Скачать 150.49 Kb.
|
Ленинградский областной институт развития образования. Кафедра истории и социальных наук Методический центр традиционных ремёсел. Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V. Обзор педагогической литературы (продолжение) Составитель: Соколова Валентина Андреевна - Темы:. 14.Целостная система организации учебно–воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении. 15. Современные средства обучения. 14.Целостная система организации учебно–воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении. 14.1.Подходы к изучению целостности педагогического процесса.
Формирование - придание чему-то определенной формы, законченности, завершенности. Формирование связано с такими изменениями в человеке, которые идут целенаправленно, достигая определенных пределов. Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание, обучение получает все это в соответствии с возрастом. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека. Воспитывающее обучение. Воспитывающее обучение это бучение, при котором достигается связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально – ценностного отношения к миру, друг другу, к усваиваемому учебному материалу. Система – множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, подчиненным целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. Компоненты целостного процесса обучения:
Характеристика функциональных компонентов педагогической системы.
Наглядно образная модель продукта процесса обучения. Сформированность личности - развитие личности – воспитанность. Воспитанность:
14.2. Системный подход. Системный подход - это соединение в единое целое отдельных составляющих педагогического процесса, его систематизация и перевод всей системы в более высокую и качественную. Существует три основных аспекта системного подхода: Целостная система организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения требует от учителя следующих главных умений:
Основными темами проблемно-ориентированного анализа продолжают оставаться вопросы результативности и эффективности учебно-воспитательного процесса (УВП): переход существующей системы с одного на другой, более качественный; критерий « степень целостности системы» и будет являться критерием развития. включение мониторинга, свойства целостности определяются через интеграцию. Целостность – базисное понятие системного подхода, она и есть проявления свойств интеграции, объединения частей в целое, в качественное единство. 14.3. Что представляет целостная система?
Проблемы обучения и воспитания относятся к числу тех, разработка которых требует системного подхода, сам процесс сам процесс обучения и воспитания можно представить, как способ функционирования педагогических систем, содержанием которых является управление развитием человека. Цели педагогических систем: превращение человека из объекта управления (обучения воспитания) в субъект управления, формирование у него самостоятельности и способности к самообразованию, самовоспитанию, самореализации. Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда учителя и ученика в единицу времени. К ее основным составляющим относятся:
Главными направлениями в совершенствовании современного образования являются дифференциация и индивидуализация, что связывается с профилированием учебных заведений и созданием разноуровневых учебных программ по предметам. В соответствии с общими ориентирами обновление современной школы предстоит осуществить переход от принципа общего образования, одинакового для всех, к образованию по личностным способностям и общественным потребностям, т.е. с изначальной дифференциацией обучения сообразно способностям и склонностям учащегося вплоть до разноуровневых и разнопрофильных программ, учебников и учебных пособий. Мир, окружающий человека, состоит из множества предметов, явлений, процессов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. Эти объекты должны и могут познаваться с позиций системности и модульности. Цикл модульного обучения связан с проблемной ситуацией (задачей): на первом предварительном этапе создается мотивация, формируется сознательный интерес субъекта; на втором этапе выделяется состав необходимой деятельности; на последующих этапах происходит овладение видами деятельности в процессе усвоения знаний. 14.4. Модульная система организации УВП Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществить самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модулб может представлять содержание учебного материала в трех уровнях: ПОЛНОМ, СОКРАЩЕННОМ И УГЛУБЛЕННОМ. Обучающим модулем ученые иногда называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
В целом, технология модульного обучения позволяет сократить время учебного курса на 30 % без ущерба полноты изложения и глубины усвоения материала. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся (студенты) более самостоятельно могут работать с предложенной им индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк дидактических целей. При этом функции педагога могу варьироваться от информационно – контролирующей до консультативно –координирующей. Инвариантными компонентами в структуре модулей выступает учебный текст, руководство к обучению, консультация педагога. Модульная система является основой для интеграции межпредметных связей. Кроме того. Она проявляется в вариативности методов и форм усвоения содержания модуля. Это могут быть такие активные формы и методы обучения, как погружение, взаимообучение, игра, интегративное занятие, практикум и т.д. К преимуществам технологии модульного обучения можно отнести:
Модульная система организации УВП имеет некоторые отличия от традиционной системы. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. К целям модульного обучения относится:
14.5. Цели воспитательной системы класса.
Использование системного подхода в обучении и воспитании школьников является одним из главных направлений работы школ и других образовательных учреждений. Для создания воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения необходимо понимать, что:
Воспитательная система – целостность как упорядоченность целей и задач, принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной деятельности, а также взаимодействие педагогического коллектива, классов, неформальных объединений, родителей. Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности. Формы, методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в единый процесс:
Основные компоненты воспитательной системы класса. а) индивидуально – групповой (сообщество детей и взрослых: классных руководителей, родителей и т.д.; б) ценностно – ориентированный. Это совокупность следующих элементов:
в) диагностико – результативный, который включает критерии эффективности воспитательной работы:
Формируя образ ученика, мы должны, прежде всего, предъявлять большие требования к себе. Нравственные ценности и идеалы.
Любой урок должен нести нравственность, которая проявляется в ходе познания. Нравственный урок – это тот урок, где проявляется честность, доброта, справедливость, терпимость, чувство долга, любовь и пр. Литература.
14.6. Примерные вопросы.
15. Современные средства обучения. 15.1. Классификация средств обучения Средства обучения это орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более эффективно осуществляется поставленные цели и задачи урока. Правильно выбранные средства обучения способствуют хорошему усвоению учебного материала, а также способствуют плотности урока (сокращению учебного времени). Технологический подход к обучению пытались ввести уже в ХХ столетии. Вначале ставка делалась на внедрение технических средств обучения: диапроекторы, эпидиаскопы, звукозаписи, учебные диафильмы и т.д. В 20-х годах стали разрабатывать механические устройства для проверки контрольных заданий. С середины 50 –Х годов стало развиваться программированное обучение, которое стало обозначаться « 18.1. Классификация средств обучения.
15.2. Использование ТСО». ТСО - технические средства обучения, это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, что позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. В России ТСО объединяет два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения, которые с помощью этих средств воспроизводятся. По функциональному назначению ТСО подразделяются: Технические средства (ТС): телевизоры, видеомагнитофоны, CD, CVD, проигрыватели, диапроекторы. Технические средства контроля: всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие довольно быстро оценить степень усвоения учебного материала. Технические средства обучения и самообучения и др. В это же время стало развиваться и второе направление, называемое «Технологический» подход в обучении. На современном этапе мы переходим к новой информационной технологии – ЭВМ (электронно-вычислительные машины), компьютерные системы хранения информации каналы связи, лазерные и микроэлектронные устройства и т.п. Все эти средства направлены на повышение эффективности обучения:
15.3. Программированное обучение. Программированное обучение включает: составление полного набора учебных целей; подбор критериев их измерения и оценки; точное описание условий обучения; 15.4. Педагогическая технология Педагогическая технология - это не только использование технических средств обучения или компьютеров (как это считалось раньше), но это и выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность. Стремительно развивающийся глобальный процесс информатизации всех сфер жизни определил приоритетность внимания к информационным компьютерным технологиям (ИКТ) в сфере образования. Компьютер можно использовать в образовательном процессе: 1.Как техническое средство обучения: показ дидактических материалов, показ слайдов по учебному материалу, работа на уроке с электронным учебником, 2. Как средство контроля и самоконтроля знаний, обучающихся по учебному предмету: выполнение тестовых заданий, решение обучающих кроссвордов, работа с учебным текстом и .д. 3. При выполнении проектной деятельности: создание учащимися собственных проектов по выбранной теме учебного предмета, оформление рефератов, 4.При использовании ресурсов Интернета: поиск нужной информации и сайтов в Интернете, работа на уроке с материалами web-сайтов и пр. 15.5. Классификация компьютерных средств обучения.
Использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения, позволяют сделать процесс обучения более эффективным. 15.6. Литература.
15.7. Примерные вопросы.
|
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы Проблема типологии уроков, их систематизация является довольно сложной и не имеет однозначного решения. Единого подхода классификации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для учителей физики общеобразовательных учреждений, в том числе имеющих небольшой стаж работы и (или) не... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной,... Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных... | Методические рекомендации по вопросам охраны труда разработаны по... Методические рекомендации предназначены для руководителей организаций и работников, не имеющих специального образования в области... | ||
Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | Методические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками;... Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками | ||
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов | Методические рекомендации по выполнению курсовой работы Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов | ||
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум... Цель – научить рациональным способам работы со справочно-библиографическим аппаратом | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | ||
Методические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального... Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального... | Методические рекомендации по выполнению курсовых работ Задания для... Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучении и методические рекомендации по их выполнению | ||
Методические рекомендации по сопровождению государственной итоговой... Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы... Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями... | ||
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной (самостоятельной)... Методические рекомендации по осуществлению поиска информации в интернет-источниках 21 | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... |