Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков





Скачать 412.26 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков
страница1/4
Дата публикации03.04.2015
Размер412.26 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3   4


УЧИМ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ


Методические рекомендации для учителей
ЗАОЧНЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ №2
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ

Выльгорт 2008
Поиск информации
Цель – научить рациональным способам работы со справочно-библиографическим аппаратом

Содержание:

1. Типы информационно-поисковых задач (запросов)

1.1. Адресный запрос.

1.2. Тематический запрос.

1.3. Фактографический запрос.

2. Справочный аппарат книги

3. Справочный аппарат библиотеки

4. Виды чтения.
Тема: Учим работать с информацией

Данное занятие следует посвятить важнейшему учебному «инструменту» ученика – его умению действовать, обращаться с информацией. Учитель может сам спланировать алгоритм занятий, посвященных этим умениям и навыкам, исходя из собственных ресурсов и уровня развития учебных возможностей учащихся.

Занятие можно начать с разбора смысла понятия «информация». На стол выкладывается несколько объектов, например, книга, дискета, атлас с картами, открытка с репродукцией картины, ученическая тетрадь, шарф, комнатное растение, бутерброд. Следует показать и рассказать, где по мнению учащихся, содержится информация и в каком виде. Важно, чтобы кроме привычных носителей информации – книги, тетради, карты и дискеты, ребята обнаружили, что информация – это и запах (бутерброд, растение), и осмысленная картинка – аккуратные записи в тетради несут информацию о ее хозяине, и воспринимаемая при контакте особенность материала – шарф колючий и т.д. Информацию несут звуки, тела, вещества, молекулы, электроны.

Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию через ряд каналов восприятия: глазами – визуальный канал приема информации, ушами – аудильный канал, прикосновение к объекту, несущему интересующую нам информацию – кинестетический канал (запах – это тоже прикосновение молекул к рецепторам носа). Однако, человек отдает предпочтение одному или двум.

На этих занятиях вся практическая работа построена с информацией, представленной на бумажных носителях.

Что с информацией можно сделать? Ее можно ПОЛУЧАТЬ или ВОСПРИНИМАТЬ, ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ (сворачивать и разворачивать) и еще информацию можно ИСКАТЬ.
Прием- ситуация

Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему – о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует увереннее и, просматривая литературу, находит нужную книгу так быстро, словно кто-то ему на нее указал.
- Вы прослушали ситуацию, которая встречается довольно часто. Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти?
Возможные причины неудачи одного из читателей:

1. Отсутствие цели, не знает о чем и что ему конкретно надо искать.

2. Не умеет пользоваться справочным аппаратом книги; не знает структуру книги.

3. Не умеет пользоваться справочным аппаратом библиотеки.

4. Недостаточно хорошо читает; не умеет пользоваться видами чтения.
- Рассмотрим эти причины и постараемся ему помочь.
Представим процесс работы учащихся во временной развертке. В этом случае в нем можно выделить следующие этапы:
- поиск информации;

- восприятие информации;

- переработка информации для дальнейшего ее использования;
Раскроем отдельные элементы каждого из этих этапов.
Поиск информации
Важным этапом в работе с информацией является её поиск. Найти среди множества книг, документов, файлов и т.д. необходимую информацию – задача достаточно непростая, а для неподготовленного человека зачастую просто непосильная. Проблема эффективного поиска и отбора информации становится все более актуальной в связи с бурным ростом информационных потоков.

Обучение учащихся эффективному поиску информации требует соблюдения определенных этапов:
Этап поиска информации заключается в:

- формулировке задачи поиска информации (С какой целью буду искать информацию? Для чего я её ищу?);

- определении целесообразности использования конкретных средств информации (Нужна ли эта информация? Где эту информацию быстрее и лучше искать?): книга, библиотека, электронные издания, Internet, другие источники (родители, взрослые, старшеклассники и т.п.);

- определение алгоритма поиска: предметный, тематический.

- использовании соответствующего инструментария: оглавления или предметного указателя книг, тематического или систематического каталога библиотек, различных поисковых систем и Internet, формулирование запроса ( темы ) конкретным людям.
Определение информационного запроса.

Это очень важный этап!

Правильная постановка задачи – залог дальнейшей успешной работы.

Учащиеся начинают работу с того, что определяют, что они, собственно, хотят узнать, и формулируют вопросы, на которые хотят ответить.

Часто школьникам бывает трудно сформулировать конкретный запрос.

Этот этап работы с информацией чаще всего выпадает на долю библиотекаря, даже если потом читатель при небольшой помощи библиотекаря сам может найти требуемую информацию и самостоятельно с ней работает.
1 шаг – О чем и что надо искать? С какой целью?(целеполагание)

Приемы:

Осознание или удержание задачи.

- Какую информацию нужно найти?

- Для чего это надо? С чем эта информация связана? Какое отношение она имеет к нашей теме?
Составим памятку.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум...
Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа,...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconОргпроект семинара-практикума Западного округа Ассоциации педагогов...
Тема семинара-практикума «Технология коллективных учебных занятий и формирование общих умений коммуникации, познавательных универсальных...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар-практикум "Обмен опытом работы по развитию ритмических умений дошкольников"
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconАктивизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии
В этом же документе отмечается «направленность содержания на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной,...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconАналитический отчет о деятельности организационно методического центра...
Формулировка темы (проблемы): «Формирование познавательной деятельности учащихся начальной школы на уровне общих учебных умений,...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconВторой Всероссийский Фестиваль-конкурс учебных проектов и Семинар-практикум
Участвуют – учителя и преподаватели, студенты средних и высших учебных заведений, профессионалы в области музыкального искусства...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации для учителей физической культуры и педагогов...
В методических рекомендациях раскрывается значение туристко-краеведческой работы в школе, приводится примерное распределение программного...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации психофизические основы спортивной тренировки...
Цель дисциплины формирование профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту по физической...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации по подготовке к семинару
Семинар является важнейшим элементом системы образования. Семинар – это не столько опрос студентов, сколько совместное с преподавателем...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconСеминар для учителей. Принимаются доклады учащихся по следующим направлениям
Научно-информационно-методического центра г. Уфа проводит 8 февраля 2013 г ежегодный комплекс мероприятий «Феринские чтения», посвященный...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Программные вопросы
«Конфликтология» является формирование у студентов общих представлений о сущности, структуре и типах конфликтов, принципах и способах...
Методические рекомендации для учителей заочный семинар-практикум №2 формирование общих учебных умений и навыков iconСеминар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г. Изменения...
Доклад Кувайцевой-Солодовник Елены Алексеевны. Семинар для учителей русского языка и литературы 27. 01. 2012г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск