Использование икт на уроках литературы





Скачать 70.85 Kb.
НазваниеИспользование икт на уроках литературы
Дата публикации13.08.2014
Размер70.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 12 г.Пушкино

Использование ИКТ на уроках литературы

Учитель русского языка

и литературы В.П.Басова

2012 г.


 
Использование ИКТ на уроках литературы

 

Сегодня невозможно представить любой урок без использования информационно-коммукационных технологий обучения. Современный урок – это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность преподавателя и ученика, это урок, позволяющий быстро и мобильно использовать информационные технологии для объяснения или закрепления материала, изучаемого на уроке, это широкая возможность использования информационного поля, это средство общения с огромным количеством информации и систематизация этой информации, это урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться. Урок – это для системы образования социальный заказ общества.

Он обусловлен:

  • социально-психологическими потребностями общества,

  • уровнем его развития,

  • конкурентоспособностью его экономики,

  • развитием современных технологий,

  • нравственными и моральными ценностями этого общества.

Сегодня система образования нацелена на: получение твердых теоретических знаний практическое применение этих знаний ученик получает возможность выбирать приоритеты в образовании . Сегодня для того, чтобы быть профессионалом в вопросах экономики, информатики, искусства, литературы и многих других направлений, надо ежедневно перечитывать журналы и газеты, смотреть передачи, знакомиться с ресурсами Интернета, посещать библиотеки… Скорость прихода информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти навыки очень важны в жизни. Им можно и нужно обучать еще в школе на разных уроках, в том числе и на уроках литературы.

Передо мной, как перед учителем, стоят следующие задачи:

 Активизировать работу по внедрению методов ИКТ в образовательный процесс, а именно с помощью урока литературы

Систематизировать использование ИКТ в учебном процессе и внешкольных мероприятиях

 

Урок литературы и система использования ИКТ на этих уроках:

· Урок-лекция, обзорный урок, биографический урок, урок-экскурсия, урок-закрепление и т.д. (использование презентации, фото- и видеоматериалов, документов и т.п.). Использование электронных учебников. Использование Интернет-материалов. Использование компьютерных версий: «Библиотека Мошкова», «Подготовка к ЕГЭ», «Большой энциклопедический словарь Кирилла и Мефодия» и других. Самостоятельные творческие работы учащихся в форме презентации по теме урока. Подготовка тестов и других видов проверочных работ по литературе. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Одна из форм работы на уроке — заочная экскурсия. В процессе проведения заочного путешествия необходимо объединение таких элементов, как речь, зрительный ряд, музыкальное оформление. Демонстрация слайдов при помощи программы Power Point позволяет учителю по-новому организовать работу на таком уроке..
Урок - анализ текста художественного произведения, анализ лирического произведения Подготовка к сочинению. Создание письменной работы на уроке и работа с текстом (выводы оформляются учениками на уроке в компьютерном виде). Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником в изучении литературного произведения.

· Создание учителем-предметником электронного пособия, сайта, учебника. Планирование работы. Главные компоненты:

- Активный интерфейс: способы взаимодействия программы и ученика (вопросы, тесты, и т.п.).

- Графика: создание зрительных образов абстрактных объектов.

- Звуковые эффекты: например, для поощрения правильных ответов (могут быть включены или выключены пользователем).

- Гипертекст.

- Видеоэффекты.
· Урок-мастерская с использованием ИКТ. Уроки по развитию речи. Творческие конкурсы и олимпиады по литературе. На таких уроках возможно использование Интернет-ресурсов, быстро и оперативно использовать информацию, что повышает качество обучения на уроке и способствует эффективности урока.

· Внеурочная деятельность (экскурсии, лекции, интеллектуальные игры, игра «Автограф», литературные и литературно-музыкальные композиции): использование презентации, творческие работы учителя и учащихся (фотоальбом, видеосюжеты на DVD, создание папок с материалом по изучению материала, размещение отчетов о мероприятиях и работ учащихся на сайте школы, работа с экзаменационными билетами по предмету и т.д.)
· Внеклассная работа (проведение внеклассных мероприятий с использованием ИКТ).
· Подготовка учителя к уроку (работа в Интернете, подготовка компьютерных материалов и т.д.)

· Использование домашнего компьютера для выполнения различных заданий.

Основные требования к электронному домашнему заданию:

1. Домашнее задание может быть ориентировано на 2 (или 3) группы учащихся: слабые + средние (слабые + средние + сильные) или средние + сильные (слабые + средние + сильные).

 

Данная работа по использованию ИКТ в деятельности учителя и ученика позволяет решить следующие проблемы: Повышение информационной культуры учащихся. Развитие речи учащихся. Расширение читательского кругозора. Методическая разработка урока с использованием разных форм его проведения . Практические навыки по использованию ИКТ на разных предметах

Вовлечение учащихся в информационную среду, умение работать в ней, отбирать и систематизировать материал, использовать его в своей практической деятельности

Развитие творческих способностей учащихся, возможности моделирования примеров и текстов

Развитие умений и навыков учащихся по решению тестовых заданий и других видов работ, подготовка к единому государственному экзамену по литературе

Оперативность подачи информации Неограниченный доступ к информации (можно использовать столько информации, сколько необходимо для выполнения данного вида работы).

Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться:

Не как цель, а как еще один инструмент исследования

Как источник дополнительной информации по предмету

Как способ самоорганизации труда и самообразования

Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя

Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека

Как средство социализации ученика
Педагогические аспекты информационно-коммукационной деятельности на уроке литературы:

· Активизация познавательной деятельности учащихся

· Развитие речевой деятельности учащихся

· Стимулирование и развитие навыков самостоятельной и творческой работы

· Расширение читательского кругозора и овладение навыками анализа текста, развитие таких умений и навыков, как чтение, составление тезисов по теме, создание рефератов или конспектов по литературе, умение отбирать и систематизировать материал, умение выделять главное и развитие логических способностей учащихся

· Воспитание стремления к познанию, развитие поисковой деятельности учащегося

· Развивающий, обучающий, воспитывающий характер преподавания на уроке с использованием ИКТ

· Здоровьесберегающие технологии Основной формой в школе сегодня остается урок, и очень важно включить возможности Интернет-обеспечения и ИКТ в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, направленных на достижение целей образования.

Система работы учителя, безусловно, меняется в условиях использования информационно-коммуникационных технологий, здесь необходимо говорить об интеграции ИКТ с современными педагогическими технологиями:

-коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах (парах постоянного и сменного состава) и группах, учебный диалог, дискуссия);

-исследовательскими (ведущий метод - проблемное обучение, метод проектов; организационнная форма -совместный поиск решения проблемных ситуаций);

-игровыми (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия).

Решение данных задач требует определенных условий, необходимых для успешного сотрудничества с учителями-предметниками, среди них отмечу наиболее важные: Занятия должны проходить в компьютерном классе, где у каждого учителя должен быть современный персональный компьютер и мультимедийные средства Предоставление полного доступа к техническим средствам обучения Создание обстановки сотрудничества, доброжелательности

При необходимости - деление класса на группы и на подгруппы. Тогда (при этих условиях) будут выполнены задачи, стоящие перед современной школой: развитие личности ученика, удовлетворение познавательного интереса учащихся, обучение их самостоятельности, а учителю помогут определить адекватность выбора методов, приемов, способов обучения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование икт на уроках литературы iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Использование икт на уроках литературы iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Использование икт на уроках литературы iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Использование икт на уроках литературы iconПовышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт

Использование икт на уроках литературы icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Использование икт на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение опыта работы по теме «Использование икт на уроках русского языка и литературы» (во внеклассной деятельности)
Использование икт на уроках литературы iconИспользование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 9 классе
Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории...
Использование икт на уроках литературы iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
Использование икт на уроках литературы iconРабота с текстом и художественным фильмом на уроке литературы
Использование икт на уроках разных дисциплин даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный,...
Использование икт на уроках литературы iconУм «Использование цор на уроках литературы в школе»
Е. И. Хачикян, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы
Использование икт на уроках литературы iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Преимущества использования икт на занятиях по математике
Использование икт на уроках литературы iconРеферат. Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского...
Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского языка через использование икт
Использование икт на уроках литературы iconИспользование икт на уроках биологии в целях формирования ключевых компетенций обучающихся

Использование икт на уроках литературы iconДоклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
«Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
Использование икт на уроках литературы iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся
Использование икт на уроках литературы iconТема проекта «Использование икт на уроках чувашского языка и литературы,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск