Скачать 1.15 Mb.
|
МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа № 1» Формирование экологической культуры учащихся 5-11 классов на уроках биологии и во внеурочное время Автор: Андреева Светлана Николаевна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа № 1» Бабаево, 2013 Аннотация Работа содержит обоснование места и роли системы школьного образования в развитии экологической культуры личности, проведение подробного анализа документов в области экологического образования, отмечает преимущества системной работы по формированию экологической культуры. На основе анализа опыта работы по экологическому образованию в условиях районной школы обосновывается необходимость создания комплексной системы экологического образования и просвещения всех участников педагогического процесса. Сделано психолого-педагогическое обоснование. Подробно раскрываются компоненты педагогической деятельности, ее результаты. Содержание Глава 1. Введение………………………………………….………………………………….….3 Глава 2. Система работы…………………………………………………………………………9 Глава 3. Психолого-педагогическое обоснование развития экологической культуры учащихся 5-11 классов………………………………………………………………………….11 Глава 4. Формирование экологической культуры на уроках биологии…………………..…13 Глава 5. Формирование экологической культуры на занятиях факультатива «Мы и окружающая среда» ……………………………………………………………………………..26 Глава 6. Использование возможностей внеурочной работы для формирования экологической культуры учащихся …………………………………………………………....31 Глава 7. Роль семьи в формировании экологической культуры……………………………..43 Глава 8. Результативность работы……………………………………….…………………….46 Словарь ключевых понятий…………………………………………………………………….56 Список литературы……………………………………………………………………………...58 Приложения……………………………………………………………………………………...59 Введение АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Экологическое образование учащихся - одно из важнейших направлений современного образования; оно является настоятельным требованием времени, в котором мы живем. Согласно действующему «Закону Российской Федерации об охране окружающей среды» в России установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания. Экологическое образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью формирования экологической культуры населения на основе принципов Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440). Одним из основных направлений перехода России к устойчивому развитию, обеспечивающему решение проблем сохранения благоприятной окружающей среды, является формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения. Согласно Закону об образовании, одним из принципов государственной политики является принцип приоритета здоровья человека, воспитания любви к окружающей природе [4]. Содержание школьного курса биологии способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе. Очевидно, что работа по экологическому образованию школьников осуществляется в первую очередь на уроках биологии, а также во внеурочное время и при экологическом воспитании в семье. ПРОБЛЕМА. Опыт преподавания в школе показывает, что отсутствие предмета «экология» в учебном плане и недостаточная преемственность и согласованность отдельных этапов экологического образования не позволяют в полной мере сформировать компоненты экологической культуры обучающихся в соответствии с принципами Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Исходя из этого необходимо искать пути повышения эффективности формирования экологической культуры учащихся. ЦЕЛЬ: разработка и реализация системы уроков биологии, мероприятий внеурочной деятельности, направленных на формирование экологической культуры учащихся. СУЩНОСТЬ ОПЫТА. Для успешной деятельности важно не ограничиваться только одним видом экологической работы, а выбрать несколько направлений, сочетающихся между собой. Сущность педагогического опыта заключается в создании системы, при реализации которой происходит формирование теоретических и практических экологических знаний у учащихся, воспитание потребности бережного отношения к окружающей среде, интереса к познанию законов природы, а также приобщение учащихся к здоровому образу жизни. Экологическая культура учащихся формируется благодаря экологизации уроков биологии, участия школьников в экологических олимпиадах, в работе факультатива, естественно-географической секции Школьного научного общества, работе экологической группы школьного оздоровительного лагеря, выпуске школьной экологической газеты (см. схему ИПМ - 2). НОВИЗНА заключается в разработке и проведении факультатива по разработанной автором программе, разработке системы авторских уроков, участии в работе научно-практических конференций, разработке концепции школьной экологической газеты «Зеленый лист» и ее выпуске. НАУЧНАЯ ОСНОВА ОПЫТА. Термин «экология» произошел от греческого oikos, в переводе «дом», «жилище», «местопребывание», и буквально означает «изучение собственного дома (жилища)». В энциклопедическом источнике представлено обобщенное понятие экологии как науки «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистема и биосфера в целом». В данное обобщенное понятие вошло и представление о человеке. По мере загрязнения окружающей среды, ухудшения здоровья людей, усиливающегося воздействия человека на природу обострялась проблема взаимоотношения общества и природы. Поэтому экологическое образование учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Экологическое образование – это общий процесс, охватывающий и усвоение экологических знаний, и органично связанное со знанием воспитание, где ценность воспитания выступает лишь в единстве с научными, эколого-значимыми знаниями. Важен единый – познавательно-воспитательный процесс, осуществляемый в обучении и во всех других видах организованной педагогической деятельности. Основная цель экологического образования – воспитание и развитие экологической культуры. Эколого-ориентированный процесс обучения, посвященный освоению учебных предметов, направлен и на решение познавательных задач, и на формирование эколого-ценностных ориентаций, и на становление правильных отношений к природе, и на реализацию посильных видов эколого-оправданной деятельности. Он реализует целостную познавательно-воспитательную процедуру в отношении ведущей задачи экологического образования – воспитание экологической культуры. Также и другие, лежащие за пределами процесса обучения, сферы деятельности – внеучебная, внешкольная с их специфическими конкретными видами деятельности – способны осуществить такую же целостную познавательно-воспитательную процедуру по достижению экологической культуры. В них может ослабляться роль познавательной составляющей и усиливаться роль практической и оценочной деятельности. Выход за пределы процесса обучения усиливает возможности воспитания экологической культуры. Экологическая культура есть разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на системе взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармоничного развития общества и природы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы. Все исследователи отмечают сложную структуру экологической культуры. [6] Выделяют следующие компоненты экологической культуры: - Эколого-ценностные ориентации, - Эколого-ценностные знания, - Эколого-ценностные отношения, - Эколого-оправданная деятельность. Ведущим компонентом в структуре экологической культуры являются эколого-ценностные ориентации, возникающие в результате присвоения экологических ценностей. Эколого-ценностные ориентации рассматриваются как интегративные характеристики личности, определяющие ее целостность и направленность. Они выражают избирательное отношение личности к экологическим ценностям, основанное на понимание взаимосвязи и взаимообусловленности всего сущего, признание самоценности живого и неживого, осознании своей роли и места в системе «человек - природа», необходимости такого поведения и деятельности, которые бы в наибольшей степени поддерживали гармонию во взаимоотношениях человека и природы, обеспечивая сохранение полноты качества человека и сохранения регулятивного потенциала природы. Они влияют на отбор содержания образования: учебные программы могут быть построены с разной степенью представленности в них эколого-значимых знаний. Эколого-ценностные ориентации выражают ценности и избирательное отношение к способу взаимодействия с природой. Они определяют и готовность к нравственно-ориентированному стилю взаимодействия с природой, а также эколого-нравственный вектор практики такого взаимодействия. Связи между компонентами носят логический и динамический характер: А) Эколого-ценностные ориентации обуславливают эколого-значимые знания, эколого-ценностные отношения, эколого-оправданную деятельность; Б) В свою очередь, усвоение (освоение, присвоение) эколого-значимых знаний, эколого-ценностных отношений, эколого-оправданной деятельности ведет к осознанию и принятию эколого-ценностных ориентаций как жизненных ориентиров; В) Ведущая связь между тремя компонентами экологической культуры (эколого-значимыми знаниями, эколого-ценностными отношениями, эколого-оправданной деятельностью) отмечается не только строгой последовательностью, но и логичностью. Эколого-значимые знания – начало всего экологически-ориентированного образования, источник возникновения и ценностных отношений, и нравственно-ориентированной практики общения с природой. Знания необходимы для развертывания анализа социоприродных ситуаций, для вскрытия причин, порождающих экологические проблемы; они важны для того, чтобы человек представлял нормы, на которых можно строить взаимоотношения со средой; только на основе научных знаний можно осмысливать и нравственные императивы в сфере взаимодействия с природой. Они тем более необходимы для поиска практических путей сохранения и восстановления жизненных сил природы. Знания напрямую формируют соответствующие ценности, соответствующие отношения к природе, отношения к видам практического взаимодействия с природой. На основе эколого-ценностных отношений формируется практика взаимодействия с природой, закладываются определенные привычки, а в практике закрепляются те чувства, которые