Скачать 306.08 Kb.
|
Рецензент: Суранова М.К., главный методист по русскому языку и литературе ИУУ Козлова А.В., учитель русского языка и литературы, 1 категории, МОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа», 2006 Дидактические материалы по литературе предназначены в качестве дополнительного пособия учителям, ученикам средней школы и их родителям для индивидуальной работы. Пособие поможет школьникам научиться самостоятельно работать с художественным текстом. Содержание Предисловие………………………………………………………………… 3 6 класс 1. Древнерусская летопись………………………………………………….. 4 2. А.С.Пушкин «Метель»……………………………………………………. 4 3. М.Ю.Лермонтов «Тучи»………………………………………………….. 5 4. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»…………………………………... 5 5. Н.С.Лесков «Левша»……………………………………………………… 6 6. М.М.Пришвин «Кладовая солнца»………………………………………. 7 7. М.Зощенко «Галоша»……………………………………………………... 8 8. Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»…………………………… 8 9. В.Г.Распутин «Уроки французского»……………………………………. 9 10. Родная природа в стихах поэтов 20 века……………………………... 10 11. А.П.Платонов «Корова»………………………………………………... 10 7 класс 1. М.В.Ломоносов…………………………………………………………... 11 2. А.С.Пушкин «Медный всадник» ………………………………............. 12 3. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» …………... 13 4. Е.И.Носов «Кукла»………………………………………………………. 14 5. А.П.Чехов «Хамелеон»……………………….......................................... 14 6. А.М.Горький «Старуха Изергиль»……………………………………... 15 7. А.П.Платонов «Юшка»………………………………………………….. 16 8. И.А.Бунин «Цифры»…………………………………………………….. 17 9. А.Т.Твардовский «Братья»……………………………………………… 17 10. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади?» ……………………………… 18 11. Н.А.Некрасов «Русские женщины»…………………………………… 18 12. А.В.Вампилов «Свидание»…………………………………………….. 19 13. Д.С.Лихачев «Земля родная»………………………………………….. 19 14. Л.Н.Андреев «Кусака»…………………………………………………. 20 15. В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»………………… 21 16. Ю.Г.Казаков «Друзья познаются в беде»……………………………... 21 17. Л.Н.Толстой «Детство»………………………………………................ 22 18. Д.Олдридж «Последний дюйм» ………………………………………. 22 19. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»……………………………………………. 23 20. М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»……………………………………………………... 24 Предисловие В данном пособии представлены материалы, которые могут быть использованы для индивидуализированного обучения литературе. Комплект разработан в одном варианте с целью совершенствования знаний, умений, навыков учащихся и повышения интереса к литературе. Каждая тема, включенная в пособие, состоит из 3 частей (уровней), разработана на основе первоначального успеха. Уровень «3» – задания первого уровня сложности построены по принципу воспроизведения учебного материала, посильны каждому ученику. Уровень «4» – предусмотрены задания аналитического характера и на развитие умений. Уровень «5» – задания творческого характера с привлечением дополнительного материала, развивающие устную и письменную речь учащихся. Задания для самостоятельной работы составлены в соответствии с действующим учебником Коровиной В.Я. «Литература, 6 класс» и «Литература, 7 класс», - М.: Просвещение, 2003. Древнерусская летопись Уровень «3»
Уровень «4»
Уровень «5»
А.С.Пушкин. «Метель» Уровень «3»
Уровень «4»
Уровень «5»
4. Как вы думаете, почему автор рассказывает о прошлом Марьи Гавриловны лишь в конце повести? 5. Расскажите о композиционных особенностях повести. М.Ю.Лермонтов. «Тучи» Уровень «3» 1. Что вы мысленно представили, когда читали стихотворение? 2. Каким настроением проникнуто стихотворение? 3. Выучите стихотворение наизусть. Уровень «4» 1. Какие образы стихотворения навивают на вас грусть? 2. Чем отличаются настроения и чувства поэта в первом и втором четверостишиях? 3. Какая из возможных причин изгнания самая горькая для поэта? Почему? Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» Уровень «3»
Уровень «4»
Уровень «5»
Н.С.Лесков. «Левша» Уровень «3»
Уровень «4»
Уровень «5»
М.Пришвин «Кладовая солнца» Уровень «3»
Уровень «4»
Уровень «5»
М.Зощенко «Галоша», «Встреча» Уровень «3»
Кого и почему назвал автор «большим человеком»?
Уровень «4»
Уровень «5»
Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» Уровень «3»
Уровень «4»
Уровень «5»
В.Г.Распутин «Уроки французского» Уровень «3» 1. Прочитайте авторское вступление к рассказу и подумайте, что заставило Распутина написать его? 2. О чем говорится в рассказе «Уроки французского»? 3. Какие чувства испытали вы при чтении этого произведения? 4. Почему рассказ назван «Уроки французского»? Уровень «4» 1. Что вы узнали о жизни людей в послевоенное время, прочитав рассказ «Уроки французского»? 2. Чем современная школа отличается от той, которую описывает автор? 3. С чего началась самостоятельная жизнь героя рассказа? Какие испытания ожидали его? 4. Что вы можете рассказать о Лидии Михайловне и об ее отношении к главному герою? Уровень «5» 1. Найдите описание природы и попытайтесь определить, как связано оно (описание) с настроением героя? 2. Вспомните рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Что объединяет эти произведения? 3. Напишите небольшой рассказ о человеке, который бескорыстно делал добро? 4. Найдите дополнительный материал о жизни В.Распутина. Родная природа в стихотворениях поэтов XX века Уровень «3» 1. Подготовьте выразительное чтение стихотворений, вошедших в раздел «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» (с. 316-320). 2. Какое стихотворение понравилось вам больше всего и почему? 3. Выучите понравившееся стихотворение наизусть. Уровень «4» 1. Что объединяет прочитанные вами стихотворения А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой и Н.Рубцова? 2. Чем отличаются описания состояния природы разных поэтов? 3. Какими словами поэты выражают свою любовь к родной природе? Процитируйте. Уровень «5»
А.П.Платонов. «Корова» Уровень «3» 1 .Вспомните, как определяется жанр рассказа. 2. Прочитайте рассказ А.Платонова «Корова». 3. О чем размышляет автор в данном произведении? 4 .Как вы думаете, почему рассказ так называется? Можно ли назвать рассказ иначе? Уровень «4» 1. Какое впечатление произвел на вас Вася? Охарактеризуйте героя. 2. Прочитайте Васино сочинение. Как оно характеризует мальчика? 3. Что вы можете сказать о жизни мальчика, его мироощущениях? 4. Почему машинист хотел усыновить Васю? Уровень «5» 1. Какой смысл вкладывает автор в слова машиниста: «Он с малолетства уже полный человек, а у него еще все впереди ...»? 2. Прочитайте стихотворение С.Есенина «Песнь о собаке». Попытайтесь сравнить эти два произведения. Что объединяет эти разные по жанру произведения? 3. Найдите материал о жизни писателя А.Платонова. Михаил Васильевич Ломоносов Уровень «3»
Уровень «4»
|