Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии





Скачать 142.57 Kb.
НазваниеАктивизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии
Дата публикации14.02.2015
Размер142.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии.

Современное российское образование уверенно движется по пути его модернизации. Особое внимание обращается на повышение его качества и эффективности. « Деятельностный характер образования» [3.5], указанный в федеральном компоненте государственного стандарта, является одним из направлений решения поставленных задач. В этом же документе отмечается « направленность содержания на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности» [3.5].

Образовательный школьный процесс представляет собой комплекс разнообразной деятельности. Практика показывает, что в результате отношений, которые возникают в системе совместной деятельности и общения ученик – учитель, ученик – ученик, учитель – учитель школьники приобретают знания, у них формируются общие учебные умения и навыки, обобщенные способы деятельности.

Применительно к школьной педагогике «совместная деятельность – это планомерная деятельность учителя и учащихся по определению цели предстоящего дела, отбора средств её достижения, осуществления задуманного и анализу полученного результата. Эта такая педагогическая ситуация, когда весь производственный цикл – от зарождения и до получения результата – педагог проходит вместе с ребёнком, обеспечивая его личностное включение во все этапы деятельности.

Таким образом, совместная деятельность становится необходимым условием реализации воспитательных функций»- отмечает Ксензова Г.Ю. [2.55].

Деятельностный подход к образованию и возможность решения поставленных задач в образовательном и воспитательном направлении предлагается проследить на опыте внеклассной работы по биологии в небольшой средней школе сельской местности.

Целенаправленная деятельность педагогов помогает решать ряд важных задач:

- воспитание коммуникативной культуры школьников,

- формирование и развитие творческой познавательной самостоятельности,

- выявление и поддержание одарённости у детей,

- развитие психологических качеств личности ребёнка (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность ).

Таким образом, «прямой целью общественно организованной человеческой деятельности является выполнение определённой общественной функции»[2.465].

Активизации деятельности школьников во внеурочное время содействует разнообразная, увлекательная, познавательная, практико-ориентированная внеклассная работа, которая основывается на принципах:

- добровольность участия,

- равноправие участников деятельности,

- взаимоуважение, внимательность и доброжелательность,

- заинтересованность,

- единство учебной и внеурочной работы,

- самостоятельность и инициативность,

-личностно- и общественно ориентированная деятельность,

- личная и общественно полезная направленность.

Подтверждением является следующее.

1) Привлечение внимания учащихся к проблемам охраны окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе через художественное творчество осуществляется через привлечение к участию в ежегодном районном туре Всероссийского конкурса детского творчества «Зеркало природы». При этом решаются следующие задачи:

- развитие интереса школьников к изучению природы и творческому подходу в работе с природным материалом;

-активизация деятельности объединений декоративно-прикладного творчества образовательных учреждениях Новосибирского района;

- стимулирование творческой активности детей и педагогов.
Номинации конкурса:

1. Скульптура и керамика (круглая скульптура, рельефные панно, объемные и плоские композиции и др.)

2. Природа и творчество (соломка, береста, плоские флористические работы, поделки из различных природных материалов);

3. Прикладное искусство (плетение, гобелен,  изделия из кожи, бисер, резьба и роспись по дереву, поделки по камню и металлу);

4. Фитодизайн (объемные коллажи, аранжировка в восточном или европейском стилях, бонсай и т.д.).

Результативность такой деятельности выражается в выявлении лауреатов и призеров по номинациям конкурса, которые награждаются дипломами, грамотами и памятными призами.

2) Акция «Наши соседи по планете» проводится в рамках международного экологического конкурса «Зеленая планета».

В отчете была отражена деятельность, осуществляемая и организуемая коллективом, с описанием этапов выполнения работы и ее результат. К отчету прилагались фотоматериалы, презентации, сценарии и т. п., отражающие различные этапы участия в акции.

В положении о данной акции отмечалось, что лучшие материалы будут отправлены на международный экологический конкурс «Зеленая планета».

Результаты были приятными для детей. Отдельные работы были направлены на следующий этап конкурса.

3) Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Новосибирская районная станция юных натуралистов ежегодно организует

районную интеллектуально познавательную игру «Знатоки природы» среди команд школьников разного возраста. Ребята школы – активные участники данной игры.

Игра состоит из 4-х туров (сезон 2011 г.):

1-ый тур – «Зимующие птицы Сибири»;

2-ой тур – «Лекарственные растения сибирских лесов и лугов»;

3-ий тур - «Общая эрудиция»;

4-ый тур - «Конкурс капитанов»;

5-ый тур – «Мой Новосибирский район» - домашнее задание, предполагает разработку проекта.

Стимулом к участию школьников в игре является их успешность в овладении биологическими знаниями и возможность сравнения их на районном уровне, возможность выезда на НРСЮН и расширение своих знаний.

4) Общественно значимым занятием для сельских школьников является подготовка материалов для участия в ежегодном районном конкурсе проектов «Калейдоскоп летних дел». Его цель:

способствовать выбору детьми здорового образа жизни, включая ребят в общественно – полезную деятельность.

Задачи педагогами решаются следующие:

предоставить детям и подросткам возможность участвовать в реальных социально – значимых делах;

создать условия для проведения содержательного досуга и творчества через многообразие форм деятельности.

Основное время реализации проектов приходится на летние каникулы и включает в себя:

деятельность обучающихся по озеленению и благоустройству пришкольных участков, территории своего населенного пункта, пропаганду экологических знаний и здорового образа жизни через

организацию различных воспитательно – досуговых программ.

Подготавливая отчет, детям необходимо соблюдать требования к содержанию и оформлению работ:

1. Титульный лист отчета

2. В отчете должна быть отражена деятельность, осуществляемая и организуемая коллективом по реализации проекта, с описанием этапов выполнения работы и ее результат.

К отчету прилагаются видео- и фото- материалы, презентации, доклады, рефераты, сценарии и т. п., отражающие различные этапы деятельности по реализации проекта. Организационные формы деятельности могут быть различными: трудовые десанты, природоохранные и социально – значимые акции, рейды, ярмарки, концерты, спектакли, агитбригады и т.п.

Критерии оценки:

актуальность и значимость проекта;

массовость;

оформление в соответствии с требованиями к содержанию.

Подведение итогов и награждение:

Победители конкурса награждаются дипломами и грамотами на осеннем сборе – семинаре «Агрошкола – 200…».

Следует отметить успешность участия детей в данной работе. Грамоты и дипломы они получали за свой труд.

5) Привлечь внимание детей и родителей к проблемам отношения общества к окружающему его миру, воспитание внимательного отношения к братьям своим меньшим позволяет через участие в районном конкурсе «Мастерская добрых дел». Можно изготовить скворечники, кормушки для птиц (по условиям номинации «Птичий дом»), а возможно и домики – норки для обитателей живого уголка НРСЮН (номинация «Живой уголок»).

6) Своеобразной возможностью привлечения внимания детей и общества к красоте окружающей природы к существующим проблемам взаимодействия человека и природы является участие в школьной и районной выставке – конкурсе фотографий под названием «Посмотри вокруг с любовью».

Номинации фотоконкурса: «Дыхание природы» – принимаются работы, отражающие красоту малого уголка России во все времена года (лето, осень, зима, весна).

«Экология. Изменения природных комплексов под влиянием человека» – принимаются фотографии, отражающие экологические проблемы своей местности.

«Любимые питомцы» – принимаются фотографии, запечатлевшие домашних животных.

В данном варианте работы отдельных школьников имеют самую высокую оценку успешности.

7) Формирование творческих способностей к эколого-прикладному искусству, вести поиск одаренных детей является возможным через участие в районном конкурсе эколого-прикладного творчества «Новогодний сувенир – 20…». При этом можно работать над решением следующих задач:

- развивать у детей навыки и умения изготавливать сувениры, поделки, композиции к новогоднему и рождественскому празднику;

- формировать нравственные и эстетические чувства;

- способствовать расширению кругозора и прививать любовь к природе.

С отдельными школьниками удается добиваться успехов.