составляют ядро возникших отношений. Взращивание экологической культуры – это широкая нравственно-педагогическая проблема, решение которой требует поиска специфических форм практики в учебной, внеучебной и внешкольной сферах деятельности. Но в то же время становление экологической культуры не может ограничиваться системой чисто практических действий. Наоборот, практика должна выступать в единстве с другими компонентами экологической культуры и в соподчинении с желательными эколого-ценностными ориентациями. [7] Важнейшим условием создания системы экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, …средства массовой информации… Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека - от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни. [16] «Основное условие, при котором человек способен идти по пути единения с природой – это воспитание целостно развитой личности, которое включает в себя воспитание экологической культуры» [7]. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. 1. Формирование компонентов экологической культуры (эколого-ценностных ориентаций, эколого-ценностных знаний, эколого-ценностных отношений, эколого-оправданной деятельности) у учащихся 6-9 классов. 2. Формирование активной жизненной позиции учащихся и повышение интереса учащихся к практической деятельности, которое проявляется в участии в олимпиадах по экологии, конкурсах («Энергию молодых – в здоровое русло», «Мир через культуру» и др.), в работе естественно-географической секции Школьного научного общества. 3. Большинство учащихся соблюдают правила нахождения в природе (установлено путем наблюдения в экскурсиях, походах, опросах родителей и самих учащихся). 4. Учащиеся овладевают умениями ухаживать за декоративными растениями на пришкольном цветнике: выращивать рассаду, высаживать ее в грунт, перекапывать клумбы, поливать растения, выпалывать сорняки, рыхлить почву, готовить клумбы к холодному времени года. ТРУДОЕМКОСТЬ. Для учителя: 1. Затраты времени и средств на отбор экологической составляющей содержания с учетом требований к уровню знаний (в том числе использование материалов из Интернета). 2. Подбор материалов для подготовки к олимпиадам, помощь в оформлении и выпуске школьной экологической газеты. 3. Активное непосредственное участие в уходе за пришкольным цветником, сборе материала для научно-практических конференций. Затраченное время сполна компенсируется достигнутыми результатами. Для ученика: Отсутствие отдельного предмета «Экология» в школьной программе и необходимость изучать курс на базе уроков биологии, географии, химии, физики и других. Разбросанность изучаемого материала по главам учебников – это требует дополнительных усилий по его изучению. Затраты времени на подготовку к олимпиадам, конференциям, работу на цветнике. Трудоемкость снижается по мере совершенствования соответствующих знаний умений, навыков. ВОЗМОЖНОСТИ И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Опыт может быть эффективно использован как начинающими педагогами, так и учителями со стажем. Применим к учащимся любой возрастной группы. Необходимые условия использования опыта:
Частично опыт может быть использован классными руководителями и учителями-предметниками. ОГРАНИЧЕНИЯ И РИСКИ: Профессионально-педагогические риски могут быть связаны с недостаточным уровнем методической подготовки учителя, слабой материальной базой, недостатком времени. Под системой работы педагога, школы, участников педагогического процесса понимается совокупность взаимосвязанных компонентов, действий, направленных на достижение определённого результата – формирование экологической культуры учащихся. Принципы построения системы работы:
Схема отражает последовательность осуществляемых действий: постановку цели и задач экологического образования учащихся; выбор методов и форм работы, разработку уроков и внеклассных мероприятий по проблеме; отслеживание достигаемых результатов. Цель работы - формирование экологической культуры учащихся в системе уроков и внеурочной деятельности – достигается путем решения следующих задач: ▪ формирование и углубление эколого-ценностных знаний; ▪ формирование эколого-ценностных отношений; ▪ формирование эколого-ценностной деятельности; ▪ формирование эколого-ценностных ориентаций. Реализация этих задач экологического образования происходит путем использования методов проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского. Формирование экологической культуры учащихся происходит в педагогической деятельности учителя биологии на уроках биологии и занятиях факультатива «Мы и окружающая среда», через систему внеклассной работы учащихся и работы с родителями. Внеурочная деятельность учащихся не менее значима, но она охватывает только часть учащихся, проявляющих особую заинтересованность в изучении предметов естественного цикла. Важную роль в формировании экологической культуры играет семья. Родители способствуют формированию экологически оправданного поведения в быту и помогают решать следующие задачи: ▪обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; ▪обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания; ▪формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов; ▪осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей. Все эти компоненты взаимосвязаны и работают только при взаимодействии между собой. В данной системе работы возможны изменения в формах реализации экологического воспитания, это зависит от темы работы школы, наличия часов на факультативы, личной инициативы учителей. Данная система может еще более эффективно функционировать при наличии предмета «экология» в учебном плане школы, наличии учебно-опытного участка в школе. Основное условие функционирования системы – активное сотрудничество всех участников педагогического процесса: учителей, учащихся, администрации школы и родителей. Данная система способствует реализации одной из основных целей биологического образования – формированию экологической культуры учащихся. Глава 3. Психолого-педагогическое обоснование развития экологической культуры учащихся Учащиеся 5-9 классов – подростки. Подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Возрастные особенности отношения к природе детей, подростков и юношей в период школьной жизни различаются: младшие подростки придают большую значимость необходимости заботы о зеленых насаждениях, мотивируя тем, что растения "всех радуют", "они нам нравятся", "украшают город", "делают нашу жизнь красивой" и т.д. В их высказываниях редко звучит чисто рационалистический подход ("из деревьев делают карандаши и линейки"). В этом возрасте дети часто осуждают свои действия во время игр, наносящие вред природе: "ломали ветки, когда играли". Дети мечтают о хороших делах на пользу природе, проявляют готовность " вырастить что-то своими руками", больше собрать макулатуры, "чтоб не губить лес", предполагают, чтобы каждый человек посадил 5-6 деревьев, и "тогда наша Земля будет прекрасной". Старшие подростки глубже осознают государственную и общественную значимость экологических проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе. Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, за предотвращение войны как самого большого зла для людей и природы. У школьников этого возраста, особенно у девочек, ярко выражено нравственно-эмоциональное отношение к природе: "природа - самое прекрасное", "это самое необходимое, нужное человеку", "от природы зависит настроение человека", "прелесть природы нельзя губить". В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: "Родина это - прежде всего Природа", "Мой вклад в охрану природы будет помощью Родине". Забота о природе родного края у старших подростков проявляется в конкретных делах. Они нередко выступают с инициативой вычистить речку или пруд, озеленить двор. Вместе с тем именно в этом возрасте чаще всего встречаются "разрушительные действия". Подростки еще слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, нередко не предвидят, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства или озорства. Поистине противоречивый возраст! Это создает определенные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В то же время их активность и стремления к деятельности служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков природоохранительного характера. Большинство школьников юношеского возраста, как правило, придают большое значение общественно полезным делам по улучшению окружающей среды, принимают в них участие, высказывают твердое убеждение в том, что охрана природы - задача каждого гражданина. Молодежь видит вред не только от прямого ущерба, который может нанести человек природе, но и от равнодушного к ней отношения. Важно, что в сознании юношей научный и рациональный подход к природе сливается с нравственно-этическим. Старшим школьникам подчеркивают необходимость "не только брать у природы, но и отдавать ей, не губя и не разрушая ее". Некоторые из них мечтают "не через сто лет, а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад". Таким образом, в процессе личностного развития учащихся роль природы очевидна; каждый возрастной период имеет свои специфические особенности восприятия природы, что позволяет установить четкое соответствие педагогического процесса экологического восприятия психологическому процессу личностного отношения к природе. [2, 5, 15] Глава 4. Формирование экологической культуры на уроках биологии Предмет биология в школьных учебных планах полнее других предметов связан с вопросами экологии, так как опирается на теорию эволюции и взаимосвязь растений, животных и человека с окружающей средой. Биология, можно сказать, «экологична» по своей сути, если под экологией подразумевать ее изначальное содержание как науки о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Содержание курса биологии традиционно представлено блоками следующих дисциплин: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека и общая биология.[10] Весь курс изучается на пропедевтическом этапе (в 6-9 классах). Для формирования экологической культуры у учащихся на уроках биологии необходимо соблюдение следующих этапов:
Экологические компоненты в содержании курса биологии в 6 классе
|