Скачать 314.55 Kb.
|
УМ «Использование ЦОР на уроках литературы в школе».Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского Е.И. Хачикян, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы 032900 «Русский язык и литература» Учитель русского языка и литературы Теория и методика преподавания литературы 1. Цели учебного модуля Цель модуля заключается в том, чтобы обеспечить всестороннюю подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего глубокими теоретическими знаниями и высоким уровнем практической подготовленности, к использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в области преподавания литературы, обладающего соответствующими ключевой, базовой и специальной компетентностями. 2. Задачи учебного модуля
3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля В результате освоения модуля реализуются следующие задачи профессиональной подготовки студентов: - на уровне ключевых компетентностей: овладение общими знаниями в области применения информационных технологий, выработка системного подхода к освоению компьютерной информационной среды, формирование автономии образовательной и самообразовательной деятельности; - на уровне базовых компетентностей: развитие гибкого профессионального мышления и творческой активности, выработка системного подхода к решению задач преподавательской, научно-методической, воспитательной, культурно-просветительской профессиональной деятельности на основе усвоения необходимых стратегий; повышение личностного смысла профессионально-ориентированной учебной деятельности; - на уровне специальных компетентностей: формирование профессионально-методических навыков и умений в области информатизации образования; усвоение способов решения типовых профессионально-методических задач с использованием цифровых образовательных ресурсов; развитие способности управлять процессом овладения учащимися литературой с ориентацией на достижение комплексной цели обучения с учетом специфики предмета «литература». 4. Ожидаемые результаты освоения модуля Студенты, изучившие модуль, должны: знать: - концептуальные системы обучения методике преподавания литературы; возможности использования в учебном процессе современных информационных технологий; - основные модели решения методических задач на уроке литературы, задающие новый уровень наглядности и доступности при помощи ЦОР. уметь: - моделировать различные учебные ситуации с учётом активного использования ЦОР; - определять оптимальные средства обучения для классов различного уровня подготовки; - рационально использовать цифровые образовательные ресурсы в практике преподавания литературы. владеть навыками: - эффективного использования цифровых образовательных ресурсов как средства обучения литературе с учетом специфики учебного предмета; - интерпретации и анализа эпического, драматического и лирического произведения; - использования системных связей курса теории литературы на разных этапах литературного образования. иметь представление о: - концепции авторов используемых ЦОР применительно к обучению литературе; - методическом потенциале и возможных путях применения ЦОР в обучении литературе; - методической структуре серии уроков литературы с использованием ЦОР. 5. Инновационность комплекта УММ: 5.1. Инновационность по целям обучения Цели и задачи модуля описываются в логике компетентностного подхода к подготовке специалиста, в соответствии с которым специальная компетентность и соответствующие ей профессиональные задачи базируются на ключевых и базовых компетентностях, что обеспечивается релевантностью модуля в качестве составляющей курса методики преподавания литературы, межпредметными связями модуля, его интегрированным характером и ориентацией на широкое использование полученных студентами знаний/умений/навыков в будущей профессиональной деятельности. 5.2.Инновационность по содержанию обучения Содержанием обучения являются теоретические и оперативно-действенные элементы профессиональной компетентности преподавателя литературы, связанные с информатизацией образовательного пространства и ранее не входившие в курс «Теория и методика обучения литературе». Место модуля в рамках курса (7-й семестр) позволяет наиболее оптимально сочетать традиционное содержание курса и достижение целей и задач модуля. Фактологическая сторона содержания обучения базируется на наличии компьютерной информационной среды. 5.3.Инновационность по методам обучения Применяются информационные технологии с использованием операционных (знания, умения, навыки и способы умственных действий), диалогических и программированных методов обучения на основе усиления автономии студентов в освоении современного образовательного пространства. 5.4. Инновационность по формам обучения Обеспечивается оптимальным сочетанием групповых (лекции, практические занятия), индивидуальных форм работы и работы в малых группах (подготовка и презентация проектов) в условиях интенсивного усвоения содержания обучения за счет использования адекватных методов (см. п. 7.3.). 5.5.Инновационность по средствам обучения Обеспечивается интерактивностью используемых средств обучения, что достигается за счет технических свойств ЦОР модуля, выступающих в различных функциях: обучающего, рабочего инструмента деятельности, объекта усвоения, партнера, объекта моделирования. Рабочая программа 1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля
2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля 2.1. Лекционные занятия
2.2. Практикум 2.2.1. Практические занятия, семинары
2.2.2. Лабораторные занятия
2.2.3. Самостоятельная работа
