Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации12.05.2014
Размер1.15 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ФИО участника

Андреева Светлана Николаевна

Должность, предмет

Учитель биологии

Регион

Вологодская область

Полное название ОУ

МБОУ "Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1"

ФИО руководителя ОУ

Кузнецова Татьяна Викторовна

Почтовый адрес участника

г. Бабаево Вологодской области ,162482, ул. Боровая, д. 9А

Электронный адрес участника

swetnika@rambler.ru

Название номинации

Номинация 1. Лучшая программа экологического воспитания

Тема проекта

Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время

Педагогический стаж

14 лет



МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа № 1»
Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время

Автор: Андреева Светлана Николаевна,

учитель биологии высшей квалификационной категории

МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа № 1»

Бабаево, 2013

Аннотация

Работа содержит обоснование места и роли системы школьного образования в развитии экологической культуры личности, проведение подробного анализа документов в области экологического образования, отмечает преимущества системной работы по формированию экологической культуры. На основе анализа опыта работы по экологическому образованию в условиях районной школы обосновывается необходимость создания комплексной системы экологического образования и просвещения всех участников педагогического процесса. Сделано психолого-педагогическое обоснование. Подробно раскрываются компоненты педагогической деятельности, ее результаты.
Содержание
Глава 1. Введение………………………………………….………………………………….….3

Глава 2. Система работы…………………………………………………………………………9

Глава 3. Психолого-педагогическое обоснование развития экологической культуры

учащихся 5-11 классов………………………………………………………………………….11

Глава 4. Формирование экологической культуры на уроках биологии…………………..…13

Глава 5. Формирование экологической культуры на занятиях факультатива «Мы и окружающая среда» ……………………………………………………………………………..26

Глава 6. Использование возможностей внеурочной работы для формирования

экологической культуры учащихся …………………………………………………………....31

Глава 7. Роль семьи в формировании экологической культуры……………………………..43

Глава 8. Результативность работы……………………………………….…………………….46

Словарь ключевых понятий…………………………………………………………………….56

Список литературы……………………………………………………………………………...58

Приложения……………………………………………………………………………………...59

Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Экологическое образование учащихся - одно из важнейших направлений современного образования; оно является настоятельным требованием времени, в котором мы живем. Согласно действующему «Закону Российской Федерации об охране окружающей среды» в России установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания. Экологическое образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью формирования экологической культуры населения на основе принципов Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440). Одним из основных направлений перехода России к устойчивому развитию, обеспечивающему решение проблем сохранения благоприятной окружающей среды, является формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения. Согласно Закону об образовании, одним из принципов государственной политики является принцип приоритета здоровья человека, воспитания любви к окружающей природе [4].

Содержание школьного курса биологии способствует экологическому образованию  школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе. Очевидно, что работа по экологическому образованию школьников осуществляется в первую очередь на уроках биологии, а также во внеурочное время и при экологическом воспитании в семье.

ПРОБЛЕМА. Опыт преподавания в школе показывает, что отсутствие предмета «экология» в учебном плане и недостаточная преемственность и согласованность отдельных этапов экологического образования не позволяют в полной мере сформировать компоненты экологической культуры обучающихся в соответствии с принципами Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Исходя из этого необходимо искать пути повышения эффективности формирования экологической культуры учащихся.

ЦЕЛЬ: разработка и реализация системы уроков биологии, мероприятий внеурочной деятельности, направленных на формирование экологической культуры учащихся.

СУЩНОСТЬ ОПЫТА.

Для успешной деятельности важно не ограничиваться только одним видом экологической работы, а выбрать несколько направлений, сочетающихся между собой. Сущность педагогического опыта заключается в создании системы, при реализации которой происходит формирование теоретических и практических экологических знаний у учащихся, воспитание потребности бережного отношения к окружающей среде, интереса к познанию законов природы, а также приобщение учащихся к здоровому образу жизни. Экологическая культура учащихся формируется благодаря экологизации уроков биологии, участия школьников в экологических олимпиадах, в работе факультатива, естественно-географической секции Школьного научного общества, работе экологической группы школьного оздоровительного лагеря, выпуске школьной экологической газеты (см. схему ИПМ - 2).

НОВИЗНА заключается в разработке и проведении факультатива по разработанной автором программе, разработке системы авторских уроков, участии в работе научно-практических конференций, разработке концепции школьной экологической газеты «Зеленый лист» и ее выпуске.

НАУЧНАЯ ОСНОВА ОПЫТА.

