Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента





НазваниеКредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента
страница1/4
Дата публикации27.10.2014
Размер0.53 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


УРАЗГАЛИЕВА Разия Изымовна

Кредитно-модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента

13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Оренбург 2010

Р


абота выполнена на кафедре общей педагогики

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

исовна


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Соколова Людмила Борисовна
Официальные доктор педагогических наук, профессор

оппоненты: Беликов Владимир Александрович
кандидат педагогических наук, доцент

Полянская Елена Евгеньевна
Ведущая

организация: ГОУ ВПО «Омский государственный

университет»

Защита состоится 2 июня 2010 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, г. Оренбург, ул. Советская, 19, аудитория 333.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Текст автореферата размещен на сайте ОГПУ www.ospu.ru 29 апреля 2010г.

Автореферат разослан апреля 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор С.С. Коровин


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования обусловлена происходящими в российском обществе изменениями, связанными со сменой парадигмы общественного развития, новизной личностного и социального запроса к образовательной системе в целом и к системе высшего профессионального образования, в частности. Общественно-экономические перемены актуализируют подготовку конкурентоспособных специалистов, для которых характерно устойчивое саморазвитие, потребность в образовании и самообразовании. Высшее профессиональное образование как наиболее выгодная сфера приложения капитала отнесена к приоритетным областям в инвестиционной политике. Образование остается одной из важнейших областей жизни, которая становится основой экономики страны, поскольку представляет самую дорогую стоимость – воспроизводства качества жизни, уровня развития науки, промышленности.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года зафиксировано, что в решении экономических реформ и эффективном рыночном развитии государство будет опираться на молодое поколение, подготовку конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, владеющих инновационными методами развития предприятий.

Своеобразие образовательной ситуации характеризуется формированием новой, открытой системы высшего профессионального образования, его нового содержания, в том числе переходом к кредитно-модульной системе организации обучения.

Кредитно-модульная система организации обучения – это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц. Обучение по кредитно-модульной системе предусматривает организацию усвоения студентами учебного материала в дискретном режиме по заранее разработанной модульной программе, которая состоит из логически завершенных частей учебного материала (модулей) со структурным содержанием каждого модуля и системой оценивания знаний студента.

Учеными отмечается, что кредитно-модульная система организации обучения обладает потенциалом для повышения мобильности студента при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку. Студент выбирает для изучения и усвоения необходимое количество учебных дисциплин, берет обязательства по их усвоению в течение определенного времени, о чем свидетельствуют объективные данные модульного контроля. Такая организация учебного процесса обязывает студента качественно осваивать содержание высшего образования, тем самым обеспечивает объективное признание результатов в учебных заведениях других стран. Если в традиционной организации обучения преподаватель выступает как транслятор готовых знаний и умений, а студент в основной своей массе как пассивно выступающая сторона, то в кредитно-модульной системе преподаватель – организатор познавательно-мыслительной деятельности студента. Он организует образование по типу life long learning (обучение на протяжении всей активной жизни).

Однако, как показывает практика, переход на кредитно-модульную систему организации обучения замедляется. Одной из причин такого замедления, по мнению ученых, является не столько технический прогресс, сколько сам студент, недостаточно владеющий умениями самообразовательной деятельности, поскольку с переходом на кредитно-модульную систему организации обучения две трети всего учебного времени отводится именно на самостоятельную работу студента под руководством преподавателя или без него.

Однако в вузе (и ранее в школе) сохраняющиеся неуправляемость и бесконтрольность данного аспекта педагогической деятельности часто приводят к становлению у студентов нерациональных способов организации самообразовательной деятельности. В рамках кредитно-модульной системы организации обучения в вузе, в первую очередь, необходимо решать проблему формирования умений самообразовательной деятельности.

Полагаем, что при соответствующем научно-методическом обеспечении, использовании позитивного отечественного опыта и опыта других стран, совершивших технологический прорыв в организации системы обучения путем построения кредитно-модульной системы организации обучения, возможно обеспечить эффективное формирование умений самообразовательной деятельности студента.

Степень разработанности проблемы. Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке давно ведутся исследования многих аспектов самообразовательной деятельности. Проблемы самообразования рассматриваются с позиций школьной педагогики (А.К. Громцева, Н.Д. Иванова, Б.Ф. Райский), вузовской (Т.В. Воронова, Г.Н. Сериков, Н.С. Яснов) и педагогики взрослых (А.П. Владиславлев, В.Г. Онушкин).

— к настоящему времени изучены важнейшие вопросы теории и практики самообразования, в частности, рассмотрены его исторические и социальные аспекты (А.Я. Айзенберг, Ю.П. Дубенский, М.Н. Скаткин, Е.А. Шуклина, Н.В. Чекалева);

— определены сущность, особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности (Н.В.Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, И.Л. Наумченко); психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности учащихся (Г.С. Сухобская);

— исследованы методы, формы, средства формирования потребности и стремления к самообразованию (Т.Е. Климова, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, И.А. Редковец); восхождение к индивидуальности (Ю.Н. Орлов);

— прослежена взаимосвязь самостоятельных творческих работ с самообразованием (А.И. Кочетов, Н.В. Кухарев, Е.Е. Полянская);

Особую группу составляют исследования принципов организации самообразовательной деятельности (В.А. Беликов, В.Г. Рындак, Г.Н. Сериков, Л.Б. Соколова, А.В. Усова); организация исследовательской деятельности (Т.Е. Климова); развитие познавательной самостоятельности учащихся (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина).

Вопросы формирования и развития умений самообразовательной деятельности студентов активно освещаются и зарубежными исследователями: формы, методы, средства последовательного привития умений и навыков самостоятельного учения в системе продолжительного обучения рассматриваются в работах R. Tabberer, Cn. Moor, разработки современных технологий обучения в трудах М. Кларк, Д.Дж. Хокридж (Великобритания), К. Чедуик, Д.Финн (США), К. Бруслинг (Швеция), Т. Сикамо (Япония).

Анализ материалов, раскрывающих процессы интеграции отечественного высшего профессионального образования в международное пространство (О.В. Акулова, Н.А. Вершинина, О.Б. Даутова, В.И. Байденко, Л.С. Гребнев, О.В. Долженко, В.А. Козырев, В.С. Сенашенко, В.Н. Чистохвалов, Е.В. Шевченко, Н.Л. Шубина), позволил рассмотреть систему зачетных единиц (кредитов), в частности, систему ECTS (European Credit Transfer System — Европейская система перезачета кредитов) как единую систему оценки учебной трудоемкости, позволяющую выстраивать образовательный процесс современного вуза, ориентированного на повышение уровня самообразования, подготовку компетентного специалиста.

Вопрос о кредитно-модульной системе организации обучения как факторе формирования умений самообразовательной деятельности студентов до настоящего времени не являлся предметом конкретного педагогического исследования. В то же время ощущается острая необходимость в научном исследовании данной проблемы.

Нами выявлены противоречия:

- между возрастающими требованиями, предъявляемыми к выпускникам учреждений высшего профессионального образования, и недостаточным уровнем сформированности умений самообразовательной деятельности студента;

- между традиционными методами и формами организации учебного процесса, сохраняющимися в высшей профессиональной школе, и недостаточным вниманием к использованию педагогического потенциала кредитно-модульной системы организации обучения в целях формирования умений самообразовательной деятельности студента;

- между потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса использования кредитно-модульной системы организации обучения как фактора формирования умений самообразовательной деятельности студента и неразработанностью теоретико-методологического обоснования данного процесса в педагогической науке.

Проблема исследования: каковы содержание, методы, средства организации обучения в вузе, обеспечивающие использование кредитно-модульной системы организации обучения в формировании умений самообразовательной деятельности студента.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Кредитно-модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента».

Объект исследования: самообразовательная деятельность студента в структуре образовательного процесса вуза.

Предмет исследования: формирование умений самообразовательной деятельности студента в условиях кредитно-модульной системы организации обучения.

Цель исследования: обосновать процессную модель формирования умений самообразовательной деятельности студента в условиях кредитно-модульной системы организации обучения в вузе.

Ведущая идея исследования заключается в следующем: умения самообразовательной деятельности — это наиболее сложный вид умений, поскольку он связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации, самостоятельным обретением субъектом знаний, трансформацией их в практическую деятельность. Они представляют собой наиболее значимый компонент самообразовательной деятельности. С внедрением в учебный процесс высшего профессионального образования кредитно-модульной системы организации обучения, обладающей педагогическим потенциалом и потенциальной возможностью выступать фактором формирования умений самообразовательной деятельности студента, способствующей творческому освоению знаний, обогащению и преобразованию витагенного опыта студента в формировании умений самообразовательной деятельности на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов, исследуемый процесс активизируется.

Гипотеза исследования: педагогический потенциал кредитно-модульной системы организации обучения в формировании умений самообразовательной деятельности студента реализуется, если:

— кредитно-модульная организация обучения будет пониматься как открытая (по характеру взаимодействия с окружающей средой), концептуальная, нелинейная, идеальная (п.ч. представляет собой отражение объективно существующих в обществе систем); эмерджентным свойством данной системы выступают умения самообразовательной деятельности;

— в качестве диалектической альтернативы оценки в кредитах, ориентированной на нормирование содержательных единиц, используются дополнительные методы диагностики сформированности умений самообразовательной деятельности студента (балльно-рейтинговая, защита портфолио, экспертиза продуктов самостоятельной работы), что развивает формы самооценки и самоконтроля студента в самообразовательной деятельности;

— формирование умений самообразовательной деятельности будет строиться как поэтапный проективный процесс, связанный с включением студента в различные виды самостоятельных работ (воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие), разработку индивидуализированных проектов самообразовательной деятельности, обеспечивающих положительную динамику мотивов студента в формировании умений самообразовательной деятельности;

— создан банк вариативного научно-методического сопровождения самостоятельной работы студента (подготовлены силлабусы, учебно-методические комплексы, информационная база, привлечение современных разработок), создающий студенту пространство выбора технологий, побуждающих к активной самообразовательной деятельности.

Задачи исследования:

  1. уточнить понятие «умение самообразовательной деятельности студента»;

  2. выявить педагогический потенциал кредитно-модульной системы организации обучения в формировании умений самообразовательной деятельности студента;

  3. определить педагогические условия, при которых кредитно-модульная система организации обучения выступает фактором формирования умений самообразовательной деятельности студента в вузе;

  4. разработать научно-методическое обеспечение формирования умений самообразовательной деятельности студента в контексте кредитно-модульной системы организации обучения.

Методологическую основу исследования составляют: диалектико-материа-листическая теория познания; диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; о социальной природе психической деятельности человека (Л.С. Выготский, В.П.Зинченко), творческой сущности человека как субъекта собственной жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Библер, Л.П. Буева); общая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); учебной деятельности

(Г.И. Щукина); выводы о самосозидательности человека в культуросообразной среде (Е.В. Бондаревская).

Теоретическую основу исследования составили:

на философском уровне: идеи о творческом, конструктивном характере человеческого познания, мышления и деятельности (Ф.Гегель, И. Кант, М.К. Мамардашвили); основные положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);

на общенаучном уровне: системный подход, позволяющий рассмотреть кредитно-модульную организацию обучения как систему (П.К. Анохин, В. Г. Афанасьев, Ю. А. Конаржевский, Э.Г. Юдин); определить уровни сформированности умений самообразовательной деятельности студента, раскрыть их содержание и механизм перехода с одного уровня на другой (Ю.К. Бабанский, И.П. Раченко); компетентностный подход (И. С. Батракова, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, С. А. Писарева, А.В. Хуторской, А.П. Тряпицына), позволяющий рассмотреть самообразовательную деятельность студента как средство профессионального и личностного развития специалиста; гуманитарные технологии формирования умений самообразовательной деятельности студента в условиях кредитно-модульной системы организации обучения (В. И. Боголюбов, Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова); рефлексивно-вариативный подход, базирующийся на принципах вариативности, поддержки индивидуальности и позитивности перспективы (Т.В. Бурлакова); концепция методологии образования (В.Г. Краевский, З.И. Равкин, В.М. Розин); формирования умственных операций и приемов (П.Я.Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.Ф.Талызина); М..Чошанов (модульное обучение); теория психологической саморегуляции, определяющая человека как саморегулируемую, самоуправляемую систему (О.А. Конопкин, А.К. Осницкий);

на конкретно-научном уровне: концептуальные положения педагогического процесса (К.Ю. Бабанский, В.А. Сластенин, И.П. Подласый).

Для решения поставленных задач использовалась следующая система методов исследования:

1) теоретические (анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез, причинно-следственный анализ исследуемого явления);

2) эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, анкетный опрос, тестирование, метод экспертных оценок, самооценка, педагогический эксперимент, анализ творческих работ, метод монографических характеристик);

3) статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Организация исследования включала следующие этапы:

  1. аналитико-методологический (2003 — 2005 гг.) был связан с изучением и анализом проблемы исследования в научной литературе, определением теоретико-методологических основ и научного аппарата исследования, обоснованием темы и проблемы исследования, выдвижением ведущей идеи и разработкой концепции исследования, разработкой программы исследовательских действий по проверке гипотезы, исследовательского инструментария;

  2. опытно-экспериментальный (2005 — 2007 гг.) характеризовался раз­работкой технологии формирования умений самообразовательной деятельности студента в условиях кредитно-модульной системы организации обучения и критериев ее результативности; проведение опытно-экспериментальной работы, в процессе которой осуществлялось уточнение гипотезы.

  3. обобщающий (2007 — 2010 гг.) был направлен на обобщение, кор­ректировку и теоретическое осмысление результатов исследования, вне­дрение разработанных положений в практику педагогической деятельности, определение результативности технологии формирования умений самообразовательной деятельности студента, оформление диссертационной работы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconКоммуникативный метод обучения как фактор формирования базовой культуры личности
В настоящее время важная роль отводится коммуникативной деятельности обучения, направленной на практическое овладение английским...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента icon«Болонский процесс и кредитно-модульная система»
Дополнение единого внутреннего рынка Экономическим и валютным союзом (эвс), основанном на единой валюте, является одним из сложнейших...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Система приемов формирования...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconЭтика и культура управления
Тема Культура управления как фактор повышения эффективности деятельности организации. Специфика этической регуляции поведения в организации...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы как фактор формирования положительной мотивации...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconДоклад на тему «Система типовых заданий для формирования личностных...
Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconПлан работы мо учителей предметов гуманитарного цикла Китовской мсош на 2013-2014 учебный год
Методическая тема школы Профориентация – как фактор формирования положительной мотивации в учебно-познавательной деятельности
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconСамостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий...
...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconРабочая программа учебной дисциплины модульная дисциплина «отчетность...
Модульная дисциплина «отчетность организации: бухгалтерская, налоговая, финансовая»
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconРабочая программа по изобразительному искусству на ступени основного...
Настоящая рабочая программа является основой для организации деятельности учителя и обучающегося, так как содержание образования...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconЛ. Г. Полякова Педагогическое самообразование учителя
Пособие содержит методический материал по организации самообразовательной деятельности педагогов (примерный план работы, формы подведения...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconI. Урок как целостная система
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconУрок как целостная система
Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: «Методологические основы формирования универсальных учебных действий поэтапного внедрения фгос с использованием...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента iconМосковская Международная Высшая Школа Бизнеса «мирбис» (Институт)...
График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Исполнительное производство» для студентов заочной...
Кредитно модульная система организации обучения как фактор формирования умений самообразовательной деятельности студента icon«Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной...
Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск