МБОУ средняя общеобразовательная школа № 12 г.Пушкино
Использование ИКТ на уроках литературы
Учитель русского языка
и литературы В.П.Басова
2012 г.
Использование ИКТ на уроках литературы
Сегодня невозможно представить любой урок без использования информационно-коммукационных технологий обучения. Современный урок – это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность преподавателя и ученика, это урок, позволяющий быстро и мобильно использовать информационные технологии для объяснения или закрепления материала, изучаемого на уроке, это широкая возможность использования информационного поля, это средство общения с огромным количеством информации и систематизация этой информации, это урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться. Урок – это для системы образования социальный заказ общества.
Он обусловлен:
социально-психологическими потребностями общества,
уровнем его развития,
конкурентоспособностью его экономики,
развитием современных технологий,
нравственными и моральными ценностями этого общества.
Сегодня система образования нацелена на: получение твердых теоретических знаний практическое применение этих знаний ученик получает возможность выбирать приоритеты в образовании . Сегодня для того, чтобы быть профессионалом в вопросах экономики, информатики, искусства, литературы и многих других направлений, надо ежедневно перечитывать журналы и газеты, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета, посещать библиотеки… Скорость прихода информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти навыки очень важны в жизни. Им можно и нужно обучать еще в школе на разных уроках, в том числе и на уроках литературы.
Передо мной, как перед учителем, стоят следующие задачи:
Активизировать работу по внедрению методов ИКТ в образовательный процесс, а именно с помощью урока литературы
Систематизировать использование ИКТ в учебном процессе и внешкольных мероприятиях
Урок литературы и система использования ИКТ на этих уроках:
· Урок-лекция, обзорный урок, биографический урок, урок-экскурсия, урок-закрепление и т.д. (использование презентации, фото- и видеоматериалов, документов и т.п.). Использование электронных учебников. Использование Интернет-материалов. Использование компьютерных версий: «Библиотека Мошкова», «Подготовка к ЕГЭ», «Большой энциклопедический словарь Кирилла и Мефодия» и других. Самостоятельные творческие работы учащихся в форме презентации по теме урока. Подготовка тестов и других видов проверочных работ по литературе. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Одна из форм работы на уроке — заочная экскурсия. В процессе проведения заочного путешествия необходимо объединение таких элементов, как речь, зрительный ряд, музыкальное оформление. Демонстрация слайдов при помощи программы Power Point позволяет учителю по-новому организовать работу на таком уроке.. Урок - анализ текста художественного произведения, анализ лирического произведения Подготовка к сочинению. Создание письменной работы на уроке и работа с текстом (выводы оформляются учениками на уроке в компьютерном виде). Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником в изучении литературного произведения.
· Создание учителем-предметником электронного пособия, сайта, учебника. Планирование работы. Главные компоненты:
- Активный интерфейс: способы взаимодействия программы и ученика (вопросы, тесты, и т.п.).
- Графика: создание зрительных образов абстрактных объектов.
- Звуковые эффекты: например, для поощрения правильных ответов (могут быть включены или выключены пользователем).
- Гипертекст.
- Видеоэффекты. · Урок-мастерская с использованием ИКТ. Уроки по развитию речи. Творческие конкурсы и олимпиады по литературе. На таких уроках возможно использование Интернет-ресурсов, быстро и оперативно использовать информацию, что повышает качество обучения на уроке и способствует эффективности урока.
· Внеурочная деятельность (экскурсии, лекции, интеллектуальные игры, игра «Автограф», литературные и литературно-музыкальные композиции): использование презентации, творческие работы учителя и учащихся (фотоальбом, видеосюжеты на DVD, создание папок с материалом по изучению материала, размещение отчетов о мероприятиях и работ учащихся на сайте школы, работа с экзаменационными билетами по предмету и т.д.) · Внеклассная работа (проведение внеклассных мероприятий с использованием ИКТ). · Подготовка учителя к уроку (работа в Интернете, подготовка компьютерных материалов и т.д.)
· Использование домашнего компьютера для выполнения различных заданий.
Основные требования к электронному домашнему заданию:
1. Домашнее задание может быть ориентировано на 2 (или 3) группы учащихся: слабые + средние (слабые + средние + сильные) или средние + сильные (слабые + средние + сильные).
Данная работа по использованию ИКТ в деятельности учителя и ученика позволяет решить следующие проблемы: Повышение информационной культуры учащихся. Развитие речи учащихся. Расширение читательского кругозора. Методическая разработка урока с использованием разных форм его проведения . Практические навыки по использованию ИКТ на разных предметах
Вовлечение учащихся в информационную среду, умение работать в ней, отбирать и систематизировать материал, использовать его в своей практической деятельности
Развитие творческих способностей учащихся, возможности моделирования примеров и текстов
Развитие умений и навыков учащихся по решению тестовых заданий и других видов работ, подготовка к единому государственному экзамену по литературе
Оперативность подачи информации Неограниченный доступ к информации (можно использовать столько информации, сколько необходимо для выполнения данного вида работы).
Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться:
Не как цель, а как еще один инструмент исследования
Как источник дополнительной информации по предмету
Как способ самоорганизации труда и самообразования
Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя
Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека
Как средство социализации ученика Педагогические аспекты информационно-коммукационной деятельности на уроке литературы:
· Активизация познавательной деятельности учащихся
· Развитие речевой деятельности учащихся
· Стимулирование и развитие навыков самостоятельной и творческой работы
· Расширение читательского кругозора и овладение навыками анализа текста, развитие таких умений и навыков, как чтение, составление тезисов по теме, создание рефератов или конспектов по литературе, умение отбирать и систематизировать материал, умение выделять главное и развитие логических способностей учащихся
· Воспитание стремления к познанию, развитие поисковой деятельности учащегося
· Развивающий, обучающий, воспитывающий характер преподавания на уроке с использованием ИКТ
· Здоровьесберегающие технологии Основной формой в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности Интернет-обеспечения и ИКТ в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, направленных на достижение целей образования.
Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий, здесь необходимо говорить об интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями:
-коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах (парах постоянного и сменного состава) и группах, учебный диалог, дискуссия);
-исследовательскими (ведущий метод - проблемное обучение, метод проектов; организационнная форма -совместный поиск решения проблемных ситуаций);
-игровыми (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия).
Решение данных задач требует определенных условий, необходимых для успешного сотрудничества с учителями-предметниками, среди них отмечу наиболее важные: Занятия должны проходить в компьютерном классе, где у каждого учителя должен быть современный персональный компьютер и мультимедийные средства Предоставление полного доступа к техническим средствам обучения Создание обстановки сотрудничества, доброжелательности
При необходимости - деление класса на группы и на подгруппы. Тогда (при этих условиях) будут выполнены задачи, стоящие перед современной школой: развитие личности ученика, удовлетворение познавательного интереса учащихся, обучение их самостоятельности, а учителю помогут определить адекватность выбора методов, приемов, способов обучения.
| |