Термин «экология» произошел от греческого oikos, в переводе «дом», «жилище», «местопребывание», и буквально означает «изучение собственного дома (жилища)». В энциклопедическом источнике представлено обобщенное понятие экологии как науки «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистема и биосфера в целом». В данное обобщенное понятие вошло и представление о человеке.

По мере загрязнения окружающей среды, ухудшения здоровья людей, усиливающегося воздействия человека на природу обострялась проблема взаимоотношения общества и природы. Поэтому экологическое образование учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Экологическое образование – это общий процесс, охватывающий и усвоение экологических знаний, и органично связанное со знанием воспитание, где ценность воспитания выступает лишь в единстве с научными, эколого-значимыми знаниями. Важен единый – познавательно-воспитательный процесс, осуществляемый в обучении и во всех других видах организованной педагогической деятельности.

Основная цель экологического образования – воспитание и развитие экологической культуры. Эколого-ориентированный процесс обучения, посвященный освоению учебных предметов, направлен и на решение познавательных задач, и на формирование эколого-ценностных ориентаций, и на становление правильных отношений к природе, и на реализацию посильных видов эколого-оправданной деятельности. Он реализует целостную познавательно-воспитательную процедуру в отношении ведущей задачи экологического образования – воспитание экологической культуры.

Также и другие, лежащие за пределами процесса обучения, сферы деятельности – внеучебная, внешкольная с их специфическими конкретными видами деятельности – способны осуществить такую же целостную познавательно-воспитательную процедуру по достижению экологической культуры. В них может ослабляться роль познавательной составляющей и усиливаться роль практической и оценочной деятельности. Выход за пределы процесса обучения усиливает возможности воспитания экологической культуры.

Экологическая культура есть разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на системе взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармоничного развития общества и природы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы. Все исследователи отмечают сложную структуру экологической культуры. [6]

Выделяют следующие компоненты экологической культуры:

- Эколого-ценностные ориентации,

- Эколого-ценностные знания,

- Эколого-ценностные отношения,

- Эколого-оправданная деятельность.

Ведущим компонентом в структуре экологической культуры являются эколого-ценностные ориентации, возникающие в результате присвоения экологических ценностей. Эколого-ценностные ориентации рассматриваются как интегративные характеристики личности, определяющие ее целостность и направленность. Они выражают избирательное отношение личности к экологическим ценностям, основанное на понимание взаимосвязи и взаимообусловленности всего сущего, признание самоценности живого и неживого, осознании своей роли и места в системе «человек - природа», необходимости такого поведения и деятельности, которые бы в наибольшей степени поддерживали гармонию во взаимоотношениях человека и природы, обеспечивая сохранение полноты качества человека и сохранения регулятивного потенциала природы.

Они влияют на отбор содержания образования: учебные программы могут быть построены с разной степенью представленности в них эколого-значимых знаний. Эколого-ценностные ориентации выражают ценности и избирательное отношение к способу взаимодействия с природой. Они определяют и готовность к нравственно-ориентированному стилю взаимодействия с природой, а также эколого-нравственный вектор практики такого взаимодействия.

Связи между компонентами носят логический и динамический характер:

А) Эколого-ценностные ориентации обуславливают эколого-значимые знания, эколого-ценностные отношения, эколого-оправданную деятельность;

Б) В свою очередь, усвоение (освоение, присвоение) эколого-значимых знаний, эколого-ценностных отношений, эколого-оправданной деятельности ведет к осознанию и принятию эколого-ценностных ориентаций как жизненных ориентиров;

В) Ведущая связь между тремя компонентами экологической культуры (эколого-значимыми знаниями, эколого-ценностными отношениями, эколого-оправданной деятельностью) отмечается не только строгой последовательностью, но и логичностью.

Эколого-значимые знания – начало всего экологически-ориентированного образования, источник возникновения и ценностных отношений, и нравственно-ориентированной практики общения с природой. Знания необходимы для развертывания анализа социоприродных ситуаций, для вскрытия причин, порождающих экологические проблемы; они важны для того, чтобы человек представлял нормы, на которых можно строить взаимоотношения со средой; только на основе научных знаний можно осмысливать и нравственные императивы в сфере взаимодействия с природой. Они тем более необходимы для поиска практических путей сохранения и восстановления жизненных сил природы. Знания напрямую формируют соответствующие ценности, соответствующие отношения к природе, отношения к видам практического взаимодействия с природой.

На основе эколого-ценностных отношений формируется практика взаимодействия с природой, закладываются определенные привычки, а в практике закрепляются те чувства, которые составляют ядро возникших отношений.

Взращивание экологической культуры – это широкая нравственно-педагогическая проблема, решение которой требует поиска специфических форм практики в учебной, внеучебной и внешкольной сферах деятельности. Но в то же время становление экологической культуры не может ограничиваться системой чисто практических действий. Наоборот, практика должна выступать в единстве с другими компонентами экологической культуры и в соподчинении с желательными эколого-ценностными ориентациями. [7]

Важнейшим условием создания системы экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, …средства массовой информации… Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека - от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни. [16]

«Основное условие, при котором человек способен идти по пути единения с природой – это воспитание целостно развитой личности, которое включает в себя воспитание экологической культуры» [7].


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

1. Формирование компонентов экологической культуры (эколого-ценностных ориентаций, эколого-ценностных знаний, эколого-ценностных отношений, эколого-оправданной деятельности) у учащихся 6-9 классов.

2. Формирование активной жизненной позиции учащихся и повышение интереса учащихся к практической деятельности, которое проявляется в участии в олимпиадах по экологии, конкурсах («Энергию молодых – в здоровое русло», «Мир через культуру» и др.), в работе естественно-географической секции Школьного научного общества.

3. Большинство учащихся соблюдают правила нахождения в природе (установлено путем наблюдения в экскурсиях, походах, опросах родителей и самих учащихся).

4. Учащиеся овладевают умениями ухаживать за декоративными растениями на пришкольном цветнике: выращивать рассаду, высаживать ее в грунт, перекапывать клумбы, поливать растения, выпалывать сорняки, рыхлить почву, готовить клумбы к холодному времени года.

ТРУДОЕМКОСТЬ.

Для учителя:

1. Затраты времени и средств на отбор экологической составляющей содержания с учетом требований к уровню знаний (в том числе использование материалов из Интернета).

2. Подбор материалов для подготовки к олимпиадам, помощь в оформлении и выпуске школьной экологической газеты.

3. Активное непосредственное участие в уходе за пришкольным цветником, сборе материала для научно-практических конференций.

Затраченное время сполна компенсируется достигнутыми результатами.

Для ученика:

Отсутствие отдельного предмета «Экология» в школьной программе и необходимость изучать курс на базе уроков биологии, географии, химии, физики и других. Разбросанность изучаемого материала по главам учебников – это требует дополнительных усилий по его изучению. Затраты времени на подготовку к олимпиадам, конференциям, работу на цветнике. Трудоемкость снижается по мере совершенствования соответствующих знаний умений, навыков.

ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Опыт может быть эффективно использован как начинающими педагогами, так и учителями со стажем. Применим к учащимся любой возрастной группы. Необходимые условия использования опыта:

  1. Работа должна быть систематической, т.к. это необходимое условие для достижения результата.

  2. Желание учителя совершенствовать учебно-воспитательный процесс, гармонизировать отношения учитель-ученик и приложить к этому определенные усилия.

  3. Необходимость организации выходов в природу для сбора информации и участия в них.

Частично опыт может быть использован классными руководителями и учителями-предметниками.

ОГРАНИЧЕНИЯ И РИСКИ:

Профессионально-педагогические риски могут быть связаны с недостаточным уровнем методической подготовки учителя, слабой материальной базой, недостатком времени.



Под системой работы педагога, школы, участников педагогического процесса понимается совокупность взаимосвязанных компонентов, действий, направленных на достижение определённого результата – формирование экологической культуры учащихся.

Принципы построения системы работы:

  1. Актуальность – отбор знаний, умений, формирование навыков с опорой на социальный заказ.

  2. Систематичность и последовательность.

  3. Научность и доступность – соответствие уровню образовательных возможностей учащихся данного возраста, наполнение научным содержанием.

  4. Преемственность – от возраста к возрасту расширение и углубление экологических знаний, умений и навыков.

  5. Практическая направленность.

Схема отражает последовательность осуществляемых действий: постановку цели и задач экологического образования учащихся; выбор методов и форм работы, разработку уроков и внеклассных мероприятий по проблеме; отслеживание достигаемых результатов.

Цель работы - формирование экологической культуры учащихся в системе уроков и внеурочной деятельности – достигается путем решения следующих задач:

▪ формирование и углубление эколого-ценностных знаний;

▪ формирование эколого-ценностных отношений;

▪ формирование эколого-ценностной деятельности;

▪ формирование эколого-ценностных ориентаций.

Реализация этих задач экологического образования происходит путем использования методов проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского.

Формирование экологической культуры учащихся происходит в педагогической деятельности учителя биологии на уроках биологии и занятиях факультатива «Мы и окружающая среда», через систему внеклассной работы учащихся и работы с родителями.

Внеурочная деятельность учащихся не менее значима, но она охватывает только часть учащихся, проявляющих особую заинтересованность в изучении предметов естественного цикла.

Важную роль в формировании экологической культуры играет семья. Родители способствуют формированию экологически оправданного поведения в быту и помогают решать следующие задачи:

▪обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;

▪обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

▪формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;

▪осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей.

Все эти компоненты взаимосвязаны и работают только при взаимодействии между собой.

В данной системе работы возможны изменения в формах реализации экологического воспитания, это зависит от темы работы школы, наличия часов на факультативы, личной инициативы учителей. Данная система может еще более эффективно функционировать при наличии предмета «экология» в учебном плане школы, наличии учебно-опытного участка в школе.

Основное условие функционирования системы – активное сотрудничество всех участников педагогического процесса: учителей, учащихся, администрации школы и родителей.

Данная система способствует реализации одной из основных целей биологического образования – формированию экологической культуры учащихся.
Глава 3. Психолого-педагогическое обоснование развития экологической культуры учащихся

Учащиеся 5-9 классов – подростки. Подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних клас­сах школы.

Возрастные особенности отношения к природе детей, подростков и юношей в период школьной жизни различаются:     младшие подростки придают большую значимость необходимости заботы о зеленых насаждениях, мотивируя тем,  что растения "всех радуют", "они нам нравятся", "украшают город",  "делают нашу жизнь красивой" и т.д. В их  высказываниях  редко звучит чисто рационалистический подход ("из деревьев делают карандаши и линейки").  В этом возрасте дети часто осуждают свои действия во время игр,  наносящие вред природе: "ломали ветки,  когда играли". Дети мечтают о хороших делах на пользу природе,  проявляют  готовность  " вырастить что-то своими руками", больше собрать макулатуры, "чтоб не губить лес", предполагают, чтобы каждый человек посадил 5-6 деревьев,  и "тогда наша Земля будет прекрасной".     

Старшие подростки глубже осознают государственную и общественную значимость экологических проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе. Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, за предотвращение войны как самого  большого зла для людей и природы.      У школьников этого возраста,  особенно у девочек, ярко выражено нравственно-эмоциональное  отношение  к природе:  "природа - самое прекрасное",  "это самое необходимое, нужное человеку", "от природы зависит  настроение  человека",  "прелесть природы нельзя губить".      В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: "Родина это - прежде всего Природа", "Мой вклад в охрану природы будет помощью Родине". Забота о природе родного края у старших подростков проявляется в конкретных делах.  Они нередко выступают  с инициативой вычистить речку или пруд, озеленить двор.      Вместе с тем именно в этом возрасте чаще  всего  встречаются "разрушительные действия".  Подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу,  нередко не  предвидят, к  чему может привести поступок,  совершенный из любопытства или озорства.  Поистине противоречивый возраст! Это создает определенные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремления  к  деятельности служат основой для овладения научными знаниями,  формирования практических умений и навыков природоохранительного  характера.     

Большинство школьников   юношеского  возраста,  как правило, придают большое значение общественно полезным делам по улучшению окружающей среды,  принимают  в  них  участие, высказывают твердое убеждение в том, что охрана природы - задача каждого гражданина.  Молодежь видит вред не только от  прямого ущерба, который может нанести человек природе,  но и от равнодушного к ней отношения.      Важно, что в сознании юношей научный и рациональный подход к природе сливается  с  нравственно-этическим.  Старшим  школьникам подчеркивают необходимость "не только брать у природы, но и отдавать ей,  не губя и не разрушая ее". Некоторые из них мечтают "не через сто  лет,  а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад".

Таким образом, в процессе личностного развития учащихся роль природы очевидна; каждый возрастной период имеет свои специфические особенности восприятия природы, что позволяет установить четкое соответствие педагогического процесса экологического восприятия психологическому процессу личностного отношения к природе. [2, 5, 15]

Глава 4. Формирование экологической культуры на уроках биологии

Предмет биология в школьных учебных планах полнее других предметов связан с вопросами экологии, так как опирается на теорию эволюции и взаимосвязь растений, животных и человека с окружающей средой. Биология, можно сказать, «экологична» по своей сути, если под экологией подразумевать ее изначальное содержание как науки о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Содержание курса биологии традиционно представлено блоками следующих дисциплин: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека и общая биология.[10] Весь курс изучается на пропедевтическом этапе (в 6-9 классах). Для формирования экологической культуры у учащихся на уроках биологии необходимо соблюдение следующих этапов:

  1. этап. Отбор содержания материала (по программе Н. И. Сонина).

Экологические компоненты в содержании курса биологии в 6 классе




  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск