Скачать 412.26 Kb.
|
УЧИМ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ Методические рекомендации для учителей ЗАОЧНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ №2 ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ Выльгорт 2008 Поиск информации Цель – научить рациональным способам работы со справочно-библиографическим аппаратом Содержание: 1. Типы информационно-поисковых задач (запросов) 1.1. Адресный запрос. 1.2. Тематический запрос. 1.3. Фактографический запрос. 2. Справочный аппарат книги 3. Справочный аппарат библиотеки 4. Виды чтения. Тема: Учим работать с информацией Данное занятие следует посвятить важнейшему учебному «инструменту» ученика – его умению действовать, обращаться с информацией. Учитель может сам спланировать алгоритм занятий, посвященных этим умениям и навыкам, исходя из собственных ресурсов и уровня развития учебных возможностей учащихся. Занятие можно начать с разбора смысла понятия «информация». На стол выкладывается несколько объектов, например, книга, дискета, атлас с картами, открытка с репродукцией картины, ученическая тетрадь, шарф, комнатное растение, бутерброд. Следует показать и рассказать, где по мнению учащихся, содержится информация и в каком виде. Важно, чтобы кроме привычных носителей информации – книги, тетради, карты и дискеты, ребята обнаружили, что информация – это и запах (бутерброд, растение), и осмысленная картинка – аккуратные записи в тетради несут информацию о ее хозяине, и воспринимаемая при контакте особенность материала – шарф колючий и т.д. Информацию несут звуки, тела, вещества, молекулы, электроны. Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию через ряд каналов восприятия: глазами – визуальный канал приема информации, ушами – аудильный канал, прикосновение к объекту, несущему интересующую нам информацию – кинестетический канал (запах – это тоже прикосновение молекул к рецепторам носа). Однако, человек отдает предпочтение одному или двум. На этих занятиях вся практическая работа построена с информацией, представленной на бумажных носителях. Что с информацией можно сделать? Ее можно ПОЛУЧАТЬ или ВОСПРИНИМАТЬ, ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ (сворачивать и разворачивать) и еще информацию можно ИСКАТЬ. ● Прием- ситуация Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему – о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует увереннее и, просматривая литературу, находит нужную книгу так быстро, словно кто-то ему на нее указал. - Вы прослушали ситуацию, которая встречается довольно часто. Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Возможные причины неудачи одного из читателей: 1. Отсутствие цели, не знает о чем и что ему конкретно надо искать. 2. Не умеет пользоваться справочным аппаратом книги; не знает структуру книги. 3. Не умеет пользоваться справочным аппаратом библиотеки. 4. Недостаточно хорошо читает; не умеет пользоваться видами чтения. - Рассмотрим эти причины и постараемся ему помочь. Представим процесс работы учащихся во временной развертке. В этом случае в нем можно выделить следующие этапы: - поиск информации; - восприятие информации; - переработка информации для дальнейшего ее использования; Раскроем отдельные элементы каждого из этих этапов. Поиск информации Важным этапом в работе с информацией является её поиск. Найти среди множества книг, документов, файлов и т.д. необходимую информацию – задача достаточно непростая, а для неподготовленного человека зачастую просто непосильная. Проблема эффективного поиска и отбора информации становится все более актуальной в связи с бурным ростом информационных потоков. Обучение учащихся эффективному поиску информации требует соблюдения определенных этапов: Этап поиска информации заключается в: - формулировке задачи поиска информации (С какой целью буду искать информацию? Для чего я её ищу?); - определении целесообразности использования конкретных средств информации (Нужна ли эта информация? Где эту информацию быстрее и лучше искать?): книга, библиотека, электронные издания, Internet, другие источники (родители, взрослые, старшеклассники и т.п.); - определение алгоритма поиска: предметный, тематический. - использовании соответствующего инструментария: оглавления или предметного указателя книг, тематического или систематического каталога библиотек, различных поисковых систем и Internet, формулирование запроса ( темы ) конкретным людям. Определение информационного запроса. Это очень важный этап! Правильная постановка задачи – залог дальнейшей успешной работы. Учащиеся начинают работу с того, что определяют, что они, собственно, хотят узнать, и формулируют вопросы, на которые хотят ответить. Часто школьникам бывает трудно сформулировать конкретный запрос. Этот этап работы с информацией чаще всего выпадает на долю библиотекаря, даже если потом читатель при небольшой помощи библиотекаря сам может найти требуемую информацию и самостоятельно с ней работает. 1 шаг – О чем и что надо искать? С какой целью?(целеполагание) Приемы: ● Осознание или удержание задачи. - Какую информацию нужно найти? - Для чего это надо? С чем эта информация связана? Какое отношение она имеет к нашей теме? ● Составим памятку. |
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум... Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной,... Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных... | Методические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального... Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального... | ||
Оргпроект семинара-практикума Западного округа Ассоциации педагогов... Тема семинара-практикума «Технология коллективных учебных занятий и формирование общих умений коммуникации, познавательных универсальных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар-практикум "Обмен опытом работы по развитию ритмических умений дошкольников" | ||
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии В этом же документе отмечается «направленность содержания на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной,... | Аналитический отчет о деятельности организационно методического центра... Формулировка темы (проблемы): «Формирование познавательной деятельности учащихся начальной школы на уровне общих учебных умений,... | ||
Второй Всероссийский Фестиваль-конкурс учебных проектов и Семинар-практикум Участвуют – учителя и преподаватели, студенты средних и высших учебных заведений, профессионалы в области музыкального искусства... | Методические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов... В методических рекомендациях раскрывается значение туристко-краеведческой работы в школе, приводится примерное распределение программного... | ||
Методические рекомендации психофизические основы спортивной тренировки... Цель дисциплины формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту по физической... | Методические рекомендации по подготовке к семинару Семинар является важнейшим элементом системы образования. Семинар – это не столько опрос студентов, сколько совместное с преподавателем... | ||
Методические рекомендации по выполнению практических занятий Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской... | Семинар для учителей. Принимаются доклады учащихся по следующим направлениям Научно-информационно-методического центра г. Уфа проводит 8 февраля 2013 г ежегодный комплекс мероприятий «Феринские чтения», посвященный... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Программные вопросы «Конфликтология» является формирование у студентов общих представлений о сущности, структуре и типах конфликтов, принципах и способах... | Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г. Изменения... Доклад Кувайцевой-Солодовник Елены Алексеевны. Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г |