8) В рамках проекта «Здоровьесбережение обучающихся в условиях НРСЮН» дети участвуют в районном конкурсе «Мы голосуем за здоровье»

Конкурс проводится с целью формирования культуры здоровья через творческую деятельность.

Задачи конкурса:

формирование представлений о здоровье, как ценности;

развитие творческих способностей детей;

формирование нравственных и эстетических ценностей;

распространение и пропаганда знаний о здоровом образе жизни.

Творческие работы рассматриваются по следующим номинациям:

        • плакаты;

        • рисунки;

        • стихи;

        • фоторепортажи;

        • буклеты;

        • презентации

В данном 2012 году дети смогла представить на конкурс даже видеофильм.

9) Во внеклассной работе имеет место учебная исследовательская деятельность.

Учебная исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации новых знаний.

Цель учебной исследовательской работы учащихся – создание условий для развития их творчества, самоопределения и самореализации.

Задачи:

- формирование интереса к познанию мира, к учебно-исследовательской деятельности;

- развивать у школьников умения и навыки, необходимые для проведения учебных исследований; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике;

- способствовать мотивированному выбору профессии.

Последние наиболее значимые работы:

Санитарное состояние села. Сосновка

3 место в областном туре Всероссийского конкурса

Экологическое состояние воды в водных источниках села. Сосновка

Победитель районного конкурса


10) Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом.

В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность учащихся

Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.

Наибольшего эффекта удается добиться, если в игре осуществляется педагогика сотрудничества. Как правило, идея игры исходит от учителя. Она требует от создателей хорошей подготовки в области выбранной темы и значительных усилий при подборе содержания игры. Игры очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения.

Традицией стало проведение осеннего праздника в виде маршрутной игры. Здесь прослеживаются всё разнообразие деятельности школьников. Один из вариантов предлагается ниже.

Осенний праздник в начальном звене школы № 32 - 24.10. 2011 г.

Предварительная подготовка:

  1. Даны задания группам учащихся подготовить творческое выступление по отдельным осенним месяцам, нарисовать рисунки на тему «Осень».

2. Группа старшеклассников готовят тематические фотовыставки:

а) «Удивительное рядом»,

«Золотой сентябрь», «Октябрь – листобой», « Ноябрь – ворота зимы» и пояснительную информацию к ним;

б) готовят выразительное чтение стихотворения «Осень»;

в) подбирают загадки;

г) вырезают большие контуры осенних листочков из бумаги и буквы О-С-Е-Н-Ь.

3. Ведущий организует оформление рекреации.

Содержание праздника

В рекреации 4 группы детей рассаживаются около 4 столов лицом к сцене. На столах стоит ваза с осенними цветами, лежат овощи и ягоды.

  1. Открытие праздника

(Создаётся проблемная ситуация)

Стоят на сцене 2 ребёнка и держат в руках по одной букве, но прочитать слово невозможно, т.к. буквы перепутались Н –О-С- Ь –Е.

Ведущий просит помочь исправить досадную ошибку, иначе невозможно начать праздник, т. к. дети не смогут узнать о чём он.

  1. Чтение стихотворения «Осень»:

Вот и осень вернулась к нам снова,

Незаметно вошла в отчий край:

Всё в наряде шитья золотого,

Собран весь до зерна урожай.

Только зорька сверкнёт в поднебесье,

Вспыхнет иней в сверкании том, -

Мы с весёлой и радостной песней

В школу дружной гурьбою идём.

Кто ж назвал тебя, осень родная,

И унылой, и грустной порой?

Погреба, закрома наполняя,

Ты, как радость пришла к нам домой.

Загляни в нашу милую школу

И послушай – ка наш разговор, -

От толпы разбитной и весёлой

Не уйдёшь ты ни в поле, ни в бор.

  1. Выступления групп учащихся, посвящённые:

А) осени;

Б) сентябрю;

В) октябрю;

Г) ноябрю.

4. Импровизированная экскурсия по материалам фотостендов, отражающих осенние сюжеты природы родного края в разные месяцы. Экскурсоводы первоначально предлагают рассмотреть фотосюжеты, затем спрашивают у детей: Какому осеннему месяцу соответствуют фотографии? Докажите своё мнение, используя фотосюжеты.

