Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы





Скачать 36.25 Kb.
НазваниеРабота с текстом и художественным фильмом на уроке литературы
Дата публикации06.09.2014
Размер36.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Русакова Лариса Львовна
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы

Использование ИКТ на уроках разных дисциплин даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала.

Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки литературы. Искусство слова, подкреплённое видеорядом, способствует лучшему усвоению учебного материала, определения своего взгляда на мир. Конечно, это разные виды искусства. Фильм помогает объёмнее представить произведение, сформировать своё отношение к прочитанному и увиденному.

Показ фильма - не иллюстрация произведения, не самоцель, поэтому к отбору кинематографического материала надо подходить ответственно.

Ю.Лотман в статье “Диалог с экраном” пишет, что “не зная алфавита, невозможно прочесть стихотворения. Кинограмота должна помочь читать фильм”. Это разумно начинать делать уже в начальной школе, где можно познакомить ребят с основами языка кино, ввести такие понятия, как: кадр, ракурс, монтаж и другие. Уже в этом возрасте показать разницу в восприятии научно-популярного, художественного и мультипликационного фильмов.

В пятом и шестом классах уже можно говорить об экранизации литературных произведений в целом.

Например, программа 5 класса включает в себя такие произведения, как:

А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”

А. Погорельский “Черная курица или подземные жители”

С.Я. Маршак “Двенадцать месяцев”

Эти произведения представлены в художественном и мультипликационных вариантах.

Просмотр фильмов поможет быстрее “достучаться” до наших детей, где не только слово, но и цвет, жесты, музыка, взгляд - все обращено к сердцу зрителя.

В средних классах также можно обратиться к экранизации. Практически все произведения можно увидеть на экране. Это и “Левша” Н.С. Лескова, и “Дубровский” А.С. Пушкина, “Тарас Бульба” Н.В. Гоголя и многие другие.

После просмотра важно обменяться впечатлениями, создать проблемную ситуацию, мотивирующую обращение к литературному источнику.

К счастью, и в старших классах, можно использовать прекрасные фильмы, снятые по произведениям наших классиков. Все знают такие киношедевры, как: «Война и мир» С. Бондарчука (10 класс), «Собачье сердце» В. Бортко (11 класс), «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого (9 класс) и многие другие. В фильмотеке Госкино есть произведения, экранизированные не один раз, например, «Идиот» Ф. Достоевского, фильм 1958 года, где главную роль князя Мышкина сыграл Юрий Яковлев и фильм 2003 года, где эту же роль исполняет Евгений Миронов. Какой выбрать фильм, зависит от учителя, его предпочтений. Просмотр фильма - это вдумчивое действо. На урок литературы в силу нехватки времени целесообразно отбирать какие-то фрагменты. Целиком фильм можно посмотреть на факультативных занятиях.

Важным моментом является подготовка к восприятию фильма, можно дать краткую справку о создателях, исполнителях главных ролей или предложить ученикам обратиться за справкой к электронным ресурсам. Перед просмотром следует поставить вопросы или дать задания. Например: такой ли вы представляли героиню Л.Н. Толстого Наташу Ростову? Произведения классиков, как правило, далеки от сегодняшнего дня, и визуальный ряд помогает глубже проникнуть в далёкие эпохи 18, 19 веков, 20 века, погрузиться в мир архитектуры, моды тех эпох.

После просмотра важно осмысление и оценка увиденного. Здесь нужно дать возможность высказаться каждому, кто хочет, услышать всех. Часто режиссерская трактовка приводит к новым эпизодам, персонажам. Это тоже повод для разговора. Так фильм «Тарас Бульба» открывается речью Тараса «Нет уз святее товарищества». Формулируем семиклассникам вопросы:

почему именно этот эпизод режиссёр В.Бортко вынес в начало фильма?

  • Почему эта сцена черно-белая?

  • Какого эпизода нет в книге?

Ребята могут найти эпизод, как казаки пишут письмо турецкому султану. Здесь мы выходим на межпредметные связи и рассматриваем картину И.Репина.

Отдельный разговор о музыкальном сопровождении фильмов. Так, учащиеся, просматривая фильм по произведению А. С. Пушкина «Метель», знакомятся с гениальной музыкой Г. Свиридова. На факультативах по литературе можно глубже проникнуть в ткань фильма, поговорить с ребятами об операторской работах, пластическом рисунке актерских работ и т.д.

Использование киноряда поможет и классному руководителю в проведении бесед, классных часов. Просмотр хорошего фильма может стать приглашением к разговору.

Литература и сетевые источники


  1. Рыжкова Т. Три «Золушки» // Газета "Литература", №12/2006, портал "Первое сентября" - http://lit.1september.ru/article.php?ID=200601215

  2. Петрова О. В. Кино на уроках литературы // Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования - http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/107-literature/1920-2012-11-30-17-25-45.html

  3. Камалова Л. Ф. Методика применения фильмов о композиторах на уроках музыкальной литературы в Детских музыкальных школах [Текст] / Л. Ф. Камалова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. , также на портале “Молодой ученый” - http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3167/

  4. Лотман Ю., Цивьян Ю. «Диалог с экраном», Таллинн, «Александра», 1994., также на сайте филологического факультета МГУ - http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/dialsekr.pdf

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение. Значение художественной литературы в жизни человека. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconЛитература Тема урока: Комплексная работа с текстом
...
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconО порядке сдачи зачёта по истории древнерусской литературы I курс в/о
Цель урока: закрепление изученного о древнерусской литературе, её жанрах; изложение истории открытия «Слова…» и событий, нашедших...
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconКонспект урока литературы Древнерусская литература фио смелова Надежда Германовна Место работы
Цель урока: закрепление изученного о древнерусской литературе, её жанрах; изложение истории открытия «Слова…» и событий, нашедших...
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconУрок развития речи. Работа с текстом. 6 класс. Автор: Никулина Г....
Психологический настрой на восприятие материала. Игровая ситуация. Работа в группах
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconВозможности работы с художественным текстом на уроках русского языка
Формирование языковой личности ученика – важнейшая задача обучения русскому языку в средней школе
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы и приемы, используемые на уроке: беседа, монолог, рассказ учителя, дискуссия, выразительное чтение, работа с текстом
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconХ. Андерсен «Снежная королева» (заключительный 8 урок)
Цель: Раскрытие понятия любви и верности при работе с художественным текстом. Формирование духовного мира учащихся, их нравственных...
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной...
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа с текстом, самостоятельная работа, устная работа. Плакаты, индивидуальные карточки
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconСеминар по теме «Работа с текстом. Составление сочинения-рассуждения»...
Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconПроектная работа на тему: «Методическая разработка урока биологии в 8 классе «Витамины»
Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным...
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические приемы: аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа, творческая работа
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconУрок чтения. 2 б класс. Смирнова Л. В. Тема: Эни Хогарт «Мафин и паук»
Ознакомить детей со сказкой Э. Хогарта «Мафин и паук»., отрабатывать навыки чтения, умение работать с художественным текстом, проводить...
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная...
Работа с текстом и художественным фильмом на уроке литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактические материалы по литературе предназначены в качестве дополнительного пособия учителям, ученикам средней школы и их родителям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск