ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.ДВ.1
| Право и религия
|
| (индекс)
| (наименование)
|
|
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
030900.62
| Юриспруденция
|
| (шифр)
| (наименование)
|
|
ПРОФИЛЬ
|
|
|
| (наименование)
|
| АКАДЕМИЯ
|
| Права и национальной безопасности
|
| КАФЕДРА
|
| Сравнительного правоведения и европейских правовых исследований
|
|
|
| (наименование)
|
| ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
Очная форма
форма обучени
| Заочная форма
| Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану
| 72
| 72
| Число аудиторных занятий всего
| 28
| 8
| Число лекций с разбивкой по семестрам
| -
| 8 -2 с.
| -
| 2 -2 с.
| Число практических занятий с разбивкой по семестрам
| _
| 20-2 с.
| _
| 6 -2 с.
| Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам
| _
| 6-2 с.
| _
| 2-2 с.
| Часов самостоятельной работы
| 44
| 64
| Число контрольных работ с разбивкой по семестрам
| _
| _
| _
| 1
| Число курсовых работ с разбивкой по семестрам
| _
| _
| _
| _
| Число зачетов с разбивкой по семестрам
| -
| 1
| -
| 1
| Число экзаменов с разбивкой по семестрам
| _
| _
| _
| _
| Число кредитов
| 2
| 2
| Число модулей
| 1
|
|
Автор рабочей программы к.фил. н Хмель И. В._
(подпись) (Ф.И.О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:
1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» от ___4.05.2011_____________________
(дата утверждения)
2..Учебного плана направления подготовки _030900 Юриспруденция_____от ___01.07.2013____________
(название) (дата утверждения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
КАФЕДРОЙ:
Сравнительного правоведения и европейских правовых исследований
В.В. Петращук _____________
(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.) Протокол заседания кафедры №_______________ от ____30.08.2013___________________________________ УМС:__Академнии права и национальной безопасности В. В. Петращук __________________________________________________________________________________
(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.) Протокол УМС №______1_________ от ____________30.08.2013____________________________________
1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цели курса:
Изучение реализации принципов статьи 28 Конституции РФ, заложенных в Федеральном законе РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19.09.1997 г.
формирование целостного представления о феномене нетрадиционных религиозных движений и способах их правовой регуляции.
приобретение опыта анализа традиционных (архаичных) правовых систем.
Задачи курса
дать опыт комплексного анализа деятельности современных нетрадиционных культов с позиций современного права;
дать представление о многомерных связях права и религии.
дать представление об имеющейся мировой практике по разработке государственных правовых систем, включающих в себя этнокультурные (традиционные) элементы права.
2ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Овладеть компетенциями:
способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); Знать: особенности государственно-правового регулирования деятельности новых религиозных объединений, отношением к ним традиционных конфессий России, политических партий и движений;
Уметь: видеть в политико-юридических явлениях и процессах антропологический аспект, который мотивирован в правосознании граждан традиционной ментальностью. Применять и толковать Федеральный Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г.
3АУДИТОРНАЯ РАБОТА 3.1Лекции № п/п
| Тема лекции
| Краткое содержание
| Кол. часов
О/З
| 1
| Право и религия: сравнительный аспект
| Понятие религии. Сущностные характеристики религии. Право и религия – сравнительный аспект. Классификация религий. Социальная роль и функции религии. Связь и взаимообусловленность религии и права на протяжении исторического развития.
| 2\2
| 2
| Модели взаимоотношений церкви и государства в России | Модели взаимодействия церкви и государства. Теократия. Проблема отделения церкви от государства. Конституция РФ как один из гарантов свободы совести. Понятие о светском государстве. Теория секуляризации. Фундаментализм.
| 2\0
| 3.
| Религиозные организации | Типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация. Нетрадиционные культы и тоталитарные секты в современном мире. Причины возникновения нетрадиционных культов. Общие черты новых религиозных образований. Наиболее распространенные нарушения законодательства РФ в процессе их деятельности.
| 2\0
| 4
| Оккультизм и магия в
современной России.
| Понятие оккультизма. Квалификация деятельности целителей и гадалок с точки зрения закона. Магия. Современный шаманизм. Астрология. Антропософия. Методы привлечения и воздействия на адептов. Техника безопасности и способы противостояния воздействию. Правовая регуляция деятельности.
| 2\0
| ИТОГО:
| 8\2
| Практические занятия № п/п
| Тема занятия
| Краткое содержание
| Кол. часов
О/З
| 1
| Правовые системы Востока и их связь с религией
| Социальные, идеологические и психологические предпосылки формирования архаического правосознания. Связь принципов владения, пользования и наследования земли с культом предков (Китай). Отношение к власти и конфуцианство. Социальная система Индии и ее закрепленность в религии и праве.