3. Требования к обязательному минимуму содержания программы Краткое содержание лекционного материала дисциплины модуля отдельно по каждой теме. Лекция № 1. Тема: Новые информационные технологии при обучении литературе Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к фундаментализации, формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Важно отметить, что в таких условиях главной целью современного образования является обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями, развитие и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение учащихся суммой знаний, но и формирование современного мышления школьников, их познавательных способностей. В ходе реализации личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного подходов как факторов необходимости формирования ключевых компетенций (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) существенной проблемой является поиск разумного баланса между используемыми знаниевым и деятельностным подходами и определение потребностей системы образования в необходимых высокоэффективных средствах обучения. Важно понимать необходимость баланса между такими подходами, поскольку очевидна нецелесообразность опоры только на знаниевый подход с акцентом только на формирование системы знаний у учащихся, или, наоборот, с акцентом только на деятельностный подход в его ограниченном понимании, как обучение, направленное на формирование практических умений и навыков. Ведь взаимосвязь знаний и способов деятельности очевидна: с одной стороны, знания, в отрыве от деятельности, могут оставаться бесполезными, а, с другой стороны, деятельность невозможна без предмета деятельности, так как всякая деятельность протекает в некоторой среде, в некоторой области действительности. При этом реализация относительно новой методологии деятельностного подхода порождает потребность в традиционных «бумажных» и цифровых образовательных ресурсах, которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего преимущественно информационный характер и направленного в основном на исполнительскую деятельность, на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое. Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство ЦОР и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем контроля качества образования составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования. Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. Основные принципы информационных технологий:
Для активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и обеспечения существенного изменения качества образования, с одной стороны, и удобства их использования учителем в его профессиональной деятельности, с другой, необходимо наличие разнообразных системно-организованных цифровых ресурсов, соответствующих требованиям школы, предметов и программ обучения. Цифровые ресурсы должны быть удобно организованы в соответствии с используемыми учебными программами и учебниками, естественным образом дополнять используемые учебно-методические комплекты. Коллекции ЦОР должны формироваться по предметно-тематическому принципу и являться совокупностями элементарных информационных источников и источников сложной структуры. Примеры элементарных источников и источников сложной структуры приведены в таблице:
Основное назначение данного направления работ - это обеспечение учителей и учащихся набором инструментов для работы по созданию и редактированию цифровых ресурсов, например:
Основным принципом построения данного вида учебно-методических комплексов является разработка гипертекстовой структуры, в которой каждому пункту образовательного стандарта будет соответствовать определенный набор ЦОР и методических рекомендаций по их использованию. Работы должны включать:
Качественное изменение в образовании может быть достигнуто созданием инновационных комплексов, ориентированных на «открытую архитектуру» школы, на инновационные формы организации педагогического процесса, современные информационно-коммуникационные технологии и доступность громадных массивов ресурсов. Такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения. Информационные технологии предполагают использование новых форм образовательных технологий в учебном процессе для наиболее эффективного обучения. Эти технологии должны повысить эффективность образовательного процесса за счет:
Формы использования информационных технологий:
ЦОР по литературе – программа, специально смоделированная для обучения литературе. Компьютерные материалы для обучения литературе – любые программы, которые могут использоваться при обучении литературе, ориентированные на практические потребности пользователя (клавиатурные тренажеры, текстовые редакторы, редакторы презентаций и т. д.). ИКТ позволяют автоматизировать достаточно сложные тестовые задания:
Таким образом, возможности, предоставляемые современными цифровыми образовательными ресурсами, позволяют на качественно новом уровне организовать процесс обучения в школе. Преимущества этого подхода наиболее явно проявляются в тех случаях, когда речь идет о преподавании комбинированного курса, опирающегося на знания учащихся из различных областей. |
Использование икт на уроках литературы Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти... | Уроках математики Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми... | ||
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи | Использование цор на уроках английского языка Для сельских школ на сегодняшний день важной является проблема создания, распространения и внедрения в учебный процесс цифровых образовательных... | ||
Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 9 классе Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории... | ||
Методическая разработка использование технологии проектного обучения... Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой... | Карельский государственный педагогический университет «использование цор в организации процесса обучения математике в начальной школе» | ||
Доклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время» | Мбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы | ||
«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы | ||
Использование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка | Тема недели «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» | ||
«Использование цор, как активной формы работы на уроках информатики» Образовательные системы должны быть ориентированы на развитие интеллектуального потенциала, не только за счет овладения содержанием,... | «Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы» Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне |