Скачать 285.5 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования УФИМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Рабочая программа дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальности (группы специальностей) 2201 "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети", 0613 "Государственное муниципальное управление", 2004 "Сети связи и системы коммутаций", 2015 “Почтовая связь”. (код и наименование специальности) Уфа 2004г. О Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности добрена Предметной (цикловой) комиссией физического воспитания и БЖД УГКР Протокол №1 от 3.09.04. Председатель Хакимьянова Г.Г. Заместитель директора по учебно- воспитательной работе СОГЛАСОВАНО: _______________Туктарова Л. Р. Методист: Кильдибекова А.Г. Автор: Хакимова А.Р. – преподаватель УГКР Рецензенты: Богданова А.Д. преподаватель каф. медицины БГПУ Янгиров Д.Ф. преподаватель УГКР Рецензия На рабочую программу дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности, разработанную преподавателем УГКР Хакимовой А.Р.. для специальности: 2201 "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети", 0613 "Государственное муниципальное управление", 2004 "Сети связи и системы коммутаций", 2015 “Почтовая связь”. Программа данной дисциплины состоит из пояснительной записки, тематического плана, содержания дисциплины, перечня творческих работ, самостоятельных работ, рекомендуемой литературы. В пояснительной записке определяются основные знания, умения, навыки, которыми должен овладеть студент после изучения дисциплины “ Основы безопасности жизнедеятельности ”. В тематическом плане произведено распределение учебных часов по разделам и темам. Содержание рецензии состоит из введения и 4 разделов: Каждый раздел содержит темы, рекомендуемые для изучения. Для приобретения практических навыков, предусмотренные программой практических работ для базового уровня профессионального образования. Содержание программы полностью соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по данным специальностям. Рецензент: Богданова А.Д. преподаватель каф. медицины БГПУ Рецензия. На рабочую программу дисциплины “Основы безопасности жизнедеятельности”, разработанную преподавателем Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники Хакимовой А.Р. для специальности: 2201 "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети", 0613 "Государственное муниципальное управление", 2004 "Сети связи и системы коммутаций", 2015“Почтовая связь”. Программа данной дисциплины состоит из пояснительной записки, тематического плана, содержания дисциплины, перечня практических и самостоятельных работ, перечня литературы и средств обучения. В пояснительной записке определяются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент после обучения дисциплины “ Основы безопасности жизнедеятельности ” В тематическом плане произведено распределение учебных часов по разделам и темам. Содержание дисциплины “Основы безопасности жизнедеятельности” состоит из 4 основных разделов и 15 тем. Каждый раздел содержит темы, рекомендуемые для изучения. Программа рассчитана на 51 час, в том числе 18 часов практических работ и 12 часов самостоятельных работ для базового уровня профессионального обучения. Содержание программы полностью соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данным специальностям. Рецензент: Янгиров Д.Ф. преподаватель УГКР Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………………... 3 Тематический план…...………………………………………………………………….. 4 Содержание дисциплины ………………………………………………………………. 10 Перечень практических занятий…………………………...………………………..…. 17 Перечень самостоятельных работ…………………………………………………..….. 18 Аудио - визуальные средства обучения………………………………………………...19 Региональный компонент………………………………………………………………...20 Профессиональная направленность……………………………………………………..21 Литература………………………………………………………………………………. 22 Пояснительная записка Примерная программа по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" для образовательных учреждений среднего профессионального образования разработана в соответствии с Рекомендациями Минобразования России по реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования средними специальными учебными заведениями. Программа предусматривает логическое завершение подготовки обучаемых в области безопасности жизнедеятельности, проводимое по курсу ОБЖ в основной школе. Целью программы является формирование у студентов ссузов системы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке к профессиональной деятельности и в период вступления в самостоятельную жизнь. Программа предусматривает подготовку студентов к поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности и предполагает формирование знаний, умений и отдельных навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности. Реализация программы будет способствовать привитию студентам навыков сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; выработке умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы зашиты от них, оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм. Программой предусмотрено ознакомить студентов: - с основными положениями о семье и ее роли в современном обществе; с рядом положений Семейного кодекса Российской Федерации, определяющими семейно-брачные отношения; - с основами здоровою образа жизни, с психологическими и физиологическими особенностями подростка, с факторами, влияющими на здоровье человека (режим труда и отдыха, двигательная активность, закаливание, питание, личная гигиена, вредные привычки и т.д.). Учебная дисциплина "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) изучается студентами на первом курсе по всем специальностям, кроме педагогических. В образовательных учреждениях СПО педагогического профиля образовательная программа среднего (полного) общего образования реализуется за один или два года в соответствии с учебным планом. Тематический план
Содержание. Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера; их характеристики Тема 1. Общая характеристика опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; правила безопасного поведения Студент должен знать: - Правила поведения в местах повышенной криминогенной опасности: на улице, в людных местах, на железнодорожном транспорте, на проезжей части дороги, в подъезде дома, в лифте. А так же возникающие в повседневной жизни опасные ситуации природного и техногенного характера. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные, техногенные и социальные. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможные последствия, принимаемые меры по их предупреждению и снижению ущерба. Защита населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Краткая характеристика опасных ситуаций социального характера. Криминогенная обстановка в местах проживания, правила безопасного поведения в местах повышенной криминогенной опасности (на рынке, стадионе, вокзале и др.) Роль несовершеннолетних в возникновении опасных ситуаций социального характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Хулиганство, вандализм, грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества, насилие над личностью. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Студент должен уметь: - подготовиться и провести турпоход, обеспечить безопасность при движении по маршруту. Ориентироваться по компасу, звездам, солнцу, местным признакам. Делать навесы, шалаши, добывать огонь и воду, растительную пищу. Виды самостоятельной работы: выполнение творческих работ: (рефератов) Практическая работа №1.. Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе Тема 2. Экологическая и производственная безопасность технических систем и технологических процессов. Студент должен знать: - Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, гидросферу и биосферу. Промышленная экология. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, гидросферу и биосферу. Общие требования к экологической и производственной безопасности технических систем и технологических процессов. Нормативные показатели безопасности. Предельно допустимые, временно согласованные технические вопросы. Предельно допустимые уровни энергетических загрязнений. Предельно допустимые уровни энергетических загрязнений. Меры по оптимизации хозяйственной деятельности и охране окружающей среды. Общие характеристики природоохранной деятельности в отрасли и на конкретном предприятии. Виды самостоятельной работы: выполнение творческих работ: (рефератов) Тема 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи Студент должен знать: - РСЧС, история ее создания, предназначения, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Студент должен иметь представление: - об организации Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структуре и задачах. Раздел 2 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны Тема 4. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны Студент должен знать: - Гражданская оборона, история ее создания, предназначения и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при введении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной. Студент должен иметь представление: - об организации гражданская обороны, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны Тема 5. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения Студент должен знать: - Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие, способы и признаки его применения. Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы. Проводимые мероприятия по защите населения от современных средств поражения. Студент должен иметь представление: - о современных средствах поражения. Тема 6. Организация гражданской обороны на промышленном (сельскохозяйственном) объекте. Цели и задачи гражданской обороны по обеспечению устойчивости функционирования объекта экономики. Студент должен знать: - Организационная структура гражданской обороны на промышленном или сельскохозяйственном объекте, ее задачи на мирное и военное время. Планы ГО, проводимые мероприятия по защите населения. Единая система доведения до населения предупредительного сигнала "Внимание всем!". Передача речевой информации в чрезвычайных ситуациях, примерное ее содержание. Действия населения и персонала объектов по сигналам оповещения. Студент должен иметь представление: - об организация гражданской обороны на промышленном (сельскохозяйственном) объекте. Виды самостоятельной работы: составление тестов Тема 7. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Студент должен знать: - Защитные сооружения ГО, их предназначения, виды сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. (Занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях). Средства индивидуальной защиты населения. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. (Практическое занятие. Отработка порядка получения и пользования средствами индивидуальной защиты). Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Эвакуация населения. Организация и проведение эвакуации. Назначение и работа эвакокомиссий. Обязанности и правила поведения населения при эвакуации. Студент должен уметь: - выполнять мероприятия гражданской обороны. Практическая работа №2. Использование средств индивидуальной защиты Раздел 3 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Тема 8. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях Студент должен знать: - Ранения, их виды. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран. Правила наложения повязок на голову, верхние и нижние конечности. Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. Переохлаждение и обморожение, первая медицинская помощь при обморожении. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия клинической смерти и реанимация. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний. Студент должен уметь: - оказать первую помощь при ранениях, кровотечениях, при травмах, владеть проведение искусственного дыхания легких и непрямого массажа на сердце. Практическая работа №3. Способы иммобилизации при переломах костей Тема 9. Производственный травматизм, меры профилактики, оказание первой медицинской помощи при травмах Студент должен знать: - Общие требования к технике безопасности при работе с электрическими приборами, режущими инструментами, во время работы на станках, аппаратах, при вождении автомобиля, при выполнении сельскохозяйственных работ. Травмы, наиболее часто встречающиеся в процессе профессиональной деятельности. Первая медицинская помощь при производственных травмах. Студент должен уметь: - самый простой ремонт электроприбора (проводка, предохранитель, розетку) оказать перевязку при ранениях и ушибах, травмах. Виды самостоятельной работы: подготовка к зачету Практическая работа №4. Профилактика осложнений ран. Тема 10. Первая медицинская помощь при массовых поражениях Студент должен знать: - Характеристика ситуаций, при которых возможно массовое поражение людей. Особенности оказания первой медицинской помощи при радиационном поражении в сочетании с травматическими повреждениями. Первая медицинская помощь при отравлении сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). Правила оказания само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (землетрясения, наводнения, пожары, промышленные катастрофы). Студент должен уметь: - пользоваться индивидуальной и коллективной средствами защиты. Студент должен иметь представление: - о современных средствах поражения, об организации ЧС природного и техногенного характера. Практическая работа №5.. Изготовление ватно- марлевых повязок Раздел 4 Основы здорового образа жизни Тема 11. Здоровый образ жизни, основные понятия и определения. Критерии здоровья Студент должен знать: - Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе его жизнедеятельности. Общие понятия о режиме жизнедеятельности человека, пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Виды самостоятельной работы: выполнение творческих работ: (докладов) Тема 12. Режим труда и отдыха. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека Студент должен знать: - Значение режима труда и отдыха для гармоничного развития человека. Влияние биологического режима на уровне жизнедеятельности человека. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость системного выполнения закаливающих процедур. Студент должен уметь: - составить комплекс утренней гигиенической гимнастики, закаляться с помощью: обливание, обтирание, купание, прием воздушных солнечных ванн, бани, массаж и ЛФК. Тема 13. Рациональное питание и его значение для здоровья человека. Гигиена питания Студент должен знать: - Питание - основные понятия и его роль в жизни человека. Сбалансированное питание, раздельное питание, видовое питание, основные определения и подходы. Понятия о вегетарианском, диетическом, лечебном питании. Общая характеристика режима питания и его роль в обеспечении здоровья и работоспособности человека. Студент должен иметь представление: - о потребляемой пище (здоровой, полезной) делать салаты из овощей и фруктов. Применять лекарства из лука, чеснока, редьки, репы, настои целебных трав. Практическая работа №6 Рациональное питание, расчет дневного рациона Тема 14. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Студент должен знать: - Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности человека. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составляющие части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика вредных привычек. Студент должен иметь представление: - основных признаков наркомании и токсикомании и развитие основных признаков зависимости от наркотиков, развитие физической зависимости от наркотиков и признаки наркотического отравления. Виды самостоятельной работы: выполнение творческих работ: (кроссвордов) Тема 15. Нравственность и здоровье Студент должен знать: - Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (технологический, культурный и материальный факторы). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи. Болезни, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению БППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражения венерической болезнью. Вич - инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение Вич-инфекцией. Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма. Студент должен иметь представление: - о болезнях передаваемые половым путем, СПИДе, о мерах по их профилактике, об основных положениях законодательства РФ о семье, браке и ответственном родительстве. Виды самостоятельной работы: выполнение творческих работ: (докладов) Практическая работа №7 Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах, замерзании и обморожении. Практическая работа №8. Правила наложения стерильных повязок. Практическая работа №9. Способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Перечень практических работ.
Региональный компонент
Перечень самостоятельных работ.
Профессиональная направленность по предмету «ОБЖ»
Региональный компонент.
Список литературы.
|
Уфимский государственный колледж радиоэлектроники На программу дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», разработанную преподавателем Уфимского государственного... | «уфимский государственный колледж радиоэлектроники» проблемы качества образования сборник статей Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники №7 Под ред к т н зам директора по учебно-методической... | ||
Государственный колледж радиоэлектроники Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Государственный колледж радиоэлектроники Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Государственный колледж радиоэлектроники Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Государственный колледж радиоэлектроники Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Государственный колледж радиоэлектроники Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Обработка экспериментальных данных на эвм» «томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур) | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Республики Беларусь «24» В. В. Баранов – профессор кафедры электронной техники и технологий Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники,... | Государственный колледж радиоэлектроники Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... |