Ранние идеологические представления (табу, культ предков, магическая идеология) и психологические мотивации и установки в конструировании архаического правосознания. Концепция кровной мести.
| 4\2
| 2.
| Христианские истоки современного европейского права
| Истоки христианства. Социальная ситуация на момент возникновения. Личность Христа и его биография. Священные книги христианства. Вселенские соборы.
Символ веры. Право и система христианских ценностей
| 2\2
| 3
| Основные направления христианства
| Католичество – вероучение и традиция
Особенности православия
Формирование протестантизма. Основные идеи и течения
| 2\0
| 4
| Церковь и государство в России
| Славянское язычество и принятие христианства
2.Взаимоотношение церкви и государства в Византии.
3. Петровские реформы и учреждение Синода.
Взаимоотношения церкви и государства в Советский период (1918-1980 гг.).
Перестройка и «Религиозный ренессанс»
| 2\2
| 5
| Основы мусульманского права
| Жизнь и деяния Мухаммада
Связь норм религиозного культа и юридических предписаний.
Суннитское государственность. Принцип совещательности.
Шиитские представления о государственности. Принцип единобожия.
Мусульманское семейное право. Имущественные права женщин. Личные права.
Мусульманское право в России.
| 2\0
| 6
| Церковное право
| Суть, цели и задачи церковного права
Отличие церковного права от светского.
Источники церковного права (Священное писание, Священное предание).
Специфика законодательных актов поместной церкви.
| 2\0
| 7
| Самые распространенные нетрадиционные культы на территории РФ (ч.1)
| Сатанинские культы
Трансцендентальная медитация
«Новоапостольская церковь». История возникновения.
«Церковь Христа».
«Поместная церковь Уитнеса Ли».
| 2\0
| 8
| Самые распространенные нетрадиционные культы на территории РФ (ч.2)
| Учение Карлоса Кастанеды
Рейки
Шаманизм
Страна Анура
Белое Братство
| 2\0
| 9
| Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г.
| Содержание федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г.
Анализ статей закона с точки зрения возможной регуляции деятельности религиозный организаций.
Практика взаимоотношений церкви и государства в современной России.
| 2\0
| ИТОГО:
| 20\4
|
Интерактивные занятия № п/п
| Тема занятия
| Краткое содержание и вид интерактивного занятия
| Кол. часов
О/З
| 1
| Право и религия: сравнительный аспект
| Лекционное занятие в форме презентации на тему общего и различий между правом и религией
| 2\0
| 2
| Церковное право
| Практическое занятие в виде свободной дискуссии на тему специфики церковного права и его отличия от светского.
| 2\0
| 3
| Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г.
| Практическое занятие в виде круглого стола на тему актуальных проблем регуляции религиозных организаций
| 2\2
| ИТОГО:
| 6\2
|
4Самостоятельная работа № п/п
| Содержание самостоятельной работы
| Кол. часов О/3
| Форма контр.
| 1
| Право в традиционных обществах
| 2\3
| реферат
| 2
| Священные книги индуизма
| 2\3
| реферат
| 3
| Буддизм в Калмыкии
| 2\3
| реферат
| 4
| Роль коанов в дзен-буддизме
| 2\3
| реферат
| 5
| «Роза мира» А.Андреева
| 2\3
| реферат
| 6
| Понятие об экуменизме
| 2\3
| реферат
| 7
| Регулирование деятельности религиозных организаций в странах Европейского союза
| 2\3
| реферат
| 8
| Монашеские ордена
| 2\3
| реферат
| 9
| Деятельность инквизиции
| 2\3
| реферат
| 10
| Ватикан как независимое государство
| 2\3
| реферат
| 11
| Феномен сакрализации власти
| 2\3
| реферат
| 12
| Фольклор в Ветхом Завете
| 2\3
| реферат
| 13
| Свободомыслие в Новое и Новейшее время
| 2\2
| реферат
| 14
| Тейярдизм
| 2\4
| реферат
| 15
| Агни-Йога
| 2\4
| реферат
| 16
| Мусульманская философия и теология
| 2\4
| реферат
| 17
| Теософия
| 2\4
| реферат
| 18
| Религиозные конфликты
| 2\4
| реферат
| 19
| Основы и предпосылки возникновения религии
| 4\4
| реферат
| 20
| Иудаизм
| 4\2
| реферат
| ИТОГО:
| 44\64
|
|
5ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ. Учебным планом не предусмотрены
6ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Форма итоговой аттестации: зачет
Вопросы к зачету:
Специфика регуляции религиозных институтов в Российской Федерации
Понятие о религии. Социальная роль и функции религии.
Понятие о свободе воли.
Значение и содержание культа.
Секта и церковь – общее и различие.
Общие характеристики современных нетрадиционных культов и их классификация
Взаимоотношения церкви и государства в России.
Понятие о шариате. Основные источники мусульманского права.
Понятие о Нью-Эйдж
Магия. Современный шаманизм и оккультизм.
Методы привлечения и воздействия на адептов в современных нетрадиционных культах. Техника безопасности и способы противостояния психологическому воздействию.
Сатанинские культы. Учение Алистера Кроули
Трансцендентальная медитация. Основные положения и оценка законности деятельности на территории Российской Федерации.
«Новоапостольская церковь». Основные положения и оценка законности деятельности на территории Российской Федерации.
«Церковь Христа». Основные положения и оценка законности деятельности на территории Российской Федерации.
«Поместная церковь Уитнеса Ли». Основные положения и оценка законности деятельности на территории Российской Федерации.
Католичество – вероучение и традиции.
Понятие о протестантизме. Протестантские церкви и секты
Общее понятие о православии.
Священные тексты христианства. Вселенские соборы
Содержание Федерального Закона Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г.
Неоязыческие культы – их специфика и дятельность их адептов на территории Российской Федерации.
Примерные практические заданий для оценки степени владения компетенциями:
Ваш друг заинтересовался кришнаизмом и утверждает, что это - древнейшая религия Индии. С помощью каких источников и какой аргументации вы докажите ошибочность этой позиции?
Ваша соседка хочет написать заявление в милицию и просит вашей помощи. Суть дела: в законно снимаемом подвале дома раз в неделю днем собираются 7 человек и поют гимны. Ваши действия?
Мать вашего знакомого жалуется, что он очень изменился с тех пор, как попал в компанию «каких-то странных людей», просящих подаяния на улицах. Ваш друг предлагает вам познакомиться с этими людьми. Ваши действия?
Ваши знакомые из религиозного общества хотят сами выпускать газету. Квалифицируйте их действия.
Ваш знакомый хочет зарегистрировать религиозную организацию. Что для этого нужно?
7УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1Основная литература № п/п
| Перечень литературы
| 1
| Конституция Российской Федерации
| 2
| Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
| 2
| История религий в России: Учебник / Под ред. Н. А. Трофимчука. – М., 2012.
| 3
| Религия. История и современность: Учебник для вузов / Под ред. Ш. М. Мунчаева. – М., 2011.
| 4
| Щекин Г. В. Религии мира: Справ.-метод, пособие. – 2-е изд. – К., 2011
| 5
| Электронная библиотека http://www.iprbookshop.ru/ Введение в общее религиоведение: Учебник/ Под ред. И. Н. Яблокова. – 2011.
| 7.2Дополнительная литература № п/п
| Перечень литературы
| 1
| Библия. – Любое издание
| 2
| Коран. – Любое издание
| 3
| Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. – М., 2011
| 4
| Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. – 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. И. Куликов. – М., 2010.
| 5
| Иудаизм и христианство: Словарь. – М., 2010.
| 6
| Будда Шакъямуни. Конфуций. Мухаммед. Франциск Ассизский: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – 2-е изд. – Челябинск, 2010.
|
8ИНформационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы) № п/п
| Перечень
| 1
| Хмель И.В. УМК Право и религия, 2012.
| 2
| Сервер ИУБиП: F:/ Методические материалы / Учебно-методическое обеспечения по кафедрам / Гумм дисципл/ Хмель
|
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
2-й учебный год (2012/2013) действия рабочей программы
Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__
Зав кафедрой »__»________20___ 3-й учебный год (______/______) действия рабочей программы
Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__
Зав кафедрой »__»________20___ 4-й учебный год (______/______) действия рабочей программы
Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__
Зав кафедрой »__»________20___ 5-й учебный год (______/______) действия рабочей программы
Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__
Зав кафедрой »__»________20___
|