Скачать 109.58 Kb.
|
А у вас работают по нелинейному расписанию? Опубликовано: 24.07.2013 14:12 Рубрика: Страничка директора «Переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей — кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями». А.И. Адамский Нелинейная модель школьного расписания подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы. «Под нелинейным расписанием школа понимает расписание, которое предусматривает реализацию учащимися различных видов и форм образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения»,- так определяют нелинейное расписание в одной из российских школ. Организация образовательного процесса на основе нелинейного расписания является одним из путей повышения качества школьного образования. Его введение непосредственно диктуется ФГОС, переходом на занятия по индивидуальным образовательным траекториям. Идеи единого расписания урочной и внеурочной занятости школьников практиковались ещё в советской школе, особенно в школах полного дня. Активно их распространяла заместитель министра просвещения РСФСР Л.К.Балясная. В условия нелинейного расписания изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий. При этом урок уже не является основной формой учебного процесса. Появляются новые формы: творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, заседание кафедры, проекты и другие. Виды деятельности и формы проведения занятий в расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Создаются условия, при которых ребенок может самоопределяться по интересам. Изменяется и роль учителя. На первый план его деятельности выходят:
Однако, при введении нелинейного расписания не исключены и такие риски:
Чтобы их минимизировать предлагается:
«Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим», — отмечал И.И.Калина, ещё будучи зам.министра Минобнауки РФ. Разработчики модели нелинейного расписания считают, что показателями достижения результативности его введения в образовательный процесс являются:
Нелинейное расписание может быть реализовано не только в начальной школе, но и на всех ступенях обучения, в отдельном классе, по отдельному предмету. При составлении нелинейного расписания, также как и в традиционной форме, необходимо учитывать требования СанПин. Оно составляется, как правило, под конкретный класс, детей, педагогов. Необходимое требование к расписанию – гибкость, вариативность и динамизм. Расписание составляется с учётом календарно-тематического планирования программного материала и интересов обучающихся. При проведении отдельных занятий предусмотрено объединение их в разновозрастные группы или группы по интересам. Отдельные фрагменты нелинейных расписаний даны в приложении 2. При переходе на новую модель расписания – нелинейное расписание целесообразно оформить это действие специальным локальным нормативным актом, например, Положением о нелинейном расписании (приложение 1). Приложение 1 Положение о динамичном нелинейном расписании (разработчик Мирошниченко И.А., школьный диспетчер по расписанию) I. Общие положения. 1. Настоящее положение регулирует организацию учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в школе. 2. Организация учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) строится на динамичном нелинейном расписании, основной принцип которого - учет ритмов учебной деятельности. 3. Нелинейная модель расписания в школе является способом изменения условий образовательного процесса, через изменение расписания, с целью обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширяя границы своих возможностей. 4. Нелинейная динамическая модель образовательного процесса решает следующие задачи:
II. Организация образовательного процесса в школе. 1. Учебный процесс в 1-2 классах организован таким образом, чтобы учебная деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, гармонично сочеталась с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. С этой целью осуществляется внеурочная деятельность. 2. Наряду с классно-урочной формой учебные занятия проходят в форме творческих мастерских, образовательных путешествий, педагогических мастерских, проектов, модулей и т.д. Такие мероприятия могут проходить в виде спаренных уроков, в расписании они проставляются одной строкой, что позволяет проходить программный материал по разным дисциплинам без потерь часов и перегрузки учащихся. 3. Первые 2 недели 1 цикла в 1-х классах реализуется образовательный модуль «Введение в школьную жизнь», в котором интегрируются различные учебные предметы. 4. В учебном процессе согласно СанПиН в оздоровительных целях в середине учебного дня предусмотрена динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут, которая проходит во время семейного обеда, что не отражается на объеме учебной нагрузки. III. Основы деятельности. 1. Школа самостоятельно разрабатывает рабочие программы образования с учетом интересов детей, потребностей семьи, национально-культурных традиций, материально – технической базы. 2. Содержание деятельности определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утвержденные педагогическим (методическим) советом школы. IY. Участники организации динамичного расписания. 1.Участниками организации динамичного расписания являются учащиеся начальных классов, педагогические работники, участвующих в реализации ФГОС, родители (лица, их заменяющие). 2. Осуществляет составление и коррекцию расписания диспетчер расписания. Приложение 2 . Фрагменты оформления нелинейного расписания (из расписаний, размещенных на сайтах российских школ) Ф. 1. Нелинейное расписание 1.2 классов на четверть
Ф. 2. Нелинейное расписание для 7-9-х классов
Практики отмечают, что чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий, снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов. При подготовке использованы материалы, размещенные на интернет-сайтах общеобразоватетельных учреждений. Информацию по данному вопросу также можно найти у А.И. Адамского. |
Пояснительная записка к расписанию уроков в 1-10 классах в муниципальном... Расписание уроков в 1-10 классах мбоу «сош №3» п. Пурпе составлено на основе норм СанПиН 4 2821-10 (п. 10. 6, 10. 7, 10. 8, 10. 11,... | Отчет о работе мо в мбоу сош с. Трунтаишево за 2 четверть 2013 / 2014 учебного года В школе создано и работают 6 предметных методических объединений. Все они работают по плану. Состоялись очередные заседания | ||
«Наука или вымысел» Презентация нового лексического материала с. 97 №61. Учащиеся работают в парах, читают глаголы, обмениваются знаниями, работают со... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня 1 сентября праздничный день. А праздник – это радость, улыбки, веселье. И наш первый учебный день сегодня тоже будет весёлым.... | ||
Работают только простые и надежные Я залез в сеть по поводу вполне конкретной проблемы – освобождение от захвата за волосы сзади.* Куча приглашений на обучение, некоторые... | Электронный адрес кафедры английского языка: kaf eng@gup ru Аспиранты-очники работают в течение года с преподавателем над написанием реферата для сдачи кандидатского экзамена. Аспиранты-заочники... | ||
Электронный адрес кафедры английского языка Аспиранты очной формы обучения работают с преподавателем (2 раза в неделю по 2 часа в течение года). Аспиранты заочной формы обучения... | Стратегии, которые работают Подход bcg С83 Стратегии, которые работают: Подход bcg : сб ст.: пер с англ. / Сост. Карл Штерн и Джордж Сток-мл.; [под общ ред. И. В. Лазуковой].... | ||
Мчс: Вдоль белгородских трасс работают пункты помощи водителям Скорость ветра до 10 метров в секунду. В связи с неблагоприятными погодными условиями на федеральной трассе м-2 в Белгородской области... | Урок "Природные зоны Южной Америки" Зигзаг”. Ребята активно работают на уроке сами определяют тему, цели урока и достигают их. В основной части урока ребята работают... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дорогие ребята! Еще вчера вас называли детьми, малышами, а с сегод-няшнего дня о вас будут говорить «Это ученик,школьник». Я поздравляю... | Классный час «Все работы хороши» Учитель Житникова Татьяна Борисовна... Труд приносит человеку радость. Работа занимает большое место в жизни. Благодаря труду людей богатеет страна. Ваши родители работают,а... | ||
Уроки по расписанию | Уроки по расписанию | ||
Уроки по расписанию | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Прошу вас повернуться назад и поздороваться. Присаживайтесь! Я рада вас видеть.... |