Современный урок. Требования к современному уроку
| Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики
концентрируется в уроке.
Скаткин М.
Содержание:
I. Урок как целостная система.
II. Типология уроков.
III. Структура уроков.
IV. Cтруктурные элементы урока.
V. Требования к уроку.
VI. Цели уроков.
VII. Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя.
VIII. Схема поурочного плана (М.И. Махмутов).
IX. Схема плана-конспекта урока.
Х. Самоанализ урока.
I. Урок как целостная система
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
II. Типология уроков
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);
уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);
уроки обобщения и систематизации (3-й тип),
комбинированные уроки (4-й тип);
уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Нетрадиционные формы урока: ролевые игры;
| урок-путешествие;
| урок-спектакль;
| круглый стол или конференция;
| исполнение сказочного сюжета;
| урок-состязание;
| смотр знаний;
| пресс-конференция;
| урок фантазирования;
| урок взаимообучения;
| урок-игра;
| урок открытых мыслей;
| деловая игра;
| урок-восхождение;
| урок-зачет;
| урок-соревнование;
| урок взаимообучения;
| урок-диалог;
| урок-КВН;
| мозговая атака;
| урок-викторина;
| урок-брифинг;
| игра «Следствие ведут знатоки»;
| актуальное интервью;
| аукцион знаний;
| имитационно-ролевое моделирование;
| урок-диспут;
| моделирование мышления учащихся;
| урок-турнир;
| ролевая деловая игра;
| урок-эврика;
| урок-лекция:
| игра «Волшебный конверт»;
| межпредметный интегрированный урок;
| урок-конкурс;
| лекция вдвоем;
| урок творчества;
| математический хоккей;
| лекция-провокация;
| лекция-диалог
| лекция-конференция;
|
| III. Структура уроков
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Урок изучения нового материала: • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; • указание на то, что учащиеся должны запомнить; • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; • контроль результатов первичного запоминания; • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:
Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков: • сообщение учащимся цели предстоящей работы; • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; • проверка выполненных работ; • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; • задание на дом (если это необходимо).
Урок формирования умений и навыков: • постановка цели урока; • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; • проведение проверочных упражнений; • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; • упражнения на их освоение; • упражнения на их закрепление; • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; • упражнения на перенос в сходную ситуацию; • упражнения творческого характера; • итог урока; • задание на дом.
Урок применения знаний, умений и навыков: • организация начала урока (психологический настрой учащихся); • сообщение темы урока и его задач; • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии; • упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях; • творческое применение знаний и умений; • упражнение по отработке навыков; • домашнее задание; • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Структура уроков обобщения и систематизации знаний:
Урок повторения: • организация начала урока; • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; • задание на дом.
Повторительно-обобщающий урок: • организационный момент; • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений; • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); • формулирование выводов по изученному материалу; • оценка результатов урока; • подведение итогов; • задание на дом (не всегда).
Урок контроля и коррекции: • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика; • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей): • организация начала урока; • проверка домашнего задания, постановка цели урока; • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; • изучение нового материала, в том числе и объяснение; • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; • подведение итогов и результатов урока; • задание на дом; • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
IV. Cтруктурные элементы урока 1.Организационный этап 1. Дидактическая задача этапа -подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока 2. Содержание этапа Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. 3. Условия достижения положительных результатов: требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока -кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. 5. Требования к реализации дидактической задачи урока -кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность. 6. Способы активизации на уроке Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе. 7. Ошибки, допускаемые при реализации -нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность
2.Этап всесторонней проверки домашнего задания 1.Дидактическая задача этапа -установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН 2. Содержание этапа -выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные н&дочёты. 3. Условия достижения положительных результатов Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Возможность учитвля за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом 5. Требования Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и и&дивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий 6. Способы активизации на уроке Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуапьные задания учащимся 7. Ошибки, допускаемые при реализации Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изуча&мого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий
3.Этап всесторонней проверки ЗУН 1.Дидактическая задача этапа Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. 2. Содержание этапа -проверка различными методами объёма и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН. 3. Условия достижения положительных результатов -использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. 4. Показатели выполнения дидактической задачи урока Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся 5. Требования к ЗУН Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа 6. Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН -слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок
| |