Скачать 62.34 Kb.
|
УРОК ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других. Ход классного часа Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем разобраться, что означают понятия «права» и «обязанности». Часто мы слышим: «Я имею на это право.» Или «Ты не имеешь на это права.» - Что означает это слово? (Выслушиваются ответы детей.) - Словарь Ожегова гласит «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.» Первые разрозненные суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Затем пришло время конституционных актов, последовавших в XVIII в. за американской и французской революциями. Именно в эпоху буржуазных революций появляется и понятие прав человека. Однако права и основные свободы человека еще долго оставались в рамках национального права. Первые международные договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы религии и отменой рабства. Во время второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла большая необходимость в международных документах, которые защищали бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года. Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. Декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И государство обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать. Есть ещё один документ, где можно познакомиться с правами человека: «Конвенция о правах ребёнка» О правах человека говорит Конституция РФ. Там, где речь идет о правах человека, Конституция РФ использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства. - Какие права имеют дети? (Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание, безопасность, свободу вероисповедания и др., но, самое главное, – право на жизнь.) Всё начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право на жизнь было не всегда. В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В школе я имею право…(на обучение, отдых, каникулы, понимание, уважение человеческого достоинства, свободу совести, выражение собственных взглядов и убеждений, свободное посещение мероприятий) Дома я имею право… (на понимание, любовь, заботу, помощь…) - Как вы понимаете выражение «право на ошибку»? (высказывания детей). (Каждый человек может ошибиться.) - Подумайте, существуют ли люди, которые не совершают ошибок? - Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.) - Как вы понимаете выражение «на ошибках учатся»? Вывод: Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем. ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИИ 1. - Вспомним сказку Г. Х. Андерсона «Гадкий утёнок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? - Почему обижали маленького утёнка? (Он был совсем не похож на других.) - Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке? 2. - Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»? - Какое право Зайчика было нарушено? (Право на жильё.) ПОГОВОРИМ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ Помимо прав у человека есть и обязанности. Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека. Ожегов: «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Следует вместе с тем подчеркнуть, что определенное поведение не всегда осознается человеком, а это может привести к отступлению от требований норм. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Так, Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создаст нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». А какие обязанности есть у вас? Давайте поиграем. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В школе я должен… (Добросовестно учиться, не мешать учебному процессу, бережно относиться к имуществу школы, бережно относиться к результатам труда других людей, зелёным насаждениям, к своим и чужим вещам, с помощью родителей возмещать причинённый школе ущерб, вести дневники, иметь школьные принадлежности, быть готовыми к урокам, придерживаться правил культуры поведения, труда, речи, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников, выполнять требования работников школы.) Физкультминутка Мы печём пшеничные Пироги отличные. Кто придёт к нам пробовать Пироги пшеничные? (Приглашающие движения руками.) Мама, папа, брат, сестра, Пёс лохматый со двора. (Указательный палец показывает на всех приглашённых) И другие, все, кто может, Пусть приходят с ними тоже. (Приглашающие движения) Тесто замесили мы, Сахар не забыли мы, (Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов) Пироги пшеничные В печку посадили мы. (Движение обеими руками вперёд – сажают пироги в печку) Печка весело горит, Наша мама говорит: - Крошки, что останутся, Воробью достанутся. (Имитация кормления крошками птицы.) - Чем занимались мы с вами? Поговорим и мы о домашних обязанностях. У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. А у кого из вас есть свои обязанности? Дома я должен… (Помогать родителям, если насорили, собрать мусор, соблюдать порядок в своей комнате, слушаться и уважать родителей, причёсываться, застилать кровать, мыть посуду…) Мы поговорили о правах и обязанностях, но есть дела, которые очень хочется сделать, а делать нельзя. Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах? (Выслушиваются ответы детей.) Нельзя: - бездельничать, когда все трудятся, - смеяться над старостью и старшими людьми. А как вы думаете почему? ( Это невежливо; о старших надо говорить с уважением.) -вступать в пререкания со взрослыми людьми, - выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего. Можешь попросить. - делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне, - оставлять старшего родного человека в одиночестве (Особенно, мать, если у неё нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твоё общение бывают единственной радостью в её жизни. - ожидать, пока с тобой поздоровается старший (Ты должен первым приветствовать его, а расставаясь – пожелать ему доброго здоровья.) - товарищам давать кличку, прозвище (Это унижает его достоинство – нарушение прав человека). Подведение итогов - Что такое право? (Правила, по которым живут люди.) - Какие права есть у вас? - Кто защищает ваши права? (Государство.) - Как вы можете защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.) - Какие права ты считаешь главными для человека? Молодцы, ребята! Я очень надеюсь на то, что, благодаря сегодняшнему уроку вы больше стали знать о своих правах и обязанностях. На этом наш необычный урок окончен. И я приглашаю вас за праздничный стол. Ещё раз с Днём Знаний. Успехов вам в учёбе, послушания, крепкого здоровья. Отстаивайте свои права и не забывайте об обязанностях. |
Урок правовых знаний «Я дома, я в школе, я среди друзей» Всероссийский урок Знаний «20-летие Конституции Российской Федерации» с участием представителей органов местного самоуправления | Отчет об итогах проведения акции «Школа правовых знаний. Закон и... «Школа правовых знаний. Закон и ответственность», приуроченной к общешкольной неделе правовых знаний | ||
Урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки... Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного... | Урок-игра «Счастливый случай» Цели урока Образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели изучения дисциплины: получение студентами знаний о правовых и политических учениях в их генезисе, историческом развитии и связи... | Урок обобщения и систематизации знаний Цели: систематизировать и... Организационный момент (сообщение темы урока, постановка цели, мотивация учебной деятельности учащихся) | ||
Урок смотр знаний в 10 классе по теме: Производная Цели и задачи: Проверка знаний учащихся по теме: «Производная, правила дифференцирования». Систематизация и обобщение знаний учащихся.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По тематическому плану это 1 урок по творчеству М. А. Шолохова. По типу урок изучения нового материала. Урок строится не на готовой... | ||
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование у студентов систематизированных знаний о современной системе правовых отношений в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Урок безопасности», «Неделя общественной безопасности», «Дни правовых знаний» и др | ||
Классный час «Пропаганда правовых знаний» Урок здоровья «День здоровья и спорта» Календарный план воспитательной работы филиала мбоу ржаксинская сош №1в п. Жемчужный | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | ||
Урок № Тема : Золотое сечение. Тип урока: Урок комплексного применения... Вырабатывать умения выполнять практические задания по измерению длин, составлять отношения, проводить необходимые вычисления, анализировать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока (нужное подчеркнуть): урок открытия нового знания; урок-рефлексия; построение общеметодологических знаний (урок построения... | ||
Рабочая программа дисциплины «Правоведение» Цель дисциплины – формирование у студентов основ правовых знаний, обеспечивающих усвоение сущностных характеристик права, умение... | Урок -практикум Цели урока Цели урока: систематизация знаний, развитие у учащихся способов мыслительной деятельности, овладение компетентностями, развитие умений... |