Для большей убеждённости экскурсоводы озвучивают следующую информацию.

А) «Осенние виды родной природы настойчиво напоминают о присутствии задумчивого Сентября. Ему свойственно золотить кроны и румянить кусты.

Запестрели деревья. Берёзы будто в парчовых накидках: так ярки её раскрашенные листья. Сказочно выглядит осенний лес, расписанный волшебной кистью сентября. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый солнечным теплом».

Б) «Незаметно редеет листва на тополях, осинах, берёзах. Тихо и спокойно падает она на желтеющую траву. Вот деревья и кусты стали совсем скучными, серыми. Иногда может выпасть первый лёгкий первый снежок. Те растения, которые не сбросили свою листву, погружаются в зимний сон. Стало холодно по утрам. На небе всё чаще висят серые тяжёлые тучи. Всё становится однообразным. Лишь кое – где скрадывают скуку запоздалые цветы светлоглазых ромашек. Октябрь властвует в природе».

В) «Ждёт не дождётся зимы старушка – осень. Хмурый ноябрь на пороге. Ноябрь – смотрины зимы. Приходи зима, и гляди, как природа подготовилась к встрече с тобой.

Деревья после листопада как бы заснули до весны. Травы засыпают под лёгким снежным покрывалом. Спасибо снежку молодому. Бело-серым станет лес и поле».

  1. Награждение

подведение итогов осенней выставки поделок из природного материала и интеллектуальной игры «ЧИП -2011»

  1. Смотр даров природы:

Помощники экскурсоводы сдвигают столы вместе в один ряд и на них дети будут помещать всё, что было у них на столах по группам, согласно следующих выражений или высказываний Ведущего.

А) На капусту посмотри, из неё нам сварят щи.

Б) Ешь морковку, пей морковный сок – будешь зорок и высок.

В) А картошечка скромна, но она нам всем нужна.

Так несите её скорей на стол.

Г) Из кабачка – дружка будет очень вкусная икра.

Д) Укроп, петрушка – зеленушка

Украсят блюдо зеленью и витаминами всегда.

Е) А плоды рябины чёрной, красной иль калины…

Про них мы чуть было не забыли.

Ж) Не будет на нашем столе красоты,

если не поставим осенние цветы:

Ромашки, ноготки,

Флоксы, васильки – смело их сюда неси.

  1. Коллективное фотографирование.

Ведущий: А теперь все дружно здесь на сцене встанем,

Пусть сфотографируют нас на память.

Выводы.

1.Активизация деятельности школьников - это процесс индивидуального воздействия системы средств активизации на компоненты личности ученика с целью их мобилизации для решения задач обучения, воспитания; гармонического развития личности.

2. Возможна система дидактических средств активизации: содержания, методов, форм и средств обучения.

3. Внеклассная работа направлен на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов, на развитие способностей, опирается на разнообразную активную деятельность.

4. Познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.
Литература

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2001. -224 с.)

  2. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. –Спб.: Питер, 2004. -713 с.-(Серия «Мастера психологии»).

3. Сборник нормативных документов. Биология /сост Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007, -99 с.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы...
Была начата в 1999 году на базе средней общеобразовательной школы №6 ст. Тбилисской Тбилисского района Краснодарского края. Здесь...
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии icon5. Руководство учебными исследованиями
Создание условий для формирования ключевых компетентностей школьников через организацию исследовательской деятельности во внеурочное...
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников посредством...
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconПрограмма районного семинара учителей трудового обучения по теме:...
«Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время»
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconУрок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах»
Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках...
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconМоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии icon«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования...
Выступление на заседании мо учителей биологии Вязниковского района от 11. 2012 года
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconУроках биологии
...
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconДоклад Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время
Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных...
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconРазвитие речи неслышащих школьников в начальной школе
С. А. Зыковым, с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеурочное время. «Нет необходимости...
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconУроке и во внеурочное время ( в помощь учителю)
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные
Активизация деятельности школьников во внеурочное время по биологии iconПрограмма внеурочной деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск