Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»





Скачать 84.31 Kb.
НазваниеДоклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
Дата публикации03.12.2014
Размер84.31 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Литература > Доклад
Доклад

«Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»

Глотова Л.В., учитель русского языка и литературы

МКОУ Озерская СОШ им. Сергея Аникина

Бутурлиновского района Воронежской области

2014 год

Воронежский край, давший России А.Кольцова и И. Никитина, И.Бунина и А.Платонова, давно известен как один из самых духовно богатых и интересных регионов страны. Писатели и поэты разных эпох, разновеликие своими дарованиями, жили на воронежской земле или были ею вдохновлены. Сергей Марин, Николай Станкевич, Дмитрий Веневитинов, Самуил Маршак, Владимир Кораблинов, Василий Кубанев, Алексей Прасолов, Анатолий Жигулин… В этом плане региональный компонент – благодатный материал в работе учителя, т.к. он дает возможность приобщить учащихся к литературе и культуре родного края, вырастить их патриотами своей страны.

Цель изучения литературы Воронежского края - способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, выявить общее и специфическое в развитии литературы Воронежского края и литературы России. Знакомство с литературой родного края ведется параллельно с изучаемым в основном курсе литературы художественным материалом, в рамках структуры общеобразовательной федеральной программы. Для успешной работы с материалом литературного краеведения от учителя требуется соблюдение ряда дидактических требований:

1. Учитель должен следить за тем, чтобы дополнительный материал не заслонял основной темы урока, не перегружал его, а способствовал активизации учебного процесса.

2. На занятиях должны иметь место примеры, свидетельствующие о красоте личности писателей, связанных с родным краем.

3. Отбираемый к урокам краеведческий материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.

4. Нельзя весь объем материала сосредотачивать в одном классе. Знания школьников должны из года в год расширяться и углубляться.

Сразу же, как только беру ребят из начальной школы, начинаю их знакомить с нашей малой родиной. Я говорю о красоте и богатстве Воронежского края, о том, что им выпало счастье быть земляками поэта Андрея Серебрянского, художника Александра Бучкури, литературоведа Б. Бурсова.

На уроках литературы в 5 классе в подразделе «Русские народные сказки» один час отвожу на знакомство с творчеством воронежских сказительниц А.Н.Корольковой и А.К.Барышниковой, рассказываю о собирателе сказок А.Н.Афанасьеве. Урок провожу в форме концерта. Ребята инсценируют сказки, участвуют в конкурсе рассказчиков. С детьми лучше подготовить небольшие по объему сказки. Например, из сборника «Ковер-самолет» А. Корольковой – «Все золотое», «Судьба», «Небылица», а из сборника «Сказки бабушки Куприянихи» - «Глупая барыня», «Золотой перстенек», «Как дьяка медом угощали».

В уроки внеклассного чтения включаю рассказ «Малыш и Жучка» почти забытой писательницы В. Дмитриевой, чье творчество связано с нашим краем. Напечатанный впервые в 90-е годы 19 века, он тотчас заслужил премию специального педагогического общества имени Ф.Фребеля в Петербурге и с той поры выдержал более 20-и переизданий. Произведение Дмитриевой удивительно радостно по настроению. Я обращаю внимание ребят на главного героя: посмотрите , что за славное существо этот Малыш, как отзывчив на доброе, как тянется к знаниям; такому, когда он вырастет, по плечу будет любое дело.

Знакомя детей с понятием юмор, читаю им два небольших юмористических рассказа «Крокодил» и «Осел Мишин» Анатолия Леонидовича Дурова, в которых он вспоминает веселые случаи из своей жизни в Воронеже.

Для самостоятельного чтения пятиклассникам советую прочитать книги воронежских детских писателей В.Добрякова «Вредитель Витька Черенок», «Король живет в интернате» и др. и Ю.Третьякова «Дикая жизнь в лесу», «Вася-капиталист», «Толстый мальчишка Глеб». Авторы в своих книгах показали, чем и как живут дети, рисуют их такими, какие они есть, поэтому интересны ребятам.

( На последующих уроках учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном, готовят иллюстрации).

Средняя полоса России. Воронежский край. Богата и прекрасна его природа. Его уникальные памятники – Каменная степь, Шипов лес, Усманский и Хреновской боры, заповедники. Об этом пишут наши знаменитые земляки Г.Троепольский и В.Песков. Поэтому после изучения произведений М.Пришвина и К.Паустовского в 6 классе учащиеся знакомятся с зарисовками природы В.Пескова, где он пишет о красоте именно Воронежского края: «Листопад на Хопре», «Усманский лес», «Речка моего детства». ( Об изучении повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» написано огромное количество разработок) Возможны задания: чем привлекает авторов природа родного края? Какие средства художественной выразительности они используют?

Для самостоятельного чтения можно порекомендовать книги орнитолога, писателя- натуралиста Л.Семаго «Сто свиданий с природой», «Очерки живой природы».

В 7 классе в разделе «Край ты мой, родимый край» даю обзор стихотворений местных авторов о родной земле. ( Можно использовать сборник «Есть город в России… Стихи о Воронеже» Воронеж, 2004.) Возможные формы проведения этого урока: конкурс чтецов, литературная композиция.

Раздел «Устное народное творчество» («Народные песни») в 8 классе дополняю воронежскими народными песнями, записанными студентами Воронежского государственного университета в селах нашей области, рассказываю о подлинно русских песенных традициях воронежской земли, о создателе знаменитого хора, собирателе и знатоке русских песен М.Пятницком, о народной артистке М.Мордасовой. На уроке мы слушаем записи песен в исполнении Воронежского хора. (Можно послушать русские народные песни в исполнении Ф.И.Шаляпина и сообщить учащимся о выступлении известного певца в Воронеже в 1910 году).

Из класса в класс расширяются и углубляются представления школьников о тематическом, жанровом, художественном многообразии литературы родного края, будь то обращение к фольклору или к религиозным сюжетам. Изучая в 8 классе в разделе «Древнерусская литература» жанр жития, рассказываю учащимся о подвижниках земли нашей: Святителе Митрофане, первом епископе Воронежском и о Святителе Тихоне, епископе Воронежском, Задонском, который создал учение о спасении души, о 8-томном труде его, вышедшем в Англии. Учащимся сообщаются местные предания о чудесном явлении иконы Иверской Божей Матери. Дополнением к урокам стали экскурсии по святым местам родного края.

С 9 класса начинается систематическое изучение истории русской литературы, подробно представлена биография великого поэта Пушкина. Мы имеем возможность осветить следующие вопросы при изучении этой темы: влияние творчества Пушкина на творчество воронежских поэтов и писателей и связь великого поэта с такими известными воронежцами, как поэт А.Кольцов, губернатор Н.Кривцов, цензор А.Никитенко…

Учащимся могут быть предложена работа исследовательского характера по следующим направлениям: 1) «Поездка Пушкина на Кавказ (1829 г.) и его путь по Воронежскому краю»; 2) «Пушкин и Кольцов»; 3) « Какие книги были с Пушкиным во время поездки по воронежской сторонке?»; 4) «Пушкин и Веневитинов»; 5) «Воронежцы-исследователи жизни и творчества Пушкина. П.Щеголев, Б.Эйхенбаум, Б.Бурсов»; 6) «Племянник известного персонажа» (о прототипе Швабрина, героя «Капитанской дочки»). 7) «Пушкин и Нащокин»

Для самостоятельного чтения в 9 классе при изучении раздела «Русская литература 60-90-х годов 20 века» можно порекомендовать книги воронежских авторов Э.Пашнева «Девочка и олень», Е.Дубровина «В ожидании козы», в которых раскрывается внутренний мир подростков. Особо хочется обратить внимание коллег на произведение Е.П.Дубровина «В ожидании козы». Эта книга, на мой взгляд, заслуживает того, чтобы ее прочитали наши дети. (Судьба писателя мало была связана с его малой родиной – Таловским районом Воронежской области. Знали Дубровина и как редактора областной газеты «Молодой коммунар» и потом журнала «Крокодил». За неполные 50 лет Евгений Пантелеевич оставил нам в наследство 25 книг: «Грибы на асфальте», «Племянник гипнотизера», «Счастливка»…)

В 10 классе, изучая роман «Война и мир», откроем ученикам имя поэта-воронежца Сергея Марина. Уместно дать такое индивидуальное задание: используя ресурсы Интернета, найдите материал о поэте, подготовьтесь выступить с ним перед своими товарищами.

«Я вышел из воронежских недр», - писал А.П.Чехов, поэтому в 10 классе

в биографический очерк о жизни и творчестве А.П.Чехова включаю письма писателя из Воронежа (февраль 1892 год), рассказываю сама или поручаю кому-то из учащихся подготовить небольшое сообщение о предках Антона Павловича, которые проживали в Ольховатке Острогожского уезда Воронежской губернии и были крепостными графа А.Д.Черткова. Егор Михайлович Чехов, дед писателя за 20 лет до отмены крепостного права выкупил себя и своих детей на волю и дал возможность А.П.Чехову родиться не крепостным, стать великим писателем. (Материал о пребывании А.П.Чехова в нашем крае в феврале 1892 года можно найти в книге О.Ласунского «Литературная прогулка по Воронежу»).

В 11 классе, изучая жизнь и творчество таких писателей, как И.Бунин, В Маяковский, А.Платонов, М.Горький, Е.Замятин, М.Шолохов, расскажем о связи этих писателей с Воронежским краем. ( Материал к подготовке этих уроков можно найти в книге О.Ласунского « Литературная прогулка по Воронежу», в очерке В.Кораблинова «Маяковский в Воронеже». В журнале «Подъем» № 6, 2004г. статья Н.Задонского «Встреча с Есениным»)

При изучении темы «Гражданская война в литературе русских писателей» даю небольшие поисковые задания. Например: перечитайте главы романа М.Шолохова «Тихий Дон», посвященные событиям гражданской войны. Найдите эпизоды, в которых упоминается наш райцентр Бутурлиновка. (У Ю.Трифонова в романе «Старик» также на страницах, где герой вспоминает годы гражданской войны, упоминается Бутурлиновка.) Такая работа дает возможность показать учащимся, как жизнь нашего края связана с жизнью страны, с ее историей.

В программу по литературе включены произведения о Великой Отечественной войне. Предлагаю своим ученикам прочитать стихотворения воронежских авторов А.Прасолова «Тревога военного лета», А.Жигулина «Утиные дворики». Нельзя обойти вниманием и произведения А.Платонова о войне, такие, как «Маленький солдат» (средние классы), « Житель родного города» ( старшие классы). Обсуждая с детьми, события описанные в рассказе «Житель родного города», рассказываю им о трагической судьбе нашего земляка-художника А.Бучкури, расстрелянного фашистами в Песчаном логу города.Воронежа. ( Если позволит время познакомим с поэмой Е. Исаева «Суд памяти»). Перечисленные произведения взывают к совести всех, населяющих Землю: « Помните, что принесла людям война, и не допустите ее повторения».

Со старшеклассниками возможны такие форм работы с краеведческим материалом: уроки в Интернете, создание компьютерных презентаций, лаборатории по изучению творчества писателей, оформление музейных экспозиций, выпуск альманахов, устные журналы, тематические вечера…

Работа по краеведению ведется не только на уроках, но и на занятиях элективных курсов и литературно-краеведческого кружка. Особое внимание мы уделяем знакомству с творчеством воронежских писателей, собираем и систематизируем материал об их жизни, ведем поисковую работу. В прошлом учебном году мы подготовили несколько выступлений перед учащимися своей школы по следующим темам: «Воронеж литературный», «О. Мандельштам в Воронеже», «Сказка добра»( о жизни и творчестве сказительницы А. Корольковой), «Он был романтиком»( о судьбе писателя из Борисоглебска В. Кина).

Мы были не раз участниками краеведческих конференций. На районной конференции, посвященной юбилею И. Бунина, реферат ученицы нашей школы «Судьба русской усадьбы в поэзии И.А. Бунина» занял первое место и был направлен в Елец для участия во Всероссийском конкурсе.

Краеведы школы собрали богатый материал по теме «А.С. Пушкин и Воронежский край». Мы встречались с писателями, которые интересуются вопросами воронежской пушкинианы, В. Чириковым, В. Елецких и А. Аббасовым.. (В кабинете литературы хранятся книги с их автографами).

Над чем мы работаем в настоящее время? В октябре-ноябре школе проходят кольцовско-никитинские чтения, посвященные жизни и творчеству поэтов: конкурс стихотворений, выставка рисунков к произведениям А.В. Кольцова и И.С. Никитина. Сейчас работаем над проектом «Литературные места Воронежского края».

Считаю, что в процессе знакомства с литературой и культурой родного края учащиеся должны открыть для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, должны почувствовать сердечно, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала во все времена в краю их отцов, дедов и прадедов. Только на этой основе можно вырастить у детей любовь к Родине, без которой ни о каком реформировании Отечества, ни о каком возрождении не может быть и речи.

Таким образом, литературное краеведение является одним из важнейшим образовательно-воспитательных средств.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconИспользование компьютерных моделей в формировании физических понятий
В данной работе рассказывается об опыте использования компьютерных моделей на уроках физики. Интерактивные плакаты позволяют учителю...
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconИсследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconАктуальность исследования определяется тем, что новой государственной...
Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование...
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы...
Была начата в 1999 году на базе средней общеобразовательной школы №6 ст. Тбилисской Тбилисского района Краснодарского края. Здесь...
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися...
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconИспользование икт на уроках литературы
Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти...
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconИспользование интерактивной доски на уроках иностранного языка
В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе...
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconНа уроках и во внеурочное время
Муниципального общеобразовательного учреждения «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование краеведческого материала как способ воспитания любви к малой Родине на уроках музыки и внеурочной деятельности» (руководитель...
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» iconМетодические рекомендации "Использование элементов игровых технологий...
Своении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск