.com/read/001281082f32948d67581
http://www.openclass.ru/node/361784
http://www.calameo.com/read/00128108265c39a55bdca
http://www.openclass.ru/node/361781
http://www.openclass.ru/node/361787
http://ru.calameo.com/read/0012810828e72496b732d
http://www.docme.ru/doc/156517/prezentaciya.-tajny-russkogo-alfavita.--ekaterina-somova---
http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-8124.html
http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200203103
http://tatyana-zaxarova. jimdo.com
http://olenka68.blogspot.ru/2012/05/blog-post_25.html
http://biblio1.ucoz.ru/load/strana_frazeologija/1-1-0-50
http://www.odnoklassniki.ru/profile/533647807736
http://www.odnoklassniki.ru/profile/533647807736
http://ru.calameo.com/read/0012810828e72496b732d
|
|