Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V





Скачать 150.49 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V
Дата публикации11.10.2014
Размер150.49 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
Ленинградский областной институт развития образования.

Кафедра истории и социальных наук

Методический центр традиционных ремёсел.

Методические рекомендации

для учителей, имеющих небольшой опыт работы.
V. Обзор педагогической литературы (продолжение)

Составитель: Соколова Валентина Андреевна -

Темы:.

    14.Целостная система организации учебно–воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

    15. Современные средства обучения.

    14.Целостная система организации учебно–воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

14.1.Подходы к изучению целостности педагогического процесса.

  1. Единство обучения и воспитания.

  2. Воспитание как единство «частных» воспитательных воздействий.

  3. Характер взаимодействии педагогов и учащихся.

  4. Деятельность педагога.

Формирование - придание чему-то определенной формы, законченности, завершенности. Формирование связано с такими изменениями в человеке, которые идут целенаправленно, достигая определенных пределов. Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание, обучение получает все это в соответствии с возрастом. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Воспитывающее обучение.

Воспитывающее обучение это бучение, при котором достигается связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально – ценностного отношения к миру, друг другу, к усваиваемому учебному материалу.

Система – множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, подчиненным целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Компоненты целостного процесса обучения:

  • Педагогический компонент.

  • Гносеологический компонент.

  • Социологический компонент.

  • Организационный компонент.

  • Кибернетический компонент.

  • Психологический компонент.

Характеристика функциональных компонентов педагогической системы.

  1. Дидактический компонент – обобщает собственно дидактические (содержательно – процессуальные) характеристики процесса, такие, как цели, содержание. виды, методы, средства, способы, формы и т.д.

  2. Гносеологический компонент – определяет процесс обучения в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя.

  3. Психологический компонент – охватывает преимущественно внутреннюю, психологическую сторону познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

  4. Кибернетический компонент – отражает все многообразие связей, существующих в учебном процессе обучения.

  5. Социологический компонент – отношение между участниками учебного процесса, общие социальные взаимодействия.

  6. Организационный – сюда относятся: организация учебного и преподавательского труда, их материально – техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т.д.

Наглядно образная модель продукта процесса обучения.

Сформированность личности - развитие личности – воспитанность.

Воспитанность:

    • Мировоззрение.

    • Культура, эрудиция.

    • Качества ума.

    • Приемы учебной работы.

    • Навык самообразования.

    • Интерес к предмету изучения, активность.

    • Работоспособность.

    • Профориентация.

14.2. Системный подход.

Системный подход - это соединение в единое целое отдельных составляющих педагогического процесса, его систематизация и перевод всей системы в более высокую и качественную. Существует три основных аспекта системного подхода:

Целостная система организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения требует от учителя следующих главных умений:

  • строить обучение на основе блочно-модульных и интегрированных педагогических технологий:

  • активно использовать дифференциацию и мобильность образования как фактор создания возможностей для реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий.

  • стимулировать самостоятельность учащихся в учении.

Основными темами проблемно-ориентированного анализа продолжают оставаться вопросы результативности и эффективности учебно-воспитательного процесса (УВП):

переход существующей системы с одного на другой, более качественный;

критерий « степень целостности системы» и будет являться критерием развития.

включение мониторинга,

свойства целостности определяются через интеграцию.

Целостность – базисное понятие системного подхода, она и есть проявления свойств интеграции, объединения частей в целое, в качественное единство.

14.3. Что представляет целостная система?

    • УВП должен соответствовать:

  • .типу и виду образовательного учреждения;

  • должен обеспечивать возможности развития обучающихся в соответствии с их способностями и возможностью освоения программой данного уровня и направленности;

  • выбор программ должен соответствовать необходимому уровню профессиональной подготовки педагогов и определяться в соответствии с уровнем кадрового и методического обеспечения задач реализации предметного обучения.

Проблемы обучения и воспитания относятся к числу тех, разработка которых требует системного подхода, сам процесс сам процесс обучения и воспитания можно представить, как способ функционирования педагогических систем, содержанием которых является управление развитием человека.

Цели педагогических систем: превращение человека из объекта управления (обучения воспитания) в субъект управления, формирование у него самостоятельности и способности к самообразованию, самовоспитанию, самореализации. Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда учителя и ученика в единицу времени. К ее основным составляющим относятся:

  • Повышение целенаправленности обучения.

  • Усиление его мотивации, информационной емкости для содержания образования.

  • Применение прогрессивных форм и методов обучения.

  • Активизация темпов учебных действий.

  • Использование компьютерных и других новейших информационных технологических средств обучения.

  • Развитие рефлексных навыков труда.

Главными направлениями в совершенствовании современного образования являются дифференциация и индивидуализация, что связывается с профилированием учебных заведений и созданием разноуровневых учебных программ по предметам.

В соответствии с общими ориентирами обновление современной школы предстоит осуществить переход от принципа общего образования, одинакового для всех, к образованию по личностным способностям и общественным потребностям, т.е. с изначальной дифференциацией обучения сообразно способностям и склонностям учащегося вплоть до разноуровневых и разнопрофильных программ, учебников и учебных пособий.

Мир, окружающий человека, состоит из множества предметов, явлений, процессов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. Эти объекты должны и могут познаваться с позиций системности и модульности. Цикл модульного обучения связан с проблемной ситуацией (задачей): на первом предварительном этапе создается мотивация, формируется сознательный интерес субъекта; на втором этапе выделяется состав необходимой деятельности; на последующих этапах происходит овладение видами деятельности в процессе усвоения знаний.

14.4. Модульная система организации УВП

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществить самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модулб может представлять содержание учебного материала в трех уровнях: ПОЛНОМ, СОКРАЩЕННОМ И УГЛУБЛЕННОМ.

Обучающим модулем ученые иногда называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа):

  • банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ:

  • методическое руководство по достижению цели:

  • практические занятия по формированию необходимых умений;

  • контрольная работа, которая точно соответствует целям, поставленным в данном модуле.

  • Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: цель, входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения, элементы поведения), а также -содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки). Такая система предоставляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляцию своих учебных достижений.

    В целом, технология модульного обучения позволяет сократить время учебного курса на 30 % без ущерба полноты изложения и глубины усвоения материала. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся (студенты) более самостоятельно могут работать с предложенной им индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк дидактических целей. При этом функции педагога могу варьироваться от информационно – контролирующей до консультативно –координирующей. Инвариантными компонентами в структуре модулей выступает учебный текст, руководство к обучению, консультация педагога.

    Модульная система является основой для интеграции межпредметных связей. Кроме того. Она проявляется в вариативности методов и форм усвоения содержания модуля. Это могут быть такие активные формы и методы обучения, как погружение, взаимообучение, игра, интегративное занятие, практикум и т.д.

    К преимуществам технологии модульного обучения можно отнести:

  • сокращение учебного времени;

  • направленность на формирование мобильности знаний, гибкости метода и критичности мышления обучаемых;

  • разнообразие форм и методов оьучения, дифференциация содержания учебного материала,

  • эффективная система рейтигового контроля и оценки усвоения знаний учащихся.

Модульная система организации УВП имеет некоторые отличия от традиционной системы. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. К целям модульного обучения относится:

  • комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения,

  • интеграция различных видов и форм.

  • определение ими своих возможностей, гибкое построение содержания обучения.

  • Воспитательная система класса - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

14.5. Цели воспитательной системы класса.

  • Управление процессом развития личности.

  • Взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

  • Формирование коммуникативных навыков.

  • Самореализация школьников.

  • Учение социальным навыкам.

  • Адаптация к социуму и т.д.

Использование системного подхода в обучении и воспитании школьников является одним из главных направлений работы школ и других образовательных учреждений. Для создания воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения необходимо понимать, что:

  1. воспитательная система класса - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, способствующая личностному росту ребенка;

  2. учащиеся должны развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, где все компоненты взаимосвязаны;

  3. воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития;

  4. в процессе построения воспитательной системы формируется неповторимый облик самого класса, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;

Воспитательная система – целостность как упорядоченность целей и задач, принципов и взглядов, направлений и видов воспитательной деятельности, а также взаимодействие педагогического коллектива, классов, неформальных объединений, родителей.

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности.

Формы, методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в единый процесс:

  1. групповые формы работы,

  2. разнообразные творческие работы учащихся, исследовательская деятельность ученика,

  3. уроки творчества,

  4. деловая игра,

  5. час вопросов и ответов.

  6. экскурсии, поездки, походы.

  7. эстафета творческих дел.

  8. взаимное обучение.

Основные компоненты воспитательной системы класса.

а) индивидуально – групповой (сообщество детей и взрослых: классных руководителей, родителей и т.д.;

б) ценностно – ориентированный.

Это совокупность следующих элементов:

  • ключевая идея замысла системы,

  • цель и задачи воспитания;

  • перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

  • принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса;

в) диагностико – результативный, который включает критерии эффективности воспитательной работы:

  • воспитанность учащихся,

  • защищенность и комфортность ребенка в классе,

  • сформированность классного коллектива,

  • репутация класса,

  • проявление индивидуальности классной общности (его «лица»)

Формируя образ ученика, мы должны, прежде всего, предъявлять большие требования к себе.

Нравственные ценности и идеалы.

  • стремится понять цель в жизни;

  • иметь гражданскую позицию и чувство патриотизма;

  • обладать общей культурой;

  • быть добрым, сострадательным, общительным;

  • быть милосердным;

  • быть гуманным;

  • быть толерантным;

  • стремиться к профессиональному самоопределению и т.д.;

Любой урок должен нести нравственность, которая проявляется в ходе познания. Нравственный урок – это тот урок, где проявляется честность, доброта, справедливость, терпимость, чувство долга, любовь и пр.

Литература.

  1. . Каменский, Стратегические ориентиры в управлении современной школой./ А.М. Каменский .Москва. Центр «Педагогический поиск». 2007.

  2. Степанов, Степанова.Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания./Павел Степанов,Ирина Степанова.Москва. Библиотека администрации школы.2007.

  3. Советова., Шувалова. Система воспитательной работы в школе./Москва. Чистые пруды. 2008

  4. Барышников, Е.Н.Научно – методический журнал. Классный руководитель// Е.Н. .Барышников, И.А. Колесникова.2006.-№4.

  5. Безрукова, В.С.Достоинства и недостатки современного урока. В. С. Безрукова //Директор школы.- 2004.-№2.-С.33-37

  6. Плахова, Л.М.. Анализ учебно – воспитательного процесса./ Моделирование структуры.// Л.М. Плахова.-М.- Чистые пруды.-2005. С.-32

  7. Берсенева, Т.А. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности».// Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. /\ \\ Санкт – Петерб. Академия постдипломного редагогического образования.Осокин. Санкт –Петербург. 2003.

14.6. Примерные вопросы.

  1. Что вы понимаете под системным подходом учебно-воспитательного процесса?

  2. Назовите три основных аспекта системного подхода учебно-воспитательного процесса.

  3. Какое понятие вкладывается в целостную систему организации учебно-воспитательного процесса?

  4. Перечислите 3-4 критерия оценки степени целостности системы учебно-воспитательного процесса.

  5. На что направлена педагогическая технология?

  6. Без каких профессиональных компетенций современного учителя невозможно создать эффективные педагогические технологии?

  7. Какие управленческие умения учителя необходимы для создания единой целостной системы учебно - воспитательного обучения?

  8. Назовите основные направления работы классного руководителя.

  9. Что вы понимаете под словом « воспитание»?

  10. Что вы понимаете под целостной системой учебно-воспитательного процесса?

  11. Назовите основные компоненты воспитательной системы класса.

  12. Перечислите примерные цели воспитательной системы класса.

  13. Какие нравственные ценности и идеалы вы воспитываете?

  14. Какие формы, методы работы вы используете, чтобы через урочную систему воспитывать доброту, сердечность, сострадательность, внимание к другому человеку?

  15. Какие формы и методы работы используются на уроке для профессионального самоопределения подростка?

  16. Какие формы и методы работы используются на уроке для воспитания общей культуры школьника?

  17. Какие параметры входят в понятие «воспитанность человека, ученика»?

    15. Современные средства обучения.

15.1. Классификация средств обучения

Средства обучения это орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более эффективно осуществляется поставленные цели и задачи урока. Правильно выбранные средства обучения способствуют хорошему усвоению учебного материала, а также способствуют плотности урока (сокращению учебного времени).

Технологический подход к обучению пытались ввести уже в ХХ столетии. Вначале ставка делалась на внедрение технических средств обучения: диапроекторы, эпидиаскопы, звукозаписи, учебные диафильмы и т.д. В 20-х годах стали разрабатывать механические устройства для проверки контрольных заданий. С середины 50 –Х годов стало развиваться программированное обучение, которое стало обозначаться « 18.1.

Классификация средств обучения.

  1. Учебные компьютерные программы,

  2. учебники и учебные пособия,

  3. дидактические материалы,

  4. методические разработки по предмету,

  5. книги – первоисточники.

  6. система условных обозначений (нотная грамота, математический аппарат и др.)

  7. уровень квалификации и внутренней культуры учителя.

  8. формы организации учебной деятельности на уроке,

  9. лабораторное оборудование,

  10. технические средства обучения.

  11. средства наглядности (схемы, чертежи и т. д.);

  12. тесты, задания.

15.2. Использование ТСО».

ТСО - технические средства обучения, это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, что позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. В России ТСО объединяет два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения, которые с помощью этих средств воспроизводятся.

По функциональному назначению ТСО подразделяются:

Технические средства (ТС): телевизоры, видеомагнитофоны, CD, CVD, проигрыватели, диапроекторы.

Технические средства контроля: всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие довольно быстро оценить степень усвоения учебного материала.

Технические средства обучения и самообучения и др.

В это же время стало развиваться и второе направление, называемое «Технологический» подход в обучении.

На современном этапе мы переходим к новой информационной технологии – ЭВМ (электронно-вычислительные машины), компьютерные системы хранения информации каналы связи, лазерные и микроэлектронные устройства и т.п. Все эти средства направлены на повышение эффективности обучения:

  • использование ЭВМ в иллюстративных целях;

  • использование ЭВМ в самом ходе уроков;

  • использование персональных ЭВМ и т.д.

15.3. Программированное обучение.

Программированное обучение включает:

составление полного набора учебных целей;

подбор критериев их измерения и оценки;

точное описание условий обучения;

15.4. Педагогическая технология

Педагогическая технология - это не только использование технических средств обучения или компьютеров (как это считалось раньше), но это и выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность.

Стремительно развивающийся глобальный процесс информатизации всех сфер жизни определил приоритетность внимания к информационным компьютерным технологиям (ИКТ) в сфере образования.

Компьютер можно использовать в образовательном процессе:

1.Как техническое средство обучения:

показ дидактических материалов,

показ слайдов по учебному материалу,

работа на уроке с электронным учебником,

2. Как средство контроля и самоконтроля знаний, обучающихся по учебному предмету:

выполнение тестовых заданий,

решение обучающих кроссвордов,

работа с учебным текстом и .д.

3. При выполнении проектной деятельности:

создание учащимися собственных проектов по выбранной теме учебного предмета,

оформление рефератов,

4.При использовании ресурсов Интернета:

поиск нужной информации и сайтов в Интернете,

работа на уроке с материалами web-сайтов и пр.

15.5. Классификация компьютерных средств обучения.


  • Презентация (POWER POINT, FLAS).

  • Электронные энциклопедии.

  • Программы – тренажеры.

  • Система виртуального эксперимента.

  • Электронные учебники и электронные учебные курсы.

  • Обучающие игры и развивающие программы.

  • Сборники.

  • Дистанционное образование.

Использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а, следовательно, и на методы обучения, позволяют сделать процесс обучения более эффективным.

15.6. Литература.


  1. Е.Н. Шиянов и др. Издательский центр. «Академия».-2000.

  2. Кларин, М.В. Новые педагогические и современные технологии в системе образования.//Инновации в мировой практике. Педагогический центр «Эксперимент». Рига.-1995.

  3. Смирнов, С.А.Учебное пособие по педагогике.//С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Коджаспирова, Г.М.. Технические средства обучения и методика их использования.. Учебное пособие. Издательский центр «Академия».-2001.-С. 256.

  4. Палат, Е.С. Учебное пособие по педагогике. // Е. С. Палат, М, Ю. Бухарский, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Издательский центр «Академия».-2001.-С. 272..

  5. Голышев, С.А. Формы использования информационно-компьютерных технодлогий в образовательном процессе.// С.А.Голышев, Москва. Издательство « Школа». 2/71. 2006.

  6. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения.Школьные технологии.// А.В.Дворецкая. Школьные технологии. Народны=ое образование. Москва. №3, 2004.

15.7. Примерные вопросы.

  1. Расшифруйте термин «ЭВМ».

  2. Какие Какие формы программированного обучения вы используете в учебном процессе?

  3. Какие параметры необходимы для введения программированного обучения?

  4. Расшифруйте термин «ТСО».

  5. Какие технические средства обучения используются в вашей педагогической деятельности?

  6. Что вы понимаете под « технологическим информационные технологии вы используете в практической деятельности?

  7. На что направлены информационные технологии?

  8. Какие методы используются для контроля формируемых умений и навыков учащихся?

  9. Какие направления включает оптимизация учебно-воспитательного процесса?

  10. Какие компьютерные программы вы используете в своей работе?

  11. Расшифруйте символ «WORD».

  12. В каких целях используют принтер?

  13. В каких целях используют принтер?

  14. В каких целях используют сканер?

  15. Как включить компьютер?

  16. Вставьте дискету в компьютер.

  17. Вставьте диск в дисковод.

  18. Как выключить компьютер?

  19. Какой клавиш надо нажать для удаления части текста?







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы
Проблема типологии уроков, их систематизация является довольно сложной и не имеет однозначного решения. Единого подхода классификации...
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для учителей физики общеобразовательных учреждений, в том числе имеющих небольшой стаж работы и (или) не...
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации по вопросам охраны труда разработаны по...
Методические рекомендации предназначены для руководителей организаций и работников, не имеющих специального образования в области...
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками;...
Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум...
Цель – научить рациональным способам работы со справочно-библиографическим аппаратом
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ Задания для...
Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучении и методические рекомендации по их выполнению
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации по сопровождению государственной итоговой...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной (самостоятельной)...
Методические рекомендации по осуществлению поиска информации в интернет-источниках 21
Методические рекомендации для учителей, имеющих небольшой опыт работы. V iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск