Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы»





Скачать 248.52 Kb.
НазваниеДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы»
Дата публикации22.04.2015
Размер248.52 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Биология > Доклад
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 города Лабинска муниципального образования Лабинский район
ДОКЛАД

К муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы»
ПО ТЕМЕ:

Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время

Учитель биологии

МОБУ СОШ №3

Абрамович И.В.


Лабинск, 2011

Содержание


  1. Проектно – исследовательская технология

  • Преимущества проектного обучения

  • Типология проектов

  • Этапы работы над проектом

  1. Обобщение собственного опыта

  • Проектная деятельность на уроках биологии

  • Проектно исследовательская деятельность во внеурочное время.

  • Мультимедийный проект – самый современный тип учебного проекта

  • Выводы


Проектно – исследовательская технология

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Преимущества проектного обучения

  • Поощрение активного исследования и мышления на высоком уровне.

  • Возрастание уверенности учащихся в собственных силах и возможностях и улучшение отношения к учебе.

  • Учащиеся, участвующие в работе над проектами, берут на себя ответственность за собственное обучение более осмысленно по сравнению с традиционными методами учебной деятельности. В результате улучшается качество обучения.

  • Усиливаются возможности развивать у учащихся обобщенные умения и способы деятельности, такие как мыслительные умения высокого уровня, видение и решение проблем, сотрудничество и общение.

  • Появляется более широкий спектр возможностей для обучения учащихся разного уровня развития, разных в культурном отношении.

Типология проектов


В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов.

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

Приключенческие игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Интернет – проекты.

Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.

Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в рамках одного учреждения, всегда межпредметны.

По признаку — характеру координации — проекты могут быть двух типов.

С открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).

Что касается характера контактов, то проекты разделяются на внутренние и международные.

Внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны)

Такие проекты, которые организуются либо внутри одной школы — междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.

Международными проектами

Такие проекты, участниками которых являются представители разных стран.

По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов.

Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).

Парные (между парами участников).

Групповые (между группами участников).

По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.

Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

Средней продолжительности (от недели до месяца).

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время.

Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.

Этапы работы над проектом


1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап

2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап

3.1. Предзащита проекта (в классе)

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.3.2. стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

4.3. Итоговая конференция

Обобщение собственного опыта

Уже несколько лет использую метод проектов. Я не случайно взяла на адаптацию и внедрение именно эту методику. Сейчас стремительно развиваются информационные технологии, усовершенствуются способы добычи знаний. Раньше, чтобы добыть крупицы информации, нужно было перевернуть гору литературы (газет, статей, книг и проч.). А сейчас?! Входишь в Интернет, вводишь вопрос и вот  - скачивай на здоровье. Но ведь надо же знать что ищешь! И я специально формулирую (стараюсь формулировать) вопросы так, чтобы ребята вынуждены были выдвигать гипотезы, а только потом их перепроверять с помощью различных источников информации.

Я даю учащимся возможность выбора, принятие правильного решения, возможно не единственно правильного.

Проекты по всем направлениям защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются. Создаются банки проектов, идей, используемой (рекомендуемой) литературы.

Что достигается данным опытом:

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.          

Мной разработан план проекта, который заполняет каждый учащийся по ходу работы над проектом, а также критерии оценивания проектов.

Разработаны и проведены уроки с элементами метода проектов: «Агроценозы», «Взаимоотношения организмов», «Эволюция растений», «Биогеографические области» в 11 классах, в результате повысился интерес к предмету и качество знаний увеличилось с 90 до100%

Проектная деятельность на уроках биологии

Проектная деятельность (системы действий учителя и учащихся)


Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания







1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме




Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения




Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую




Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя

1.3 Формирование творческих групп

Учитель организует объединение школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4 Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом

1.5 Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Учитель организует экспертизу

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Как я организую урок с использованием данного метода:

Доминирующая деятельность в проекте -поисковая, творческая, ролевая. Характер контактов - среди участников класса. Количество участников проекта - группа 4 - 5 человек. Проект краткосрочный или средней продолжительности. Класс делится на группы (3-4) по 4-5 человек. Работу над проектом необходимо организовать как минимум за неделю до предполагаемого урока, лучше за две. Я использую проекты, начиная с 8-го класса. Подбираю литературу по теме или сайты интернета, разрабатываю план. Учащиеся 10-11 классов полностью самостоятельно разрабатывают план и готовят проект.

  • Учащиеся получают задания.

  • Учащиеся объединяются в группы по 4 - 5 человек.

  • Изучают методы, которые используются в определенной области. Свой проект группа должна обосновать с научной точки зрения, даже если он фантастический.

  • Группа придумывает себе название.

  • Определяют круг вопросов (проблем), которые будем изучать.

  • Распределяют роли в группе, выбирают форму выполнения работы (реферат, доклад, проект, презентация, публикация и т.д.).

  • Планируют деятельность (определяют цели, актуальность выбранной проблемы, определяют последовательность действий, подготавливают условия, проектируют свою деятельность).

  • Осуществляют свою деятельность.

  • Свои проекты каждая группа представляет на бумажных носителях и в электронном виде.

  • Представляют результаты своей работы (защита реферата, представление доклада, презентация проекта или публикации и т.д.).


Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время

Следующим этапом этой методики является внеурочная работа над исследовательским проектом. В ходе работы возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы. Являясь руководителем школьного научного общества «Поиск», вовлекла учащихся в исследовательскую деятельность, благодаря этому - 1 места на муниципальном уровне: 2008 год - Ткаченко Е., 2011 год - Гаджикеримова А. в конкурсе научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.

Мои ученики работали над  следующими проектами:

  • Модификационная изменчивость у растений.

  • Влияние пыли на здоровье человека.

  • Влияние цветовой гаммы города Лабинска на психоэмоциональное состояние жителей.

  • Бездомные животные как одна из экологических проблеем города Лабинска.

  • Фенологические наблюдения за щеглом обыкновенным.

  • Эмоциональное выгорание у учителей города Лабинска


Первой ступенькой в научной деятельности является определение темы исследования. Темы могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный или краеведческий характер.

Тема должна быть интересна настолько, чтобы у учащихся возникло желание заниматься ею длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования.

Следующим шагом в исследовательской работе является общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов биологических источников (книг, учебников, энциклопедий, Интернета и др.). В беседе рассматриваются разные способы работы с информацией: поиск, выписки, фильтрация, систематизация, конструирование. По мере сбора и осмысления материала план уточняется и изменяется.

Взявшиеся за такой вид познавательной деятельности учащиеся приобретают навыки интеллектуального труда. Они начинают видеть развитие научной мысли, в то же время они учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных направлений, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы.

Следующая ступенька приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности – подготовка к докладу на научно-учебной конференции.

Первый этап – научиться составлять и пользоваться «картой сообщения, которая включает первую и последнюю фразы сообщения. Второй этап – отработка регламента, третий – доклад.

Еще один аспект подготовки к научной конференции – оформление тематического стенда, который требует выделения наиболее существенного, подбора иллюстративного и документального материала, умения скомпоновать текст, эстетически подать все это на бумаге крупным планом.

В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщить факты, явления и события. При выполнении таких заданий учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения; определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т.д.) и логически изложить ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария, исследовательского проекта.

Предполагается следующая структура работы:

1.Вводная часть. Обоснование выбора темы:

а) ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

б) новые, современные подходы к решению проблемы;

в) наличие противоположных точек зрения на проблему в науке;

г) частное несоответствие обыденных представлений и научных данных о заинтересовавшем факте биологии;

д) личные мотивы возникновения интереса к данной теме.

2.Основная часть:

а) определение проблемы или изложение биологических сведений по теме реферата;

б) критический обзор источников;

в) собственные версии и оценки.

3.Заключение:

а) основные выводы;

б) результаты и личная значимость проделанной работы;

в) перспективы продолжения работы над темой.

При написании работы необходимо учесть следующие аспекты:

  1. Выбор темы. Тема — это не просто название реферата. Тема — это намечаемый результат исследования, направленного на решение конкретной научной задачи (проблемы). Поэтому в первую очередь следует сформулировать цель, на решение которой старшеклассник собирается потратить силы, энергию, время, приложить свои интеллектуальные способности.

  2. Актуальность темы — это необходимость исследования для развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли науки и производства. Актуальность темы наиболее очевидна, если она входит в качестве составляющей в решаемую средней школой или производством крупную проблему.

  3. Самостоятельность — непременное условие научной работы, свидетельствующее о научной зрелости старшеклассника, как и новизна полученных им результатов.

  4. Проблема — это неблагополучное положение в какой-либо области науки, народного хозяйства, т.е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дел. Проблема должна быть охарактеризована объективными социально-экономическими показателями, со всей очевидностью доказывающими это неблагополучие. Важно четко определить объект и предмет исследования.

Порядок написания научно-исследовательской работы

  1. Выбрав тему и определив первую формулировку названия работы, можно набросать примерный план и первый вариант оглавления. На данном этапе работы необходима встреча с учителем для консультации. После консультации рекомендуется составить укрупненный план работы. В нем указываются основные разделы (главы) и более подробно излагаются материалы частей (параграфов, пунктов), которые понятны и известны с самого начала работы.
    С помощью этого плана соблюдается логическая связь между отдельными частями работы (во всем остальном план будет только руководством к действию). В нем не нужна жесткая фиксация содержания и объемов разделов и параграфов.
    Тема и название работы могут в дальнейшем уточняться и конкретизироваться неоднократно. Все формулировки следует записывать на отдельных листах, карточках или тетрадях. Они будут слегка изменяться и смещать смысловые акценты, характеризуя тему с разных сторон.

  2. Планирование работы не может быть оторвано от планирования учебного процесса. В нем распределяются основные затраты времени, но уточнение их будет вестись непрерывно, по мере разработки темы.
    Когда тема выбрана и составлен первый вариант плана работы, необходимо приступить к укрупненному плану работы над ней. Времени, учитывая учебный процесс, у старшеклассника не так уж много. Опыт показывает: чтобы не оказаться в цейтноте на заключительных этапах, лучше составить жесткий план-график написания параграфов, глав и работы в целом. Не следует застревать на первых вопросах, рекомендуется как можно скорее завершить написание текста всего реферата, ибо только тогда можно оценить уровень работы в целом и более успешно устранить замечания и недостатки.

  3. Сбор, накопление материала — это процесс длительный, далеко выходящий за рамки работы. Старшеклассник обязан хорошо представлять тему, знать о событиях, которые имеют какое-то отношение к исследуемой проблеме.
    Желательно ознакомиться с библиографическими изданиями и выбрать то, которое больше всего подходит старшекласснику. Знакомство учащегося с литературой происходит в библиотеках.
    Библиотеки — это кладовая мудрых идей, мыслей, надо только постоянно учиться в них работать. В библиотеке можно и нужно получать консультации о правилах поиска литературы у библиографа.
    По мере возможности формируйте свою личную библиотеку по разным отраслям и проблемам культуры, она пригодится вам не только для написания работ, но и для будущей практической деятельности.
    Многие старшеклассники широко используют разнообразные источники устной информации. В процессе накопления знаний и в повседневной учебе не стоит игнорировать или недооценивать устную информацию. Она обычно содержит существенную новизну по сравнению с печатной, однако, менее удобна для записи.
    Важно создать систему накопления материала. Обычно к выпуску старшеклассники поступают так: заводят по интересующим темам папки. Удобно по каждому разделу, параграфу работы завести папку или большой конверт, куда складываются до поры до времени различные статьи, газетные и журнальные вырезки и т.д. Если нет возможности приобрести нужную журнальную или газетную статью, необходимо сделать об этом материале какую-то запись.
    При сборе и накоплении материала лучше записать лишнее, так как заранее неизвестно, что из этого материала может понадобиться для работы. Повторный поиск приводит к потере времени.

  4. Умение работать с литературой — очень нужное качество. Вам оно потребуется не только в связи с подготовкой реферата, не только в процессе учебы в школе и ВУЗе, но и на протяжении всей вашей практической деятельности.

Для организации изучения литературы непосредственно в целях подготовки научной работы используйте следующие рекомендации:

  1. Постепенное расширение сферы работы. Вначале нужно изучить имеющиеся разработки в библиотеке своей школы. Только после этого целесообразно вести работу в библиотеках города, других учебных заведений и учреждений, совмещая изучение литературы с консультациями учителя по вопросам работы.

  2. Изучение материалов следует начинать с капитальных трудов и обобщающих работ, обычно содержащих сведения, нашедшие признание, опирающиеся на широкую проверку практикой. Затем производится обзор статей и отчетов по узким вопросам.

  3. Обзор литературных источников целесообразно начинать с последних работ и публикаций, переходя к более ранним. Этим исключается необходимость повторного конспектирования новых материалов последующих изданий одной и той же книги, полнее создается представление о своевременном состоянии изучаемых вопросов при достаточном понимании истории их развития.

  4. Производится конспектирование лишь тех материалов, необходимость которых для работы очевидна. Полезно кратко записать, по каким смежным вопросам в данной книге имеются сведения, необходимые в будущем.

Оформление работы

Работа должна показать умение старшеклассника сжато, логично и убедительно излагать мысли. Поэтому очень важно, чтобы между главами и параграфами четко просматривалась связь, была выявлена логика всей работы, ее основная идея.

  1. Во введении к работе должно содержаться обоснование актуальности темы, необходимости ее исследования, краткая аннотация того нового, что привносится старшеклассником в исследовании проблемы.
    Введение предполагает описание ситуации, которая побудила старшеклассника приступить к данной теме. Здесь важно емко изложить историю проблемы, ее разработанность.

  2. Основное содержание работы, как привило, включает 2 главы, и каждая глава — 2-3 параграфа. (Может быть и другая структура — 3, 4 вопроса). Сюда включают:
    · оценку степени разработанности данной темы, раскрытия ее теоретических аспектов;
    · оценку состояния практики;
    · разработку путей решения вопроса, поставленного в работе, методы сбора необходимой информации, анализ (обобщение материалов, составление анкет, таблиц и др.). Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах.

  3. Заключение лучше составить на основе выводов по главам. В нем же даются ответы на все вопросы, поставленные в работе. Объем заключения не должен превышать 1,5 - 2 страниц.

  4. Работа выполняется на основе глубокого изучения литературы, список которой прилагается в конце. В список литературы включаются все источники, цитируемые или использованные в реферате. Располагают источники по алфавиту.
    Текст работы по объему должен быть не менее 20-25 и не более 30 страниц машинописного текста.
    Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от первой до последней без пропусков, повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист (элемент книги, брошюры, рукописи, на котором помещают заглавие, фамилию автора, год издания и др.). На титульном листе цифра 1 не ставится. На следующей странице проставляется цифра 2 и т.д. Порядковый номер печатается в правом верхнем углу без точки. Каждый экземпляр работы подписывается старшеклассником на последнем листе.
    Многое зависит от методики распределения написания работы по времени. Опыт показал, что плохо написанная работа чаще всего оказывается у старшеклассников, откладывающих написание и оформление его до полного накопления материала. Написание работы должно начинаться не позже начала учебного года.

Этот длительный процесс перехода от первых набросков к окончательной редакции и оформлению можно разделить на четыре стадии:

  1. Записи отдельных пунктов с формулировкой определений, задач и выводов по мере окончания частей исследования. Отрабатывается точность и последовательность изложения, в том числе и по вопросам, которые впоследствии могут не войти в основное содержание работы.

  2. Объединение подготовленных заранее фрагментов в рукопись работы с отбором наиболее существенного, выносимого на защиту материала, отделением вспомогательного или второстепенного в приложение. На этой стадии оформляются рукописи основных разделов, параграфов, наличие которых и качество проверяются периодически учителем — научным руководителем.

  3. Печатный черновик — первая редакция работы со связным и логическим изложением, отредактированная по замечаниям и дополненная. Она дает представление о соответствии работы в целом требованиям, в том числе по объему и оформлению.

  4. Печатный чистовик — окончательно оформленная с учетом замечаний учителя (научного руководителя) работа.

Подготовка защитной речи

После оформления работы самое важное для старшеклассника — подготовить доклад. Доклад по защите работы, как правило, следует рассчитать на 5-7 минут. Для этого желательно его изложить на 5-6 страницах машинописного текста.
Доклад лучше составить из трех частей.

  1. Введение. Составьте краткую, но емкую речь (1,5 страницы): "Цель и задачи работы”, "Основные положения, выносимые на защиту”.

  2. Содержание работы. Расскажите о сущности, методике и результатах вашего исследования. Постарайтесь изложить свои мысли простым, четким, ясным, точным и популярным языком. Акценты расставляйте только на принципиальных моментах, покажите перспективы развития темы реферата, назовите отдельные недостатки, пояснив их причины (3,5 страницы).

  3. Заключение. Дайте в сокращенном виде выводы и рекомендации работы (не более 1 страницы).
    В тексте доклада надо полностью написать все слова, которые необходимо будет произносить на защите. Важно изучить аудиторию, где будет проходить защита, проверить способы размещения плакатов, наличие указки, классной доски и мела.

Как себя вести на защите работы?

Рекомендуется текст доклада выучить наизусть, продумать, потренироваться (сила голоса, интонация, темп речи), чтобы не читать по бумажке, а свободно, естественно, уверенно и четко излагать мысли и при этом сосредоточить внимание на стиле и смысле изложения.
Важно помнить и учитывать несколько правил.

  1. Вы — личность, и во время защиты работы следует показать себя не только сведущим в данной проблематике, а прежде всего, личностью высокой культуры, интеллигентным человеком.

  2. Во время доклада по защите реферата не поворачивайтесь спиной к учителю и аудитории, не держите руки в карманах.

  3. В ответах на вопросы избегайте двух крайностей:
    1) излишней категоричности; 2) многословности.
    Отвечайте на вопрос так, чтобы все почувствовали ваше искреннее желание полнее раскрыть содержание работы и его основные результаты.

  4. Желательно показать широту кругозора, глубину эрудиции, способность открыто, публично мыслить, максимально соблюдая скромность, тактичность, искреннее почтение и уважение ко всем присутствующим на защите работы.

Мультимедийный проект – самый современный тип учебного проекта

Мультмедийный продукт – интерактивная (то есть выполняемая в диалоговом режиме) компьютерная разработка, в состав корой входит музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, наборы картин и слайдов, различные базы данных. Мультимедийные продукты можно подразделить на: энциклопедии, обучающие программы, развивающие программы, программы для детей, игры.

При создании мульимедийного проекта необходимо обратить внимание на критерии, которые отличают хороший продукт от посредственного. Первое, что следует учесть, - тему проекта. Она должна быть интересной большому числу пользователей. При выборе темы одинаково важны степень ее актуальности, острота рассматриваемых вопросов, возможность творческого и культурного развития, расширение кругозора. Второй важный элемент при создании проекта – его практическая цель, которая может заключаться:

  • в демонстрации какой-то информации (например, подпорка материалов о нобелевских лауреатах по биологии);

  • в обучении каким-то навыкам (например, как делать лабораторные работы по биологии);

  • в передаче знаний о какой-либо области (например, создание мультимедийных уроков и справочников по предметам).

Третьим важным моментом при создании проекта являются хороший сценарий и качество предоставляемых услуг в процессе работы. Четвертым важным моментом является качество графического и видеоматериала. Наличие видеоматериалов улучшает восприятие любой информации. Последнее – это качество привлекаемых для проектов текстов. Нельзя допускать наличия орфографических и стилистических ошибок. Не менее важны оперативность, полнота и достоверность информации.

Выводы

Какие преимущества имеет метод проектов перед традиционными методами обучения и многими современными педагогическими технологиями?

Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Во-вторых, реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения. По замыслу проект должен моделировать обстановку реальной профессиональной деятельности – ставится проблема и ее надо решить в заданный срок. Учащиеся с интересом работают над проектами, ответственно относятся к их защите и с энтузиазмом соревнуются в конкурсе на лучшие проекты.

В-третьих, проектный метод – один из тех, что относятся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс. В процессе его реализации организуется тесное взаимодействие с методическими структурами, специалистами в различных образовательных областях, проведение установочных семинаров и конференций для педагогов.

И, наконец, самое важное: предполагаемый результат итогов внедрения проектной методики – повышение уровня активности школьников и качества знаний учащихся в предметных областях.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconИсследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconМоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconОтчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская...
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческая деятельность учащихся коррекционной школы на уроках трудового обучения и во внеурочное время
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы...
Была начата в 1999 году на базе средней общеобразовательной школы №6 ст. Тбилисской Тбилисского района Краснодарского края. Здесь...
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconДоклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
«Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconПроектная и исследовательская деятельность
В апреле 2013 года в стенах школы прошёл третий традиционный Фестиваль проектно-исследовательских работ обучающихся начальной школы....
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconОбщественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская...

Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconМеждународный Фестиваль «Звезды Нового Века»
Проектно-исследовательская работа «Права и обязанности ребенка в сказочных произведениях» подготовлена ученицей 6 «А» класса средней...
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconМуниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная...
Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к научно-исследовательской деятельности в различных...
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconПроектно-исследовательская деятельность
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время на младшей и старшей ступенях обучения средней школы» iconПрограмма предпрофильного обучения в школе составлена в соответствии...
Деятельность школы направлена на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск