Скачать 451.45 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 6-9 классов общеобразовательной школы Разработала учитель истории и обществознания МКОУ «СВЕТЛОВСКАЯ СОШ ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» ТИТОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА Адрес: 658612 Алтайский край, Завьяловский район село Светлое, улица Центральная дом 7 кв. 2 телефон: 8 (385-62) 28-6-27 е-mail svetloe2008@rambler.ru с.Светлое 2012 год Содержание
1 Гражданин – Отечества достойный сын (6 класс) ………………….22 2. Права и обязанности граждан (7 класс)……………………………..26 3.Общество как форма жизнедеятельности людей (8 класс)…………30 4.Участие граждан в политической жизни (9 класс)………………… 35 5. Политические партии и движения (9 класс)………………………... 42 7.Список литературы……………………………………………………….47 Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны — те, в которых человек наиболее деятелен. Г. Бокль Пояснительная записка Актуальность изучения вопросов избирательного права и избирательного процесса для современной жизни трудно оспорить. Именно юным гражданам России жить и вершить судьбу страны в XXI веке. И от того, какими они вырастут, как будут воспринимать ценности, что сделают своими основными жизненными ориентирами, многое зависит от учителей. Таким образом, перед преподавателями обществознания стоит задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России, воспитать у них активную гражданскую позицию. Данный комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 6-9 классов общеобразовательной школы поможет развить критичность мышления, самостоятельность, инициативность – те качества, без которых невозможно формирование гражданина новой России – носителя великой культуры великого народа. Комплекс разработан на основе Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию, издательство «Просвещение» 2011 год, реализация программы обеспечена комплектом учебников: 1. Обществознание 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».-3-е издание – М.: Просвещение, 2010. – 224 с. 2.Обществознание 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».-2-е издание – М.: Просвещение, 2010. – 256 с. 3.Обществознание 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (Л.Н. Боголюбов, Н.Ф., Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Российская академия наук, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. 4. Обществознание 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева; Российская академия наук, издательство «Просвещение».– М.: Просвещение, 2010. - 223 с. Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению, мы наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, а порой пассивное отношение к выборам. Потому одной из главных целей преподавания обществознания является формирование политической культуры учащихся как будущих избирателей. Знакомство с избирательным правом осуществляется в рамках изучения школьного курса обществознания, В комплекте представлены методические разработки уроков по темам избирательного права и избирательного процесса на основе программы и вышеназванных учебников. Уроки построены на принципах соответствия целям, определенным программой в основной школе:
Задачи:
Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса рассчитан на 7 программных учебных часов, 5 тем для изучения, так как некоторые темы рассчитаны на 2 часа. Уроки разработаны с применением технологии критического мышления. К каждому уроку разработаны презентации в программе Microsoft Office PowerPoint 2003. Формирование надпредметных компетенций В процессе изучения вопросов избирательного права и избирательного процесса выдвигаются проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности быть активным в решении государственных вопросов, выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Ключевые надпредметные компетенции, которые учитель может развивать на занятии по избирательному праву и избирательному процессу в зависимости от темы, задач занятия. I. Исследовательские компетенции: 1. Разработка проекта • определение объекта и предмета исследования; • постановка целей, формулирование задач и гипотез; • описание материалов и методов исследования; • выявление и постановка проблемы; • описание планируемого результата. 2. Исследовательский процесс • сбор данных (накопление фактов); • работа с первоисточниками; • работа со словарями, энциклопедиями, справочниками. • использование компьютера для поиска информации; • анализ и синтез информации; • проверка гипотез; • построение обобщений и выводов; • решение задач творческого и поискового характера; • постановка опытов и проведение экспериментов. 3. Защита исследовательского проекта II. Речевые компетенции: • задавать вопросы и отвечать на них; • логично излагать свои мысли; • аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение; • пользоваться официально-деловым стилем речи (писать заявления, доверенности, составлять договоры и т.д.); • пользоваться научным стилем речи (писать рефераты, тезисы, аннотации); • пользоваться художественным стилем (писать сочинения); • вести конспект (книги, лекции); • редактировать текст. III. Мыслительные компетенции: 1. Умение анализировать • выделять главное; • сравнивать; • сопоставлять; • проводить диалектическое исследование (видеть плюсы и минусы). 2. Умение обобщать • определять теоретическое значение; • определять практическое значение; • делать выводы. 3. Умение систематизировать • строить графики и таблицы; • классифицировать. 4. Умение абстрагировать • отвлекаться от частных свойств предметов и явлений; • выделять существенные признаки. 5. Умение синтезировать • исследовать явление в целостности; • исследовать взаимные связи частей. IV. Ценностно-смысловые компетенции • ставить цели; • осознавать свои действия и поступки; • видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях, явлениях; • видеть и понимать окружающий мир; • отвечать за свои решения и действия. V. Общекультурные компетенции • познавать себя и других; • следить за своим здоровьем; • соблюдать этические нормы; • организовать себя на выполнение поставленной задачи; • слушать и слышать; • проявлять толерантность; • прощать и просить прощение; • быть благодарным. Описание педагогической технологии
Вызываю вас … на мысль! Развитие рационального, критического мышления является для данной программы одной из главных образовательных целей. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлениями об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения. В программе уделяется внимание формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обучению мыслительным умениям, процессам познавательного поиска. Так использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом смысле». Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном смысле», не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них. На занятиях формируется такой склад мышления и познавательной деятельности, при котором ученики смогут воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся в мнениях и убеждениях и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как к возможности для познания. Они учатся тому, как учиться у других, даже на их возражениях, расхождениях в восприятии, отличающихся способах мышления. Развивается склонность к критическому мышлению через:
Памятка – алгоритм для развития критического мышления
Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызова, осмысления, размышления или рефлексии. На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приемы, например, составление кластера (пучка, созвездия), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями. На той стадии используется также прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех участников: и слабых, и сильных, у них появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке. Вторая стадия – осмысление – дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая свое понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы, например, чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблицы и др. Третья стадия – размышления, или рефлексия, позволяет учащимся осмыслить все то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.Данная стадия реализуется также с помощью различных приемов, например, групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, составления схемы или подготовки своего законодательного предложения. Эти три стадии не обязательно жестко выделять на уроке, они могут плавно переходить одна в другую. Формируя критичность мышления, активизируется деятельность учащихся, создавая умения:
Методические приемы технологии критического мышления.
Предполагаемые результаты изучения вопросов избирательного процесса и избирательного права Учащиеся основной школы должны:
Содержание курса Основная школа 6 класс Занятие 1. Тема: Гражданин – Отечества достойный сын (1 час) Программные вопросы для рассмотрения: Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. В ходе уроков в 6 классе вопросы избирательного права рассматриваются в меньшей степени, так как программа предусматривает изучение проблемы Гражданин – Отечества достойный сын в целом, а вопросы избирательного права гражданина рассматриваются в определениях: выборы, референдум. Цели: первичное знакомство с историей избирательного права. Задачи: знакомить учащихся, на примерах понятия гражданственность с основными правами гражданина, в том числе правом участвовать в политической жизни страны, помочь понять жизненную необходимость изучения основ избирательного права, уметь формулировать собственное мнение, высказывать его. Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 1 7 класс Занятие 2. Тема: Права и обязанности граждан. (1 час) Программные вопросы для рассмотрения: Права и свободы человека и гражданина в России и их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. В ходе уроков в 7 классе вопросы избирательного права рассматриваются в меньшей степени, так как программа предусматривает изучение проблемы прав и обязанностей граждан в целом, а вопросы избирательного права рассмотрены поверхностно как политическое право. Цели: углубить знания о правах и обязанностях гражданина, избирателя. Задачи: познакомить с конституционными обязанностями демократии; дать сравнительную характеристику видам гражданских и негражданских правоотношений на основе избирательного права и избирательного процесса; способствовать своевременному включению в избирательный процесс молодого поколения; учить работать с документами. Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 2 8 класс Занятие 3. Тема: Общество как форма жизнедеятельности людей (1 час) Программные вопросы для рассмотрения: Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. На данном уроке характеризуются сферы общественной жизни, в том числе политическая сфера. Цели: познакомить учащихся с политической сферой жизни общества, необходимостью участия каждого человека в политической жизни общества. Задачи: формировать активную жизненную позицию развивать умение анализировать информацию для определения личной гражданской позиции; развивать навыки участия в дискуссии, работы в группе, выражения собственной позиции. Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 3 9 класс Занятие 4. Тема: Участие граждан в политической жизни (2 часа) Программные вопросы для рассмотрения: Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум - высшее непосредственное выражение власти народа. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Цели: познакомить учащихся с сущностью избирательной системы. Задачи: показать этапы избирательной кампании, механизмы её проведения; формировать ответственное отношение к процессу выборов; овладевать основными компонентами электоральных действий; формировать основные компетенции о правах и обязанностях избирателя; развивать умения обобщать и систематизировать знания, участвовать в диалоге, работать с документами, решать проблемные задачи, делать выводы. Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 4 9 класс Занятие 5. Политические партии и движения (2 часа) Программные вопросы для рассмотрения: Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Цели: сформировать представление о политических партиях и движениях. Задачи: формировать мировоззрение учащихся на идеалах гуманизма, свободы, демократии; понимание роли политических партий в выборах; воспитание активной гражданской позиции; утверждение себя как личности предупреждение противоправного поведения молодёжи; развивать способности учащихся анализировать факты, оценивать, сравнивать, аргументировать своё мнение, правильно вести дискуссию. Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 5 Система оцениванияС учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании посредством элективного курса должны быть следующие компоненты: - правовые знания как основы социальных умений и навыков; - конкретные умения и навыки в сфере избирательного права. Оценить действия учеников можно при помощи слов и жестов. Оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечить информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей. Формы контроля- тестирование; - задания по моделированию жизненных ситуаций; Т.е. определяется не только уровень знаний, но и выявляется поведенческий компонент в правосознании школьника. - написание творческих работ (сообщения, рефераты). - деловые и ролевые игры; - работа в малых группах; - метод «мозгового штурма»; - метод проекта; - творческие работы, дискуссии Учебно – тематический план
|
Постановление от 22 января 2014 года №98-5 с. Дубовское о районном... Утвердить Положение о районном конкурсе среди студентов гбоу нпо ро пу №100 на лучший реферат по вопросам избирательного права и... | And to federal republic germany (comparatively-legal analysis) Поэтому анализ институтов и механизмов избирательного права и процесса данных государств, правовой реализации принципов избирательного... | ||
Положение об Олимпиаде среди учащихся старших классов Санкт-Петербурга и обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге по вопросам избирательного... | Решение Н. В. Шубиной о проведении конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных заведений (юридических факультетов) Санкт-Петербурга... | ||
Г. Элиста о проведении Республиканской олимпиады по вопросам избирательного... В целях правового просвещения учащейся молодежи, разъяснения и пропаганды избирательного законодательства, знакомства с принципами... | Г. Элиста о проведении Республиканской олимпиады по вопросам избирательного... В целях правового просвещения учащейся молодежи, разъяснения и пропаганды избирательного законодательства, знакомства с принципами... | ||
Решение М. С. Сахарновой о проведении конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных заведений (юридических факультетов вузов) Санкт-Петербурга... | Решение М. С. Сахарновой о проведении конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных заведений (юридических факультетов вузов) Санкт-Петербурга... | ||
Ставропольского края постановление О краевом конкурсе среди студентов и аспирантов высших учебных заведений Ставропольского края (юридических факультетов, правовых... | Ставропольского края постановление Об итогах конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных заведений (юридических факультетов вузов) Ставропольского края на... | ||
Избирательная комиссия ставропольского края Об итогах краевого конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных заведений Ставропольского края (юридических факультетов,... | Конкурс среди студентов и аспирантов учреждений высшего профессионального... Омской области на лучшую работу по вопросам избирательного права и процесса, повышения правовой и политической культуры избирателей,... | ||
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего... Участие в зональном конкурсе на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Нам выбирать будущее» | Утверждаю исполняющий обязанности главы Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Олимпиады среди учащихся старших классов государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга и обучающихся... | ||
Положение об олимпиаде по вопросам избирательного права и процесса... Избирательная комиссия Республики Калмыкия при содействии Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия проводит... | Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных... Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства |