Скачать 483.75 Kb.
|
Материалы о состоянии антикоррупционного образования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и мерах по его совершенствованию
Для системы образования Санкт-Петербурга, как и для всего российского образования, разработка темы по созданию системы антикоррупционного образования и воспитания была новой. Существовали зарубежные практики, наиболее известные это образовательные модели, созданные европейскими странами в рамках Руководства для Европейского совета и Европейского парламента по антикоррупционной политике Европейского Сообщества (1997 год). В последующее десятилетие европейские страны создали и реализовали несколько крупных образовательных проектов по созданию моделей, программ, пособий по антикоррупционному образованию. Например:
Наиболее известен опыт TransparencyInternational ( (TI) является всемирной организацией по борьбе с коррупцией), которая представила свою программу по борьбе с коррупцией образования 5 июля 2010 года. Ссылаясь на слова Нельсона Мандэлы, TI утверждает, что «образование является самым мощным оружием, которое можно использовать, чтобы изменить мир». Поэтому борьба с коррупцией через систему образования может способствовать формированию знаний и навыков для противодействия коррупции, возможности противостоять этому явлению, развитию знаний людей о своих правах и обязанностях для сохранения общественного блага. По мнению TI важно образование и взрослых, и молодежи, только тогда есть шанс разорвать порочный круг. В 2008 году в системе российского образования появляются первые модели антикоррупционного образования. Целостной можно назвать модель, разработанную в 2010-11 годах в республике Татарстан, это комплекс учебно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию обучающихся.
С первых шагов развития этого направления в России Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования участвовала в разработке методического сопровождения данной темы, стала первопроходцем и лидером в создании пособий для учителя по антикоррупционному образованию. Специалистами подготовлен ряд изданных учебных и методических пособий по соответствующей тематике. Опыт Санкт-Петербурга в становлении данного направления образования признан специалистами, это было подтверждено участниками Всероссийского съезда учителей обществознания «Конституционно-правовые ценности формирования личности школьника», проходившего по инициативе Министерства образования и науки РФ 18-19 мая 2013 года в Санкт-Петербурге, Специалистам СПб АППО было поручено проведение секции съезда: «Формирование гражданских качеств и антикоррупционного мировоззрения личности в рамках правового воспитания». Сотрудниками СПб АППО (к.н.н., Журавлева О.Н.) было подготовлено первое в Российской Федерации учебное издание, освещающее вопросы антикоррупционного образования: Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010. –144 с. Эти материалы и другие, значимые для организации антикоррупционного образования пособия, были разработаны и размещены на сайте СПб АППО и портале «Петербургское образование»:
С 2010 по 2013 развитие отдельных направлений темы продолжалось, на сайте академии были размещены в открытом доступе для учителя следующие пособия, программы и рекомендации:
Первое направление - создание цикла лекций, модулей в программах повышения квалификации (ПК), комментирующих нормативную базу, лекции превентивного характера, например:
Второе направление повышения квалификации - подготовка учителя: разработка программ повышения квалификации, модулей, лекций по формированию антикоррупционного образования у учащихся:
Модули:
Всего с 2010 года были разработаны 2 программы 72 часа), 10 модулей ( 4 до 12 часов) для специалистов системы образования Санкт-Петербурга. Прошли обучение - в 2011-12 году обучено по данной тематике около 3000 слушателей курсов, в 2013 году - 1075 педагогов.
В курсе «Петербургская модель гражданско-правового образования» предусмотрена реализации задач формирования антикоррупционного сознания на уроках в учебных курсах системы:
В ходе исследования был выявлен ряд основных проблем, без решения каждой из которых, невозможно создание эффективной системы антикоррупционного воспитания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Например, такая проблема как отсутствие антикоррупционного воспитания в традиционной системе воспитания. Основными проблемами становятся определение возраста: в каком возрасте, и каким образом знакомить учащихся с понятием коррупция выявление прецедентных ситуаций, на основе которых следует говорить с учащимися о коррупции. Выделить тему коррупции из контекста жизни в стране в детской аудитории очень затруднительно. Это должны делать специалисты по данной проблематике. Существуют сложности при выборе материала для младшей и средней возрастной группы учащихся, требует разработки психолого-педагогическая диагностика по данной теме. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного воспитания, должна быть предложена определенная система педагогических действий по решению задач антикоррупционного воспитания. Дети не всегда понимают правильно понятие коррупции. не хватает специальных точных знаний, приходится приглашать специалистов (правоохранительные органы, преподаватели ВУЗов), но они используют только лекционные формы работы; Важно, чтобы антикоррупционное воспитание не противопоставлялось другим дисциплинам. Особая проблема антикоррупционного воспитания — как избежать опасности, что эта программа превратится в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Как и во всех других случаях, когда в школе стремятся прививать установки, которые противоречат «удобной» практике поведения, антикоррупционное воспитание требует от учителей мудрости, психологической проникновенности и методического мастерства. В школах нужен правовой практикум для преподавателей, учащихся, родителей, организованный представителями правоохранительных органов, ощущается нехватка электронных пособий по данной теме, которые понимают, зачем отдельно выполнять работу по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников, если в учебно-воспитательную работу ОУ и так входит направление правового образования и воспитания; недостаточно времени в учебном процессе Еще одна проблема - выбор приоритета: антикоррупционное просвещение или воспитание. Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Особая проблема антикоррупционного воспитания — как избежать опасности, что эта программа превратится в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Для проведения уроков и воспитательных мероприятий недостаточное количество пособий, которые бы учитывали возрастные особенности школьников. Сложность адаптации материала к проведению классных часов в начальной школе. Отсутствие учебной программы для ОУ, регламентирующей деятельность педагогов по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся. Нельзя не учитывать негативное влияние на процесс антикоррупционного воспитания в ОУ социальной среды и средств массовой информации. Основные проблемы связаны с влиянием средств массовой информации, которые формируют позицию о России как о коррумпированной составляющей. Поэтому у учащихся, особенно старшей школы формируется негативное отношение к мероприятиям, направленным на воспитание правового сознания. Расхождение теории и пока еще существующих реалий современной жизни. Несоответствие теоретического материала практической реальности. При просмотре телевизионных передач, при чтении газет учащиеся ежедневно сталкиваются с фактами порой не наказуемой коррупции. СМИ не всегда является союзником школы в формировании антикоррупционного мировоззрения подростка. Анализ позволил выявить следующие компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:
Основной результат антикоррупционного воспитания заключается в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. Основные элементы системы антикоррупционного воспитания
Базовые компоненты развития системы антикоррупционного образования и воспитания в образовательных учреждениях города. В качестве первого компонента такой системы все образовательные учреждения выделили учебный процесс, отметив, что формирование антикоррупционного сознания осуществляется при изучении таких учебных предметов как история, обществознание, литература, русский язык, основы безопасности жизнедеятельности В целом, можно сделать вывод, что данный компонент является наиболее проработанным. Таким образом, формирование антикоррупционного сознания осуществляется прежде всего, на уроке и учителя-предметники оказались наиболее подготовленными к решению задач антикоррупционного воспитания. Второй компонент развития системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении, также как и первый, существует и успешно работает в большинстве школ. Это система проведения классных часов с учащимися первых-одиннадцатых классов. Педагоги города разработали более 200 различных тем классных часов. Выделим наиболее популярные темы: «Быть честным», «По законам справедливости», «Что такое взятка», «На страже порядка», «Проблема «обходного пути» «Что такое коррупция», «Коррупция как противоправное действие», «Как решить проблему коррупции?», «Права и обязанности школьника», «Конституция - основной закон нашей жизни», «Счастье твое закон бережет», «Я - гражданин России», «Коррупция – угроза для демократического государства» и т.п. В целом, классные часы становятся в школах города эффективным средством антикоррупционного воспитания. При этом, нельзя не отметить, что классные руководители нуждаются в подолнительной методической помощи при подготовке подобных классных часов. Третий компонент – возможности, которые дает нам сегодня система дополнительного образования и внеурочной работы. Педагогами города созданы яркие элективные курсы по антикоррупционной тематике, например, элективный курс для учащихся 11-х классов - «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» (ГОУ СОШ № 241 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, профориентационный курс «Основы поиска работы, трудоустройства» и др. Сегодня, в контексте первого экспериментального года введения Федерального образовательного стандарта, разрабатываются темы в рамках нового для школы направления внеурочной деятельности – социальная практика. Это и система внеурочных массовых мероприятий, элементами которой могут быть:
В качестве четвертого компонента системы антикоррупционного воспитания выделим наличие информационных стендов и системы антикоррупционного просвещения Например, стенды, на которых размещены: - устав школы с целью ознакомления родителей; - адреса и телефоны органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий; - информация для родителей о расходовании средств; -информация для родителей о политике школы в отношении коррупции. Просветительские акции школы для учащихся, родителей, важная информация на сайтах образовательных учреждений, создание каталогов Интернет-ресурсов по антикоррупционной деятельности, организация диалога-форума о правовом поведении в открытом информационном пространстве. 6. В ходе становления системы антикоррупционного образования формируются ее принципы и перспективы: Цель антикоррупционного образования и воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В образовательных учреждениях города система антикоррупционного образования и воспитания находится в стадии становления. Продолжается серьезная научная, исследовательская, методическая работа в данном направлении. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Актуальные задачи антикоррупционного образования и воспитания:
К числу приоритетных направлений развития системы антикоррупционного воспитания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга можно отнести: |
Курортного района санкт-петербурга Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль... | Рабочая учебная программа Организационно методический раздел Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,... | ||
Рабочая учебная программа Организационно методический раздел Санкт-Петербурга, о предмете истории Санкт-Петербурга, главных вехах его развития, современных концепциях изучения истории Санкт-Петербурга,... | Пояснительная записка Санкт-Петербургской Академией Постдипломного Педагогического Образования варианта планирования уроков физической культуры в образовательных... | ||
Утверждаю исполняющий обязанности главы Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Олимпиады среди учащихся старших классов государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга и обучающихся... | Петербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга... Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга» от 04. 06. 2009 г. №655, а также Устава государственного бюджетного... | Признание культуры приоритетной и социально значимой отраслью, определяющей... Санкт-Петербурга в законодательном порядке (Закон Санкт-Петербурга от 11. 01. 2011 №739-2 «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге»),... | ||
1. о принимаемых мерах по организации работы в учреждениях начального... Копешкина С. К., Застрожный К. В., Демин В. П., Карачевская И. Д., Бабкин О. А., Котельникова Л. М., Бусыгин А. И., Краснов Ю. В.,... | Основная образовательная программа начального общего образования... Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга 01. 06. 2012 бессрочно, и свидетельства об аккредитации оп 017877, выданного... | ||
Положение об Олимпиаде среди учащихся старших классов Санкт-Петербурга и обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге по вопросам избирательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О ходе выплаты вознаграждения за выполнение функции классного руководителя в образовательных учреждениях Московского района Санкт... | ||
Инструкция для организаторов тестирования в рамках апробации процедуры... Злотникова Т. В., кандидат юридических наук, председатель Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской... | Инструкция для организаторов тестирования в рамках апробации процедуры... Злотникова Т. В., кандидат юридических наук, председатель Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской... | ||
I. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской... Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся... | I. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской... Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся... |