МБОУ «Нижне-Качеевская основная общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района РТ «Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
директора по УВР МБОУ «Нижне-Качеевская ООШ»
«Нижне-Качеевская ООШ» _________/Краснова И.А./
Протокол №___от ________/Букарцева С.А./ Приказ №___ от
«____»_______2011г. «____»__________2011г. «____»___________2011г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Терентьевой Елены Николаевны
по учебному курсу
«Обществознание»
8 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
«____»____________2011 г.
2011-2012 уч.год
Пояснительная записка
к образовательной программе по обществознанию в 8 классе
Настоящая образовательная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию МО и Н РФ 2004г.
Согласно действующему учебному плану школы образовательная программа для 8 – 9 классов предусматривает обучение обществознания в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.
Цели.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения. Образовательная программа ориентированна на использование пособий для учителя:
1 Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно – методичес-
кий журнал.
2 Магариф. Ежемесячный общественно – педагогический, научно – методичес-
кий журнал.
3. разработки уроков к учебнику Кравченко. Певцова Е.А.
4. Электронные учебные пособия:
1) CD «Основы правовых знаний» 8-9 класс.»
2) CD «Обществознание . Практикум»
№ п/п
| Раздел, Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
|
| Планируемые результаты освоения материала
| Вид контроля
| Домашнее задание
| Дата
|
| Виды учебной деятельности учащихся
| План
| Факт
| Примечание
| 1. Общество и человек. 10 ч.
|
| 1
| Наука изучающая общество
| 1
| Вводный урок
|
| Уметь объяснять понятия и термины: социум, субъективное знание, парадокс, методы обществознания, научное знание
|
| с. 4-8, основные понятия
| 5.09
|
|
| 2
| Что такое общество
| 1
| Изучение нового материал.
|
| Знать понятие общества и его основные признаки, основные сферы общественной жизни. Понятия, термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация
| опрос
| § 1,в. 1-4, 7, основные понятия.
| 10.09
|
|
| 3
| Взаимосвязь природы и общества
| 1
| Урок-практикум
| Работа с текстом, задания
| Понимать, что природа - основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества. Приводить примеры взаимоотношения человека и природы, экологические проблемы. Уметь объяснять понятия, термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы
| опрос
| § 2, основные понятия. Вопр и зад
| 12.09
|
|
| 4
| Типология обществ
| 1
| Интегрированный урок
| Работа с текстом учебника
| Знать типы обществ, характеризовать их особенности Понятия, термины: дописьменные, письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, эволюция, доиндустри-альное, индустриальное, постиндустриальное общество
| Состав. схемы
| § 3, основные понятия.
Вопр и зад
| 19.09
|
|
| 5
| Социальный прогресс и развитие общества
| 1
| Урок-практикум, групповая работа
| Работа с тестом, задания по теме
| Знать основные закономерности развития человеческого общества. Объяснять почему ускоряется история? Закон неравномерного развития народов и наций мира. Понимать, что такое социальный прогресс, реформы и революции Понятия, термины: закон ускорения истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы
| опрос
| § 4, в. 1-3, в.7 основные понятия.
| 26.09
|
|
| 6
| Личность и социальная среда
| 1
| комбинир
| Проблемная беседа, групповая работа
| Уметь различать качества человека: прирожденные и приобретаемые. Знать: человеческая личность, роль семьи и социальной среды в воспитании личности. Понятия, термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность; противоречия становления, моральные нормы, духовные ценности
| Понятийный диктант
| § 5, в. 1-3, основные понятия.
| 3.10
|
|
| 7
| Потребности человека
| 1
| Комбинированный урок
| Самостоятельная работа с текстом учебника
| Уметь характеризовать человека и его потребности. Знать сущность и иерархию потребностей, процесс возвышения потребностей. Понятия, термины: потребности, первичные и вторичные потребности, неудовлетворенные потребности, духовные потребности, свобода, ответственность
| Текущий опрос
| § 6, в. 1-4, основные понятия.
| 10.10
|
|
| 8
| Социализация и воспитание
| 1
| Комбинир.
| Проблемная беседа; работа в группах
| Понимать, что означает социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различия. Воспитание в семье. Понятия, термины: социализация, последствия социальной изоляции, воспитание и его формы. Жизненный цикл человека
| опрос
| § 7, основные понятия. в. 1-4. Творческий уровень: в. 6 на с. 58
| 17.10
|
|
| 9
| Социально-психологический процесс общения
| 1
| комбинир
| Ролевая игра
| Усвоить понятие общения. Виды и формы. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения. Понятия, термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение
| опрос
| § 8, вопр и зад
| 24.10
|
|
| 10
| Человек в обществе и общество в человеке
| 1
| Повтори-тельно-обоб-щающий урок
|
| Понимать уникальность человеческой личности. Воспитание и социализация. Проблемы общения и пути их решения. Понятия, термины: человек, личность, социум, социализация, коммуникабельность
| Тест
| повторение темы и основных понятий
| 31.11
|
|
| 2. Экономическая сфера. 12
| 11- 12
| Экономическая сфера. Сущность и структура экономики
| 2
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, практикум
| Что такое экономическая наука и зачем ее изучают в школе?
Основные ресурсы экономики и их роль.
Структура экономики.
Понятия, термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок
| Текущий
| § 9, основные понятия.: в. 1-5. в.6
| 14.11 21.11
|
|
| 13
| Товар и деньги
| 1
| комбинир
| Деловая игра
| Товар и его свойства.
Деньги, их функции и формы. Начальная цена и прибыль в бизнесе
Понятия, термины: товар, услуги
| Текущий
| § 10, основные понятия. в. 1-4
| 28.11
|
|
| 14
| Спрос и предложение
| 1
| комбинир
| Работа с текстом, практикум
| Спрос и предлож. как факторы рыночн экономики. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и предложения. Понятия, термины: спрос, величина спроса, предложение, величина предложения, маркетинг, цена
| Текущий
| §11, основные понятия. в. 1-4.
| 5.12
|
|
| 15
| Рынок, цена и конкуренция
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, практикум
| Рынок, его формы, виды, эволюция. Основные функции цены. Рынок, конкуренция, монополия. Понятия, термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия
| Тематический
| § 12, основные понятия. в. 1-6.
| 12.12
|
|
| 16
| Предпринимательство
| 1
| комбинир
| Деловая или ролевая игра
| Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение, функции. Малый бизнес и его роль в экономике. Фермерское хозяйство. Понятия, термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе, «челноки»
| Тематический
| § 13, основные понятия. в. 1-4. Творческое задан.: мини-сочинение «Роль малого бизнеса в экономике страны»
| 19.12
|
|
| 17
| Роль государства в экономике
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом, практикум
| Способы воздействия государства на экономику. Типы экономических систем: а) традиционная; б) командная; в) рыночная. Налоги, их виды, значение налогов. Понятия, термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог
| Тематический
| § 14, основные понятия. в. 1-5. Творческое задан.: эссе «Могут ли налоги быть справедливыми?»
| 26.12
|
|
| 18
| Бюджет государства и семьи
| 1
| комбинир
| Практикум
| Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Дефицит бюджета и социальные программы. Понятия, термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета
| опрос
| § 15, основные понятия. в. 1—5.
| 16.01
|
|
| 19
| Труд, занятость, безработица
| 1
| Изучение нов. матер
|
| Труд: сущность, виды труда, значение труда. Рабочая сила и рынок труда. Почему люди теряют работу и что следует знать безработному? Понятия, термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы
| опрос
| § 16, основные понятия. в. 1-4.
| 23.01
|
|
| 20
| Структура экономики края
| 1
| Урок-лекция
|
| Роль региона в экономической системе России. Современное состояние экономической структуры нашего края. Перспективы экономического развития края. Понятия, термины: экономика региона, экономические процессы, государственное регулирование
| Тематический
| повторение основных понятий.
| 30.01
|
|
| 21
| Становление рыночного общества в России: общее и особенное
| 1
| Повтори-тельно-обоб-щающий урок
| Работа с карточками
| Сущность и структура экономики. Рынок в условиях переходного периода. Роль государства в экономике. Труд, занятость, безработица. Понятия, термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы
|
| Повторить пройденное
| 6.02
|
|
| 22
| Экономич.сфера общества
| 1
| Урок контрольный
|
|
| Контрольный
тест
|
| 13.02
|
|
| 3.Социальная сфера 13 ч.
|
| 23
| Социальная сфера. Социальная структура
| 1
| Изучение нового матер.
| Работа с текстом учебника
| Строение общества. Социальный статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Понятия, термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль, социальная мобильность
| Текущий
| § 17, основные понятия. в. 1-4.
| 20.02
|
|
| 24
| Социальная стратификация
| 1
| Комбинированный урок
| Практикум
| Социальная стратификация и ее критерии. Классы как основа стратификации. Социальная дифференциация. Понятия, термины: стратификация, социальное неравенство
| Текущий
| § 18, основные понятия. в. 1,2.
| 27.02
|
|
| 25 - 26
| Богатые и бедные
| 2
| Комбинированный урок
| Самост работа
практикум
| Богатство, источники доходов, образ жизни, критерии богатства. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Понятия, термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни, масштабы и порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность
| Текущий
| § 19-20, основные понятия. Вопр. И зад
| 5.03 12.03
|
|
| 27
| Этнос: нации и народности
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом
| Этнос. Понятие, признаки. Кровнородственные группы и их разновидности. Племена, народности, нации. Понятия, термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация
| Текущий
| §21, основные понятия. в. 1-^-4.
| 19.03
|
|
| 28
| Межнациональные отношения
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с текстом учебн.
| Национальные отношения: внутренние и межгосударственные. Формирование многонационального государства. Этнические конфликты. Понятия, термины: национальность, национальное большинство и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность
| Тематический
| § 22, основные понятия. в. 1—4. Творческое задан.: подобрать по материалам СМИфакты различных взаимоотн. наций в современном мире. Подготовить газету на эту тему
| 26.03
|
|
| 29
| Конфликты в обществе
| 1
| Комбинированный
| Выступления учащихся. Работа с текстом учебн.
| Конфликт и его составляющие. и Классификация конфликтов. Способы решения конфликтов. Понятия, термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб формы конфликта, типичный конфликт
| опрос
| § 23, основные понятия. в. 1-3.
| 9.04
|
|
| 30 - 31
| Семья
| 2
| Комбинированный урок
| Работа с текстом учебн, практикум
| Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи. Жизненный цикл семьи. Развод: причины, повод, мотивы, последствия. Понятия, термины: семья, брак, развод, малая социальная группа
| опрос
| § 24, основные понятия. в. 1-3. Творчесое зад.: ученические проекты «Мое родословное древо»
| 16.04 23.04
|
|
| 32
| Социальная структура общества в регионе
| 1
| Комбинированный урок
| Выступления учащихся, заполнение таблицы
| Характеристика современной социально-демографической структуры общества в своем регионе. Этнические общности края. Областные социальные программы как способ решения актуальных проблем области. Понятия, термины: социально-демографическая структура; этническая общность; социальная программа Правительства области; правовой социальный статус несовершеннолетних в регионе
| опрос
| Творческое зад: подготовить сообщения об этнических общностях района
| 7.05
|
|
| 33 -34
| Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства
| 2
| Повтори-тельно-обоб-щающий урок
| Выступления учащихся
| Основные понятия по разделу «Социальная сфера»
|
| Подготовка к итоговой контрольной работе
| 14.05
21.05
|
|
| 35
| Итоговое занятие по курсу «Общество-знание. 8 класс»
| 1
| Урок контрольный
|
| Основные понятия по разделам курса
| Итоговая контрольная работа
|
| 28.05
|
|
| |